Статусно-организационный период государственной системы дизайна СССР в 60-70-е годы XX века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статусно-организационный период государственной системы дизайна СССР в 60-70-е годы XX века.



Образование межотраслевой системы дизайна в стране (ВНИИТЭ и его филиалы) и отраслевых дизайн-бюро, отделов, секторов, групп дизайна на предприятиях, в НИИ, КБ разных отраслей промышленности.

Становление отечественного дизайна одежды и текстиля.

В этот период советский дизайн начинает постепенно развиваться. Продается мало зарубежных изделий, развивается гражданский дизайн (теплоходостроение). СССР экспортирует военные корабли в Индию и Китай.

В 1959 году в Москве проходит выставка «Дизайн США», на которой были представлены высококачественные изделия американской промышленности (машины, техника, бытовые приборы и т.д.). После этой выставки Хрущев организует поездку Ю. Соловьева (глава Архитектурно-художественного бюро) за границу. А 28 апреля 1962 года выходит постановление правительства СССР «Об улучшении качества продовольственных машин и товаров культурно-бытового назначения, путем ведения методов художественного конструирования». С этого момента начинается интенсивное становление государственной системы дизайна в СССР, ее статусно-организационный период.

Образовалось 2 направления: 1- художественное конструирование, опирающееся на науку, на инженерию, связанное с деятельностью Специальных Художественных Конструкторских Бюро (СХКБ) и Всесоюзного Научно-Исследовательского Института Технической Эстетики (ВНИИТЭ).

ВНИИТЭ был создан в Москве в 1962 году. Сфера деятельности ВНИИТЭ: промышленный дизайн и эргономика; научное, проектное и информационное обеспечение в области дизайна и эргономики. Основные направления исследований и проектных разработок: теория и методика профессиональной деятельности в дизайне и эргономике; дизайн-проектирование инновационной промышленной продукции; дизайн и эргономика в решении межотраслевых и социально-экономических проблем; дизайн и качество жизни населения как критерий эффективности социально-экономического развития России; дизайнерское образование.

ВНИИТЭ отвечал за эстетику товаров и транспорта по всей стране. Филиалы: Москва, Ленинград, Новосибирск, Свердловск, Хабаровск (Россия); Харьков (Украина); Минск (Белоруссия; при Белорусском театрально-художественном институте (макетирование); Вильнюс, Рига (Прибалтика; дизайн среды (арх-ры)); Тбилиси (Грузия) и Ереван (Армения; в обоих филиалах упор на графику (упаковка, этикетка) и дизайн среды); Ташкент (Узбекистан; упор на текстильную промышленность).

В филиалах ВНИИТЭ проектировалось все - от детских игрушек и фотоаппаратов, до тракторов и тепловозов. ВНИИТЭ вел активную международную деятельность, был инициатором проведения проектных семинаров таких как «Интердизайн» (1967), занимался разработкой комплексных дизайн-программ, таких как «Электромера». С 1965 года ВНИИТЭ был представлен в ИКСИДЕ.

Почти полтора десятилетия ВНИИТЭ и его филиалы занимались почти исключительно дизайном изделий, т.е. выполнением отдельных проектов, не связанных друг с другом. От 30 до 40% всех проектов относились к изделиям массового потребления. Однако проектная деятельность ВНИИТЭ и большинства его филиалов практически не сказывалась на состоянии промышленности и бытовой обстановки советских людей. Но ВНИИТЭ внес большой вклад в дизайн в сфере науки. В нем успешно развивались 2 научные области – это история дизайна и эргономика.

С начала 1990-х годов ВНИИТЭ сворачивает сою деятельность до минимальных объемов. Закрываются все 16 его филиалов.

В 1962 году были созданы СХКБ при 7 ведущих Совнархозах страны. На них были возложены задачи разработки проектов во всех видах промышленности. Проекты СХКБ должны были обновить промышленность и должны были отличаться функциональными, эстетическми и технологическими достоинствами. На них также были возложены задачи обобщения и пропаганды передового опыта в области художественного конструирования. СХКБ были хозрасчетными организациями, вели договора, заключенные с промышленными предприятиями, конструкторскими организациями. В 1969 году Мосгорсовнархозом было заключено 85 договоров, что объединяло более 200 художников различных специализаций.

В 1964 году начинает издаваться ежемесячный информационный бюллетень «Техническая эстетика», освещающий вопросы методики, теории и практики художественного конструирования, выпускающий труды ВНИИТЭ, ведущий пропаганду художественной культуры, информирующий о семинарах, выставках.

В связи с нехваткой специалистов в области дизайна, стал вопрос о создании учебно-экспериментального центра. Им стала учебно-экспериментальная студия при Союзе художников СССР, названная «Сележской». Здесь сложилось 2-ое направление дизайна – художественное проектирование, которое опиралось на художественное искусство, на художественную культуру в целом, однако связи с промышленностью у студии не было, поэтому из этой идеи ничего не получилось.

С 1965 года Совнархозы снова стали министерствами. Филиалы утратили свою самостоятельность, ситуация на местах стала снова контролироваться Москвой.

 

 

25.

Различные направления деятельности в сферах межотраслевого и отраслевого дизайна в СССР в 70-80-е годы XX века в их взаимосвязи: научно-методическая, организационная, творческо-практическая, педагогическая, экспертная, консультативная, издательская, выставочная, пропагандистская.

Реализация методов системных разработок сложных комплексных объектов - дизайн-программ.

Международные связи отечественного дизайна, проведение IX конгресса ИКСИД в Москве (1975 г.). Проектные международные семинары «Интердизайн». Создание в 1987 году Союза дизайнеров СССР, его задачи и деятельность до 1992 года.

Четвертый этап развития дизайна определяется по-разному: 60-80-е или 60-90-е годы. Его начало характеризуется безусловным интересом к наследию 20- годов. Созданный в 1962 году Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) начинает свою деятельность с издания журнала «Техническая эстетика» и выпуска тематических сборников, которые самым подробным образом обратились к первой волне русского авангарда, поставившей советский дизайн на одно из первых мест в европейской эстетике того периода. Это время возрождения художественного конструирования. Большое внимание уделялось разработке новой концептуальной базы дизайн-деятельности, обоснованию ее новых видов, органично отвечающих современным требованиям.

При интенсивном развитии отечественного художественного конструирования в 60-е годы, дизайнерский подход в прикладную графику начал входить через промграфику. Пик этого процесса пришелся на конец 60-х начало 70-х годов. Теоретическая концепция, которую характеризовали как визуально-коммуникационную, формировалась на базе семиотики (наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем) и теории информации с учетом социально-технического контекста.

В 60-е годы были пересмотрены многие стандарты. Пристальное внимание было обращено на функциональные и эстетические качества предметов народного потребления. Пожалуй, можно сказать. Что именно в то время дизайн получил самый массовый заказ за весь период своего существования в нашей стране.

В связи с этим расширилось поле деятельности и для рекламы. Развивается система специализированных изданий: «Книжное обозрение», «Рекламное приложение» к «Вечерней Москве», «Новые товары».

Значительно изменился внешний вид периодических изданий. Во многом этот процесс происходит под влиянием западноевропейской школы графического дизайна. Белое пространство признается одним из сильнейших средств выразительности, малогарнитурный набор – признаком стиля. Многие новые издания создаются по необычной методике – с первоначальной разработкой модульной сетки. Однако подобное оживление продолжалось сравнительно недолго. 70-е годы практически прервали заказ производства и бытовой сферы на профессиональный дизайн. Это было время критической реакции на авангард первой (1910-1920) и второй волны (1950-1960). На первый план выдвигается ценность обыденного и анонимного, что отражают эклектические тенденции всевозможных «ретро»-стилей.

ВНИИТЭ сумел сохранить теоретическую школу, продолжая изучать опыт европейского дизайна и предлагая свои концепции. Это ясно видно по информационным выпускам и журнальным публикациям. Огромный научный потенциал был также накоплен и в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной. Их деятельность позволила уже в начале 80-х годов, когда запрос на дизайн резко возрос, сформулировать и обосновать типологическую матрицу современного дизайна, а также применить на практике собственные концепции, в частности концепцию системного дизайна – возможного провозвестника эпохи единой проектной концептуальности.

В советском Союзе назревает острое желание перемен. После международных выставок в Москве у советских дизайнеров возникает понимание многогранности профессии и необходимости специализации. Многие разработки и мечты наших дизайнеров не могли осуществиться из-за отставания в технологиях, материалах, политической ограниченности.

Получив возможность изучать иностранный опыт, советские дизайнеры впитывали все лучшее, проектировали, внедряли и добивались заметных результатов. Одновременно пытались координировать усилия целых отраслей промышленности. Сначала они искренне верили в возможность многое сделать. Видя причину бед в чиновниках среднего звена, они не давали им покоя, вступали в конфликты с администрацией, «стучались» в высшие инстанции. Но плановая экономика страны и жесткое административно-командное управление не готовы были к переменам. Постепенно приобретенный опыт и умение системно мыслить заставляли все большее число дизайнеров задумываться и все активнее поддерживать необходимость реформ.

В конце 80-х начале 90-х годов появление предприятий частных форм собственности, развитие отношений конкуренции, с одной стороны, и коммерциализация прессы, с другой, возродили российскую рекламу как одно из важнейших средств массовой коммуникации. Появились чисто рекламные издания («Центр Plus», «Экстра М» и др.) и многочисленные рекламные агентства. Соответствующие отделы были созданы практически во всех средствах массовой информации и крупных фирмах. В связи с этим в значительной степени повысился интерес к дизайну вообще и к графическому дизайну в частности. Однако общие тенденции развития данного вида деятельности привели к тому. Что дизайн воспринимался исключительно в узкоприкладном значении данного термина либо как промышленный, либо как графический дизайн, - все также лишенный единой концептуальности, которая была традиционна для российского дизайна в период его возникновения и взлета в 20-е годы.

 

 

26.

Постсоветский дизайн. Создание в 1992 году Союза дизайнеров России. Его задачи, деятельность, связи с Союзами дизайнеров бывших республик Советского Союза и обществами дизайнеров дальнего зарубежья. Творческие контакты с ИКСИД, ИФИ, ИКОГРАДА.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 697; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.007 с.)