Улучшение координации движений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Улучшение координации движений



При широком понимании координации движений как умения управлять своими движениями нужно ставить перед больными специальные задания, в которых тренировались бы преимущественно отдельные компоненты. Сюда могут быть отнесены: а) упражнения на совершенствование ритма движений, б) упражнения на развитие пространственных отношений, в) упражнения на сочетание движений разного характера, г) упражнения с предметами, д) упражнения в лазании, е) упражнения в равновесии.

Как уже указывалось выше, эти упражнения рассчитаны на самостоятельно передвигающихся детей, главным образом при гемипарезах, легких нарушениях при парапарезах, три- и тетрапарезах, а также для ходячих с легкой степенью гиперкинетических движений и атаксии.

Совершенствование ритма движений. Для этой группы детей характерны не только упражнения с выполнением какого-либо ритма движения при соответствующем подкреплении данного ритма (барабан, бубен, метроном, разные музыкальные инструменты и пр.), что было характерно и для предыдущей задачи, но и более сложные упражнения. При этом детям предъявляется требование самостоятельного выполнения больным заданного ритма. Например, дети вместе с руководителем повторяют хлопками заданный ритм (4/4), а затем руководитель прекращает хлопки, а больные должны их продолжить до сигнала, сохраняя заданный ритм.

Воспитание чувства ритма может проводиться и при групповом чтении каких-либо стихов или пении при сопровождении текста определенными движениями. Приведем наиболее простой пример. «Раз, два, три, четыре, пять — начинаем мы играть. Раз-два, раз-два — вот и кончилась игра». На первую строчку: «Раз, два, три, четыре, пять» — дети выполняют ритмичные хлопки. На слова: «начинаем мы играть» — они поворачиваются на месте на 180 + 180°. На слова: «Раз-два, раз-два — вот и кончилась игра» — дети маршируют на месте с остановкой на слове «игра».

Применяется ходьба под песню, под общий счет занимающихся, равномерная ходьба с акцентом на каком-либо счете, например на счет 3. Этот счет акцентируется либо более громким голосом, либо ударом соответствующей ноги об пол.Наиболее сложными являются упражнения с переменой ритма. Например, в начале ходьбы детям дается ритм 4/4, а затем 1/2, при этом они должны замедлить и удлинить шаги.

Все эти задания могут быть завершены простейшими танцевальными ритмами галопа, польки, вальса с выполнением соответствующих упрощенных танцевальных шагов. Опыт показывает, что разучивание элементов танца положительно сказывается на улучшении походки, которая становится более ритмичной и плавной.

Развитие пространственных отношений. Эти упражнения рассчитаны на: 1) ориентировку в пространстве по отношению к каким-либо предметам и 2) ориентировку в пространстве при повышенной и уменьшенной площади опоры.

Первая группа упражнений включает измерение расстояния шагами и на глаз, сохранение направления на ориентир с закрытыми глазами, точное попадание при бросках в цель с разных расстояний и на разной высоте цели и т. п.

Вторая группа включает упражнения на вставание и спуск со скамейки и выполнение упражнений стоя на гимнастической скамейке, на табурете, лазание по гимнастической стенке с остановками, поворотами, передвижения по наклонной скамейке, поставленной под разными углами, переход со скамейки на гимнастическую стенку на разной высоте, висение лицом вперед на гимнастической стенке на разной высоте, спрыгивание со скамейки, с 1—4-й рейки гимнастической стенки и т. д.

Сочетание движений разного характера. Эти упражнения главным образом состоят из несложных комбинаций типа вольных упражнений на 4—8 счетов.

Например: исходное положение — стоя, руки в стороны. Счет 1 — мах руки вниз и вверх, поставить руки в стороны, левую ногу — назад на носок; счет 2 и 3 — руки плавно вверх, хлопок, смотреть на руки; счет 4 — руки плавно в стороны, приставить ногу; счет 5—8 — повторить то же, но с движением другой ноги.

Или: исходное положение — сидя верхом на гимнастической скамейке, руки на пояс. Счет 1 — встать над скамейкой, ноги врозь; счет 2—3 — поставить правую, левую ногу на скамейку; счет 4 — стоя на скамейке, руки в стороны; счет 5—6 — спустить правую, левую ноги со скамейки; счет 7 — поставить руки на пояс; счет 8 — сесть на скамейку.

Упражнения с предметами. Большое место в этих упражнениях отводится разным видам бросков и ловли мяча. При этом могут быть использованы набивные, волейбольные, надувные, резиновые разных размеров, теннисные, хоккейные мячи, мячи с петлей, подвешенные на веревке, и т. д.

Применяются: катание мячей в разных направлениях,
на разное расстояние, с попаданием в цель; разные
способы бросков и ловли так называемой «школы мяча», в основном броски вверх, в пол, вперед, отбивание мяча в пол и вверх; попадание в цели разной формы, расположенные на разных уровнях; некоторые приемы игры в волейбол в виде подготовительных игр, таких, как «мяч в кругу», «мяч через сетку», и волейбол с упрощенными правилами и с уменьшением размеров площадки.

Рекомендуются некоторые приемы баскетбола: ведение мяча, передача мяча на ходу, броски в кольцо; игровые задания с элементарными комбинациями защиты и нападения в одно кольцо.

Кроме перечисленных выше упражнений, могут применяться различные гимнастические комбинации движений с палкой в сочетании с движениями рук, туловища и пр.

Упражнения с обручем могут производиться на месте и с передвижением, с использованием перемещения обруча в разных направлениях, пролезания в обруч, подбрасывания его и ловли, катания, перешагивания и пр.

Упражнения в лазании. Помимо приведенных выше упражнений для воспитания пространственных представлений производится непосредственное обучение способам лазания на гимнастической стенке — одностороннему и разностороннему. Они применяются как самостоятельные упражнения и в комбинации с висениями, остановками, переменами направления и способа лазания.

Висения и раскачивания могут применяться и на других снарядах (кольца, трапеция), так же как и упоры (смешанные и чистые) на низкой перекладине, буме и брусьях. Разумеется, что все эти упражнения должны даваться с учетом индивидуальных особенностей, постепенно и последовательно подводя детей к более сложным упражнениям.

Упражнения в равновесии. Эти упражнения, как уже говорилось ранее, применяются в самом начале обучения при решении всех поставленных ранее задач. Но там они, скорее, отражали освоение больным того или иного положения тела. Здесь же упражнения в равновесии выступают как самостоятельные — на уменьшенной и повышенной опоре, на месте и при передвижении. Могут быть рекомендованы передвижения по доске и рейке гимнастической скамейки вперед, боком, назад,
с остановками, поворотами, вставанием на колено, с переносом каких-либо предметов, с расхождением идущих навстречу друг другу и т. д.

В зимнее время, если позволяют условия, нужно использовать финские сани и обучение ходьбе на лыжах.

Обучение плаванью, так же как и специальные упражнения в воде, также должно широко использоваться для всех детей при отсутствии каких-либо противопоказаний.

Все рекомендованные упражнения для решения поставленной задачи улучшения координации движений рассчитаны также и на то, чтобы хотя бы в какой-либо степени подойти к программе физического воспитания в детском саду и в школе.

Разумеется, что это в первую очередь относится к работе с детьми в таких учреждениях, как санатории, и главным образом в специальных интернатах, где обучаются такие больные.

К сожалению, в массовых школах в подавляющем большинстве эти дети даже с незначительной степенью нарушений остаются за бортом системы физического воспитания, не включаясь, как правило, даже во вспомогательные группы. А между тем они очень нуждаются в этом, — разумеется, с учетом их двигательных возможностей.

Глава XI

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Раскрывая задачи лечебной физической культуры, мы неоднократно подчеркивали необходимость длительного планомерного и последовательного обучения больных. Это — важное требование не только при индивидуальных занятиях с больными, но и при групповых занятиях. Особенно это важно в тех учреждениях, где больной находится сравнительно длительный срок, как, например, в специализированных санаториях или интернатах и т. д.

Индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия имеют два варианта: когда они являются единственной

 


самостоятельной формой занятий и когда они проводятся параллельно с групповыми занятиями.

Индивидуальные занятия как единственная форма обычно назначаются особо тяжелым детям, по каким-либо признакам не могущим принимать участие в групповых занятиях (чрезвычайно малая степень подвижности, умственная отсталость и пр.).

Как правило, индивидуальные занятия для таких больных должны проводиться не менее двух раз в день и ежедневно. Первый раз можно включать пассивные упражнения по определенной схеме в сочетании с избирательными приемами массажа (расслабляющего и тонизирующего), во второй раз могут быть рекомендованы занятия по полной схеме. Продолжительность индивидуальных занятий по полной схеме может быть от 25 до 30 мин, а если включается еще и массаж, то до 40—45 мин. Точная их дозировка зависит от общего состояния больного, степени его контактности, задач, стоящих перед методистом. При занятиях длительностью 30—35 мин, без организационных мероприятий, можно придерживаться общей схемы урока из 3 частей.

I часть — 5—7 мин — упражнения на внимание, общеукрепляющие и дыхательные упражнения.

II часть — 20—25 мин — специальные упражнения для восстановления произвольных движений, обучение двигательным навыкам, разучивание некоторых упражнений, рекомендованных врачом.

III часть — 3—5 мин — игровые задания, дыхательные упражнения, чтение стихов, произношение определенных звуков по назначению логопеда, указания по проведенным занятиям и т. д.

Особенностью этих занятий будет то, что содержание основной части должно отвечать сугубо индивидуальным требованиям, и потому в большинстве случаев будет сохраняться длительное время без особых изменений, пока ребенок не освоит изученное.

В то же время содержание первой и третьей части нужно менять, внося известное разнообразие и эмоциональную окраску в индивидуальные занятия. В связи с этим, подбирая материал физических упражнений, необходимо вначале выделить то главное, что будет являться содержанием второй части занятий, а затем уже осуществлять подбор для I и III частей.

Надо помнить, что для успеха индивидуальных занятий особо важное значение имеет контакт между ребенком и методистом. Для усиления этого контакта нужно, руководствуясь особенностями и состоянием психики больного, активизировать его участие в занятиях. В доступной форме надо объяснить значение основных упражнений и требований и постепенно включать небольшие посильные индивидуальные задания. Например, во время еды стараться брать хлеб худшей рукой и т. п. Надо только, чтобы эти движения были хорошо разучены, доступны, немногочисленны (не больше 2), контролировались и поощрялись методистом. Нужно, чтобы ребенок мог видеть результаты своей работы, оценить их и стремился бы к новым достижениям.

Повторное индивидуальное занятие для того же больного, проводимое по сокращенной схеме, может включать, как уже говорилось ранее, пассивные движения с массажем или только некоторые упражнения из второй части длительностью 10—20 мин.

Если занятие построено как тренировка в ходьбе, то оно может проводиться в виде разучивания отдельных заданий; например: ходьба в брусьях вперед, в стороны, назад с переменой направления по сигналу; отдых сидя — игра в мяч с методистом; отработка момента переноса центра тяжести тела на опорную ногу и т. п.

Второй вариант индивидуальных занятий, когда они проводятся параллельно с групповыми. Конечно, самое лучшее будет, если одно и то же лицо будет проводить и групповые и индивидуальные занятия. Но если это по каким-либо причинам невозможно, то надо, чтобы между лицами, проводящими групповые и индивидуальные занятия, был установлен тесный контакт. Этот контакт должен начаться с совместного знакомства с больным при осмотре и определении индивидуальных назначений, а затем в совместной проверке имеющихся достижений и в определении новых назначений.

Кроме того, как ведущий групповые, так и ведущий индивидуальные занятия могут давать указания друг другу о включении определенных упражнений, особенно если ребенок отстает от группы в усвоении какого-то материала.

При проведении индивидуальных занятий, сочетаемых с групповыми, может быть в той или иной степени

 

сокращен раздел общеукрепляющих упражнений и оставлены преимущественно специальные упражнения.

В связи с этим может быть несколько изменена и схема проведения занятия. Например: I часть — избирательный массаж, упражнения на расслабления, дыхательные упражнения — 5—7 мин; II часть — только специальные упражнения (3—4) и игровое задание — 15—20 мин; III часть — 2—3 мин; всего 20—30 мин.

Разумеется, что при проведении как индивидуальных, так и групповых занятий подбор упражнений и методика проведения занятий должны подчиняться также соблюдению определенной кривой физиологической нагрузки. Наиболее типичной является кривая с постепенным ее повышением примерно до 2/3 второй части урока, а затем постепенное снижение до исходного.

Групповые занятия. Для проведения групповых занятий дети объединяются от 4 до 10 человек, исходя из возрастных данных, степени тяжести и однородности двигательных нарушений.

Цель проведения групповых занятий заключается в том, чтобы на основе анализа двигательных нарушений и двигательных возможностей больных, общих для данной группы детей, наиболее рационально организовать их физическое воспитание, стремясь к нормализации произвольной двигательной деятельности.

Групповые занятия проводятся также по схеме урока, соответствующей принятой для здоровых.

Вводная часть имеет своей целью организацию группы для занятий. Это достигается упражнениями на внимание, построениями, элементарными игровыми заданиями.

Основная часть урока направлена на решение основной задачи, поставленной перед данным занятием. Практически в эту часть последовательно входят все упражнения, соответствующие задачам рабочего плана.

Заключительная часть включает упражнения на внимание, малоподвижные игры, дыхательные упражнения, спокойную ходьбу, упражнения на расслабление и др., для того, чтобы способствовать организации группы для перехода к другой деятельности.

Планирование занятий физическими упражнениями. Составление рабочего плана для проведения групповых и индивидуальных занятий необходимо в тех случаях,
когда больные находятся в учреждении 3—4 месяца и больше (санатории, интернаты). Опыт работы в санатории «Комарове» показывает, что составление рабочих планов для проведения занятий, особенно групповых, и определение намечаемых достижений значительно улучшают целенаправленность и эффективность проведения занятий. Приведем пример такого рода планирования. Исходя в среднем из 4-месячного курса лечения, общий расчет производится так, что при 3-разовом проведении в неделю групповых занятий можно рассчитывать на 40—42 занятия. Весь период занятий делится на 3 этапа. Первый этап — общая подготовка — включает примерно 20—25 занятий; второй этап — специальная подготовка — 10—15 занятий и третий этап—заключительный — 3—5 занятий.

Первый этап имеет своей задачей развивать и улучшать двигательные возможности больных, на основе их обучения управлять своими движениями.

Из общих задач по лечебной физической культуре, раскрытых в предыдущих главах, для конкретного рабочего плана на первом этапе берутся те, которые определяются общими чертами клинической характеристики группы больных.

Например, для группы ходячих детей, преимущественно имеющих гемипарезы, эти задачи могут быть: воспитание правильной осанки, овладение дыханием, нормализация произвольных движений в суставах верхней и нижней конечности и улучшение координации движений.

Для группы тяжелобольных неходячих детей с наличием спастических три- и тетрапарезов задачи первого этапа в групповых занятиях могут быть ограничены решением только одной — нормализация безусловнорефлекторной двигательной деятельности, или же добавлены: овладение дыханием и увеличение общей подвижности (в пределах требований к первой группе).

Второй этап. Основными задачами данного этапа в групповых занятиях являются: тренировка правильной осанки, ходьбы, действий пораженными конечностями, овладение нормативами по лазанию, метанию, равновесию или по каким-либо другим показателям в соответствии с возможностями больных.

Заключительный этап занятий направлен на проверку знаний и умений занимающихся и подготовку их к выписке: разучивание утренней гимнастики и индивидуальных заданий для выполнения их в домашних условиях.

При проведении индивидуальных занятий второй и третий этапы работы не обязательны. Важно только, чтобы к выписке из учреждения ребенок знал, какие упражнения он должен выполнять в домашних условиях, каких ошибок при выполнении определенных движений он должен избегать, какой двигательный режим он должен выполнять. Поэтому, естественно, последние занятия будут направлены на подытоживание пройденного и на разучивание домашних заданий.

Построение рабочего плана для групповых занятий удобнее всего строить по частям урока, что характерно для первого этапа. Во втором этапе это будут в основном тренировочные уроки, когда после небольшой разминки основное внимание уделяется тренировке в намеченных упражнениях. В третьем этапе занятия проводятся как проверка выполнения установленных нормативов, — может быть, в ряде случаев с включением соревнования.

Глава XII



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.026 с.)