Компьютер в учебно-воспитательном процессе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Компьютер в учебно-воспитательном процессе.



Мультимедиа компьютеры - компьютеры с совокупностью программных и аппаратных средств, позволяющие воспроизводить звуковую (музыка, речь и др.), а также видеоинформацию (видеоролики, анимационные фильмы и др.).

 

Значение компьютера в учебно-воспитательном процессе

· Вписываются в рамки традиционного обучения;

· Используются с успехом на различных по содержанию и организации учебных и внеклассных занятиях;

· Способствуют активному включению обучаемого в учебно-воспитательный процесс, поддерживают интерес;

· Способствуют пониманию и запоминанию учебного материала.

Задачи применения компьютера в обучении:

· Обеспечение обратной связи в процессе обучения;

· Обеспечение индивидуализации учебного процесса;

· Поиск информации из самых широких источников;

· Моделирование изучаемых процессов или явлений;

· Организация коллективной и групповой работы.

Обучение с применением компьютера надо строить так, чтобы ученик понимал, что задачу решает он, а не машина и что только он несет ответственность за последствия принятого решения.

Виды обучающих компьютерных программ:

· Иллюстрирующие;

· Консультирующие;

· Программы-тренажеры;

· Программы проблемного обучения;

· Программы обучающего контроля;

· Операционные среды;

· Учебные игровые программы;

· Графические программы.

Компьютерные технологии.

Телекоммуникационный учебный проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Телеконференции - обмен мнениями с помощью электронных писем по поводу тех или иных тем, проводимый с привлечением одного или нескольких средств телекоммуникации (телефона, телевидения, видеотелефона, компьютерной телекоммуникации и т. п.).

Дистанционная форма обучения - получение образования без посещения учебного заведения с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации.

Компьютерные средства обеспечения процесса обучения на занятиях компьютерной графике:

· Компьютер;

· Интерактивная доска;

· Графический планшет;

· Проектор и экран;

· DVD-плейер или VHS-магнитофон с телевизором;

· Сканер (цифровой фотоаппарат);

· Принтер.

Паспорт кабинета включает в себя:

· Инвентарную ведомость кабинета на имеющееся оборудование, включающую площадь кабинета, количество рабочих мест, инвентарные номера каждого установленного оборудования и его комплектацию.

· Состояние учебно-методического обеспечения кабинета, методическую литературу, рабочие тетради и учебники, раздаточный материал, комплект электронных ресурсов.

· Правила пользования кабинетом, правила техники безопасности работы в учебном кабинете и журнал инструктажа учащихся по технике безопасности.

· План занятости кабинета информатики на учебный год график в соответствии с расписанием учебных занятий.

· Перспективу возможного развития кабинета (утверждается директором школы), примерно планируемые обновления наглядного и дидактического материала и технического оборудования в кабинете.

 

16. Возможности информационных и коммуникативных технологий в самообразовании учащихся в области компьютерной графики и других видов искусств.

Компьютерная графика как молодая и динамично развивающаяся область знаний. Формирование информационной культуры учащегося на занятиях компьютерной графики. Проектная методика - технология будущего художественного образования в области компьютерной графики. Использование информационных и коммуникационных технологий для построения открытой системы образования в области компьютерной графики. Информационно-образовательные ресурсы учебного назначения: их классификация и дидактические функции. Образовательные информационные технологии и среда их реализации на занятиях компьютерной графики и других видов искусств. Использование мультимедиа технологий на занятиях компьютерной графики и других видов искусств. Дистанционные технологии образования. Техника визуальных и интерактивных графических средств обучения.

Компьютерная графика является сравнительно молодой, но стремительно развивающейся областью знаний, которая обладает большим потенциалом. В настоящее время компьютерная графика применяется достаточно широко в различных областях и сферах жизни человека. Она не только активно внедряется на производстве, но уже давно стала часть повседневной жизни человека, так как программы для работы с графикой становятся всё доступнее для обычных пользователей.

Так как в нашем мире информационные технологии активно внедрены в повседневную жизнь человека, то уже невозможно представить его жизнь без знаний об этих технологиях. Занятия компьютерной графикой помогают сформировать определённый уровень информационной культуры учащегося. Так как на этих занятиях ученик напрямую общается с информационными технологиями и учится взаимодействовать с ними на своём собственном опыте, то и само запоминание идёт лучше.

Проектная методика в образовании является одной из самых эффективных и инновационных на данный момент. Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении. Проектная методика основана на цикличной организации учебного процесса. Отдельный цикл рассматривается как законченный самостоятельный период обучения, направленный на решение определенной задачи в достижении общей цели.

Открытая система образования подразумевает сотрудничество и обмен информации учебных заведений и его сотрудников между собой. Но осуществление этого подхода невозможно без интеграции информационных и коммуникационных технологий, которые предоставляют очень широкий спектр возможностей: проведение видеоконференций, общение в режиме реального времени, даже при большом расстоянии между собеседниками. А информационные технологии предоставляют так же широкий спектр по обработке, сбору информации, позволяют более эффективно производить различные исследования и эксперименты. К образовательным информационным технологиям относят не только различные интернет-ресурсы, но и интерактивные пособия, которые могу использоваться для самостоятельного обучения ученика.

Мультимедиа технологии всё активнее внедряются в процесс обучения, чаще всего это всевозможные презентации и демонстрационные видеоролики или аудиозаписи. На уроках компьютерной графики целесообразно использовать презентации, видеоролики и демонстрацию в реальном времени, то есть когда действия учителя проецируются на экран. На занятия по другим видам искусства, например, изобразительного искусства могут использоваться технологии для демонстрации наглядного материала.

С развитием компьютерной техники, локальных и глобальной вычислительных сетей у дистанционного обучения появились новые возможности. Под дистанционным обучением (distance learning) стали понимать такой процесс обучения, при котором используются технологии, не предполагающие непосредственного присутствия преподавателя – в первую очередь, информационно-коммуникационные технологии.

 

17. Организация учебного процесса на занятиях художественного цикла в детских художественных школах, детских школах искусств с применением цифровых технологий (тематика, цель, задачи, методы, средства).

Комплекс художественных дисциплин общеобразовательной школы, их содержание. Учебные дисциплины художественных школ и детских школ искусств, их характеристика. Возможности использования цифровых технологий на учебных дисциплинах художественных школ и детских школ искусств, их характеристика (в соответствии с дисциплинами учебного плана). Информационно-образовательные ресурсы художественного образования в ДХШ (ДШИ). Образовательные информационные технологии и среда их реализации на занятиях художественного цикла. Использование мультимедиа технологий на занятиях различных видов искусств. Дистанционные технологии образования в ДХШ (ДШИ), визуальные и интерактивные средства обучения.

Специфика искусства как особого явления культуры обусловила появление в структуре школьного образования образовательной области «Искусство», которая представлена тремя дисциплинами: музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура. Данные предметы выделены в самостоятельную образовательную область, что свидетельствует об официальном признании их специфической роли в образовании школьников. Художественно-творческое развитие обучающихся, на что направлены данные предметы искусства, способствует формированию их особого эстетического отношения к жизни, которое связано, в первую очередь, с чувственным восприятием, т.к. «…искусство систематизирует совсем особенную сферу психики общественного человека – именно сферу его чувства» (Л.С. Выготский).

Занятия искусством влияют на духовное становление человека, на формирование его культуры, выявление художественной одаренности и могут служить механизмом развития культурного потенциала общества, его художественно-творческой элиты. Этим обусловлена особая роль школьного художественного образования.

Музыка Программа ставит своей получение учащимися общего музыкального образования, формирование эстетического вкуса на лучших образцах классической и зарубежной музыки, выявление и развитие творческих способностей детей. В классах с углубленным изучением музыки программа предусматривает: обучение игре на музыкальных инструментах, комплекс важнейших практических навыков (игра по слуху, транспонирование, чтение с листа, игра в ансамблях, умение аккомпанировать лёгкие партии ).

Изобразительное искусство и художественный труд. Основными задачами программ по изобразительному искусству являются:

· Создание условий для развития творческих способностей учащихся;

· Общее эстетическое развитие;

· Овладение приемами изобразительной и художественно-прикладной деятельности;

· Воспитание навыков общения через творчество;

При реализации курса изобразительного искусства используется программа «Изобразительное искусство и художественный труд» министерства образования РФ.

Курс мировой художественной культуры ( реализуемый на основе программы Л.М. Предтеченской ) скорректирован с учетом гуманитарной направленности обучения. Курс предусматривает углубленное изучение проблем развития отечественной и мировой культуры в контексте общецивилизационных процессов, расширенное изучение проблем развития отдельных видов искусства.

Учебные дисциплины художественных школ и детских школ искусств, их характеристика.

Живопись. Во время занятий по курсу «живопись» ученики школы изучают работу с цветом, использования света и тени, холодных и теплых оттенков, учатся применять экспрессивные качества цвета, творчески интерпретировать натуру и многое другое.

Рисунок. На занятиях ученики изучают возможности графических материалов и техник, учатся правильно применять их на практике. Рисование с натуры – основа обучения изобразительному искусству. Процесс обучения строится от простого к сложному, к правдивой реалистической передаче формы и объема. Учебный рисунок раскрывает перед учащимися принципы построения изображения на плоскости, даёт знания, навыки, необходимые для самостоятельной творческой работы.

Композиция. Одна из важнейших дисциплин в программе художественной школы, дети учатся распределять предметы и фигуры в пространстве, на практике устанавливать соотношения объемов, света и тени, цвета и т.п.

Скульптура. На занятиях по курсу дети изучают художественно-выразительные средства скульптуры, построение объемной формы, пластику, фактуры, возможности материалов для реализации творческого замысла скульптора, учит пространственному мышлению, способствует развитию трёхмерного восприятия объёмной формы и умению хорошо чувствовать и передавать изобразительными средствами объём и пространство.

История искусств. Во время занятий по курсу учащиеся изучают виды и жанры изобразительного искусства, историю их возникновения, влияние на культуру, основные течения и эпохи в искусстве.

Декоративно-прикладное искусство. Изучение предмета «декоративно-прикладное искусство» и работа в материале помогает детям активно осмысливать окружающий мир. Произведения различных видов прикладного искусства окружают человека ежедневно, ежечасно, а, значит, активно воздействует на него. За годы обучения в ДХШ ребята знакомятся с такими видами декоративно-прикладного искусства как: гобелен (ручное ткачество), батик (роспись по ткани), роспись по дереву, бумагопластика, изучают элементы дизайна.

Так же в художественных школах имеется профильное разделение для 10-11классов: Архитектура и дизайн. В архитектурном профиле вводятся уроки – история архитектуры. В профиле дизайн выявляют такие предметы как промышленный дизайн, дизайн интерьера и дизайн одежды.

Использование цифровых технологий разнообразят учебный процесс. Прослушивание музыка, просмотр видеофильмов. Педагог на уроках по истории искусств, истории архитектуры может использовать презентации. Организация видеоконференций.

Информационно-образовательные ресурсы художественного образования в Детских художественных школах (ДХШ). Использование мультимедиа технологий на занятиях различных видов искусств. Возможность создания собственных электронных библиотек, пособий, изображений.

Дистанционные технологии образования в ДХШ, визуальные и интерактивные средства обучения. Дистанционное обучение обеспечивается применением совокупности образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникации.

В принципе, открытое образование возможно и без использования дистанционных технологий. Однако в действительности обеспечить всех желающих учиться аудиториями, оборудованием, консультациями с преподавателями в удобное для них время крайне сложно. Именно поэтому дистанционные образовательные технологии представляют собой идеальную основу для открытого образования. Вместе с тем дистанционное обучение может использоваться и в рамках любых существующих форм образования. Особенно большой выигрыш оно может дать в повышении доступности и качества заочного обучения и экстерната.

Интерактивная видеоконференция (ИВ) – это эффективный инструмент, который используется для осуществления дистанционного обучения. Эта система может быть интегрирована в программы дистанционного обучения с минимальной адаптацией к учебному курсу. Она разработана для поддержания двухсторонней видео и аудио-связи между многочисленными адресами.

Использование интерактивной доски на уроке может увеличить эффективность обучения ребят в школе.

Три ключевых направления применения интерактивных досок в образовании:

· Презентации, демонстрация и моделирование;

· Повышение активности учеников на уроке;

· Увеличение темпа урока при использовании интерактивной доски.

Интерактивная доска – ценный инструмент для обучение всего класса. Это – визуальный ресурс, который может помочь учителям сделать уроки живыми и привлекательными для учеников. Интерактивная доска позволяет преподнести ученикам информацию, используя широкий диапазон средств визуализации (таблицы, схемы, диаграммы, фотографии и др.).

Учителя могут использовать управление интерактивной доской, чтобы преподнести изучаемый материал захватывающими и динамическими способами. Интерактивная доска позволяет моделировать абстрактные идеи и понятия, не прикасаясь к компьютеру, изменить модель, перенести объект в другое место экрана или установить новые связи между объектами. Все это делается в режиме реального времени.

 

18. Характеристика основных этапов обучения компьютерной графике (докомпьютерная, художественная подготовка, информационно-компьютерный, рефлексивно-обобщающий).

Три основных этапа педагогического процесса в обучении компьютерной графике: этап докомпьютерной художественной подготовки, информационно-компьютерный этап, этап рефлексивно-обобщающей творческой деятельности. Информационная, когнитивная, эмоциональная, креативная специфика каждого этапа. Взаимосвязь этапов как условие целостности и продуктивности художественно-педагогического процесса на занятиях компьютерной графики.

Компьютерная графика является великолепным средством при изучении законов и закономерностей, лежащих в основе художественного (изобразительного) творчества в процессе создания различных предметов изобразительного, декоративного и дизайнерского искусств. Технологические возможности персональных компьютеров отмечаются богатством графических возможностей и цветовых эффектов, способностью двух или трехмерного наглядного отображения пространственных форм. Создаваемая продукция наряду с профессиональным значением имеет и большое общеобразовательное значение, она взаимосвязана с задачами развития творческих способностей студентов. Учитывая специфические возможности компьютерной графики, следует отметить ее большое значение в подготовке будущих специалистов в области художественной деятельности.

Перед теоретической частью курса компьютерной графики – наряду с общими целями образования – ставятся вполне традиционные для культурологического, художественного курса задачи развития сопереживания, отзывчивости, художественной эрудиции. В число задач также включены: умение конструировать в собственном воображении художественный образ, соответствующий идее создаваемого произведения, а также обучение художественному восприятию, представляющему обогащение созданного образа за счет своего авторского видения; умение выражать свои впечатления с помощью «графической речи», так как индивидуальность при этом раскрывается наиболее ярко.

Курс компьютерной графики построен в двух направлениях, первый ведет учащихся от традиционного рисунка и живописи к новым технологическим средствам выразительности; второй помогает воспитывать «чувство прекрасного» к искусству в целом и к «новому искусству» в том числе.

1. Докомпьютерная художественная подготовка.

Правила построения традиционного рисунка и живописи, так же как и технология составления традиционной композиции, несомненно, создают некий базис, новому искусству, создавая благодатную почву для развития гармоничной личности, так как, занимаясь компьютерной графикой, учащемуся приходится активно применять теоретические знания и развивать художественно-эстетическую сторону своей личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 542; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.035 с.)