Тема 12. Недостатки произношения j (йотацизм), «к»-«к’», «г»-«г’», «х»- «х’» (каппацизм, гаммацизм, хитизм). (2 часа/зач.ед.). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 12. Недостатки произношения j (йотацизм), «к»-«к’», «г»-«г’», «х»- «х’» (каппацизм, гаммацизм, хитизм). (2 часа/зач.ед.).



Цель темы: познакомить студентов с недостатками произношения j (йотацизм), «к»-«к’», «г»-«г’», «х»- «х’» (каппацизм, гаммацизм, хитизм) при дислалии.

Задачи темы: датьпредставления о характеристике артикуляционных укладов, искажениях и заменах фонем.

Содержание темы (теоретический материал)

Характеристика фонем. Описание правильного уклада орга­нов артикуляции. Отображение правильной и нарушенной артикуляции на артикуляционных профилях. Причины и варианты нарушений, проявляющи­еся в искажениях и заменах звуков.

Лабораторный практикум – не предусмотрен

Вопросы для самопроверки

1. Как называется дефект произношения звуков [к]-[к’]?

2. Как называется дефект произношения звуков [г]-[г’]?

3. Как называется дефект произношения звуков [х]-[х’]?

4. Чем отличается артикуляторный уклад звуков [к] и [к’]?

5. Какие дефекты характерны для звука [г]?

6. Какие дефекты характерны для звука [й]?

Литература

1. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., Владос, 2003.

2. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2000.

3. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М., 2006.

Тема 13. Приемы постановки j, «к»-«к’», «г»-«г’», «х»- «х’». (2 часа/зач.ед.).

Цель темы: познакомить студентов со способами постановки j, «к»-«к’», «г»-«г’», «х»- «х’».

Задачи темы: датьпредставления о методах, приемах и формах коррекционной работы при j, «к»-«к’», «г»-«г’», «х»- «х’».

Содержание темы (теоретический материал)

Артикуляционная гимнасти­ка, подготавливающая постановку звуков. Приемы исправления звуков. Развитие фонематического восприятия при заменах. Зак­репление коммуникативных умений и навыков.

Лабораторный практикум

1. По словесному описанию звуков определите слово: согласный, носовой, сонорный, смычно-проходной, губно-губной, твердый; гласный, среднего ряда, нижнего подъема; согласный, глухой, смычный, заднеязычный, ротовой, твердый.

2. Подобрать 5 игр и упражнений (1 с наглядным пособием) для автоматизации звуков [к], [г], [х], [й].

Вопросы для самопроверки

1. Опишите приемы постановки звука [г]?

2. Опишите приемы постановки звука [к]?

3. Какой звук служит основой для постановки звука [к]?

4. Где находится кончик языка при произношении звука [к]?

Литература

1. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., Владос, 2003.

2. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2000.

3. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М., 2006.

Тема 14. Дефекты озвончения и их исправление. (2 часа/зач.ед.).

Цель темы: познакомить студентов с недостатками произношения и способами постановки звонких звуков при дислалии.

Задачи темы: датьпредставления о характеристике артикуляционных укладов, искажениях и заменах звонких фонем.

Содержание темы (теоретический материал)

Характеристика артикуляции звонких фонем(«б», «д», «г» и др.).

Отображение правильной и нарушенной артикуляции на артикуляционных профилях. Причины нарушений. Последовательность и способы коррекции дефекта озвончения. Дифференциация звонких звуков с парными глухими.

Лабораторный практикум – не предусмотрен

Тема 15. Дефекты смягчения и их исправление. (2 часа/зач.ед.).

Цель темы: познакомить студентов с недостатками произношения и способами постановки твердых согласных звуков при дислалии.

Задачи темы: датьпредставления о характеристике артикуляционных укладов, искажениях и заменах твердых согласных фонем.

Содержание темы (теоретический материал)

Специфика дефекта смягчения. Причины нарушений. Приемы коррекции данного дефекта. Дифференциация твердых и мягких фонем.

Лабораторный практикум

1. Показать приемы коррекции дефекта озвончения и смягчения с помощью студентов группы.

2. Составить конспект фронтального занятия для учащихся 2 класса школы V вида (групповое задание):

- «Дифференциация б-п».

- «Дифференциация в – ф».

- «Дифференциация р – р’».

- «Дифференциация д – д’».

Вопросы для самопроверки

1. Объясните разницу в образовании твердых и мягких согласных звуков?

2. Каковы причины возникновения дефекта смягчения согласных звуков?

3. Опишите приемы коррекции недостатков твердости и мягкости согласных?

4. В какой звуковой последовательности следует корригировать дефект смягчения?

5. Сколько вариантов нарушения выделяется среди дефектов смягчения?

Литература

1. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 2004.

2. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М., 2006.

3. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2002, с. 164.

Тема 16. Методы обучения произношению звуков. Логопедические зонды и их применение. (2 часа/зач.ед.).

Цель темы: познакомить студентов с методами обучения произношению звуков и «механическими» способами их постановки.

Задачи темы: датьпредставления о аналитико-сентетическом, полисенсорном и концентрическом методах обучения произношению.

Содержание темы (теоретический материал)

Методы логопедического воздействия. Способы постановки звуков: механический, по подражанию, смешанный. Применение способов постановки звуков в зависимости от дефекта. Описание логопедических зондов. Приемы постановки звуков с помощью логопедических зондов: свистящих звуков, шипящих и сонорных звуков.

Лабораторный практикум

1. Составить таблицу «Методы обучения звукопроизношению»

Метод Пример реализации метода
аналитико-синтетический  
полисенсорный  
концентрический  

2. По словесному описанию звуков определите слово:

- согласный, ротовой, глухой, смычный, заднеязычный, твердый; гласный, нижнего подъема, среднего ряда;

- согласный, ротовой, сонорный, дрожащий, переднеязычный, твердый; гласный, нижнего подъема, среднего ряда.

Вопросы для самопроверки

1. Какой способ логопедического воздействия наиболее эффективен при постановке звука [р]?

2. С помощью, каких средств осуществляется механический способ постановки звуков?

3. Чем отличаются логопедические зонды от массажных?

4. Какими средствами можно заменить «шариковый» зонд, используемый для постановки звука [р]?

5. На каком этапе логопедической работы используются логопедические зонды?

6. В каких целях применяются массажные зонды?

7. При каких речевых нарушениях используются массажные зонды?

 

Литература

1. Ильякова Н.Е. Постановочные зонды в коррекции звукопроизношения.- М., 2005.

2. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., Владос, 2003.

3. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2000.

Тема 17. Индивидуальные занятия как основная форма работы над произношением. (2 часа/зач.ед.).

Цель темы: познакомить студентов с индивидуальными занятиями как основной формой работы над произношением.

Задачи темы: датьпредставления о характеристике артикуляционных укладов, искажениях и заменах твердых согласных фонем.

Содержание темы (теоретический материал)

Система планирования и проведения индивидуальной работы логопеда в условиях детского сада для детей с нарушениями речи. Анализ перспективных и текущих планов индивидуальных занятий с детьми с дислалией, ринолалией. Формулировка задач индивидуального занятия в соответствии с ведущими направлениями работы.

Лабораторный практикум

1. Разработать план и задачи индивидуального занятия для старшего дошкольного возраста на тему: «Автоматизация звука [з]».

2. По словесному описанию звуков, определите слово: согласный, ротовой, сонорный, смычно-проходной, боковой, переднеязычный, мягкий; гласный верхнего подъема, переднего ряда, нелабиализованный; согласный, ротовой, глухой, щелевой, переднеязычный, твердый; согласный, ротовой, глухой, смычный, переднеязычный, твердый.

Вопросы для самопроверки

1. Чем отличается подгрупповое занятие от индивидуального?

2. Почему индивидуальные занятия можно считать основной формой работы над произношением?

3. Какие требования необходимо соблюдать при определении темы, задач и содержания индивидуального занятия?

4. Определите задачи работы над произношением на индивидуальных занятиях?

5. Как учитываются результаты работы на индивидуальном занятии и как они оформляются?

Литература

1. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., Владос, 2003.

2. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2000.

3. Фомичева М.Ф. Воспитание правильного произношения. – М., 2002.

5.7. Соотнесения тем/разделов учебной дисциплины и формируемых



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 704; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.59 (0.018 с.)