Гуманистические ценности культуры возрождения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гуманистические ценности культуры возрождения



Возрождение (франц. Ренессанс; итал.) — это исторический период, а также гуманистическое движение в истории Риначименто европейской культуры, которое означает конец средневековья и начало Нового времени. Ренессанс возник в Италии в XIV в., распространился в западных странах (Северное Возрождение) и достиг наибольшего расцвета в середине XVI в. К концу XVI - началу XVII в. заметен упадок Ренессанса, называемый маньеризмом.

Рис. 299. Боккаччо
В эпоху Возрождения на первое место поднимается находившийся долгое средневековье «рабом Божьим» человек, становится значимой его индивидуальность. Мир стал восприниматься им тоже по-другому, радостнее, смелее и ярче. Древнегреческая идея антропоцентризма возродилась в Европе в новой форме и всколыхнула человечество, дав ему надежду на утверждение гуманизма в обществе. Эпоха Возрождения за сравнительно короткое время произвела духовную революцию в человеческой истории. Можно сказать, что духовную энергию, которая накапливалась на протяжении долгих средних веков, а дух сдерживал ее внутри человеческой оболочки, Возрождение освободило, раскрепостило и как бы вдохнуло в произведения искусства, науки и философии. На пьедестал культуры поднялась личность, Ренессанс открыл человеческое «Я» и его величие. Бесконечный мир человек смог увидеть в себе как собственный внутренний мир. Пантеизм, но особенно антропоцентризм стал ведущей и главной идеей мировоззрения эпохи Возрождения, позволил сформулировать и сформировать гуманистические идеи.

Рис. 300. Франческо Петрарка
Начало Возрождения в Италии связано с именами писателей Петрарки и Боккаччо, развивавшими традиции Данте. Франческо Петрарка бросил смелый вызов схоластической науке, основывающейся на формально-терминологическом методе. Он
противопоставил ей научное знание, опирающееся на жизненный опыт, накопленный
практикой человеческого бытия. Смелость этого гениального человека еще заключалась в том, что впротивовес идеалу счастья человека в «Граде Божьем» он доказывал его право на земное счастье, а кроме духовной любви к Богу показывал возможность возвышенной любви к земной женщине.

Идеи, которые отражены в «Декамероне» Дж. Боккаччо, это также прославление земных радостей, равенство людей независимо от их происхождения. В этом
произведении проведена идея, что благороден человек не по социальному происхождению, а потому, какие поступки он совершает. Одной из главных идей «Декамерона» является необходимость любви к себе,наслаждения собственными богатствами: телесными, душевными, духовными
.

Рис. 301. Эразм Роттердамский
Развитию литературы способствовало открытие книгопечатания (1450-е гг.). Это
было великое изобретение, которое позволило многократно увеличить издание книг, в
отличие от переписки их в скрипториях, а также вывести из-под монополии церкви новые
тиражи.

Появление новых настроений в обществе стало ослаблять позиции Церкви, духовенство все больше стало терять свой авторитет. Критическое
отношение к Библии нидерландского гуманиста Эразма Роттердамского (1469-1536) и
других мыслителей внесло революционный вклад в развитие Реформации. «Похвала
глупости» Эразма активно повлияла на изменение отношения к Церкви и существующим
нравам в обществе. А в произведении «Оружие христианского воина» были
сформулированы христианские нравственные принципы для проведения политики
современного государя, являющегося, по его словам, «слугой народа». Смене
мировоззрения сопутствовали кровопролитные войны. Это привело к отпадению ряда
европейских стран от католицизма, то есть к появлению различных форм протестантизма.

Открыто против единовластия духовенства выступил в своей книге «Государь» Николло
Макиавелли(1469-1527). Он смело говорил о том, что государственная власть должна быть передана духовенством государю и быть безраздельной. Это необходимо для того, чтобы преодолеть раздробленность, сделать государства едиными и сильными монархиями. Макиавелли пришел к выводу: несмотря на то, что республика является самой
прогрессивной формой правления, в сложившейся политической ситуации
разъединения и раздоров в Европе она неприменима. Объединить народ в единое
государство сможет только сильный государь, который должен быть при этом наделен
безраздельной властью, быть «сильным как лев и хитрым как лисица», применять все
возможные средства для удержания власти в своих руках, ибо великая «цель оправдывает средства». «Кнутом и пряником» он должен завоевать любовь народа, заставить уважать
себя за силу и власть. В своей книге Макиавелли призывал к тому, чтобы церковь
занималась только духовными вопросами, воспитанием нравственности, а
государственная власть полностью должна стать светской. Такие заявления Макиавелли
были настолько еретическими, смелыми и дерзкими, что ему чудом удалось избежать
костра инквизиции. Но слово, отражающее потребности бурно развивающейся
действительности было сказано, и за ним последовали исторические действия.

Рис. 302. Никколо Макиавелли
Размышления о справедливо устроенном государстве в эпоху Возрождения
повлекли за собой создание целого социального направления — утопического
коммунизма. Его представителями стали Томас Мор (1478-1535) и Томмазо Кампанелла (1568-1639).
В своем произведении «Утопия» (в переводе — место, которого нигде нет) Мор, а затем и Кампанелла в «Городе Солнца» основывают тезис социальной справедливости
на христианских принципах морали. Все граждане их государств должны обязательно
трудиться, иметь ограниченный рабочий день, не иметь частной собственности,
пользоваться совместно производимыми благами, способствовать 'стиранию грани между
«городом и деревней», содействовать общественному воспитанию детей и максимальному
проявлению индивидуальных способностей. И Мор, и Кампанелла понимали, что
высокого уровня прогресса общества можно добиться при активном содействии
государства в развитии наук, техники и духовности. Эпоха Возрождения давала яркий
пример этому.

В эпоху Возрождения появляются ростки научного мировоззрения, знание законов природы во второй половине XV в. становится все более популярным, хотя не приветствуется церковью. Естествознание стало средоточием свободомыслия, обогатив
гуманистическое мировоззрение рядом смелых и оригинальных идей. Важным звеном в
постижении окружающего мира был признан опыт, научный эксперимент, что укрепило
реалистические тенденции в подходе к миру и человеку. Но утверждались они нелегко, порой требуя в жертву убеждения и человеческую
жизнь. Так в книге Николая Коперника «Об обращении небесных сфер», впервые в мире
излагалось гелиоцентрическое учение — основа современных представлений о строении
Солнечной системы. Николай Коперник (1473-1543) — великий польский астроном,
избежал суда инквизиции и ее костра только благодаря естественной смерти. Коперник
обессмертил свое имя тем, что отказался от общепринятой, старой и господствовавшей в
его время системы Клавдия Птолемея, согласно которой Земля — центр Вселенной и
основа мироздания. Коперник начал говорить о том, что Земля — это самая рядовая планета и она вращается
вокруг Солнца. Над учением он трудился около тридцати лет, снова и снова проверяя свою
фантастическую идею. В это время церковь была прямо
заинтересована в реформе календаря, и близкий друг Коперника епископ считал, что
церковь заинтересована обладать правильно установленной последовательностью
времени и теорией в науке о движениях.

На смену осторожному и мудрому Копернику пришли восторженные и пылкие
пропагандисты его учения Джордано Бруно и Галилео Галилей. Отчасти благодаря им в 1582
г. была проведена календарная реформа, и поныне все мы живем по Григорианскому
календарю, соответствующему расчетам Коперника.

Следует обратить внимание на те реформаторские изменения, которые затронули и саму Церковь. В Англии весь ХУ1 век был веком утверждения в ней англиканской церкви. Реформационная по своему учению, она по отношению к культу и церковному устройству занимает среднее положение между протестантской и католической церквями. В отличие от многочисленных реформатских сект в Англии, которые имеют пресвитерианские порядки, она называется епископальною. Во второй половине Средних веков Англия более чем всякое другое из европейских государств страдала под давлением римской иерархии, и поэтому еще в XIV столетии сделалась восприимчивою к реформационным идеям. Джон Виклифф задолго до Лютера своею деятельностью, особенно в среде образованных сословий, способствовал религиозному движению, направленному против всего иерархического устройства того времени, против почитания святых, отпущения грехов, тайной исповеди, пресуществления хлебов, чистилища и проч. Оно имело цель возвращения к простоте Священного Писания и апостольских пресвитерских порядков. Сторонники Виклиффа были жестоко преследуемы, но память о нем жила в народе и проложила путь сочинениям Лютера, которые с 1519 проникли в Англию. Протестантизм был подготовлен.

Рис. 304. Мартин Лютер. Старая гравюра
Король Генрих VIII (с 1509) сначала был противником Лютера, разошелся потом с папством из-за своего брака с Анной Болейни, провозгласил самого себя верховным главою английской церкви. Парламент, присоединившись к его решению, в 1539 году принял закон, согласно которому были закрыты все монастыри, а их земли, представляющие 25% всех обрабатываемых земель Англии, распроданы. Но после того, как монастыри были упразднены, образа и мощи сожжены и церковные имущества отобраны в казну, король под страхом смертной казни и конфискации имущества приказал сохранить семь таинств, пресуществление хлебов, безбрачие духовенства и тайную исповедь. После смерти короля(1547) регентство, учрежденное на время малолетства его сына Эдуарда VI, с герцогом Сомерсетским и Томасом Кранмером в звании архиепископа Кентерберийского во главе, отменило церковные законы Генриха и осторожно подготовило Реформацию. В Кембридж были призваны Мартин Бюсер и Павел Фэджи (Fagi), в Оксфорд Петр Мартир и Бернанден Окчино, чтобы воспитывать подрастающее поколение богословов в протестантской вере. В 42 правилах веры, установленных в 1542, заключается уже чисто евангелическое учение, но при этом удержано было епископальное устройство, а также большая часть прежних обрядов. Попытка королевы Марии (1553—58) восстановить католицизм не имела успеха. В ее царствование умерло мученическою смертью до 400 противников папства, в том числе Томас Кранмер, епископы Гупер Глочестерский, Ридлей Лондонский и Латимер Ворчестерский. По смерти Марии вступила на престол дочь Анны Болейн, Елисавета, у которой католики тщетно оспаривали власть в пользу шотландской королевы Марии Стюарт. В ее продолжительное и энергическое правление (1558—1603) Реформация победоносно выдержала борьбу с католицизмом. Епископальное устройство, равно как большая часть римских обрядов, образа, распятия, свечи, церковные облачения и проч., были удержаны. Королеве была снова предоставлена верховная власть в церкви, ограниченная лишь законами, а вероисповедание Эдуарда VI в 1571 г. с разными осторожными смягчениями по спорным между реформатами и лютеранами вопросами было поставлено под охрану парламента. Тот же порядок вещей был введен и в Ирландии, несмотря на сопротивление тамошнего католического населения.

В самой римской папской церкви кардинальных реформ не происходило долгое время. По прошедствию многих лет, только в начале 1960-х гг.в церковных кругах разгорелась дискуссия с
требованием реформ. Несоответствие канонов католической церкви и реальной жизни
было уже не устрашающим, а просто нелепым. И наконец-то, 14 июня 1966 г. на П Ватиканском соборе Индекс запрещенных книг, в который входила и книга Коперника «Об обращении небесных сфер», был упразднен. Просуществовав более 400 лет, он сыграл свою
отрицательную роль, тормозя прогресс науки и философской мысли так, как только мог.

В ХУ1 веке развивается в городах Европы промышленность, создаются мануфактуры, формируются капиталистические отношения. Многие открытия в науке, сделанные в эпоху Возрождения, изменили жизнь человечества, способствовали межкультурной
коммуникации. Географические открытия (в их числе и открытие Америки Колумбом в
1492 г.) создали предпосылки для колонизации Африки, Азии, Нового света и развития
торговли с ними. Начало же XVI в. относится ко времени расцвета эпохи великих
географических открытий, результатом которых стала карта мира, какой мы ее сегодня
знаем. С этого времени коренным образом изменился характер контактов народов разных
континентов мира.

Эпоха Возрождения в целом породила многих гениев, пассионариев, как назвал бы
их Л. Н. Гумилев, — людей, в которых жила невероятная энергия таланта и жизни. Среди
титанов, порожденных эпохой Возрождения, человечество свято хранит имена тех людей, которые
дала Италия: художников Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, политического
деятеля Макиавелли, философов Альберти, Бруно, Валла, Фичино, Николая Кузанского,
зодчих Брунеллески и Браманте. Франция подарила истории писателей Рабле и Монтеня, Англия
— Мора, Бэкона, Сиднея, Шекспира. Испания — Сервантеса, Польша — Коперника.
Германия — Беме, Мюнцера, Кеплера. В произведениях всех этих авторов присутствует
мысли в том, что гармоничность сотворенного мира проявляется везде: в действиях
стихий, ходе времени, положении звезд, природе растений, животных.

В целом культура эпохи Возрождения отражает синтез черт античности и средневекового
христианства, а мировоззренческой основой секуляризации культуры выступает
гуманизм. Он проявляется и в учении о «достоинстве человека» Джаноццо Манетти (1396-1459), и в
учении о «свободе воли» Лоренцо Валла (1407-1457), и во взглядах на человека как
микрокосм Пико делла Мирандолы (1463-1494). Гуманистический антропоцентризм
проявляется также и в философском учении Николая Кузанского и пантеизме Фичино и
Джордано Бруно
.

Во второй половине XV — начале XVI в. итальянская гуманистическая мысль
приобретает все более широкую философскую основу в идее достоинства личности. Эта
тема впервые была рассмотрена с гуманистических позиций в начале 50-х гг. XV в. в
трактате «О достоинстве и превосходстве человека» Джаноццо Манетти. Проблема
достоинства и возможностенй человека всесторонне рассмотрена и гуманистически решена в философии
Пико делла Мирандолы. Он вошел в историю итальянского гуманизма как
оригинальный философ, смело выступивший против догматизма схоластики, как страстный защитник прав разума, творческого мышления.
В сочинениях Пико дано обоснование достоинства человеческой природы в новом гуманистическом его понимании. Опираясь на античные идеи (человек — центр
Вселенной) и связывая их с христианским учением о сотворении человека Богом, Пико
меняет главный смысл последнего (человек создан по образу и подобию Бога). Он
приходит к заключению, что человек сам является свободным творцом собственной природы, и это
является, по мысли философа, исключительной привилегией человека. Именно благодаря
творческой способности человек должен возвыситься над всеми смертными существами. Согласно Пико, Бог создал человека по своему образу и подобию, но и
предоставил ему благодаря божественной природе самому творить свой образ и преобразовывать окружающий мир.
Человек как свободный мастер окончательно сформировал свою сущность и тем
самым возвысился над прочими творениями. Этот гимн творческим возможностям человека, свободному выбору позволяет увидеть в тезисе о свободной воле, отличающей человека от прочих существ, центральный момент учения о достоинстве человека.
Основу мировоззрения человека
Пико делла Мирандола видит в способности разума к творчеству в процессе познания законов природы, в
этом и состоит главный смысл человеческого бытия. Утверждение высокого достоинства
человека и его творческих возможностей, права на свободомыслие, признание
необходимости духовного развития, подчеркивание роли философии в формировании
сознания людей делают учение Пико одной из вершин в развитии ренессансного знания, к
которому стала стремиться новая культура, достигшая крупных результатов к концу XV в. Философ-гуманист глубоко верил в величие разума человека, силу его созидательных способностей и вдохновлял своей верой других. В мощи духа и созидания
человек подобен Богу, он и есть земной бог, «не ограниченный никакими пределами» в
проявлении величия своей натуры. Эта мысль становится апогеем в его творчестве.

Имя Леона Баттиста Альберти (1404-1472) — одно из наиболее выдающихся в
культуре итальянского Возрождения. Оно связано с отстаиванием идеи свободы человека
в выборе своей судьбы. Человек исключительной образованности, Альберти занимался
самыми разными областями науки и искусства, обнаруживая широчайшую эрудицию и
блестящие способности. Математика, механика, картография, философия, этика, эстетика,
педагогика, литература, теория архитектуры, живописи и ваяния — таков круг его творческих
интересов. Идею того, что
человек, а не Бог определяет судьбу, Альберти выразил в работе «Человек и фортуна». Проблема предопределения, как одна из центральных в христианской теологии,
вопрос о соотношении свободы воли человека и свободы его действий
вызывал острые споры. Альберти утверждал, что особое положение
человека в мире определено его причастностью к земному и небесному. Эта
двойственность — отличительное и в то же время совершенное свойство его природы.
Совершенство заключено в активных способностях человека, в умении созидать, чувствовать,
желать с целью наилучшего приспособления к внешнему миру и самосохранению.
Альберти видит в человеке гармоническое начало, выступающее в единстве разнообразных форм его деятельности. Гармония жизненных функций человека-необходимое условие его существования, она выливается в гармонию человека и мира. Человек не столько противостоит природе, будучи высшим ее творением, сколько сливается с ней. Альберти утверждает, что в мире живого царствует лишь один бог - Природа. Весь мир природы подчинен строгим законам, нарушить их не в силах ни одно из ее творений, но каждое несет определенную функцию, а люди подчинены этой закономерности настолько, что сама «жизнь человека есть игра Природы». В рассуждениях Альберти виден гуманистический подход к решению
проблемы. Подвластность закону природы предполагает в то же время свободу разума и
воли. Совершенство, разумность, целесообразность Альберти считает естественными началами мира, а особенность
человека заключается в осознании этих принципов и свободном следовании им.

Среди тех, кто считал, что опыт открывает путь к проникновению в законы
природы, был гений эпохи Возрождения — Леонардо да Винчи, в конечном счете он
доказывал то, что законы познаются разумом, ибо сама природа устроена разумно.
Посредником между опытом и знанием ученый считал математику, призванную раскрыть рациональный порядок вещей, заключающийся в соотношениях «золотого сечения». Именно он, Леонардо да Винчи, дал такое название действию в природе всеобщего закона
гармонического единства. Он широко использовал математику в экспериментальных
исследованиях физической природы вещей. С верой в силу человеческого разума связана и убежденность Леонардо в
безграничных творческих возможностях человека. Воплощением этой гуманистической
идеи было творчество самого Леонардо, чей гений проявился во многих областях науки, в
изобретательстве, искусстве. Особенно высоко ценил Леонардо да Винчи
художественное творчество, в котором видел выражение непосредственной связи созидания с
научным постижением мира. Среди искусств первое место он отводил живописи. Ученый
и художник, он всегда подчеркивал ее близость и сходство с наукой. Широко известны
его живописные работы, такие как «Поклонение волхвов», «Мадонна с цветком», «Тайная
вечеря», «Мона Лиза» («Джоконда») и многие другие. Они отличаются глубиной образа,
тончайшей психологической характеристикой, мастерством композиции. Леонардо видел в творчестве художника наиболее выразительное воплощение
гуманистического идеала человека-творца. Художник изучает природу, воссоздает ее на
полотне и в то же время превосходит ее, «придумывая бесчисленные формы животных и
трав, деревьев и пейзажей». По его убеждению, живопись охватывает все формы, как
существующие, так и несуществующие.

Творчество Леонардо да Винчи стало особым направлением в развитии
гуманистической мысли этой эпохи. Гений Леонардо да Винчи поднимал на новую
ступень ренессансное представление о человеке, его созидательной мощи, ставя на
реальную, практическую основу сами эти представления.

Рис. 306. Микельанджело
В отличие от Леонардо, Микеланжело Буонарроти(1475-15б4) сконцентрировал все свое внимание только на человеке, стремился постичь его физическую и духовную природу. Он воскресил нагое тело классической древности, сбросил все условные
традиции и создал нечто могучее, своеобразное, всесильное в воспроизведении человеческого тела в скульптуре. Лепка его произведений
полна титанической силы, демонической мощи и безграничного величия. У него
отсутствует мягкая грация линий и очертания нежных лиц. В его произведениях мы видим
законченные образцы мускулатуры, каждый герой его — титан, борец, победитель. Он
почти никогда не заканчивал свои скульптурные работы. В зодчестве Микеланджело был
оригинальным мастером, он был для себя (не имея навыка в архитектурных работах)
одновременно и учеником, и учителем. Смелая, своеобразная фантазия художника была
его гением. Огромную славу Микеланджело принесла колоссальная скульптура Давида. В
камне, испорченном Дикуччо и признанном негодным советом художников во главе с
Леонардо да Винчи, скульптор сделал почти невозможное, создав шедевр. В росписи плафона и «Страшного Суда» на алтарной стене Сикстинской капеллы Микеланджело изображает космос человечества. На плафоне мы видим закономерно
развивающуюся череду событий, пророков как вождей человечества. Микеланджело
соединяет личностное и массовое, индивидуальное и всеобщее, характерное и идеальное. В «Страшном Суде», этой «Варфоломеевской ночи на том свете», мы слышим призывный
голос труб и полет множества могучих тел. Мир распадается на грешников и праведников, и, соединяясь, рождает вечную энергию жизни.


Не менее известен, чем Микеланджело, Рафаэль. Его произведения отличались
благородством и нежностью стиля, бесконечной игрой фантазии в самых изящных комбинациях. Много картин с изображением «Святого семейства», написанные им в различное время, находятся сегодня в разных европейских музеях: В Эрмитаже хранятся две его картины «Мадонна -Конестабиле» и «Святое семейство».

Эпоха Возрождения в Европе характеризуется универсализмом мастеров, широким
обменом знаниями. Например, нидерландцы заимствуют некоторые колористические
особенности итальянцев, а те, в свою очередь, заимствуют от северных живописцев работу масляными красками на холстах. Главная черта искусства и культуры Ренессанса — утверждение великой
предназначенности, красоты и таланта человека, торжество мысли и высоких чувств, дерзновенной созидательной активности.

Рис. 307. Филиппо Брунелески. Первое официальное удостоверение об изобретении было выдано этому архитектору во Флоренции в 1421 г.
Архитектура Ренессанса основана на возрождении классической, главным образом
римской архитектуры. Основные требованиями были сбалансированность и ясность пропорций,
использование ордерной системы, чуткое отношение к строительному материалу, его
фактуре, красоте. Труды Витрувия по архитектуре (I в. н. э.) были популярны в Италии и
получили повсеместное распространение благодаря фундаментальному трактату Леона
Баттисты Альберти «Об архитектуре» (1485). По его проекту построены церковь Сан-Фанческо в Римини, церкви Сан-Себастьяно и Сант-Андреа в Мантуе. Они явились важным шагом в освоении античной
культуры в архитектуре Возрождения. Альберти использовал в облицовке строений
традиции инкрустационного стиля.

Величайшим триумфом развития архитектуры в эпоху Возрождения стало
возведение купола собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции под руководством Ф. Брунеллески.
Браманте приступил к строительству собора св. Петра в Риме (1506). Продолжили стиль новой архитектуры зодчие Сангалло, Виньола, Палладио. С конца XVI в. общий процесс развития гуманистического мировоззрения в Италии, видоизменяется и замедляется, сужаются рамки его общественного влияния. Это вызвано в значительной мере воздействием феодально-католической реакции. Но, несмотря на это, ренессансная мысль продолжала обогащаться новыми идеями в натурфилософии, искусстве, политических теориях.

Возрождение складывалось в переходную от средних веков к новому времени эпоху и неизбежно должны были появиться и появились особенные черты этой переходности, делая его своеобразным и отличным от других периодом истории мировой культуры и европейской культуры, в частности. В гуманистической идеологии сочетались черты старого и нового, зрели светские принципы миропонимания,
постепенно разрушавшие старую систему мышления. В мировоззрении
Возрождения, несмотря на наличие разных направлений, сложилось единое ядро,
определившее сущность и главную особенность новой идеологии, представляющую
совокупность гуманистических идей, прежде всего признание - высокого достоинства
человека, раскрывающегося в сознании и творчестве. Гуманизм провозглашал свободу
личности, призывая к удовлетворению всех ее потребностей и раскрытию разносторонних
способностей. Деятели новой культуры утверждали личность творческую, но важнейшим
условием осуществления этого идеала считали гармонию индивидуального и
социального. Базой такой гармонии служила культура, духовное обогащение людей. Отсюда огромная роль, которая отводилась наукам, знаниям, искусству. Культ разума, знания, творчества, составивший главное содержание гуманистической мысли, высвобождал науку и искусство. В этом заключается одно из главных достижений эпохи Возрождения.

 

4.8. О СОБЕННОСТИ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ

 

Европейская культура, сложившаяся в эпоху Античности, завершив средневековый период развития, пройдя через переходную эпоху Возрождения, накопила определенный опыт, приобрела своеобразие и создала основу для развития в форме решения проблем, поставленных ранее. Европа как бы посмотрела на себя в целом и увидела слабость своих государств, разрозненность и бедность, поняла то, о чем говорил в своем произведении «Государь» Макиавелли, необходимость сильного государства и сильной государственой власти. На большей части Европы в XVII в. постепенно стала преобладать такая форма общественных отношений, которая характеризуется сложением абсолютной монархии.Она стала устанавливаться во Франции, Испании, в странах Центральной Европы и в Скандинавии. ХП столетие стали называть веком абсолютизма. Взаимодействие общества и государства принимает форму договора, а идея
единения под влиянием сильной власти монарха становится господствующей, поскольку только она,
абсолютная монархия, является той формой государства, которая может объединить разрозненные
народы и земли. Это обосновывает в своей книге "Левиафан " Т. Гоббс, считая, что
"вражде всех против всех" можно противопоставить только силу власти государя,
который в своем лице представит объединенную мощь единого государства. Оно должно
быть таким же сильным, мощным, грозным, как мифическое чудовище Левиафан.

Благодаря ранним буржуазным революциями в Нидерландах и Англии складываются капиталистические отношения, определившие идеологию и культурную жизнь континента. После Тридентского собора 1645-1653 гг. контрреформация укрепила свои позиции в странах, не отпавших от католицизма, и оказывала сильнейшее влияние на все сферы духовной жизни Италии, Испании, Австрии. Таким образом, в европейском общественном сознании и укладе жизни противоречиво сочетались прогрессивные свободолюбивые тенденции и отжившие, связанные с феодально-католической реакцией.

В начале XVII в. вышла книга Мигеля де Сервантеса "Дон Кихот", которая отражала реальную противоречивость. Она повествовала о двух началах человеческой природы - романтическом идеализме и трезвом прак трагическом противоборстве. Эта книга повлияла на формирование нового, усложненного мировоззрения человека, содержащего противоречия.

Мыслители Европы ХУП в. в своем научном творчестве продолжали противодействовать схоластическому методу мышления, не позволяющему человеку быть полноценным субъектом познания. Большой вклад в развитие науки Нового времени сделал Ф.Бэкон. Взгляды человека XVII в. обогатились идеями этого уникального мыслителя, который сделал коперниканский переворот в познании. В отличие от ранее существующего взгляда человека на природу как существующую в единстве с человеком, как на то, в чем существует сам человек, Бэкон призвал выделить в познании природу как объект, сделав ее самостоятельным предметом изучения. В своем главном труде "Новый Органон" он призывал ученых отказаться в науке от всех предрассудков, имеющихся в подходе к анализу знаний о природе. Бэкон провозгласил природу объектом познания, опыт и эксперимент - главным источником знания, человека – субъектом познания.Его новый метод изучения действительности назвали индукцией. С тех пор субъект и объект познания стали самостоятельными и независимыми сторонами познавательного процесса.

Вероятно, Бэкон не предполагал, что его идеи превратятся в попытки человека укротить природу. В действительности развитие его идей привело к тому, что субъект стал не только ориентироваться на понимание мира как упорядоченного, закономерно устроенного объекта, но и относиться к нему как к такому, в котором разумное существо-субъект, познавший законы природы, способен осуществлять свою власть над ней, ставить ее на службу себе. Таким образом укрощенная человеческим разумом природа должна удовлетворять человеческие потребности во все расширяюшихся масштабах. До сих пор этот подход сохраняется в науке, более того, является одной из доминант в культуре техногенной цивилизации.

Р. Декарт, основатель рационализма Нового времени в своем "Рассуждении о методе" доказал, что разум человека является главным орудием познания мира. Следуя этому тезису, многие образованные люди окончательно признали силу человеческого разума и то, что законы Вселенной познаваемы. Декарт выдвинул механистическую картину мира, а в познании действительности доказал новый метод синтеза, дедукции и сомнения.

Используя. геометрический метод, написал свое философское произведение «Этика» Б.Спиноза. В нем он обосновал то, что Богом является не духовная личность и не деистический создатель мира, а вся природа в целом. Создав теорию классического пантеизма, он утверждал и обратный тезис, что природа является для человека Богом и в ней заключена энергия творения и атрибутивности всей материи.

XVII столетие хорошо усвоило тезис "знание- сила", а также обратимость этой формулы: сила - это знание. Она позволяет перестраивать мир по своим принципам. Во второй половине XVII в.наблюдается проявление двойственности рационализма, совмещавшего любовь к "ясности и отчетливости" с тягой к оккультным явлениям и "животному магнетизму", что привело к появлению масонских организаций. Пожалуй, главной фигурой в этом процессе является философ, математик, физик, юрист, языковед Лейбниц (1б46-1716). Именно он первым соединил рационалистический метод и замысел универсального символического языка науки с идеей индивидуальных "живых сил" как непрерывно развивающихся субстанций бытия. Его "Монадология" показывает единство и многообразие проявления универсальной единицы - монады. Он также продемонстрировал неистощимую изобретательность в практическом применении своих идей, и упорство в соединении усилий ученых, их объединении.

В целом познание мира в XVII в. осуществлялось необычайно быстрыми темпами. Развитие получили точные науки, эксперимент. Его многообразие породило много смелых гипотез. Г. Галилей и И. Кеплер развили и обосновали гелиоцентрическое учение Коперника. Механика, достигшая полноты своего развития в трудахИ. Ньютона, послужила основой взгляда на природу как на единый механизм, управляемый общими законами.

Среди открытий и изобретений прикладной науки следует отметить изобретение маятниковых часов Гюйгенсом, телескопа и микроскопа Галилеем, труды по зоологии Левенгука и Сваммердама, создание основ клинической медицины Тульпом и Дейманом. Наряду с этим алхимики в своих лабораториях пытались получить эликсир долголетия, магический эликсир, побеждающий любое зло, а также превращать свинец в золото. Создаются многочисленные географические карты и атласы, направляются в разные страны света научные и военные экспедиции, расширяются торгово-экономические связи, строятся здания для научных исследований, обсерватории, в 1684 г. в Лондоне была учреждена первая в Англии публичная библиотека. Просвещенный человек XVII в. все чаще ощущает себя "гражданином мира". В XVII в. европейцы открыли Австралию европейцы активно участвуют в колониальных захватах, они завоевали большое количество колоний на Востоке, в Африке и Северной Америке.

В обществознании постепенно развивается идея о государстве как общественном договоре. Взаимодействие общества и государства в действительности принимает форму договора, при котором общество доброваольно «отдает» власть суверену, а идея
единения под влиянием сильной власти монарха Гоббса и установление абсолютной монархии реализуется почти во всех странах Европы. Однако, достигнув максимального развития в обществе и выполнив историческую миссию, абсолютизм исчерпывает свои возможности, само общество требует послабления власти и возвращения права на свободу.

Голландский философ Б. Спиноза, полагая высшей формой власти
не монархию, а демократическое правление, доказвал в своих произведениях право человека на свободу,
данное ему от природы как естественное право, но которое человек должен понять как осознанную необходимость для себя. Это было уже началом другой стадии
общественного развития человечества - временем необходимости послабления власти
монарха в сторону уступки прав на свободу граждан.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 714; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.033 с.)