И. Критерии воспитанности учащихсяпоказателя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И. Критерии воспитанности учащихсяпоказателя



/— III классы

в пределах каждого

Патриотизм: интерес к прошлому и настоящему родного края;

любовь и бережное отношение к природе; любовь к своей школе.

Товарищество: участие в коллективных занятиях, играх; стрем-ление поделиться своими радостями, огорчениями с товарищами;

готовность бескорыстно помочь товарищу; стремление не подвести.свой класс, свою звездочку. '

Уважение к старшим: вежливость; послушание; оказание по-сильной помощи учителям, родителям, взрослым.

Доброта: дружелюбие; заботливое отношение к малышам;.го-товность поделиться игрушками, книгами и т. д. с товарищами;

любовь к животным.


Честность: искренность; правдивость; привычка не брать безразрешения чужие вещи; добровольное признание в своих проступ-ках; исполнение обещаний.

Трудолюбие: добросовестное учение; добросовестное выполне-ние обязанностей по домашнему хозяйству; активное участие вколлективном самообслуживании, в общественно полезном труде;

интерес к занятиям по труду.

Бережливость: опрятный внешний вид; содержание в порядкеличных вещей; бережное отношение к школьному имуществу.

Дисциплинированность: исполнительность; соблюдение правилповедения в школе, на улице, дома, в общественных местах; выпол-нение требований коллектива класса, звездочки.

Прилежание: аккуратное посещение учебных занятий; внима-тельность и старательность на уроках; регулярное и доброволь-ное выполнение домашних заданий.

Любознательность: интерес ко всему новому, неизвестному;

обращение с вопросами к окружающим; любовь к чтению; хоро-шая успеваемость.

Любовь к прекрасному: активное участие в художественнойсамодеятельности; интерес к занятиям по искусству; способностьзамечать красоту; стремление все делать красиво.

Стремление быть сильным, ловким, закаленным: соблюдениережима дня и правил личной гигиены; ежедневное выполнение ут-ренней зарядки; интерес к занятиям физкультурой; активное учас-тие в спортивных играх.

IV—V классы

Патриотизм: знание родного края; интерес к прошлому и на-стоящему своей Родины; активное участие в общественно полез-ном труде; любовь и бережное отношение к природе.

Товарищество: стремление находиться в коллективе вместе стоварищами; добровольное оказание бескорыстной помощи то-варищам; подчинение уполномоченным коллектива; товарищескиеотношения между мальчиками и девочками, стремление не подвес-ти свой класс, отряд.

Уважение к старшим: вежливость; послушание; инициативностьв оказании необходимой помощи старшим.

Доброта: дружелюбие; заботливое отношение к младшим; при-вычка всем делиться с товарищами; любовь к животным.

Честность: искренность; правдивость; привычка не брать чу-жие вещи, добровольное признание в своих проступках; исполне-ние обещаний.

Трудолюбие: добросовестное учение; постоянная занятость по-лезным делом; привычка к самообслуживанию дома и в школе;

добросовестное выполнение обязанностей по домашнему хозяйст-ву; активное участие в общественно полезном труде; настойчивоестремление овладеть различными трудовыми навыками.

Бережливость: содержание в порядке личных вещей; бережное

отношение к общественной собственности; нетерпимость к фактампорчи имущества.

Дисциплинированность: аккуратное посещение учебных заня-тий; повседневное и повсеместное соблюдение правил для уча-щихся; быстрое и точное выполнение распоряжений старших; вы-полнение требований коллектива класса, отряда.

Самостоятельность: наличие навыков самостоятельного трудаи поведения; стремление обходиться без посторонней помощи; на-личие собственного мнения по различным вопросам; проявлениеинициативы в занятиях и играх.

Любознательность: хорошая успеваемость; интерес ко всемуновому, неизвестному; любовь к чтению; занятия в кружках.

Любовь к прекрасному: опрятный внешний вид, интерес к уро-кам литературы, рисования, пения; знания выдающихся деятелейискусства и литературы, их произведений; участие в художествен-ной самодеятельности; способность замечать красоту в окружаю-шей действительности; стремление все делать красиво.

Стремление быть сильным, ловким, закаленным: соблюдениережима дня и правил личной гигиены, ежедневное выполнение ут-ренней зарядки; интерес к занятиям физкультурой; активное учас-тие в спортивных играх.

VI— VIII классы

Патриотизм: знание истории Родины, современных важнейшихсобытий в стране; чувство гордости за свою Родину, ее великихлюдей; добровольное участие в труде на общую пользу; любовь»бережное отношение к природе; бережное отношение к обществен-ной собственности.

Коллективизм: живое участие во всех делах своего класса; при-вычка оказывать товарищам бескорыстную помощь; выполнениерешений коллектива; требовательность к товарищам; сочетаниеличных и общественных интересов; товарищеские отношения меж-ду мальчиками и девочками.

Гуманность: доброжелательное отношение к окружающим; ува-жение к старшим; оказание помощи тем, кто в ней нуждается;

доброта; любовь и заботливое отношение ко всему живому.

Честность: искренность; выполнение обещаний; привычка небрать без разрешения чужие вещи; нетерпимость ко лжи, обману,воровству.

Добросовестное отношение к труду: добросовестное учение; пос-тоянная занятость полезным делом; привычка не гнушаться лю-бой работы; высокое качество результатов труда; систематическаяпомощь дома по хозяйству; стремление выбрать будущую про-фессию.

Дисциплинированность: повседневное и повсеместное соблю-дение правил для учащихся; быстрое и точное выполнение распо-ряжений старших; выполнение требований коллектива класса, от-ряда; борьба за высокую дисциплину в коллективе.

Активность: стремление отвечать на уроках, дополнять отве-


ты других; добровольное участие в общественной жизни класса,школы; инициативность; целенаправленная подготовка к вступле-нию в комсомол; непримиримое отношение к недостаткам, пере-житкам прошлого.

Смелость: способность преодолевать чувство страха; готовностьприйти на помощь с риском для себя; открытая критика недостат-ков своих товарищей; готовность отстаивать собственное мнение,решительность; непримиримость к несправедливости.

Сила воли: способность заставить себя делать то, что не хо-чется, но надо; привычка доводить начатое дело до конца; настой-чивость в достижении своих целей; стремление и способность пре-одолевать трудности; заметные успехи в самовоспитании.

Самокритичность: привычка прислушиваться к товарищескойкритике; способность осознавать свои ошибки; критическое отно-шение к результатам своего труда; стремление избавиться от име-ющихся недостатков.

Скромность: отсутствие стремления выделиться среди окружаю-щих (по внешнему виду, поведению); привычка не хвастаться;

сдержанность; простота.

Любознательность: хорошая успеваемость; систематическоечтение литературы, периодической печати; привычка пользовать-ся словарями, справочниками и т. д.; занятия на факультативах,в кружках.

Эстетическое развитие: опрятный внешний вид; интерес к уро-кам литературы, рисования, пения; систематическое посещение те-атров, выставок, концертов и т. п.; знание и понимание выдаю-щихся произведений литературы и искусства; участие в художест-венной самодеятельности, конкурсах и т. д.; стремление все де-лать красиво.

Стремление быть сильным, ловким, закаленным: правильнаяосанка; привычка ежедневно делать зарядку; участие в споргив-ных играх, соревнованиях, походах и т. д.; успешная сдача нормГТО; систематическое занятие каким-либо видом спорта.

IX—XI классы

Патриотизм: знание истории Родины, важнейших современныхсобытий в стране, интерес к ее будущему; чувство гордости засвою Родину, ее великих людей; добровольное участие в трудена общую пользу; бережное отношение к природе, народному дос-тоянию; активная подготовка к защите Родины.

Интернационализм: интерес к культуре и искусству других на-родов; добровольное участие в мероприятиях интернациональногохарактера; посильное участие в оказании братской помощи тру-дящимся других стран.

Коллективизм: живое участие во всех делах своего коллекти-ва; привычка оказывать товарищам бескорыстную помощь; вы-полнение решений коллектива; требовательность к товарищам;

сочетание.общественных и личных интересов; борьба за честьсвоего коллектива.

Гуманность: доброта; заботливое отношение к младшим; ува-жение к старшим; добровольная помощь тем, кто в ней нуждается;

любовь и заботливое отношение ко всему живому; непримири-мость к антигуманным поступкам.

Честность: правдивость; единство слова и дела; прямота; доб-ровольное признание своих ошибок, поступков.

Добросовестное отношение к труду: добросовестное учение;

своевременное выполнение любой нужной работы; высокое ка-чество результатов труда; систематическая помощь дома по хозяй-ству; интерес к определенной сфере трудовой деятельности.

Дисциплинированность: повседневное и повсеместное соблю-дение правил для учащихся; быстрое и точное выполнение рас-поряжений старших; борьба за высокую дисциплину в коллекти-ве; знание и соблюдение законов Советского государства.

Ответственность: добросовестное выполнение своих обязаннос-тей; своевременное и точное выполнение взятых обязательств; при-вычка доводить начатое дело до конца; готовность отвечать засвои поступки и поступки товарищей.

Принципиальность: устойчивость взглядов и убеждений; при-вычка открыто высказывать и отстаивать свое мнение; самокри-тичность; способность объективно оценивать поступки товарищей;

непримиримость к антиобщественным поступкам.

Целеустремленность: наличие больших конкретных целей; на-стойчивость в достижении поставленной цели; верность своемуидеалу.

Активность: участие в общественной жизни класса и школы;

инициативность, организаторские способности; оптимизм; борьбас недостатками, пережитками прошлого.

Любознательность: начитанность; широкий кругозор; система-тическое расширение своих знаний в различных областях наукии техники; хорошая успеваемость.

Эстетическое развитие: опрятный внешний вид; высокая куль-тура речи и поведения; умение петь, красиво танцевать; система-тическое посещение театров, выставок, концертов и т. п.; знаниеи понимание выдающихся произведений литературы и искусства;

стремление творить прекрасное.

Стремление к физическому совершенству: правильная осан-ка; привычка ежедневно делать физзарядку; успешная сдача нормГТО; регулярные занятия в спортивной секции; хорошая успевае-мость по физкультуре.

Ход работы. Предложить студентам дать самооценку уров-ня воспитанности с использованием критериев в пределах каждо-го показателя. За основу взять материал для учащихся X—XI клас-сов. Результаты занести в таблицу.

Использовать три оценки при определении уровня воспитаннос-ти: высокий (В),средний (С) и низкий (Н).

Высокий уровень предполагает наличие у студента (школь-ника) всего набора критериев в пределах того или иного показа-


Фамилия s сч s^о с аИ о^ § о S >.L-, •д Е-U о U (Ку о S: но UJ о >-, В R(Е- >iu Cli §:1ё «О 3: ^Э д: cti CQ0 & S яяр; с ses ^ яи саи U СП нО J3hi V Ж л f: гаSG &С: А ИU о ЕК (U R; S ojо,еч U >, QJЧ(И ^г и CJ о я «< л Е-U оя•а*ч 0) (-яtc t0 9Ч еэсаии»ок U о' ^ U? "g , щ ц ^§ "& (U СОS 0S " а& S § ^g 5s Sэт f: та S са §. ЁS
                                                           

 

теля; средний—половины, низкий уровень—менее половины кри-териев.

. После выполнения задания предложить студентам подсчитатьобщее количество уровневых оценок по показателям в группе ирезультат занести в таблицу.

~~~~~-~—^^^ Число учащихсяПоказатели воспитанности ^~~~~"^~—^^ Уровни развития
высокий средний НИЗКИЙ
Патриотизм            
Коллективизм            
Интернационализм            
Гуманность            
Честность            
Добросовестное отношение к труду            
Дисциплинированность            
Активность            
Принципиальность            
Целеустремленность            
Любознательность            
Эстетическое развитие            
Стремление к физическому совершен-            
ству            

 

На основе таблицы сделать вывод об общем уровне воспи-танности группы (вывод о воспитанности группы студентов явля-ется образцом, по которому будущему учителю предстоит оцени-вать воспитанность класса).

Методика определения уровня воспитанности предполагает ис-пользование различных приемов для получения знаний об уча-щихся. Например, чтобы определить правдивость, единство словаи дела, прямоту и другие показатели честности школьника, можноиспользовать наблюдение, беседу, анкетирование, сочинение и др.

Азаров Ю. П. Искусство воспитывать.—М.: Просвещение.—1985. — Гл. 3. — С. 280—364.

Богословский В. В. Психология воспитания школьника.—Л.:

ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1974.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрас-те.—М.: Просвещение, 1968.

Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Пет-ровского.—М.: Просвещение, 1979.

Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьни-ков.—М.: Просвещение, 1976.

Монахов Н. И. Изучение эффективности воспитания: Теория иметодика.—М.: Педагогика, 1981.

Мудрик А. В. О воспитании старшеклассников.—М.: Просве-щение, 1981.

Проблема управления процессом воспитания.—М.: Педагоги-ка, 1971.

Рувинский Л. И., Соловьева А. Психология самовоспитания. —-М.: Просвещение, 1982.

Рувинский Л. И. Психолого-педагогические проблемы нравст-венного воспитания школьников.—М.: Педагогика, 1981.

Сазонов А. Д. Профессиональная ориентация учащихся в со-ветской школе.—Челябинск, 1974.

Тонкое Е. В. Теория управления процессом нравственного вос-питания.—Курск, 1974.

Филонов Г. Н. Воспитание личности школьника.—М.: Педаго-гика, 1985.

Чудновский В. Э. Нравственная устойчивость личности школь-ника.—М.: Педагогика, 1981.

Задания для самостоятельной работы студентовАннотирование или конспектирование литературы

Божович Л. И. Психологические закономерности формирова-ния личности в онтогенезе//Вопросы психологии.—1976.—№ 6.

Психология формирования и развития личности.—М.: Наука,198!.

Пси.^олого-педагогические проблемы становления личности ииндивидуальности в детском возрасте//Научные труда НИИ об-щей педагогики АПН СССР.—М., 1980.

Психологические основы формирования личности в педагоги-ческом процессе.—М.: Педагогика,—1981.

Темы рефератов или докладов. Литература

/. Психологические основы нравственного воспитания детей Бардкан А. М. К вопросу о психологической основе формиро-вания моральных навыков и привычек школьников//Учен. зап.Московского пед. ин-та им. В. И. Ленина.—1971.—Т. 396.

Божович Л. И., Конникова Т. Е. О некоторых психологическихзакономерностях нравственного развития и воспитания школьни-ка//Нравственное формирование личности школьника в коллек-тиве.—Л,: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1976.—Вып. 3.


Братусь Б. С. Психологические аспекты нравственного разви-тия личности.—М.: Знание, 1977.

' Давлетшин М. Г. Психологические основы нравственного воепитания//Коммунистическая нравственность и формирование личности.—Ташкент, 1975.

Кабатченко М. В. Психолого-педагогический анализ нравственного сознания и поведения подростков//Советская педагогика.— 1976.—№ 9.

Рувинский Л. И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников.—М.: Педагогика, 1981.

2. Самовоспитание как высшая форма саморегуляции деист-вий и поведения учащихся

Кочетов А. И. Как заниматься самовоспитанием.—Минск, 1985

Рувинский Л. И., Арет А. Я. Самовоспитание школьников. —М.: Педагогика, 1976.

Сухомлинский В. А. Воспитание и самовоспитание//Советскаяпедагогика.—1965.—№ 12.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 575; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.206.169 (0.031 с.)