Тема 2. Обследование звукопроизношения и фонематического восприятия. (2 часа/зач.ед.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Обследование звукопроизношения и фонематического восприятия. (2 часа/зач.ед.)



Цель темы: познакомить студентов с методикой обследования звукопроизношения и фонематического восприятия.

Задачи темы: изучить критерии и принципы диагностики, речевой и наглядный материал, необходимый для обследования.

Содержание темы (теоретический материал)

Принципы логопедического обследования. Организация обследования звукопроизношения и фонематического восприятия. Оборудование для обследования звукопроизношения и фонематического восприятия. Содержание звукопроизношения при изолированном произнесении, в словах, во фразах. Обследование фонематического восприятия с учетом сходности звуков по артикуляции или звучанию.

Лабораторный практикум

1. Решение педагогических ситуаций с целью постановки диагноза и формулировки логопедического заключения (по формам дислалии).

Педагогическая ситуация.

Ребенку 5.5 лет. Он обучается в старшей логопедической группе. В процессе промежуточного обследования у ребенка было выявлено недоразвитие фонематического слуха, что повлияло на нарушение звукопроизношения. Оно проявляется в неправильном произношении (искажении) звука [л]. Кроме этого, было выявлено нарушение в произношении шипящих звуков. Изолированно звук [ш] произносится правильно, но в слогах и особенно в словах отмечается замена [ш] на [с]. При этом отмечается боковое произношение.

Какая форма дислалии и вид нарушенного звукопроизношения наблюдается у ребенка? Как можно сформулировать логопедическое заключение? Составьте план работы к дальнейшему формированию звукопроизношения.

2. Обследовать одного ребенка с дислалией и заполнить протокол обследования звукопроизношения и фонематического восприятия.

Протокол обследования звукопроизношения

Фамилия, имя обследуемого -----------------------------------------

Дата обследования --------------------------------------------

Ф.И.О. проверяющего -----------------------------------------

Речевой материал для обследования звукопроизношения Речь обследуемого Примечания
Изолированное произношение    
Слоги    
Слова    
Фразы    

Итог:

Протокол обследования фонематических процессов

Фамилия, имя обследуемого -----------------------------------------

Дата обследования --------------------------------------------

Ф.И.О. проверяющего -----------------------------------------

Вид задания Примечания
   

 

Вопросы для самопроверки

9. Что такое диагностика?

10. Приведите примеры формулировки логопедического заключения при дислалии?

11. С какими речевыми нарушениями дислалия имеет сходство?

12. Дайте сравнительную характеристику моторной алалии и органической дислалии?

13. Каких две классификации речевых расстройств сочетаются при определении логопедического заключения?

14. Как воспитатель участвует в обследовании ребенка с дислалией?

15. Каково значение обследования звукопроизношения и фонематического восприятия для дальнейшей коррекционной работы?

16. Какое оборудование следует использовать для обследования фонематического восприятия?

17. Как можно зафиксировать результаты обследования звукопроизношения?

Литература

1. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2000. с.30.

2. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1980.

3. 2.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2000. с.30.

4. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии.- М., 1989.

 

Тема 3. Обследование моторики и приемы ее коррекции у детей с дислалией. (2 часа/зач.ед.)

Цель темы: познакомить студентов с методикой обследования моторики (артикуляционной, мелкой) и приемами ее коррекции у детей с дислалией.

Задачи темы: изучить строение органов артикуляции и возможные пробы, предъявляемые для их обследования.

Содержание темы (теоретический материал)

Научно-теоретические положения, лежащие в основе диагностического обследования детей с анатомическими деформациями при дислалии. Изучение строения органов артикуляции. Обследование мимической, артикуляционной и мелкой моторки. Теоретические основы обработки результатов обследования моторики. Приемы коррекции нарушений артикуляционной и мимической моторики у детей со звукопроизносительными расстройствами и анатомическими дефектами артикуляционного аппарата (массаж, миогимнастика).

Лабораторный практикум

1. Составить таблицу «Изучение строения органов артикуляции».

Части артикуляционного аппарата Приемы изучения Параметры изучения
     

 

Вопросы для самопроверки

1.Какие существуют приемы обследования артикуляционной моторики?

2. Назовите приемы обследования мимической моторики?

3. Какие параметры оцениваются при выполнении мимических и артикуляционных движений?

4. Какие зубные аномалии встречаются у детей и дислалией?

5. Перечислите аномалии прикуса?

6. Какие ученые занимались изучением моторики детей и ее связей с речевой деятельностью?

7. Каково значение диагностики аномалий зубочелюстной системы и ротовой полости?

Литература

1. Григоренко Н.Ю., Цыбульский С.А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции. – М., Книголюб, 2005, с. 43, 96.

Модуль №3. Методика коррекционной работы при дислалии (38ч. (зач.ед.).

 

Цель модуля – познакомить студентов с методикой коррекционной работы при функциональной и механической дислалии: этапами, методами и формами работы.

Задачи модуля:

¾ изучить этапы коррекционной работы при дислалии (организация, методы, приемы);

¾ сформировать у слушателей представления о способах коррекции дефектов звукопроизношения;

¾ определить важность профилактических мероприятий по предолению возникновения дислалии;

Методы преподавания

В процессе преподавания модуля «Методика коррекционной работы при дислалии» используются следующие методы:

¾ лекции;

¾ семинары, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекци­ях и сформулированные в домашних заданиях;

¾ тестирование;

¾ письменные и устные домашние задания;

¾ решение педагогических задач;

¾ кодирование научного текста;

¾ консультации;

¾ работа с электронным учебно-методическим комплексом.

 

Требования к результатам освоения модуля

В процессе освоения третьего модуля «Методика коррекционной работы при дислалии» студенты должны приобрести следующие знания и навыки:

¾ знает методику коррекционной работы при дислалии;

¾ знает специфику применения способов коррекции дефектов звукопроизношения;

¾ понимает взаимосвязь коррекционной работы при дефектах звукопроизношения и степень их выраженности;

Методы и средства оценивания уровня подготовки по модулю «Методика коррекционной работы при дислалии»

Текущая аттестация по модулю:

¾ работа на семинарах: участие в дискуссии, выступление с докладом;

¾ индивидуальные задания;

¾ работы с электронными УМК;

¾ самооценка.

Итоговая аттестация по модулю:

¾ тестирование;

¾ портфолио;

¾ коллоквиум - собеседование (зачет) с письменной фиксацией ответов студентов.

 

Темы модуля

 

Тема 1. Логопедическое воздействие при дислалии: подготовительный этап (2 часа/зач.ед.).

Цель темы: познакомить студентов с организацией и содержанием коррекционной работы при дислалии.

Задачи темы: датьпредставления о целях и задачахкоррекционной работы придислалии, изучить подготовительный этап.

Содержание темы (теоретический материал)

Эффективность логопедического воздействия при дислалии. Цель и задачи подготовительного этапа. Специфика решения задач в зависимости от формы дислалии. Содержание подготовительного этапа: формирование фонематического восприятия, артикуляционной базы. Артикуляционная гимнастика как метод формирования артикуляционной базы.

Лабораторный практикум

1. Составить таблицу «Этапы логопедического воздействия».

Цель этапа Задачи Содержание
     

2. Подобрать и оформить комплекс игр на: формирование фонематического слуха (не менее 5 игр);

· формирование фонематического слуха;

· формирование звукового анализа и синтеза.

Вопросы для самопроверки

1. Какими факторами определяется эффективность логопедического воздействия при дислалии?

2. Какова цель логопедического воздействия?

3. Назовите этапы коррекционной работы при дислалии?

4. Какие задачи можно решить на подготовительном этапе коррекционной работы при дислалии?

5. Какова продолжительность занятий при простой дислалии?

6. Чем отличается коррекционная работа при простой и сложной дислалии?

7. Чем отличается фонематический слух и фонематическое восприятие?

8. Каково содержание коррекционной работы на подготовительном этапе?

 

Литература

1. Дефектология. Словарь – справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. – М, 2007.

2. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., Владос, 2003.

3. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии.- М., 1989.

4. Фомичева М.Ф. Воспитание правильного произношения. – М., 2002.

5. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1995.

Тема 2. Артикуляционная гимнастика: её содержание и специфика (2 часа/зач.ед.).

Цель темы: познакомить студентов с методикой проведения артикуляционной гимнастики.

Задачи темы: датьпредставления о целях и задачахартикуляционной гимнастики, составляющих ее упражнениях.

Содержание темы (теоретический материал)

Роль гимнастики в коррекционно-логопедической работе. Методические указания к проведению гимнастики. Виды артикуляционных упражнений: упражнения для губ, языка, упражнения на стимуляцию движений нижней челюсти, упражнения для активизации мышц мягкого неба. Комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков, нарушенных при дислалии.

Лабораторный практикум

1. Подобрать наглядный материал для проведения артикуляционной гимнастики и выполнить артикуляционные упражнения перед зеркалом.

2. Составить таблицу «Артикуляционные упражнения для разных групп звуков»

Группа звуков Комплекс артикуляционных упражнений
   

3. Разработать методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики для правильного произношения шипящих звуков.

Вопросы для самопроверки

1. На каком этапе коррекционной работы проводится артикуляционная гимнастика?

2. Назовите методические указания к проведению артикуляционной гимнастики?

3. Каково значение артикуляционной гимнастики для коррекционной работы при дислалии?

4. Назовите виды артикуляционных упражнений?

5. Какие упражнения используются для стимуляции движений нижней челюсти?

6. Какие упражнения используются для активизации мышц мягкого неба?

7. Когда проводится артикуляционная гимнастика на логопедическом занятии?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 741; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.16.184 (0.025 с.)