Особенности восприятия младшими школьниками учителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности восприятия младшими школьниками учителя



1. Особенности отношения первоклассника к учителю.

2. Особенности восприятия учителя младшими школьниками (I,II, III, IV классы):

а) описание методики эксперимента;

б) анализ полученных результатов.

3. Изменения восприятия детьми учителя от I к IV классу.

Богословский В. В. Понимание и оценка младшими школьни-ками действий и поступков взрослых//Учен. зап. ЛГПИ им.А. И. Герцена.—1971.—Т. 445.

Бодалев А. А. Восприятие человека человеком.—Л.: Изд-воЛГУ, 1965.

Коломинский Я. Л., Березовик Н. А. Учитель и детский коллек-тив.—Минск: Народная асвета, 1975.

Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьни-ка,—М.: Просвещение, 1977.—С. 215—219.

9. Психологический анализ причин неуспеваемости младшихшкольников

1. Психология готовности ребенка к обучению в школе.

2. Характеристика мотивов учения у детей с пониженной обучае-мостью.

3. Особенности интеллектуальной деятельности неуспевающихмладших школьников:

а) описание методик эксперимента;

б) анализ результатов исследования.

4. Причины неуспеваемости младших школьников и возможныепути преодоления неуспеваемости.

Дубровина И. В. Некоторые особенности проявления специфи-ческих особенностей у младших школьников/Щсихологическиепроблемы учебной деятельности школьника/Под ред. В. В. Давы-дова.—М.: Просвещение, 1977.—С. 260—266.

Дусавицкий А. К., Репкин В. В. Исследование развития позна-вательных интересов младших школьников в различных условияхобучения//Вопросы психологии. — 1975. —№ 3.

Власова И. Н. Изучение особенностей доминирования мотивову детей младшего школьного возраста//Вопросы психологии.—1977.—№ 1.

Особенности памяти и мышления младших школьников, от-стающих в развитии.—М.: Педагогика, 1973.

Маркова А. К., Абрамова Г. Г. Психолого-педагогические ас-пекты проблемы индивидуальных различив/Вопросы психоло-гии.—1977.—№ 2.

Мурачковский Н. И. Как предупредить неуспеваемость школь-ников.—Минск: Народная асвета, 1977.

Проскура Е. О психологической готовности к школе перво-классников/УДошкольное воспитание. — 1977. —№ 8.


Психологические проблемы неуспеваемости школьника/Подред. Н. А. Менчпнской.—М.: Педагогика, 1971.—Гл. 2, 3, 4.

Фомичева Т. В., Ходор Н. И. О влиянии некоторых факторовна успеваемость учащихся первых классов//Вопросы психоло-гии.—1978.—№ 6.

10. Особенности оценки и самооценки в младшем школьномвозрасте

1. Оценка и самооценка как проблема психологии личности.

2. Описание методик изучения оценки и самооценки младшихшкольников.

3. Анализ результатов эксперимента.

4. Характеристика изменений оценки и самооценки у детей млад-шего школьного возраста.

Андрущенко Т. Ю. Психологические условия формирования са-мооценки в младшем школьном возрасте//Вопросы психологии —1978.—№ 4.

Анкудинова Н. Е. Об особенностях оценки и самооценки уча-щихся I—IV классов в учебной деятельности//Вопросы психоло-гии. — 1968.—Л" 3.

Богословский В. В. Понимание и оценка младшими школьни-ками действий и поступков взрослых//Учен. зап. ЛГПИ им.А. И. Герцена.— 1971.—Т. 445.

Бодалев А. А. Восприятие человека человеком.—Л- Изд-воЛГУ, 1965.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрас-те.—М.: Просвещение, 1968.—Ч. III.—Гл. 2.

Липкина А. И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учеб-ной деятельности.—М.: Просвещение, 1968.—Гл. 12.

Липкина А. И. К вопросу о методах выявления самооценки какличностного параметра умственной деятельности//Проблемы ди-агностики умственного развития.—М.: Педагогика, 1975.

11. Мотивы учебной деятельности и поведения младшегошкольника

1. Роль мотивов в поведении и деятельности человека.

2. Мотивы учения у младших школьников.

3. Мотивы выполнения общественных поручений в младшемшкольном возрасте.

4. Экспериментальное изучение мотивов поведения и деятельнос-ти младших школьников:

а) описание методик эксперимента;

б) анализ результатов исследования.

5. Возможные пути формирования положительных мотивов пове-дения и учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личностиМ.: Мысль, 1976.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрас-те.—М.: Просвещение, 1968.—Ч. III.—Гл. 1, 2.

Власова И. Н. Изучение особенностей доминирования мотивову детей младшего школьного возраста//Вопросы психологии.—

1977.—№ 1.

Дусавицкий А. К., Портная Е. А. Об особенностях развития мо-тивов учения младших школьников//Психологические проблемыучебной деятельности школьника/Под ред. В. В. Давыдова.—М.,1977.—С. 280—289.

Изучение мотивации поведения детей и подростков/Под ред.Л. Н. Божович, Л. В. Благонадежиной.—М.: Педагогика, 1972.

12. Особенности взаимоотношений младших школьников в кол-лективе

1. Коллекгив—необходимое условие развития личности.

2. Особенности взаимоотношений младших школьников:

а) описание методики эксперимента;

б) анализ результатов эксперимента.

3. Условия, необходимые для формирования коллектива младшихшкольников.

4. Роль учителя в формировании классного коллектива.

Божович Л. И., Славина Л. С. Случаи неправильного взаимо-отношения ребенка с коллективом и их влияние на формированиеличности//Вопросы психологии.—1976.—№ 1.

Взаимоотношения детей в совместной деятельности и пробле-мы воспитания/Под ред. С. Г. Якобсон, Ф. Т. Михайлова.—М.:

Педагогика, 1976.

Кисловская В. Р. К вопросу об эмоциональном отношениишкольника к коллективу//Вопросы психологии.—1971.—№ 1.

Коломинский Я. Л. Психология личных взаимоотношений в дет-ском коллективе.—Минск: Народная асвета, 1969.

Роботова А. С. О некоторых психологических условиях воспи-тания правильных взаимоотношений учащихся в коллективе//Воп-росы психологии. — 1970.—№ 5.

Социально-психологические проблемы формирования личностии учебно-воспитательного коллектива/Под ред. П. А. Просецкогои др.—М.: Педагогика, 1975.

Шульгина Б. А. К характеристике принятия школьником мне-ния сверстников в конфликтной ситуации//Вопросы психологии. —1974.—№ 2.

Тема 6. Психологические особенности подростковоговозраста

Методические указания

Данная тема занимает особое место не только в курсе психо-логии, но и во всем цикле психолого-педагогических дисциплин.Важность ее определяется, во-первых, большим практическим зна-чением (из десяти классов средней школы по крайней мере в пя-


ти—с IV по VIII—учителя имеют дело с подростками); во-вто-рых, тем, что она позволяет конкретизировать понятия о возрастеи о личности, с которыми студенты знакомятся в курсах общейпсихологии, педагогики, возрастной и педагогической психологии;

в-третьих, при изучении этой темы наиболее рельефно проявляют-ся межпредметные связи между психологией и педагогикой, на-глядным становится необходимость психологических знаний дляучителя, невозможность без них понять поведение подростка,осуществить правильное педагогическое воздействие на воспитан-ника.

Знакомство с этой темой следует начать с объяснения психо-логического понятия возраста как качественной характеристикипсихики человека, которая отличается от житейского представле-ния о возрасте как о количестве прожитых лет. Некоторые дет"вступают в подростковый период начиная с IV, даже с III класса,другие—позже—с V класса. Переход в следующий возрастнойпериод—ранняя, юность—у некоторых детей начинается уже вVII классе, другие остаются подростками вплоть до IX—XI клас-са. Указанные различия студенты могут увидеть на практике, таккак переход к подростковому возрасту характеризуется резкимизменением поведения детей, которое легко внешне наблюдается.

Далее, раскрывая психологические особенности подростковоговозраста, полезно конкретизировать понятие личности, котороеизучается в курсах общей психологии и педагогики. Студентыдолжны убедиться, что на формирование личности подростка со-циальные ^факторь! ^оказывают ведущее влияние, а биологиче-^а^^^^ЙйДйДОВаадаег^С.оциальными факторами психическогоразвития являются: переход в среднюю школу и связанные спимизменения учебной деятельности, общения школьников и учите-лей; вступление в пионерскую организацию и позже—в комсо-мол, которое ведет за собой расширение общественно полезной i деятельности, повышение ее самостоятельности и практической л.отдачи; происходит изменение положения ребенка в семье: с рос-том физических и умственных возможностей ему начинают боль-ше доверять и поручать выполнение более сложной домашней ра-боты, включать в обсуждение семейных проблем.

К биологическим факторам относятся: начало Полового созре-вания, а также связанные с ним бурное развитие и перестройкавсех органов, тканей и систем организма. Неправильно объяснятьособенности поведения детей в этом возрасте только началом по-лового созревания. Это значительное упрощение, а часто — извра-,щение причинных зависимостей. Половое созревание как главней- .^, ший биологический фактор в этом возрасте влияет на поведение <\ 'подростка не прямо, а опосредованно. Агрессивность по отноше-нию к старшим, негативизм и т. д. появляются не из-за самоТопо себе полового созревания, а через посредство социальных условийсуществования подростка: его статуса в коллективе сверстников,взаимоотношений со взрослыми и т. д. Преобразуя последние,можно воздействовать на поведение подростка.

Резкое увеличение отрицательных поступков детей при пере-ходе в подростковый возраст—непослушание, упрямство, брави-рование своими недостатками, драчливость и др.—делает этотвозраст трудным для учителя. В ходе изучения этой темы студен-ты должны понять, что за каждой внешней реакцией учащегосястоит своя психологическая причина, которую легко упустить, еслиограничиваться только моральной оценкой поступков. Те действияподростков, которые на первый взгляд оцениваются как «некуль-турные», «глупые», «вредные», «необъяснимые», на самом делеимеют прежде всего психологическое объяснение, вытекающее изособенностей данного этапа становления личности.

Основной психологический «механизм» резкого изменения по-ведения в подростковом возрасте схематично можно представитьследующим образом. Начало полового созревания, связанное с по-явлением новых гормонов в крови и их влиянием на центральнуюнервную систему, с бурным физическим развитием, повышает ак-тивность, физические и психические возможности детей и создаетблагоприятные условия для появления у ребенка ощущения взрос-лости, самостоятельности. Однако на данном этапе психическогоразвития ребенок еще не может быть самостоятельным пол- ''ностью. Появляется одно из основных противоречий возраста —между возросшим ощущением самостоятельности и психическимивозможностями подростка, разрешение которого и ведет к даль-нейшему психическому развитию.

Как происходит разрешение этого противоречия и как оно про-является во внешнем поведении детей?

Отношения личности, как известно, складываются, осознают-ся, закрепляются, и проявляются в конкретных поступках. Следо-вательно, для 'формирования самостоятельности надо совершатьсамостоятельные поступки. Но, с другой стороны, чтобы хотя быраз поступить самостоятельно, надо уже быть относительно неза-висимым от непосредственного социального окружения, надо ужеиметь механизмы личностного саморегулирования. Налицо—за-мкнутый круг, и перед подростком стоит задача его разорвать.

Главная трудность здесь заключается в обретении хорошо зна-комой для зрелого человека и как раз отсутствующей у подрост-ка внутренней уверенности в своей личности, ясного самосознанияи самоуважения, которые и делают человека способным поступатьсамостоятельно, в одних случаях отстаивая свою правоту вопрекисопротивлению окружающих, в других случаях спокойно, без глу-пого упрямства принимая их требования.

У подростка существует несколько путей формирования само-уважения и самосознания. Один из них—развитие своей личнос-ти по образу и подобию личности взрослого человека, так какименно взрослый в глазах ребенка обладает самостоятельностью..-1Поэтому первое, к чему стремится ребенок подросткового возрас- \\ та, — это показать себе и окружающим, что он уже не ребенок,утвердить себя наравне со взрослыми. Чтобы решиться на само-стоятельные поступки, он непроизвольно как бы убеждает себя,


что дмеет на- ато право, так как он уже, «взрослый». Поэтому «чув-ство взрослости» рассматривается психологами как главное но-вообразование личности в подростковом возрасте.

Зная, что стремление получить статус взрослого закономернодля этого возраста и жизненно необходимо для полноценного пси-хического развития подростка, педагог должен правильно пони-мать психологическую природу связанных с этим отрицательныхпоступков, не препятствовать проявлениям у детей взрослости,а направлять их в положительное русло. Необходимость для под-ростка иметь образец для подражания педагог использует какодин из каналов влияния на детей, организуя встречи с передови-ками, диспуты после прочтения книг, просмотра фильмов и спек-таклей и т. д.

Чувство взрослости ребенок испытывает и в компании сверст-ников, где он-тможет «на равных» обсудить любые «взрослые»проблемы и не беспокоиться, что его одернут как маленького.Зная о большом значении для подростка общения со сверстника-ми, опытные учителя много внимания уделяют формированию по-ложительного общественного мнения в классе и в отдельных ми-крогруппах учащихся, стараются влиять на подростков через бли-жайших друзей, не допускают «выпадения» отдельных учащихся(особенно отстающих и «трудных») из структуры межличност-ных отношений классного коллектива, изучают (с помощью мето-да наблюдения или экспериментально) систему отношений си-м-патии—антипатии в своем классе.

Недостаточная еще уверенность в себе не только заставляетподростка всеми средствами подчеркивать свою взрослость вовнешнем плане, но и рождает повышенную чувствительность к еенедооценке. Это, в свою очередь, часто вызывает грубость и аг-рессивность по отношению к старшим, повышенный критицизм иигнорирование советов и требований родителей и учителей и т. д.

Сопротивление воле взрослых, распоряжениям актива классашколы и т. д. может выступать не только как единичная реакцияна факт недооценки, с точки зрения подростка, его личности. Этоодин из путей, с помощью которого ребенок достигает ощущениязначительности своей личности, ее действенности, ее способностипротивостоять окружению. Искусственно «сталкивая» свою лич-ность с личностями других людей, ребенок начинает, так сказать,более контрастно представлять границы своего «я».

Стремление к независимости у подростка внутренне связанос его большой зависимостью от личностных влияний окружающих.Последнее объясняется тем, что чувство взрослости порождает и'определенное отношение к себе, и, как всякое внутреннее отноше-ние, оно складывается под влиянием отношений внешних, отноше-ний других людей к данной личности. Поэтому подросток оченьозабочен мнением о нем окружающих и активно ищет такую сре-ду, в которой эти отношения показывали бы ему, что он — взрос-лый, самостоятельный человек.

Очень важно найти у каждого подростка лучшие стороны его

личности, выявить его способности, и, опираясь на них, всяческиподдерживать у ребенка веру в себя. В противном случае неиз-бежны большие трудности в воспитании. Чтобы утвердиться в сво-их глазах в качестве самостоятельной личности, осознать свое «я»,ребенок вынужден так или иначе проявлять себя вовне, пробо-вать оказывать свое личностное влияние на окружающих. И еслинет возможности проявляться положительно, ребенок в силу пси-хологической необходимости проявляет себя в отрицательных по-ступках—бравировании своими недостатками, упрямстве ч др.

Учитывая, что для данного возраста очень важно сформиро-вать самоуважение, учитель найдет пути повышения статусашкольника в классном и общешкольном коллективах, популяри-зируя успехи этого ученика в той или иной области, попытаетсямудро относиться к «срывам» в поведении детей, показывая им,что он верит в возможности каждого и уважает в подростке фор-мирующегося взрослого. Испытывая большую необходимость втакой поддержке, подросток становится подверженным влияниямучителя, являющегося источником этого столь необходимого длянего отношения.

По мере взросления ребенка у него формируются такие лич-ностные структуры, как «идеальное Я», «моральное Я», «настоя-щее Я», мировоззрение, убеждения и др.; представление о себестановится более четким, устойчивым, менее зависимым от непо-средственного социального окружения, и поэтому отпадает необ-ходимость все время «утверждать» свою личность. С ростом зре-лости расширяются возможности совершать самостоятельные по-ступки и разрешаются основные противоречия подросткового воз-раста.

Выделяют два этапа в процессе формирования отношения ксебе как к отдельной личности. Эти этапы соответствуют двум пе-риодам подросткового возраста—младший и старший подросток.На первом этапе происходит осознание своего отличия от детей,утверждение своей общности с миром взрослых. Для этого перио-да характерно некритическое подражание внешним манерамвзрослых, большая зависимость от группы сверстников, дающейему ощущение своей взрослости, и т. д.

На втором этапе подросток уже не сомневается, что он не ре-бенок, и начинает осознавать свою самобытность, своеобразиесвоей личности. В это время уже нет такой сильной зависимостиот группы сверстников. Когда товарищи заставляют подросткапоступать вразрез с его представлениями о себе самом, он можетотказаться от этого поступка и отстоять свое мнение. На этомэтапе характерно повышение внимания к внутреннему миру дру-гих людей и самоанализу, появление способности к самовоспита-нию и т. д. Меняются пути педагогического влияния на подростка.

^Формирование самосознания, отношения к себе как к отдель-ной, самостоятельной личности является существенной характери-стикой подростка любого пола и типа темперамента. Индивиду- i t-альные различия сказываются на выборе средств самоутвержде- 1


ния и на господствующих психических состояниях. Сложившиесяв обществе и усвоенные детьми представления о различиях соци-альных ролей мальчиков и девочек регламентируют пути утверж-дения личности в подростковом возрасте. Например, роль «клас-сного шута» как средство привлечения внимания к своей личнос-ти девочки, как правило, не применяют, но зато чаще, чем маль-чики, утверждают себя в учебе и общественной работе. Холерикии флегматики выбирают разные пути, чтобы утвердить свою лич-ность в глазах других.

Индивидуальный подход в воспитании подростков должен осно-вываться на знании общего для всех детей этого возраста — необ-ходимости формирования отношения к себе как к отдельной са-мостоятельной личности— и-учете различий в Йеле, темперамен-те, интеллекте, общей, культуре, способностях ^характере. Педа-гог должен оказывать помощь подросткам, в выборе индивидуаль-ных" 1(и в то же время социально приемлемых) путей выражения,утверждения себя и самосознания.,,..

Поведение «трудного» подростка подчиняется той -же главнойзакономерности^ но по разным причинам им выбираются социаль-но неприемлемые пути утверждения своей личности. Семья, поло-жение в коллективе сверстников, отношение учителей, невозмож-ность проявить себя в учебе, отсутствие навыков общения и т. д.могут быть источниками трудностей формирования отношения ксебе как к самостоятельной личности и вызывать отклонения в по-ведении. Педагогу важно понять, какие из этих причин сработалив каждом конкретном случае, и помочь подростку преодолеть ихили найти новый вариант утверждения себя.

Наряду с существенными изменениями личности, которые яв-ляются главными, определяющими все психическое развитие вэтом возрасте, у подростков происходит прогресс в познаватель-ной сфере. Ощущения, восприятие, память, внимание, чувства,мышление по мере развития становятся произвольными. Усвоениенаучных теоретических знаний приводит к развитию мышления, за счет чего у подростков появляется^доказательность.в рассуж-дениях, способность к дедуктивным умозаключениям,, критическоевосприятие учебног6'материала л моральных требований.

"Изменения в^личности и в познавательной сфере тесно взаимо-связаны: развитие произвольных психических процессов опирает-ся на складывающуюся самостоятельность личности, а возмож-ности осознания и формирования своих личностных особенностейопределяются развитием мышления.

Изучение данной темы необходимо строить исходя из ее зна-чения. Прежде всего на семинарских занятиях важно связать рас-сматриваемую тему с соответствующими разделами курсов об-щей возрастной и педагогической психологии, педагогики.

На втором занятии полезно предложить студентам самостоя-тельно подготовить доклады, позволяющие сравнить психическиеособенности подростка и младшего школьника, младшего и стар-шего подростка, увидеть половые и индивидуально-типические

различия подростков. Четкое осознание общего и различного в по-ведении подростков позволит наметить основные пути индивиду-ального подхода в воспитании.

На отдельном занятии полезно подробно рассмотреть причиныотклоняющегося поведения учащихся. Здесь важно понять диалек-тическое взаимодействие биологических и социальных факторовпсихического развития; влияние семейного воспитания в раннемдетстве на поведение ребенка в подростковом возрасте; познако-миться с типами акцентуаций характера, наблюдающихся у под-ростков. Это позволит наметить принципиальные пути работы с«трудными».

В связи с большим практическим значением данной темы не-обходимо добиваться максимальной оперативности знаний сту-дентов, умения использовать теорию в практических действиях.Для этого рекомендуется на каждом занятии (а также в виде до-машних заданий с последующим разбором на занятиях) решатьпсихологические задачи. В предлагаемые ниже задачи можно вво-дить дополнительные условия, касающиеся особенностей окру-жающей обстановки описываемой ситуации и особенностей лич-ности педагога и школьника (действующих лиц задачи). Помимонахождения правильных решений (их может быть несколько),важно "обсуждать варианты неправильного поведения педагога ипсихологически разбираться в возможных причинах этого.

Некоторые задачи могут быть разыграны в ролях. Сравнениеи анализ разных исполнений одних и тех же ролей (и ученика, иучителя) чрезвычайно наглядно (что бывает порой неожиданнодля самих студентов) и убедительно показывают существованиебольших индивидуальных различий среди подростков, а такжесреди различных учительских позиций.' Метод ролевого тренинга,помимо конкретизации общих, абстрактных знаний применитель-но к частным ситуациям, встречающимся на практике, поможетпреподавателю диагностировать усвоение студентами теории.

Для дальнейшего практического овладения данной темой ре-комендуется предложить студентам выполнить учебно-исследова-тельские задания (на II курсе) или курсовые работы (на III кур-се). Предложенные ниже темы курсовых исследований имеютмежпредметное психолого-педагогическое содержание. Лучше все-го их выполнять в рамках школьного практикума на младшихкурсах и методической практики на старших курсах—при сов-местном руководстве работой студента преподавателями психоло-гии и педагогики. Все темы требуют^от студента умения вестинаучное наблюдение за поведением подростка, фиксировать и под-считывать количество его отрицательных проявлений за опреде-ленный отрезок времени. Преподаватель психологии поможет сту-денту актуализировать знания, полученные при изучении темы«Методы возрастной и педагогической психологии», в частности,совместно со студентами наметит план и схему наблюдения, от-работает форму протокола наблюдения за отрицательными про-явлениями подростков (формы отрицательного поведения под-

i27


ростков хорошо изложены в книге: Краковский А. П. О подрост-ках.—М.: Педагогика, 1970). Преподаватель педагогики поможетспланировать и провести соответствующие педагогические воз-действия на отдельных школьников или их группу (класс в це-лом): формирование общественного мнения с помощью бесед, ди-спутов или других мероприятий; организация общественно полез-пой деятельности школьников; формирование структуры коллек-тива класса и др. Сравнение количества отрицательных проявле-ний подростков, измеренных до и после педагогического воздейст-вия, позволит студентам убедиться в действенности знаний психо-логических особенностей детей, в тесной связи психологии и пе-дагогики.

Планы семинарских занятийЛитература

Занятие 1 (семинарское)

Общие особенности подросткового возраста

1. Анатомо-физиологическая перестройка организма и ее влия-ние на психические особенности и поведение подростка. Критикабиологизаторских учений о доминирующем значении полового со-зревания в понимании особенностей подросткового возраста.

2. Противоречие между возрастающей самостоятельностью ивозможностями ее осуществления; формирование личности в под-ростковом возрасте.

3.'Влияние коллектива и межличностных отношений в средесверстников на развитие личности подростка.

4. Общение в процессе общественно полезной дятельности какведущий вид деятельности в подростковом возрасте.

5. Перестройка учебной деятельности и развитие познаватель-ных процессов у подростка.

Занятие 2 (семинарское)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.78.174 (0.045 с.)