Основные закономерности психического развития в младшем школьном возрасте. Роль учебной деятельности в психическом развитии младшего школьника. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные закономерности психического развития в младшем школьном возрасте. Роль учебной деятельности в психическом развитии младшего школьника.



Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования. Младший школьный возраст наиболее глубоко и содер­жательно представлен в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Да­выдова, их сотрудников и последователей (Ю.А. Полуянов, В.В. Рубцов, Г.А Цукерман и др.).

ССР В школе возникает новая структура социальных отношений. Си­стема «ребенок — взрослый» дифференцируется на две: ребенок – учитель; ребенок – родители. Система «ребе­нок — учитель» становится центром жизни ребенка, от нее зависит совокупность всех благоприятных для жизни усло­вий, она пронизывает всю жизнь ребенка. Впервые отношение «ребенок — учитель» становится от­ношением «ребенок — общество». Система «ребенок — учитель» начинает определять отно­шения ребенка к родителям и отношения ребенка к детям.

Противоречие ССР в мл. шк. возрасте: знания и умения, со­циальные по содержанию, должны стать индивидуальным достоянием ребенка, однако эти знания абстрактны и теоретичны, с ними ребенку нужно на­учиться действовать.

Основные психологические новообразования. В этом возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка.

Память приоб­ретает ярко выраженный познавательный характер: 1. ребенок начинает осознавать особую мнемическую задачу; 2. идет ин­тенсивное формирование приемов запоминания: переход от наиболее примитивных приемов запоминания (повторение, внима­тельное длительное рассмотрение материала) к группировке, осмыслению свя­зей разных частей материала.

В области восприятия происходит переход от непроиз­вольного восприятия к целенаправ­ленному произвольному наблюдению за объектом, подчиня­ющемуся определенной задаче.

Учебная деятельность способ­ствует развитию воли, так как вшколе вся деятельность по своему характеру является произвольной.

В этом возрасте формируется способность сосредоточи­вать внимание на малоинтересных вещах. Эмоциональные переживания приобретают более обобщенный характер.

Наиболее существенные изменения наблюдаются в области мышления, которое приобретает абстрактный и обоб­щенный характер.

Определение понятий. Вначале младшие школьники мыслят по-дошкольному, ребенок ис­ходит из непосредственной практической значимости явле­ния, не принимает во внимание генезис этого явления, а именно это является решающим для определения научных понятий. В школьном возрасте формируется новый тип мышления — теоретический (В.В. Давыдов).

Учебная деятельность способствует развитию познава­тельных способностей ребенка. От ребенка требуется развитие мыслительных операций (ана­лиз, синтез, рассуждение, сравнение и т.д.). В процессе школь­ного обучения происходит не только усвоение отдельных знаний и умений, но и их обобщение и вместе с тем форми­рование интеллектуальных операций.

Итак, основные психологические новообразования млад­шего школьного возраста таковы:

1) произвольность и осознанность всех психических про­цессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосред­ствование, которое происходит благодаря усвоению систе­мы научных понятий — всех, кроме интеллекта. Интеллект еще не знает самого себя (Л.С. Выготский);

2) осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности.

Если обучение строится в соответствии с принци­пами деятельностной теории учения (Д.Б. Эл — В.В. Да­в), то уже к концу младшего школьного возраста у ре­бенка могут быть сформировано теоретическое мышление, которое включает:

- содержательную рефлексию (поиск и рассмотрение значимых оснований собственных действий);

- содержательный анализ (выделение существенного отношения из частных особенностей);

- содержательную абстракцию (выделение частного из всеобщей основы);

- содержательное планирование (построение системы возможных действий и определение оптимальности дейст­вия, соответствующего условиям задачи);

- содержательное обобщение (открытие закономерно­сти или взаимосвязи всеобщего с особенным и единичным).

Все эти достижения, и особенно поворот ребенка на самого себя («кем я был?» и «кем я стал?»), в результате учебной дея­тельности свидетельствуют о переходе ребенка к следующему возрастному периоду, который завершает детство.

Ведущий тип деятельности. Решение основной задачи развития требует особой деятельности: она называется учеб­ной. Учебная деятельность – это деятельность, ко­торая возникает только в школьном возрасте, но полностью формируется не всегда и не у всех детей.

В современном обществе от учащихся все больше требу­ется формирование другого типа знания и другого типа мышления — теоретического. Эту потребность может удов­летворить только такое образование, которое последова­тельно ориентируется на теорию учения деятельностного типа.

Деятельностная теория учения опирается на понятия «действие», «задача», «решение задачи».

В пост­роении учебной деятельности заключается задача началь­ной школы — прежде всего надо научить ребенка учиться.

Про­цесс учения должен быть построен так, чтобы его мотив был связан с собственным, внутренним содержанием предмета усвоения. Необходимо сформировать познаватель­ную мотивацию (Д.Б. Эльконин).

Учебная деятельность - такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует реф­лексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал».

Структура учебной деятельности:

1) учебная задача – это такая задача, которая вынуждает ученика искать общий способ ре­шения всех задач данного типа.

2) учебное действие — это изменения учебного материа­ла, необходимые для его освоения учеником, это то, что уче­ник должен сделать, чтобы обнаружить свойства того пред­мета, который он изучает.

3) действие контроля — это указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу. В процессе становления учебной деятельности ребенок пе­реходит от внешнего контроля со стороны взрослого к само­контролю, который включает в себя прогнозирующий конт­роль (до начала работы), пошаговый контроль (по ходу работы), итоговый контроль (после завершения работы);

4) действие оценки — определение того, достиг ли ученик результата или нет. По ходу обучения оценка переходит на уровень самооценки, которая бывает адекватной и неадек­ватной, глобальной и дифференцированной, прогнозиру­ющей и итоговой.

Предметом усвоения при решении учебных задач является ориентация на способ действия, который позволяет ребенку раскрыть систему вза­имоотношений между отдельными сторонами действитель­ности.

Учебная деятельность направлена не на результат, а на выделение способа его усвоения, подчеркивал Д.Б. Эльконин. Эти способы — важные орудия самостоятельной ум­ственной деятельности.

Г .А. Цукерман исследовал а роль кооперации со сверст­никами в психическом развитии младших школьников. Было установлено, что учебный материал дети лучше осваива­ют в совместной работе со сверстниками, чем в случае, когда воздей­ствия учителя адресованы отдельно каждому ребенку. Пока учитель — центр учебной ситуации, за ним остает­ся контроль и «последнее слово», т.е. учебные действия не интериоризуются учениками полностью. А при кооперации со сверстниками ситуация равноправно­го общения дает опыт контрольно-оценочных действий и высказываний.

Учебная деятельность и игра. Значение игры в психологии детей школьного возраста долго недооценивалось в связи с тем, что она носит скрытый характер. В младшем школьном возрасте происхо­дит переход от игр в плане внешних действий к играм в пла­не воображения; игра начинает подчиняться учебной деятельности. Игра позволяет младшим школьникам овладеть высокими общественными мотивами поведения.

Учебная деятельность и труд. Одна из основных негативных особенностей освоения знаний в шко­ле — формализм. Ког­да ребенок сталкивается с жизненной задачей, он обычно прибегает к житейским представлениям. Это происходит потому, что школа не организует деятельности применения этих знаний на практике. Л.И. Божович подчеркивала большое значение труда для формирования личности школьника.

6. Предмет, основные понятия и методы возрастной психологии. Ее теоретическое и практическое значение.

1. Предмет возрастной психологии.

Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека, таким образом, ее предметом является:

по Мухиной - целостное психическое развитие человека;

по Карабановой - закономерности психического развития человека в онтогенезе, особенности психических процессов и личности на различных стадиях жизненного цикла от рождения и до смерти.

2. Основные понятия возрастной психологии. Общими для отечественной и западной науки, так сказать основными методологическими понятиями возрастной психологии являются понятия:

Психическое развитие — процесс изменения способов взаимодействия индивида с окружающей средой.

Возраст — качественно специфическая ступень онтогенетического развития, характеризующаяся «множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности на данном этапе развития» (Л.С. Выготский). Можно говорить о физическом и психологическом возрасте. Физический возраст характеризует время жизни человека, психологический – говорит о достигнутом к этому моменту уровне психологического развития. Границы психологического возраста размыты, можно говорить о приблизительной норме возрастного психологического развития и об индивидуальном тренде развития каждого человека.

Факторы развития – вся полнота феноменов, оказывающих влияние на психическое развитие. К ним относятся: наследственность, среда, активность ребенка, воспитание и обучение.

Условия развития – факторы, необходимые для реализации развития

Источники развития – факторы, определяющие потенциальную возможность и направленность развития

Движущие силы развития – психические явления, благодаря которым происходит развитие психики, ее переход на следующий этап развития.

В отечественной и западной психологии по-разному подходят к проблеме источников развития. Так в отечественной психологии источником развития ребенка считается социальная среда (Запорожец); условием развитие – наследственность (Запорожец) активность ребенка и его взаимодействие со взрослым как с носителем культуры (по Мухиной), а движущими силами развития будет возникновение внутренних противоречий между «хочу» и «могу» (Запорожец). В рамках биологизаторского подхода источником развития будет считаться наследственность, а условием развития – среда.

В рамках отечественного подхода к наиболее значимым понятиям возрастной психологии относятся следующие понятия:

Кризис - теоретическое понятие, обозначающее переход в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу. По мнению Л.С. Выготского, возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития ребенка.

Во внешнем поведении возрастные кризисы обнаруживаются как непослушание, упрямство, негативизм. По времени они локализованы на границах стабильных возрастов и проявляются как кризис новорожденности (до 1 мес.), кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11–12 лет) икризис юношеский. Однако границы кризиса размыты.

ССР – соотношение внешних и внутренних условий развития психики. (Л.С. Выготский); особое сочетание внутренних процессов и внешних условий, которое является типичным для этого возраста и обуславливает динамику психического развития на протяжении возраста и новые, психологические образования, возникающие к его концу (Л.И. Божович). Складывается из:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.011 с.)