Понятия композиционной целостности формы, оригинальности, эстетической выразительности и художественной образности произведений дизайна. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятия композиционной целостности формы, оригинальности, эстетической выразительности и художественной образности произведений дизайна.



Применение средств и приемов композиции в соответствии с проектным замыслом и сущностью объекта для достижения его целостности, выразительности и образности.

Гармонизация формы объекта дизайна достигается путем преобразования исходных физических свойств формы (пространства, объема, конфигурации, величины и др.) в соответствии с основными принципами композиции и ее закономерностями благодаря профессиональному выбору и умелому использованию средств и приемов композиции, относящихся к ее основополагающим категориям.

Основными средствами композиции являются пропорции, ритм, масштаб.

Основные приемы: симметрия – асимметрия, динамика – статика, контраст – тождество – нюанс.

В результате процесса композиции достигаются такие свойства формы объекта, как пропорциональность, ритмичность, масштабность, симметричность (асимметричность), динамичность (статичность), контрастность (нюансность).

Пропорции – соразмерность элементов формы, согласованная система отношений частей между собой и целым. Пропорции выступают в виде различных математических отношений, выражающих правильность геометрического строения формы в строгом соблюдении единой меры.

Арифметические (модульные) пропорции основаны на повторении единого заданного размера, получаемого в виде разности каждой пары членов: (a-b)=(b-c)=(c-d)=…=m.

Геометрические пропорции основаны на равенстве отношений и проявляются в геометрическом подобии членений и форм (a:b=b:c=…=k). Разновидностью геометрической является гармоническая пропорция. Среднее гармоническое равно: 2/(1/a+1/b)=2ab/(a+b).

Ритм – закономерное чередование соизмеримых элементов формы, их акцентирование, повторение, нарастание, убывание.

Метр – простейший вид ритма – чередование одинаковых элементов (a+a+a…). Ритм может быть простой и сложный, прямолинейный и криволинейный, прерывистый и непрерывный. Пропорции и ритм – средства достижения тектоничности формы и закономерной организованности объемно-пространственной структуры. Арифметические пропорции свойственны метрическим рядам, а геометрические – ритмическим.

Масштаб – мера соответствия предмета размерам человеческого тела или другим предметам, выявляемая при их сопоставлении. Формула масштаба: M=L/Lэт, где M – масштаб изделия, L – размеры типичных частей и элементов изделия, Lэт – часто встречающиеся размеры аналогичного изделия – эталона.

Важнейшая задача масштабности – достижение пропорционального строя предмета, комплекса, предметной среды и человека.

Симметрия – асимметрия – категории композиции, выражающие физический закон равенства моментов сил и связанные с принципом равновесия. Симметрия – это тождество элементов формы, одинаково расположенных относительно средней линии (оси) симметрии, центра симметрии, плоскости симметрии. Виды симметрии – зеркальная, осевая (совместимость достигается вращением фигуры относительно оси симметрии), винтовая. Асимметрия – отсутствие или нарушение симметрии. Воспринимается зрительно (в отличие от статичных симметричных композиций) как динамика, движение. Симметрия всегда уравновешена, асимметрия требует зрительного уравновешивания. Асимметричная композиция сложнее, выразительнее, интереснее симметричной, но требует хорошо развитой интуиции, тонкого чувства равновесия.

Динамика – статика – категории композиции, выражающие движение и покой. Тесно связаны с категорией симметрии-асимметрии, контраста и нюанса, пропорций и ритма. Равенство (тождество) или нюанс отношений по трем координатам создает впечатление статичности формы. Контраст в отношениях создает динамику – зрительное впечатление движения в направлении преобладающей величины. Реальные движение или покой объектов дизайна (обусловленные их функцией и конструкцией) могут совпадать или не совпадать с динамичностью или статичностью композиции. Например, динамичность шрифтовых композиций на статичных объектах используется как прием повышения их выразительности в информационно-рекламных целях.

Контраст – нюанс – категории композиции, определяющие такие отношения однородных элементов формы, которые характеризуются резко или слабо выраженными различиями. Тождество – отсутствие каких-либо отличий. Контраст – прием композиции, основанный на резко выраженном противопоставлении однородных свойств элементов целого (структуры, объема, конфигурации, тона, цвета, фактуры, текстуры, характера пластики, графического рисунка, величины, направленности, протяженности).

Для достижения гармонии необходимо соблюдать меру контраста (предельные контрастные отношения – это такое противопоставление, при котором еще сохраняется целостность композиции) и дополнять контраст нюансом. Нюанс – прием композиции, основанный на слабо выраженных различиях однородных свойств элементов целого. Сходство в нюансных отношениях выражено сильнее, чем различие. Нюанс смягчает контраст и, дополняя его, создает впечатление мягкости, легкости, приглушенности, позволяет достичь изящества, изысканности, элегантности объекта дизайна. Нюансировка в композиции – это завершение работы дизайнера над формой объекта, требующее художественного опыта, интуиции, развитого эстетического вкуса.

Понятие композиционной целостности формы и ее выразительности – это есть образное отражение в эстетически значимых признаках формы утилитарно-технической и социально-культурной сторон сущности объекта дизайна.

Единство содержательности, выразительности и образности формы (гармония содержания и формы) с ее композиционной целостностью (гармонической организованностью) – это есть эстетическое совершенство объекта разработки - результат процесса композиции.

В процессе композиционного формообразования и гармонизации формы большинство средств и приемов композиции, закономерно взаимосвязанных между собой и взаимообусловленных, используются дизайнером практически одновременно, хотя на разных этапах этого процесса для последовательного решения композиционных задач те или иные средства и приемы могут превалировать.

 

33.

Стиль в дизайне. Сущность и определение понятия. Структура уровней-типов стиля в дизайне. Их характеристика и примеры проявления. Факторы стилеобразования в дизайне. Полистильность как характерная черта мира вещей и предметной среды, создававшейся при посредстве дизайна в XX веке.

Стиль в дизайне (как одной из форм культуры) – закономерное единство всех элементов формы изделия (набора, комплекса, системы, ансамбля, среды), воплощаемое в определенной системе устойчивых характерных признаков, обеспечиваемых общностью применяемых композиционных приемов, формирующих художественный образ произведения дизайна.

В стилевом характере изделия художественно-образными средствами отражаются с одной стороны особенности его утилитарно-технической сущности, а с другой – социально-культурной (духовно-ценностной) сущности. В первой отражены внутренние связи элементов структуры объекта дизайна, а во второй – его внешние связи с предметным миром материально-художественной культуры.

Стиль призван одухотворять утилитарно-техническое начало вещи, превращая практически полезный предмет в продукт материально-художественной культуры.

Типология стиля в дизайне структурно проявляется в следующих уровнях:

- Стиль предметной среды определенного периода (этапа, стадии) развития материально-художественной культуры, обусловленный художественным осмыслением достижений научно-технической и социально-культурной сторон прогресса в том или ином регионе мира, стране.

Например, стиль предметной среды интерьеров жилых и общественных зданий, сформировавшийся в конце XIX – начале XX века в Бельгии, Франции, Англии, Голландии, Германии, Австрии, России и называвшийся в них по-разному: «модерн», «арт нуво», «югенд-стиль», «сецессион», отражая своеобразие воплощения общей идейно-эстетической концепции нового подхода к стилевому единству среды в разных странах Европы.

Это также стиль вестибюлей, эскалаторов, интерьеров подземных станций метро и дизайна вагонов метрополитена в крупных городах мира, построенных в разное время (Лондоне, Нью-Йорке, Будапеште, Вене, Париже, Мадриде; Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Баку, Ташкенте и т.д.).

- Стиль предметной среды в различных сферах и областях жизнедеятельности людей.

Это функционально-технологически обусловленный, обезличенный, но по-своему пространственно, пластически и колористически выразительный стиль интерьеров цехов предприятий разных отраслей промышленности.

Или представительный, официальный, в той или иной степени престижный стиль интерьеров правлений средних и крупных компаний, банков, офисов, деловых контор.

Или стиль интерьеров и витрин самых разных магазинов, характеризуемый стандартной безликостью торгового серийно выпускаемого оборудования, или рекламной крикливостью, яркостью и пестротой оформления, или, наоборот изысканностью, элегантностью, изяществом гармонии.

- Стиль различных художественных направлений, течений в дизайне, отражающий разные концепции стилеобразования предметной среды и ее компонентов в определенные периода развития дизайна.

Это, например стиль, основанный на идеях функционализма и воплощенный в работах студентов и педагогов Баухауза, основанного и руководимого В. Гропиусом («Баухауз-стиль»).

Другой пример – стиль русских конструктивистов, отражавший идеи «производственного искусства» в Советской России 20-х годов, А. Родченко, В. Татлина, Л. Лисицкого, Н. Ладовского, преподававших во ВХУТЕМАСе (ВХУТЕИНе) и выполнявших разнообразные проекты изделий и сооружений.

Это также стилевые течения, объединяемые термином «арт деко», получившие распространение в период с 1925 по 1935 года в Европе и Америке.

- Стиль родственных по основной (рабочей) функции, но различных по культурному смыслу, ситуациям и среде использования видов изделий.

Например, стилевое различие мебели и оборудования (шкафов, столов, полок, стульев и др.), предназначенных для предприятий торговли, или конструкторских бюро, или лабораторий, или учебных заведений, или разных помещений жилищ городского и сельского типов.

Другим примером является стилевое различие одежды, головных уборов, обуви, используемых в разное время года; в будничных и праздничных ситуациях; или разного рода производственных условиях.

- Стиль сходных по назначению изделий, но ориентированных на удовлетворение разных эстетических запросов и предпочтений различных групп потребителей в соответствии с их ценностными ориентациями.

Это формально-эстетические различия стилевого характера тех или иных вариантов модных направлений стилеобразования сходных или даже одинаковых по назначению моделей групп и видов бытовых изделий: мужской, женской или детской одежды; разнообразных тканей, ковров, штучных текстильных изделий; разных видов (типов) посуды; различных видов часов; оправ очков; мобильных телефонов; фотоаппаратов; разнообразных видов игрушек, украшений, сувениров.

- Стиль, образно идентифицирующий данное изделие – товар (или услугу) с продукцией или обслуживающей деятельностью определенной фирмы – фирменный стиль.

Это графический фирменный стиль, включающий прежде всего фирменную (торговую) марку, знак обслуживания; фирменный шрифт деловой и рекламной документации, особенности ее композиционно-стилевого решения, включая колористику (фирменные цвета); упаковку товаров.

Кроме того, это – фирменный стиль, определяемый характером композиционно-стилевого решения промышленных изделий, оборудования, например: продукция фирмы Икеа (мебель, оборудование жилища), фирмы Адидас (спортивная одежда) и др.

- Индивидуальный творческий стиль дизайнера (с учетом его изменения в разные периоды творчества и специфики разрабатываемых изделий).

Строго рациональным был стиль легкой функциональной мебели из стальных изогнутых трубок, разработанной М. Брейером, выпускником и преподавателем Баухауза в Германии 20-х годов XX века.

Своеобразен был стиль творческого подчерка Г. Дрейфуса (одного из пионеров американского дизайна), проявившийся разнообразно в его разработках – семействе фотоаппаратов фирмы Полароид, швейной машине Зингер, мод. 600, компактном телефоне «Тримлайн» фирмы Белл.

Неповторимостью характеризовался стиль модных коллекций одежды, создававшихся в прошедшие десятилетия XX века (и в настоящее время) такими известными зарубежными кутюрье, как Габриэль Шанель, Кристиан Диор, Джанни Версаче, Пьер Лорен и другими, а также отечественными дизайнерами одежды – Вячеславом Зайцевым, Александром Васильевым, Валентином Юдашкиным, Татьяной Парфеновой и другими.

- Стиль отдельного произведения дизайна (изделия, комплекта, ансамбля, предметной среды).

Это может быть стиль интерьеров загородного дома, отражающий определенную авторскую концепцию, ценностные ориентации и образ жизни владельца дома – заказчика уникального дизайн-проекта.

Это также стиль оригинальных перспективных моделей легковых автомобилей (концепт-кар), разрабатываемый дизайнерами разных стран по заказам ведущих автомобильных фирм мира.

Или, например, стиль оригинального гарнитура мебели; или столового, чайного, кофейного сервиза; или бытового светильника того или иного вида (типа); или настенных часов для жилища; или наручных часов того или иного типа.

- Стиль отдельных компонентов произведений дизайна (в том числе: составных частей конструкции, элементов комплекта, принадлежностей к изделию, характера декора, отделки изделия).

Примерами этого уровня стиля являются стилистически характерные предметы меблировки и оборудования интерьеров жилого и общественного назначения, играющие роль акцентов в общей композиции.

Ими могут быть и стилевые особенности разнообразной декоративной отделки одежды разного вида.

Это также особенности стилевого характера частей конструкции светильников (отражателей, рассеивателей, подставок, стоек, оснований, кронштейнов, устройств для подвешивания и т.п.).

Специфика стилеобразования в дизайне заключается в диалектическом взаимодействии факторов научно-технического и социально-экономического прогресса с одной стороны, а с другой – факторов стилеобразования многообразного мира искусств, многие художественные ценности, средства и методы которого активно осваивались и преобразовывались дизайном для решения собственных творческих задач.

К факторам стилеобразования в дизайне также относятся:

- новые материалы и все более совершенные технологии;

- принципиально новые технические решения многих видов и типов изделий;

- использование для создания различных видов и типов изделий высоких технологий и синтезированных материалов с новыми свойствами;

- фактор индивидуального своеобразия творческой личности.

В прежние века доиндустриальной эпохи период эволюции стилевых направлений, как правило, совпадал с эволюцией определенной стадии социально-экономической формации. Не одно поколение людей рождалось и умирало в окружении более-менее стилистически стабильной материально-предметной среды. В XVIII веке с возникновением машинного способа производства происходит появление новых направлений стилей и уход стилевого единства предметного мира.

В XIX веке предметное окружение различно.

В XIX-XX вв. происходит отказ от заимствования образцов прошлого ради создания арт-нуво, призванного обогатить предметную среду. Но признаки «усталости» вытесняет функционализм. Теперь стили под воздействием факторов социально-экономического прогресса и развития индустрии моды меняют друг друга.

 

34.

Мода в дизайне. Сущность, термины, определения, структура явления «мода» и сферы ее функционирования. Проявление «моды» в разных группах, видах и типах изделий – объектов дизайна.

Слово «мода» происходит от французского слова mode, образованного в свою очередь от латинского modus – мера, образ, способ, правило, предписание.

В кратком словаре основных терминов дизайна написано: «Мода» - непродолжительное единство и массовое распространение тех или иных внешних проявлений культуры – вкусов, поведения, стилистических признаков изделий, принятых критериев их эстетической оценки и пр. Основным признаком моды (в отличие от стиля) является ее изменчивость. В дизайне мода находит свое выражение во внешней форме проектируемых и производимых изделий, особенно одежды. Массовость моды, ее социально-психологическая природа, закономерности изменения, влияние на образ жизни и формирование потребностей обширных групп населения делают моду важным социальным явлением, которое изучается и учитывается в процессе дизайнерского проектирования.

«Мода» - специфическая форма социального регулирования массового поведения людей в условиях развития массовой культуры, обусловленной во многом развитием разнообразных средств массовой информации, рекламирующих продукты массового производства для их массового потребления. Мода опирается на стилизацию, как воспроизведение отдельных наиболее характерных признаков стиля, представляющую собой ценностную ориентацию той или иной группы общества.

Сущность явления «мода» обусловлена ее ценностно-ориентирующей, знаково-коммуникативной и интегрирующей функциями в массовой культуре, связанными с социально-психологическими процессами самоощущения, самосознания, рефлексии и самоутверждения личности в обществе (его слоях, группах) под воздействием социально-психологических механизмов, влияющих на поведение людей, таких как заражение, внушение, подражание, идентификация, обособление, соперничество.

Это явление включает в себя следующие тесно взаимосвязанные структурные компоненты моды: стандарты, объекты, ценности и поведение.

Модные стандарты – это формирующиеся в массовой культуре, периодически сменяющие друг друга способы поведения, действия.

Модные объекты – разнообразные объекты материальной, духовной, и художественной культуры, с помощью которых реализуются модные стандарты.

Ценности моды – актуальные в данный период времени, эстетически, утилитарно и символически значимые свойства объектов и способов поведения (первичные ценности, непосредственно обозначаемые соответствующими стандартами и объектами, и вторичные ценности, обозначаемые ими опосредованно).

Модное поведение – поведение участников моды, ориентированное на соответствующие определенным ценностям стандарты и объекты.

Стандарты и объекты моды по отношению к ценностям выступают в качестве знаков (символов), обладающих модными значениями и указывающими на них. Они являются носителями тех или иных ценностей. Стандарты как модные способы поведения, действия могут проявляться либо с помощью соответствующих модных объектов, либо без них, самостоятельно.

Не существует таких стандартов поведения и объектов, которые были бы изначально модными, вследствие каких-либо своих внутренних свойств.

Что представляют собой ценности моды, какова их структура?

В структуре моды три слоя ценностей. Первый слой – это ценностный аспект модных стандартов и объектов, представляющих собой внешнее, зримое воплощение ценностей моды, на которые и ориентировано поведение участников моды. Второй слой представляет собой неизменное ценностное ядро моды, включающее такие первичные ценности как современность, универсальность, игра и демонстративность.

Третий слой представляет собой вторичные, неявные ценности моды, которые в отличие от первичных, разделяемых всеми участниками моды, различны для разных слоев общества, социальных групп и индивидов. Они могут быть противоположными в разных системах поведения и по своему составу в принципе не ограничены.

Сферы функционирования моды.

Сферы модных стандартов и включенных в процессы их реализации объектов чрезвычайно разнообразны. Мода распространяется на самые разные области социальной жизни, культуры, поведения людей, разные виды их деятельности. Мода может иметь чисто поведенческий характер, не всегда непосредственно связанный с теми или иными материальными модными объектами.

Модными становятся, например, особенности речевого и проксемического поведения (выражения, сленг, жаргон, жесты, мимика др.); модные привычки; определенные песни, мелодии, танцы; увлечение теми или иными видами спорта; увлечение какими-либо видами коллекционирования; посещение определенных курортов, мест отдыха, туризма и т.п.

Функционирование модных стандартов далеко не всегда осознается участниками моды во многих из перечисленных выше областей и форм жизнедеятельности людей.

Но в области формирования внешности человека, его облика (одежда, обувь, прическа, косметика, атрибуты костюма) и непосредственной среды обитания человека в сфере лично-семейного быта (оборудование интерьера жилища, его меблировка, украшение) следование модным стандартам и модным объектам происходит вполне осознанно.

Осознанное участие в модном поведении, следовании модным стандартам и использование модных объектов связано с социальным символизмом мира модных объектов, с возможностью самореализации личности, приобретения ею в глазах других людей желаемого социального статуса, престижа благодаря обладанию определенным набором вещей – символов этого статуса, благодаря определенному предметному окружению и соответствующему поведению.

В рекламе разнообразных товаров ради активного воздействия на массовое сознание применяются самые разнообразные приемы и средства, играющие как на высоких, так и на низких чувствах людей. Причем в самом мире рекламы также действует мода на использование определенных средств и приемов, способствующих достижению поставленных целей.

В наше время многие известные зарубежные артисты, певцы, художники, спортсмены, стремясь распространить ореол окружающей их славы за пределы свое профессиональной деятельности, пытаются войти в сферу парфюмерного бизнеса, выпустив на рынок оригинальные духи в оригинальной упаковке под своим собственным именем.

Это модное увлечение материализуется, тем не менее, в благородной элегантной, изысканной форме.

Увы, многие иные средства и приемы рекламы, ставшие модными в последние годы, ориентируются отнюдь не на благородные чувства и утонченный вкус, а на весьма примитивные, подчас низменные проявления психологии определенных групп общества: вседозволенность, наглость, агрессивность, распущенность и т.п.

Некоторые увлечения, основанные на стремлении выделиться каким-либо экстравагантным способом, добиться престижности, принимают с точки зрения здравого смысла, вкуса и гигиены просто уродливые формы.

К ним относятся увлечение многоцветной орнаментальной татуировкой (покрывающей узорным ковром нередко значительную часть поверхности тела) и так называемый «пирсинг» - прокалывание булавками с крупными сверкающими головками губ, носа, бровей, щек, ушей, шеи и других (обычно скрытых одеждой) частей тела.

 

 

35.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1045; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.127.197 (0.044 с.)