Милостью Вьясы я услышал эту сокровеннейшую беседу непосредственно от повелителя всего мистицизма, Кришны, лично говорившего с Арджуной. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Милостью Вьясы я услышал эту сокровеннейшую беседу непосредственно от повелителя всего мистицизма, Кришны, лично говорившего с Арджуной.



 

КОММЕНТАРИЙ

 

Вьяса был духовным учителем Саньджаи, и Саньджая признаёт, что именно его милостью он смог постичь Верховную Личность Бога. Это означает, что не нужно пытаться понять Кришну напрямую, но лишь через посредство духовного учителя. Духовный учитель является прозрачной средой, и ученик на самом деле получает непосредственный опыт. Таково таинство ученической преемственности. Если духовный учитель истинный, то человек может услышать «Бхагавад-гиту» непосредственно, как услышал её Арджуна. На свете существует множество мистиков и йогов, но Кришна является повелителем всех систем йоги. Наставление Кришны ясно сформулировано в «Бхагавад-гите»: предаться Кришне. Поступающий таким образом является высшим йогом. Подтверждение этому даётся в последнем стихе шестой главы. Йогинам апи сарвешам.

Нарада является прямым учеником Кришны и духовным учителем Вьясы. Поэтому Вьяса такой же истинный последователь, как и Арджуна, ибо он принадлежит к ученической преемственности, а Саньджая — прямой ученик Вьясы. Поэтому милостью Вьясы его чувства были очищены, и он мог непосредственно видеть и слышать Кришну. Тот, кто непосредственно слышит Кришну, может понять это сокровенное знание. Если человек не обращается к ученической преемственности, он не может услышать Кришну, поэтому его знание всегда несовершенно, по крайней мере в отношении понимания «Бхагавад-гиты».

В «Бхагавад-гите» объясняются все системы йоги: карма-йога, гьяна-йога и бхакти-йога. И Кришна является повелителем всего мистицизма. Однако следует уяснить себе, что, подобно Арджуне, который получил возможность постичь Кришну непосредственно, Саньджая достиг того же милостью Вьясы. В действительности нет разницы между тем, слушает ли человек Кришну непосредственно или через истинного духовного учителя, подобного Вьясе. Духовный учитель является представителем Вьясадевы. Согласно ведической традиции, в день рождения духовного учителя его ученики проводят церемонию, которая называется Вьяса-пуджей.

 

ТЕКСТ 76



раджан самсмртйа самсмртйа

самвадам имам адбхутам

кешаварджунайох пунйам

хршйами ча мухур мухух

раджан — о царь; самсмртйа — вспоминая; самсмртйа — вспоминая; самвадам — послание; имам — это; адбхутам — удивительное; кешава — Господь Кришна; арджунайох — и Арджуна; пунйам — благочестивый; хршйами — я получаю удовольствие; ча — также; мухух мухух — снова и снова.

 

ПЕРЕВОД

 

О царь, когда я снова и снова вспоминаю этот удивительный, священный диалог между Кришной и Арджуной, я испытываю наслаждение и трепет каждое мгновение.

КОММЕНТАРИЙ

 

Постижение «Бхагавад-гиты» — настолько трансцендентный процесс, что всякий, кто знакомится с содержанием беседы Кришны и Арджуны, становится праведником и уже не может забыть этот разговор. Таково трансцендентное положение духовной жизни. Иначе говоря, тот, кто слушает «Гиту» из истинного источника, непосредственно от Кришны, полностью погружается в сознание Кришны. Благодаря сознанию Кришны человек становится всё более и более просветлённым, он наслаждается жизнью и испытывает трепет восторга, и не только иногда, а каждое мгновение.

 

ТЕКСТ 77



тач ча самсмртйа самсмртйа

рупам атй-адбхутам харех

висмайо ме махан раджан

хршйами ча пунах пунах

тат — ту; ча — также; самсмртйа — помня; самсмртйа — помня; рупам — форму; ати — очень; адбхутам — удивительную; харех — Господа Кришны; висмайах — чудо; ме — моё; махан — великое; раджан — о царь; хршйами — я наслаждаюсь; ча — также; пунах пунах — снова и снова.

 

ПЕРЕВОД

 

О царь, когда я вспоминаю чудесный образ Господа Кришны, меня охватывает ещё больший восторг, и я ликую вновь и вновь.

 

КОММЕНТАРИЙ

 

Оказалось, что Саньджая милостью Вьясы также имел возможность увидеть вселенскую форму Кришны, явленную Арджуне. Конечно, как уже было сказано, Господь Кришна никогда прежде не являл такую форму. Она была явлена только Арджуне, и всё же некоторые великие преданные тоже могли созерцать вселенскую форму Кришны, когда Он показал её Арджуне, и Вьяса был одним из них. Вьяса — один из великих преданных Господа, и считается могущественным воплощением Кришны. Вьяса открыл это видение своему ученику Саньджае, который много раз наслаждался воспоминанием о чудесном образе Кришны, явленном Арджуне.

 

ТЕКСТ 78



йатра йогешварах кришно

йатра партхо дханур-дхарах

татра шрир виджайо бхутир

дхрува нитир матир мама

йатра — где; йогешварах — владыка мистицизма; кршнах — Господь Кришна; йатра — где; партхах — сын Притхи; дханур-дхарах — носитель лука и стрел; татра — там; шрих — богатство; виджайах — победа; бхутих — исключительная сила; дхрува — непременно; нитих — нравственность; матих мама — моё мнение.

 

ПЕРЕВОД

 

Где бы ни присутствовал Кришна, повелитель всех мистиков, и где бы ни находился Арджуна, непревзойдённый лучник, там непременно будет изобилие, победа, необычайная сила и нравственность. Таково моё мнение.

КОММЕНТАРИЙ

 

«Бхагавад-гита» началась с вопросов Дхритараштры. Царь надеялся на победу своих сыновей, на стороне которых сражались такие великие воины, как Бхишма, Дрона и Карна. Он надеялся, что победа будет на его стороне. Однако, описав события на поле битвы, Саньджая сказал царю: «Ты думаешь о победе, но моё заключение таково, что там, где присутствуют Кришна и Арджуна, всегда будет удача». Он прямо заявил Дхритараштре, что тому нечего ожидать своей победы. Победа обеспечена стороне Арджуны, ибо там был Кришна. Тот факт, что Кришна взял на себя обязанности колесничего Арджуны, свидетельствует ещё об одном из Его божественных достоинств. Кришна сполна обладает всеми божественными достояниями, и одно из них — отречение. Имеется множество примеров такого отречения, ибо Кришна — высший повелитель отречения.

В действительности битва велась между Дурьодханой и Юдхиштхирой. Арджуна сражался на стороне своего старшего брата, Юдхиштхиры. Победа Юдхиштхиры была предопределена, ибо на его стороне сражались Кришна и Арджуна. Исход сражения должен был решить, кто станет правителем мира, и Саньджая предсказал, что власть перейдет к Юдхиштхире. Здесь также предсказано, что после победы в этом сражении Юдхиштхире будет сопутствовать всевозрастающее процветание, потому что он был не только праведным и благочестивым царём, но и человеком строгой морали. За всю свою жизнь он ни разу не солгал.

Многие недалёкие люди воспринимают «Бхагавад-гиту» лишь как обсуждение некоторых вопросов между двумя товарищами на поле боя, но такая книга не могла бы стать писанием. Некоторых возмущает, что Кришна побуждал Арджуну сражаться, что, по их мнению, безнравственно, однако истинное положение вещей ясно выражено в утверждении: «Бхагавад-гита» — высшее учение о нравственности. Этот высший нравственный завет выражен в тридцать четвёртом стихе девятой главы, где сказано: ман-мана бхава мад-бхактаха. Человек должен стать преданным Кришны, так как высшая суть религии заключается в том, чтобы предаться Кришне, сарва-дхарман. Наставления «Бхагавад-гиты» устанавливают наивысший процесс религии и нравственности. Все другие пути, возможно, и ведут к очищению и, в конечном счёте, к этому процессу, но последнее наставление «Гиты» — предайся Кришне — является последним словом в вопросах морали и религии. Таков вердикт восемнадцатой главы.

Из «Бхагавад-гиты» мы узнаём, что самоосознание посредством философских спекуляций и процесса медитации является одним из процессов, но высочайшее совершенство заключается в том, чтобы полностью предаться Кришне. В этом суть учения «Бхагавад-гиты». Путь соблюдения регулирующих принципов в соответствии с укладами социальной жизни и в рамках различных религиозных направлений может являться сокровенным путём знания в той мере, насколько сокровенны эти религиозные ритуалы, но по-прежнему связан с медитацией и накоплением знаний. Вручение себя Кришне и преданное служение с полным сосредоточением своего сознания на Кришне является самым сокровенным наставлением и сутью восемнадцатой главы.

Ещё один аспект «Бхагавад-гиты» состоит в том, что высшей истиной является Верховная Личность Бога, Кришна. Абсолютная Истина постигается в трёх аспектах: имперсонального Брахмана, Параматмы, находящейся в сердце и Верховной Личности Бога, Кришны. Совершенное знание об Абсолютной Истине означает совершенное знание о Кришне. Если человек понимает Кришну, то все остальные разделы знания являются неотъемлемыми частями этого понимания. Кришна трансцендентен, ибо Он всегда пребывает в Своей вечной внутренней энергии. Живые существа — проявление Его энергии, они подразделяются на две категории: вечно обусловленные и вечно освобождённые. Таких живых существ бесчисленное множество, и они считаются неотъемлемыми частицами Кришны. Материальная энергия проявляется в виде двадцати четырех начал. Творение создаётся и разрушается внешней энергией под влиянием вечного времени. Это проявление космического мира снова и снова становится то видимым, то невидимым.

Пять основных тем являлись предметом обсуждения в «Бхагавад-гите»: Верховная Личность Бога, материальная природа, живые существа, вечное время и различные виды деятельности. Всё это подчинено Верховной Личности Бога, Кришне. Все концепции Абсолютной Истины, а именно имперсональный Брахман, Параматма, находящаяся в сердце, и какие-либо иные трансцендентные концепции, существуют в категории постижения Верховной Личности Бога. Хотя на первый взгляд может показаться, что Верховная Личность Бога, живые существа, материальная природа и время различаются между собой, на самом деле ничто не отлично от Верховного Господа. Однако Господь отличен от всего. Суть философии Господа Чайтаньи в «непостижимом единстве и отличии». Эта философская система является совершенным знанием об Абсолютной Истине.

Живое существо в своем изначальном положении есть чистый дух. Оно подобно атомарной частице Высшего Духа. Однако обусловленное живое существо относится к пограничной энергии Господа, так как оно склонно взаимодействовать и с материальной энергией, и с духовной. Иными словами, живое существо занимает положение между двумя энергиями Господа, и поскольку оно принадлежит к Его высшей энергии, то обладает частичной независимостью. Пользуясь своей независимостью надлежащим образом, живое существо соглашается действовать под непосредственным руководством Кришны. Так оно достигает своего нормального состояния, попадая в сферу энергии, дарующей блаженство.

Так заканчиваются комментарии Бхактиведанты к восемнадцатой, заключительной главе «Шримад-Бхагавад-гиты», которая называется «Совершенство отречения».

Арджуна сказал: Ты - Верховный Брахман, конечная, высшая обитель, чистейшая, Абсолютная Истина. Ты - вечная, божественная личность. Ты изначальный Бог, трансцендентный и истинный, Ты - нерождённый, и всепроникающая красота. Все великие мудрецы, такие, как Нарада, Асита, Девала и Вьяса, провозглашают эту истину о Тебе, и теперь Ты Сам объявляешь это мне. (Глава 10 Текст 12-13)

 

Знай, что все прекрасные, прославленные и могущественные создания являются лишь из искры Моего великолепия. (Глава 10 Текст 41)

 

Благословенный Господь сказал: О мой дорогой Арджуна, О сын Притхи, созерцай же теперь Моё великолепие, сотни тысяч разнообразных божественных форм, многоцветием подобных океану. (Глава 11 Текст 5)

 

Сказав это Арджуне, Верховная Личность Бога, Кришна, показал Свою истинную четырёхрукую форму и, наконец, Он явил ему Свою двурукую форму, ободрив таким образом исполненного страхом Арджуну. (Глава 11 Текст 50)

 

Но того, кто поклоняется Мне, посвящая Мне всю свою деятельность, и, будучи непоколебимо предан Мне, занимается преданным служением, всегда размышляя обо Мне, и сосредотачивая на Мне свой ум, О сын Притхи, его Я без промедления вызволю из океана рождения и смерти. (Глава 12 Текст 6-7)

 

Три гуны материальной природы

 

Верховный Господь сказал: Есть дерево баньян, корни которого устремлены вверх, а ветви вниз, и его листья - ведические гимны. Тот, кто познаёт это дерево, постигает Веды. (Глава 15 Текст 1)

 

Духовный и материальный миры

 

В материальном мире живое существо переносит свои представления о жизни, подобно тому, как воздух переносит запахи. (Глава 15 Текст 8)

 

Божественные и демонические натуры

 

Потакая ненасытному вожделению, опьянённые гордостью и чувством ложного престижа, демоны пребывают в плену иллюзии и, очарованные преходящим, всегда занимаются нечистой деятельностью. (Глава 16 Текст 10)

 

Люди в благости поклоняются полубогам; те, кто находится в страсти, поклоняются демонам; а люди, находящиеся в невежестве поклоняются приведениям и духам. (Глава 17 Текст 4)

 

О могучерукий Арджуна, узнай от Меня о пяти факторах, способствующих совершению всех действий. Философия санкхьи описывает их как: место действия, исполнитель, чувства, разнообразные усилия и, в конечном счёте, Сверхдуша. (Глава 18 Текст 13-14)

 

Брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры отличаются друг от друга своими профессиональными качествами, различающимися в соответствии с тремя гунами материальной природы, О покоритель врагов. (Глава 18 Текст 41)

 

Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, поклоняйся Мне и оказывай Мне почтение. Так ты непременно придёшь ко Мне. Я обещаю тебе это, ибо ты - Мой самый дорогой друг. (Глава 18 Текст 65)

 

Где бы ни присутствовал Кришна, повелитель всех мистиков, и где бы ни находился Арджуна, великий лучник, там непременно будет изобилие, победа, необычайная сила и нравственность. (Глава 18 Текст 78)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.052 с.)