Модуль №1. Исторический аспект возникновения дислалии. Классификация дислалии (12ч. (зач.ед.). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль №1. Исторический аспект возникновения дислалии. Классификация дислалии (12ч. (зач.ед.).



Цель модуля - дать представление о истории возникновения и изучения дислалии, познакомить с классификацией дислалии.

Задачи модуля:

¾ сформировать у студентов представления об историческом аспекте проблемы нарушения звукопроизношения у детей;

¾ изучить структуру периферического речевого аппарата;

¾ познакомить с формами и видами дислалии.

Методы преподавания

В процессе преподавания курса «Дислалия» используются следующие методы:

¾ лекции;

¾ семинары, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекци­ях и сформулированные в домашних заданиях;

¾ тестирование;

¾ письменные и устные домашние задания;

¾ решение педагогических задач;

¾ кодирование научного текста;

¾ консультации;

¾ работа с электронным учебно-методическим комплексом

 

Требования к результатам освоения модуля

В процессе освоения первого модуля «Исторический аспект возникновения дислалии. Классификация дислалии» студенты должны приобрести следующие знания и навыки:

¾ знает категориальный аппарат и основные проблемы дисциплины;

¾ знает разнообразие приемов и методов диагностики звукопроизношения;

¾ обосновывать выбор методики обследования с учетом формы дислалии;

¾ знать структуру артикуляционных укладов фонем русского языка;

¾ применять знания в области исследовательской и просветительской деятельности;

¾ сопоставлять результаты обследования звукопроизношения и фонематических процессов у лиц с ОВЗ с методикой коррекционной работы по коррекции дислалии.

Методы и средства оценивания уровня подготовки по модулю «Исторический аспект возникновения дислалии. Классификация дислалии»

Текущая аттестация по модулю:

¾ работа на семинарах: участие в дискуссии, выступление с докладом;

¾ работа на лабораторных занятиях;

¾ индивидуальные задания;

¾ самооценка.

Итоговая аттестация по модулю:

¾ тестирование;

¾ портфолио;

¾ коллоквиум - собеседование (зачет) с письменной фиксацией ответов студентов.

 

Темы модуля

 

Тема 1. Определение дислалии. Исторический аспект развития проблемы. (2 часа/зач.ед.)

Цель темы: познакомить студентов с категориальным аппаратом дисциплины, историей возникновения и изучения дислалии, сформировать представления о структуре периферического речевого аппарата.

Задачи темы: изучить этапы развития научных представлений о дислалии; охарактеризовать круг основных проблем диагностики, профилактики и коррекции дислалии.

Содержание темы (теоретический материал)

Трактовка понятия «дислалия» и исторические аспекты возникновения данного понятия. Проблемы диагностики, профилактики и коррекции дислалии. Виды функциональ­ной дислалии с учетом природы нарушения — фонематического или фонетическо­го, или их комбинаций. Понятие уровней нарушенного произношения в отечествен­ной и зарубежной логопедии.

 

Тема 2. Формы дислалии: механическая и функциональная. Виды дислалии (2 часа/зач.ед.).

Цель темы: познакомить с классификацией дислалий.

Задачи темы: изучить формы и виды дислалии.

Содержание темы (теоретический материал)

Функциональная и механическая дислалия: их причины и характеристика. Виды нарушенного звукопроизношения при функциональной дислалии (замена, смешение, искажение).

Ме­ханическая (органическая) дислалия. Анатомическая патология органов артикуляции — разнообразные нарушения зубочелюстной системы, смыкания губ, укорочение подъязычной связки. Харак­тер нарушений звукопроизношения и возможности логопедичес­кого воздействия при данной патологии. Простые и сложные дислалии.

Лабораторный практикум

1. Составить таблицу: «Виды дислалии по Б. М. Гриншпуну»

Вид дислалии Специфика дефекта звукопроизношения
   

2. Составить таблицу «Формы дислалии»

Форма дислалии Причины Отличительные особенности
     

 

Вопросы для самопроверки

1. Какие отделы речевого аппарата вы знаете?

2. Охарактеризуйте виды функциональной дислалии?

3. Назовите основные виды нарушений отдельных звуков?

4. С какими этапами соотносятся уровни нарушенного произношения, выделенные О. В. Правдиной?

5. Какие дефекты называются антропофоническими?

6. Какие дефекты называются фонологическими?

7. Кто выделил антропофонические и фонологические дефекты?

8. Кто выделил фонематические и фонетические дефекты?

9. Назовите виды дислалии с учетом нарушения психофизиологических механизмов, участвующих в осуществлении речевых процессов?

10. Что представляет собой дефект замены звуков?

11. При какой форме дислалии отмечается искаженное произношение звуков?

 

Литература

1. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., Владос, 2003.

2. Григоренко Н.Ю., Цыбульский С.А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции. – М., Книголюб, 2005.

3. Хрестоматия по логопедии / Пол ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова – М., 1997.

Модуль №2. Диагностика дислалии (21ч. (зач.ед.).

Цель модуля – познакомить студентов-логопедов с диагностикой дислалии.

Задачи модуля:

¾ сформировать у слушателей представления о принципах и этапах обследования детей с речевыми нарушениями;

¾ изучить методику обследования звукопроизношения и фонематического восприятия;

¾ дать представления об обследовании моторики у детей с дислалией и возможных методах коррекции;

Методы преподавания

В процессе преподавания модуля «Диагностика дислалии» используются следующие методы:

¾ лекции;

¾ семинары, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекци­ях и сформулированные в домашних заданиях;

¾ тестирование;

¾ письменные и устные домашние задания;

¾ решение педагогических задач;

¾ кодирование научного текста;

¾ консультации;

¾ работа с электронным учебно-методическим комплексом.

 

Требования к результатам освоения модуля

В процессе освоения второго модуля «Диагностика дислалии» студенты должны приобрести следующие знания и навыки:

¾ знает методику обследования детей с дислалией;

¾ умеет фиксировать результаты обследования в соответствующих документах (протокол обследования и речевая карта);

¾ дает обоснованную характеристику направлениям работы с учетом выявленных нарушений речи.

Методы и средства оценивания уровня подготовки по модулю «Диагностика дислалии»

Текущая аттестация по модулю:

¾ работа на семинарах: участие в дискуссии, выступление с докладом;

¾ индивидуальные задания;

¾ работы с электронными УМК;

¾ самооценка.

Итоговая аттестация по модулю:

¾ тестирование;

¾ портфолио;

¾ коллоквиум - собеседование (зачет) с письменной фиксацией ответов студентов.

Темы модуля

 

Тема 1. Общие основы диагностики дислалии. (2 часа/зач.ед.)

Цель темы: познакомить студентов с организационными вопросами диагностики дислалии.

Задачи темы: изучить критерии и принципы диагностики, этапы планирования обследования.

Содержание темы (теоретический материал)

Значение диагностики речевого нарушения. Этапы диагностического обследования. Схема обследования детей с дислалией: разделы обследования и их характеристика. Данные о развитии речи в норме и патологии. Формулировка логопедического заключения. Дифференциальная диагностика дислалии от сходных с ней речевых нарушений.

Вопросы для самопроверки

1. Приведите примеры формулировки логопедического заключения при дислалии?

2. С какими речевыми нарушениями дислалия имеет сходство?

3. Дайте сравнительную характеристику моторной алалии и органической дислалии?

4. Каких две классификации речевых расстройств сочетаются при определении логопедического заключения?

5. Как воспитатель участвует в обследовании ребенка с дислалией?

6. Каково значение обследования звукопроизношения и фонематического восприятия для дальнейшей коррекционной работы?

7. Какое оборудование следует использовать для обследования фонематического восприятия?

8. Как можно зафиксировать результаты обследования звукопроизношения?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 646; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.015 с.)