Взаимосвязь стиля и моды в дизайне. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимосвязь стиля и моды в дизайне.



По всей многоликости, разноуровневости и разномасштабности проявления моды в самых различных сферах и областях человеческой жизнедеятельности существуют общие закономерности ее функционирования.

Основной закономерностью моды является периодичность смены и цикличность развития образцов массового поведения (модных стандартов), реализуемых с помощью объектов материальной, духовной и художественной культуры, в которых и воплощаются определенные ценности моды.

Цикличность в развитии модных стандартов и объектов была давно замечена исследователями моды и понятие «модные циклы» ими широко используется. Однако следует иметь в виду, что это понятие может обозначать два разных явления, два вида модных циклов.

Первый вид относится к явлению периодических возвратов, повторений, наблюдаемых в развитии стандартов и объектов, к циклическому возвращению того, что было модным когда-то, а по прошествии определенного времени снова становится модным.

Второй вид модных циклов представляет собой процесс становления, распространения и последующего упадка отдельных сменяющих друг друга модных стандартов и объектов.

Циклы второго вида характеризуют внутреннее развитие каждого отдельного стандарта и объекта.

Мода включает ценности как эстетические, так и внеэстетические, равно как и нравственные (этические), и общекультурные. В этом проявляется следующая закономерность моды: категории «модное» и «эстетическое» не совпадают друг с другом, не сводятся друг к другу, но и не исключают друг друга, пересекаясь в отдельных аспектах.

Еще одной из закономерностей моды является присущая этому явлению закономерность современности как одного из главных признаков моды.

Ценность современности чрезвычайно актуальна и неизменна в структуре ценностей моды. Именно на ней базируется радикальное противопоставление нового (как модного) и старого (как немодного).

Модным признается то, что ценностно, актуально именно в данный период времени.

Формирование новых направлений в моде происходит под влиянием различных групп факторов. Далеко не все новое в моде является новаторством, инновацией в полном смысле слова. Инновация – это появление (создание) подлинно нового в языке, различных сферах культуры (в том числе в науке, технике, искусствах), жизнедеятельности людей и внедрение, распространение этого в обществе.

Чаще в моде под новым понимается сочетание в объекте новых и прежних элементов, модификация старого, переосмысление и переработка уже существовавшего. Подлинно новое в материально-художественной культуре появляется нечасто.

Рассмотрим последовательно основные группы факторов, влияющих на формирование модных инноваций в сфере предметного художественного творчества, в том числе, в дизайне.

- К первой группе факторов относятся формирующиеся, развивающиеся и изменяющиеся ценностные ориентации общества в целом, а также его макро- и микрогрупп и индивидов. Эволюция господствующих в культуре общества идеалов, ценностей, мироощущения и миропонимания влияет на стилеобразование предметной среды, проявляющееся в той или иной системе характерных признаков стиля, входящего на определенный период времени в моду. Мода становится одним из условий актуализации и функционирования стиля.

Ценностные ориентации общества в отношении образа и стиля жизни являлись факторами, представлявшими собой идейно-смысловую основу формирования, развития и смены «больших стилей» в искусстве.

Эпоха Ренессанса – Италия (XIV - нач. XVI в.).

Возрождение достижений античного искусства – ценности новой эпохи. В архитектуре, живописи, скульптуре, искусстве мебели, шпалер, одежды, посуды и др. эпохи Ренессанса эти ценности находили свое многообразное воплощение в модных инновациях разных граней стилевого развития.

Эпоха Барокко – Европа, Америка (кон. XVI – XVII вв.), Россия (XVIII в.).

Пышность форм, прославление монархии, аристократии, церкви. Динамичность, пластичность форм, сложный ритм кривых линий, декоративность, театральность.

Визуально преодолевается ощущение неподвижности материи и создается впечатление ее движения.

Выдумка, новизна, изобретательность, оригинальность эстетические критерии в художественной программе барокко.

Эпоха классицизма.

Ищет законы гармонии. Для него характерны симметрия, рациональность, возвышенность художественного языка, что достигалось за счет символических и аллегорических сопоставлений с древнегреческим искусством. Монументальные образы архитектуры – ансамбль в невиданном масштабе.

XX век.

Поль Пуаре совершил большую реформу дамского костюма, что привело к выходу из моды и применения корсета.

Ливай Страусс создает джинсы (рабочие штаны для калифорнийских золотоискателей). Появление кроссовок.

- Второй группой факторов, обусловливающих модные инновации, можно назвать традиционные, классические, ушедшие в прошлое ценности культуры (материальной, духовной, художественной), заново «открываемые» для себя новыми поколениями людей, переосмысливаемые, перерабатываемые и «возвращаемые» в систему новых ценностей культуры, как оригинальные, новые источники модных ретростилизаций.

Примерами таких факторов в архитектуре, искусстве одежды, прикладных искусствах XIX века являются разнообразные направления развития стилей прошлых эпох и периодов развития материально-художественной культуры, эстетические признаки которых использовались в творчестве архитекторов и художников прикладного искусства периода эклектики, в творчестве, основанном на подражании старым стилям.

В XX веке «арт деко» и «пост модерн» базировались на ретростилизациях, хотя они более оригинальные, смелые, новаторские, чем ретростилизация XIX века периода эклектики.

- Третью группу факторов модных инноваций представляют творческие достижения в других областях художественной культуры, используемые в качестве источника этих нововведений в данной области функционирования моды.

Примерами, могут служить оригинальные объемно-пластические, живописные, декоративно-графические инновации в модных направлениях дизайна костюма, переносимые из иных областей художественного творчества – архитектуры, живописи, графики, скульптуры, театра, полиграфического искусства.

Примерами прямого переноса приемов газетной полиграфии и рекламной фотографии, надписей, лозунгов являлись модели молодежной (чаще всего летней) одежды, распространившиеся в 70-х гг. XX века именно в качестве модной инновации.

- Четвертая группа факторов, обусловливающих модные инновации, - это особенности тех или иных сфер какой-либо национальной культуры различных регионов, стран и народов мира, творчески переосмысливаемые в качестве источника модных стилизаций разнообразных характерных признаков этой культуры.

Особенности национальной культуры тех или иных направлений народного искусства, профессионального прикладного искусства, искусства орнамента издавна являлись факторами модных инноваций в искусстве текстиля, костюма.

Стиль Модерн в конце XIX начале XX вв. Его стилевая оригинальность базировалась на изысканной орнаментальной волнистости линий природных форм растительного и животного мира. Его творцы подчеркивали новизну своих художественных идей, но в то же время черпали вдохновение в культуре Востока.

Архитектор Йозеф Хоффман (Австрия) в декоративном решении интерьеров помимо использования стилистики народного искусства применял мотивы египетского, ассирийского, вавилонского и японского искусств.

- Пятую группу факторов модных инноваций в дизайне представляют достижения научно-технического прогресса в той или иной области науки, техники, технологии, создания новых материалов с новыми свойствами. Эти факторы обусловливают достижение действительной новизны формообразования и стилеобразования различных объектов моды, приобретающих ценностное значение символов (знаков) современности.

Примерами изделий, испытывающих активное влияние, таких факторов на формо- и стилеобразование, приобретающее на каждом этапе их эволюции характер модных инноваций, могут служить многие бытовые машины, механизмы и приборы различного назначения, легковой автотранспорт, мебель и оборудование жилища или зданий общественного назначения.

Так, открытия и изобретения в области записи и воспроизведения звука, применявшиеся в том числе и в сфере быта, на протяжении XX века неоднократно изменяли (благодаря все новым и новым техническим решениям) не только сами технические устройства, но и объемно-пространственные структуры, внешний облик бытовой аудио-аппаратуры, ее стиль (фонограф (XIX в.; изобретатель Томас Эдисон) – граммофон – патефон – электрофон – электропроигрыватель).

Применение новых материалов и технологий для изготовления мебели бытового и общественного назначения явилось в XX веке одним из существенных факторов достижения действительной новизны формообразования этих изделий.

Такими факторами модных инноваций в дизайне мебели 60-70-х гг. стало использование для ее изготовления различных видов пластмасс, металла, литого прозрачного стекла, гнуто-клееных деталей из фанеры, слоистого декоративного пластика, разнообразных кожзаменителей.

- Шестая группа факторов, определяющих модные инновации – это характерные особенности средств и приемов композиционного формо- и стилеобразования различных объектов художественного творчества, порождаемые концепциями тех или иных художественных направлений, течений, школ, а также индивидуальным стилем творца произведений искусства и дизайна.

Эти факторы модных инноваций проявляются ярче всего в таких традиционных для предметного художественного творчества объектах, как ткани, одежда, ее атрибуты, посуда, светильники, украшения. Вместе с тем они могут проявляться и в мебели, в различных видах приборов и машин бытового назначения.

Так, новое понимание сущности рационально обусловленной красоты зданий и промышленных изделий, ориентированных на технологии индустриального производства, удовлетворявших требованиям строгой целесообразности, экономичности, типизации, унификации, отразившее творческое кредо Вальтера Гропиуса и его единомышленников – преподавателей и учеников Баухауза, сформировало особое, сугубо функциональное направление стилеобразования, получившее название «стиль Баухауза».

Творческий почерк многих известных модельеров одежды, характеризовавший концепции и композиционно-стилевые приемы в разные периоды их творчества, по-разному воплощавшиеся в тех или иных коллекциях создававшихся ими модных образцов изделий, можно рассматривать в качестве фактора индивидуализации модных инноваций в этой области дизайна (Джанни Версаче (юбки в мужской моде); Жан-Поль Готье (колготки из эластичного кружева); Татьяна Парфенова (концепция того, что женщина может и не иметь юбок в своем гардеробе)).

- Седьмой группой факторов, влияющих на модные инновации, являются различия утилитарных, эстетических и символических предпочтений разных контингентов потребителей, составляющие основу для формирования поливариантности сменяющих друг друга модных течений.

Направленность моды на широкую, многомиллионную публику, которая по своим средствам и запросам выбирает себе изделия прет-а-порте. Мода прет-а-порте более мобильная и гибкая, чем Высокая мода, нередко она обгоняет ее в том, что престижно, популярно и выгодно, благодаря умению предвидеть и формировать перспективные направления модных инноваций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 784; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.121 (0.019 с.)