О завоеватель богатств, арджуна, выслушал ли ты Меня внимательно, с сосредоточением ума. Рассеялась ли окутавшая тебя пелена невежества и иллюзий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О завоеватель богатств, арджуна, выслушал ли ты Меня внимательно, с сосредоточением ума. Рассеялась ли окутавшая тебя пелена невежества и иллюзий.



 

КОММЕНТАРИЙ

 

Господь выступал в роли духовного учителя Арджуны, и поэтому Его долгом было выяснить, понял ли Арджуна «Бхагавад-гиту» должным образом. В противном случае Господь готов был вновь объяснить любое положение или же всю «Бхагавад-гиту», если это потребуется. В действительности, каждый, кто услышит «Бхагавад-гиту» от истинного духовного учителя, такого, как Кришна, или от Его представителя, обнаружит, что всё его невежество рассеялось. «Бхагавад-гита» — это не простая книга, написанная поэтом или писателем; она была поведана Самим Верховным Господом. Любой человек, если ему посчастливится услышать это учение от Кришны или же от Его истинного духовного представителя, непременно получит освобождение и выйдет из тьмы неведения.

 

ТЕКСТ 73


 

арджуна увача

нашто мохах смртир лабдха

тват-прасадан майачйута

стхито ’сми гата-сандехах

каришйе вачанам тава

 

арджунах увача — Арджуна сказал; наштах — рассеилась; мохах — иллюзия; смртих — память; лабдха — восстановлена; тват-прасадат — Твоей милостью; майа — мной; ачйута — о непогрешимый Кришна; стхитах — расположенный; асми — я есть; гата — убраны; сандехах — все сомнения; каришйе — я буду исполнять; вачанам — приказ; тава — Твой.

 

ПЕРЕВОД

 

Арджуна сказал: Дорогой Кришна, о непогрешимый, моя иллюзия теперь исчезла, и Твоей милостью ко мне вернулась память. Сомнения покинули меня, и я преисполнен решимости действовать так, как Ты велишь.

 

КОММЕНТАРИЙ

 

Естественное состояние живого существа, как показывает пример Арджуны, заключается в том, чтобы действовать по указаниям Верховного Господа. Предназначение человека состоит в обуздании своей натуры. Шри Чайтанья Махапрабху говорит, что истинным состоянием живого существа является вечное служение Верховному Господу. Забывая это положение, живое существо обусловливается материальной природой, но, служа Верховному Господу, оно становится освобождённым слугой Бога. Положение слуги естественно для живого существа. Либо оно служит иллюзорной майе, либо — Верховному Господу. Если оно служит Верховному Господу, оно находится в своём нормальном состоянии, но если оно предпочитает служить иллюзорной, внешней энергии, то неминуемо попадает в рабство. Пребывая в иллюзии, живое существо служит в этом материальном мире. Оно скованно собственной похотью и желаниями, но несмотря на это считает себя властелином мира. Это называется иллюзией. Когда человек освобождён, его иллюзии исчезают, и он добровольно вручает себя Всевышнему и действует в соответствии с Его желаниями. Последняя иллюзия, последняя западня майи, в которую может попасться живое существо, заключается в утверждении, что оно — Бог. Живое существо уже не считает себя обусловленной душой, оно считает себя Богом. Оно настолько неразумно, что не понимает: если бы оно было Богом, то разве оно оказалось бы в плену сомнений? Это не принимается во внимание. Итак, это последняя уловка иллюзии. В действительности, освободиться от иллюзорной энергии — значит постичь Кришну, Верховную Личность Бога, и согласиться действовать по Его повелению. Очень важным является употреблённое в этом стихе слово мохах. Мохах относится к тому, что противоположно знанию. Фактически, истинное знание заключается в понимании, что каждое живое существо является вечным слугой Господа, но вместо того чтобы думать о себе подобным образом, живое существо считает себя не слугой, а хозяином этого материального мира, ибо желает властвовать над материальной природой. Такова его иллюзия. Эту иллюзию можно преодолеть милостью Господа или же милостью чистого преданного. Когда иллюзия исчезает, человек соглашается действовать в сознании Кришны.

Сознание Кришны — это деятельность в соответствии с указанием Кришны. Обусловленная душа, ввергнутая в заблуждение внешней энергией материи, не знает, что только Верховный Господь является властелином, исполненным знания, и Ему принадлежит всё. Он может одарить Своих преданных всем, чем пожелает; Он — друг каждого, но особенно Он благоволит к Своим преданным. Он управляет этой материальной природой и всеми живыми существами. Кроме того, Он повелевает неистощимым временем, и Он исполнен всех богатств и всего могущества. Верховная Личность Бога может даже отдать Себя Своему преданному. Тот, кто не знает Его, — зачарован иллюзией; такой человек не становится преданным Господа, а служит майе. Однако Арджуна, выслушав «Бхагавад-гиту» от Верховной Личности Бога, полностью освободился от иллюзии. Он понял, что Кришна — не только его друг, но и Верховная Личность Бога. Он воистину осознал Кришну. Таким образом, изучение «Бхагавад-гиты» подразумевает постижение реального положения Кришны. Когда человек обладает полным знанием, он естественным образом предаётся Кришне. Когда Арджуна понял, что план Кришны — приостановить излишний прирост населения, он согласился сражаться, подчинив себя Его желанию. Он снова взял своё оружие — лук и стрелы, чтобы сражаться по приказу Верховной Личности Бога.

 

ТЕКСТ 74



санджая увача

итй ахам васудевасйа

партхасйа ча махатманах

самвадам имам ашраушам

адбхутам рома-харшанам

санджая увача — Саньджая сказал; ити — таким образом; ахам — я; васудевасйа — Кришны; партхасйа — Арджуны; ча — также; махатманах — двух великих душ; самвадам — обсуждение; имам — это; ашраушам — услышал; адбхутам — чудесное; рома-харшанам — с волосами, вставшими дыбом.

 

ПЕРЕВОД

 

Саньджая сказал: Так я внимал беседе двух великих душКришны и Арджуны. И столь удивительно то, что я услышал, что волосы у меня встают дыбом.

КОММЕНТАРИЙ

 

В начале «Бхагавад-гиты» Дхритараштра спросил у своего секретаря Саньджаи: «Что происходит на поле битвы Курукшетра?» Вся «Бхагавад-гита» открылась в сердце Саньджаи по милости его духовного учителя, Вьясы, и таким образом он смог объяснить суть происходящего на поле сражения. Эта беседа была поистине чудесной, ибо никогда ранее между двумя великими душами не происходил столь важный разговор и никогда больше не произойдёт в будущем. Чудо этого диалога в том, что в нём Верховная Личность Бога рассказывает о Себе Самом и о Своих энергиях живому существу, Арджуне, великому преданному Господа. Если мы, стремясь постичь Кришну, последуем по пути Арджуны, наша жизнь станет счастливой и успешной. Саньджая осознал это, и по мере своего постижения он излагал эту беседу Дхритараштре. Из этого можно сделать вывод: там, где Кришна и Арджуна, — там всегда будет победа.

 

ТЕКСТ 75



вйаса-прасада чхрутаван

этад гухйам ахам парам

йогам йогешварат кршнат

сакшат катхайатах свайам

вйаса-прасада — милостью Вьясадевы; шрутаван — услышал; этат — это; гухйам — сокровенное; ахам — я; парам — высший; йогам — мистицизм; йогешварат — от владыки всего мистицизма; кршнат — от Кришны; сакшат — непосредственно; катхайатах — говоря; свайам — лично.

 

ПЕРЕВОД

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.95.38 (0.009 с.)