Фаллическая стадия (3 – 5 лет) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фаллическая стадия (3 – 5 лет)



Эрогенная зона = гениталии

Полностью формируется Сверх-Я (при условии преодоления комплекса).

Осознание своей сексуальности, отличительных признаков пола, интерес к своим гениталиям (девочки осознают свою неполноценность в связи с отсутствием мужских гениталий) → высшая ступень детской сексуальности → она становится предметной (направленной на другого человека) → как правило, это родители (сексуальная привязанность к родителю противоположного пола: для девочек = Комплекс Электры, для мальчиков = Комплекс Эдипа амбивалентное отношение (любовь/ненависть) к родителю своего пола (бессознательное соперничество) → постоянная тревога, обидчивость, внутренний конфликт → мальчик испытывает страх предполагаемого жестокого наказания со стороны отца = страх кастрацииразрешение комплексов происходит путем идентификации себя с родителем своего пола (вытеснение из сознания сексуальных желаний к другому родителю, также, фактически, увеличивая сходство с матерью или отцом, ребенок получает символический доступ к другому родителю).

К 5 годам ребенок приобретает все основные свойства и качества личности

Черты, формирующиеся на стадии: самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, утрированное половое поведение (агрессивная мужественность у мальчиков)

Латентная стадия (6 – 12 лет)

Я почти полностьюконтролирует Оно.

Уменьшается сила сексуальных влечений → энергия либидо переносится на освоение общественного опыта (наука и культура) и установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семьи → социализация

Значение этого перерыва в сексуальном становлении → условие к развитию высшей человеческой культуры.

Черты, формирующиеся на стадии: стыд, отвращение, мораль

Генитальная стадия (12 – 18 лет)

Все бывшие эрогенные зоны объединяются.

Сильное противостояние Я, Сверх-Я и Оно.

Возвращение энергии либидо к половым органам → задачи: формирование зрелой сексуальности и освобождение от авторитета родителей → возможно повторное возникновение Эдипова комплекса, возврат на предыдущие стадии → в норме:

- формируется способность к гетеросексуальной любви без чувства вины или конфликтных переживаний;

- происходит поиск места в обществе, выбор брачного партнера, создание семьи

Два новых защитных механизма:

Аскетизм – отрицание, отказ себе в удовольствии; может относиться к пище, сну, сексуальным удовольствиям. Совершается с чувством полного превосходства, как будто в результате достигается что-то очень ценное.

Интеллектуализация – представление в воображении и освобождение таким путем от навязчивых желаний.

Два наиболее ярких типа характера, формирующихся на стадии:

1. Психическая гомосексуальность. Не всегда именно в сексуальном смысле. Это также товарищеская привязанность, дружба, предпочтение общества семье, тесные социальные связи с лицами своего пола.

2. Нарциссизм. Либидо личности направлено на себя. Главное место занимают самоудовлетворенность и самодовольство. Человек обращает внимание преимущественно на свои действия, свои переживания.

Ценность психоаналитической концепции

1. Динамическая концепция развития

2. Обнаруживаетсязначимость детства, важность долговременность родительского влияния

3. Развитие человека зависит от другого человека, а не от предметов, которые его окружают

4. Душевная жизнь не сводится к элементам

 

Детский психоанализ

Теория влечений (Анна Фрейд)

Внутренние мотивы: ребенок = виновник, не умеющий и не желающий контролировать свои влечения

Также как и в классическом психоанализе:

- Инстанции личности

- Двойственная энергия развития:

Сексуальная - Развитие в той же последовательности либидонозных фаз, что и у Фрейда Агрессивная - Развитие на соответствующих стадиях: 1. Кусание, плевание, цепляние (оральная) 2. Разрушение и жестокость (анальная) 3. Властолюбие, хвастовство, зазнайство (фаллическая) 4. Дисоциальные начала (предпубертат и пубертат)

Каждая фаза развития ð разрешение конфликта между внутренними инстинктивными влечениями и ограничительными требованиями общества.

Учитывая фазы, можно построить линии развития для разных сфер жизни ребенка: кормление, опрятность, физическая самостоятельность, отношение к старшим и др. Работа с ребенком должна базироваться не только на уровне развития по одной из сфер, но и исходя из их соотношения.

Развитие ребенка идет не равномерно, а скачками (два шага вперед, один назад).

Детское развитие = Процесс постепенной социализации:

ê

1. Переход от принципа удовольствия к принципу реальности

От «я хочу» к «я хочу, но в этих условиях не могу, поэтому буду поступать так-то и так-то».

Большое значение имеет мать = не только объект любви, но и з аконодатель, от которого зависят удовлетворения желаний, который может ограничивать ребенка → у детей конфликт в результате несоответствия между внутренним (стремление к удовольствию) и внешним (реальность) → преодоление конфликта зависит во многом от личности самого ребенка, от его способности выносить лишения.

2. Выработка защитных механизмов против агрессивных импульсов Оно

Почти все нормальные проявления детской жизни (особенно: жадность, корысть, ревность и др.) толкают его к дисоциальности. Социализация – защита от них.

Хронология развития защитных механизмов:

Вытеснение → Реактивные образования → Проекции и переносы → Сублимация → Расщепление → Регрессии и др.

3. Становление и развитие психических процессов

Для дальнейшего развития должны быть сформированы: память, речь, логика, разумное мышление.

4. Формирование механизмов для возникновения инстанции Сверх-Я

Этапы становления Сверх-Я:

1) Этап подражания и имитации (подражание образам запрещающих проявлений)

2) Этап идентификации (играет взрослого)

3) Этап интроекции (переживание запретов внутри себя)

Отделение от родителей путем слияния с ними.

5. Формирование инстанции Идеал-Я

Авторитетное лицо (родитель, учитель), которое поддерживает инстанцию Сверх-Я.

Из-за разочарования и сильных переживаний Идеал-Я может легко разрушиться.

6. «Шаги наружу»

Вступление в социальное общество: из семьи в школу, из школы в общественную жизнь. Понимание того, что в общественной жизни должны быть определенные законы и готовность им подчиняться.

Методы работы с детьми: анализ сновидений, снов наяву, мечтаний, игр и рисунков + анализ фобий животных, особенностей школьного и внутрисемейного поведения детей.

Важное значение детской игры! (больше развивает Кляйн)

Коррекционная работа с детьми должна быть направлена на формирование привязанности, развитие либидо и чувства защищенности, а не на прямое преодоление агрессивных реакций.

ƒ Развитие школы психоанализа

Теория объектных отношений (Боулби, Робертсон, Эйнсуорт, Шпиц, Винникот, Когут)

(материалы экспериментов Харлоу с макаками – «холодная» мать с едой и «теплая» без еды – детеныши обезьян предпочитают «теплую»)

Боулби

Влияние этологии и идей психоанализа → теория привязанности:

Самая важная и существенная привязанностьк матери (мать не просто объект, как у Фрейда, а еще и «территория» безопасности, любви).

Привязанности стартуют от родительских, привязанность матери зависит от привязанности ее к своим родителям, от социальной поддержки, от возраста, от уровня образования и от поведения самого ребенка.

Между матерью и ребенком находится поле привязанности – когда она слишком далеко, ребенок испытывает беспокойство

Робертсон (последователь Боулби):

Когда мать уходит, три фазы:

1) фаза протеста (плач, истерика, драка)

2) фаза отчаяния (тоска, апатия)

3) фаза отчуждения (благоприятное поведение внешне – ребенок как бы свыкается с отсутствием матери, если мать возвращается на этой стадии, то он часто от нее отказывается)

Эйнсуорт (последовательница Боулби):

Привязанность – стремление к близости, при достижении которой человек обретает чувство безопасности и покоя

В неблагоприятных условиях у ребенка тревога, его поведение выражает протест, он испытывает печаль и страдание.

Шпииииииииииииц

Отношения между матерью и ребенком = аффективный диалог → побуждает младенца исследовать окружающий мир, способствует развитию.

Винникот

Ребенок – не отдельный индивид, его нужно изучать в системе диалогических отношений с матерью. Если мать не проявляет по отношению к ребенку радости и удовольствия, его развитие может пострадать.

При разлуке с матерью – переходный объект = (любимая игрушка), которая помогает успокоиться.

Когут

Либидонозная энергия должна по мере развития личности переноситься не на другой объект (Фрейд), а во внешний мир.

Теория самости (какая-то часть энергия сохраняется для развития самости, для этого должны быть удовлетворены три базовые потребности):

1. потребность в отражении (я самый лучший для родителей)

2. потребность в идеализации родительского образа (хотя бы один из моих родителей – самый лучший)

3. потребность быть похожим на других (при удовлетворении развивается чувство социальной принадлежности, общественного статуса)

Фромм

Материнская любовь безусловна: ребенок любим просто за то, что он есть. Сама мать должна иметь веру в жизнь, не быть тревожной, только тогда она сможет передать ребенку ощущение безопасности.

Отцовская любовь – по большей части это обусловленная любовь, ее нужно и, что важно, можно заслужить – достижениями, выполнением обязанностей, порядком в делах, соответствием ожиданиям, дисциплиной.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.85.200 (0.017 с.)