Л.С Выготский. Проблема возраста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Л.С Выготский. Проблема возраста.



Проблема возрастной периодизации детского развития.

Только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать надежное основание для определения главных эпох построения личности ребенка, которые мы называет возрастами. Все теории детского развития могут быть ведены к двум основным концепциям:

Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данной период.

Но одного этого недостаточно для научной периодизации детского развития. Необходимо учитывать еще его динамику, динамику переходов от одного возраста к другому.

В относительно устойчивые, или стабильные возрасты развитие совершается главным образом за счет микроскопических изменений личности ребенка, которые, накапливаясь до известного предела, затем скачкообразно обнаруживаются в виде какого-либо возрастного новообразования. Такими стабильными периодами занята, если судить чисто хронологически, большая часть детства.

Кризисы. В этих периодах на протяжении относительно короткого времени (несколько месяцев, год, или самое большое, два) сосредоточены резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка. Ребенок в очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это поворотные пункты в детском развитии, принимающем иногда форму острого кризиса.

В переломные моменты развития ребенок становится относительно трудновоспитуемым вследствие того, что изменение педагогической системы, применяемой к ребенку, не поспевает за быстрыми изменениями его личности.

Возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Переход к новому возрасту всегда ознаменован закатом прежнего возраста.

Установлено, что если кризис в силу каких-либо причин протекает вяло и невыразительно, то это приводит к глубокой задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности ребенка в последующем возрасте.

Основным критерием деления детского развития на отдельные возрасты в нашей схеме должны служить новообразования. Последовательность возрастных периодов должна в этой схеме определяться чередованием стабильных и критических периодов.

Стабильные возрасты имеют ясно выраженное двухчленное строение и распадаются на две стадии - первую и вторую. Критические возрасты имеют ясно выраженное трехчленное строение и складываются из трех связанных между собой литическими переходами фаз: предкритической, критической и посткритической.

Проблема возраста и динамика развития.

Паспортный возраст ребенка не может служить надежным критерием для установления реального уровня его развития.

Определение реального уровня развития - насущнейшая и необходимая задача при решении всякого практического вопроса воспитания и обучения ребенка.

Определение не созревших на сегодняшний день, но находящийся в периоде созревания процессов и составляет задачу диагностики развития. Эта задача решается нахождением зоны ближайшего развития.

Исследуя, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня.

Определение актуального уровня развития и зоны ближайшего развития составляет вместе то, что принято называть нормативной возрастной диагностикой. Ее задача - выяснение с помощью возрастных норм, или стандартов, данного состояния развития, характеризуемого как со стороны созревшего, так и несозревшего процесса.

Законы формирования ВПФ

Л. С. Выготский установил четыре основные закономерности или особенности детского развития.

1. «Метаморфозы» (преобразования) в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь качественных измене­ний, превращений одной формы в другую. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом. Ребенок – это не маленький взрослый, он качественно другой. Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Основные признаки развития: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента, появление новых сторон, новых элементов в самом развитии, перестройка связей между сторонами объекта.

2. Закон сложной организации во времени (цикличности), согласно которому детское развитие имеет свой ритм, не совпадающий с ритмом и темпом реальной жизни. Развитие имеет сложную организацию во времени. Ценность каждого года или месяца жизни ребенка определяется тем, какое место он занимает в циклах разви­тия: отставание в интеллектуальном развитии на 1 год будет очень большим, если ребенку 2 года, и незначительным, если ему 15 лет. Это связано с тем, что темп и содержание развития изменяются на протяжении детства. Периоды подъе­ма, интенсивного развития сменяются периодами замедле­ния, затухания.

Так, год жизни в младенчества не равен году жизни в отрочестве.

3. Закон неравномерности развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно, непропорционально. каждая сторона в психике ребенка имеет оптимальный период развития. С этим законом связана гипотеза Л. С. Выготского о системном и смысловом строении познания (как одно из доказательств влияния обучения на психическое развитие ребенка). Он считал, что человеческое сознание - не сумма отдельных процессов, а система, структура их. Ни одна функция не развивается изолированно.

Первоначально, в младенческом возрасте (до года), сознание ребенка недифференцированно. Дифференциация функций начинается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, прежде всего восприятие, затем более сложные, так что в самой последователь­ности становления функций есть свои закономерности.

Период, когда функция доминирует, — это пе­риод ее наиболее интенсивного, оптимального развития. В раннем возрасте доминирует восприятие, в дошколь­ном— память, в младшем школьном—мышление.

4. Закон развития ВПФ. Принципиальное отличие животных от человека в том, что человек овладел природой с помощью орудий. Это отложило отпечаток на его психику: он научился овладевать собственными психическими функциями. То, что есть у животных – низшие психические функции. То, что только у человека – высшие. Под высшими психическими функциями Выготский понимал произвольное внимание, произвольную память, речь, логическое мышление и др. Для этого он использует особые психологические орудия - знаки, знаковые средства. Они имеют культурное происхождение. Наиболее типичная и универсальная система знаков - речь.

Высшие психические функции рождаются дважды. Сначала между двумя людьми – ребенком и матерью, а затем это становится собственной функцией психики ребенка. Со временем человек начинает обращать их на себя. Первоначально в филогенезе и онтогенезе психические функции выступают во внешней, материальной форме и используются в общении как средства воздействия на другого человека.

Inter (внешняя, между кем-то) → intra (внутри, своя собственная)

Интериндивидуальные отношения превращаются в интраиндивидуальные акты самоуправления. При этом психологические орудия из внешней формы переходят во внутреннюю, т.е. становятся умственными средствами. ВПФ отличаются от низших, или естественных функций животных по своим свойствам, строению и происхождению. Они произвольные, осознанные, формируются прижизненно, имеют опосредствованный характер; они образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества.

Сочетание процессов эволюции и инволюции в разви­тии ребенка. Процессы «обратного развития» как бы вплете­ны в ход эволюции. То, что развивалось на предыдущем эта­пе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок, научив­шийся говорить, перестает лепетать. Если же инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: ребенок, переходя в новый возраст, сохраняет старые детские черты.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.249 (0.007 с.)