Тема 1. Народные игры как часть народной художественной культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Народные игры как часть народной художественной культуры



1.1. Понятие о народной игре. Классификация народных игр

1.2. Народное художественное творчество и игра

1.3. Основные источники изучения игр народов России и зарубежных стран

Тема 2. Исторические формы народных игр

2.1. Ритуал и обряд как основа древних игр у разных народов

2.2. Игры как часть празднично-обрядового цикла у древних народов

Тема 3. Игры народов России

3.1. Виды народных игр

3.2. Собиратели и исследователи русских народных игр

Тема 4. Народные игры в контексте теории игры и игровой терапии

4.1. Народные игры как средство психологической коррекции, социальной адаптации и социализации личности

4.2. Роль народных игр в семейной педагогике, в этнокультурном образовании и воспитании детей и подростков

Заключение

Развитие традиций народных игр в современной культуре.

Современные исследования игры, ее функций, значения для культуры, педагогики, философии, психокоррекции и пр.

1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.

№ п/п Наименование раздела дисциплины Тема Кол-во часов Форма СР Форма контроля выполнения СР
1. Народные игры как часть народной художественной культуры Понятие о народной игре. Классификация народных игр   Составить классификатор народных игр Проверка задания
    Народное художественное творчество и игра   Анализ трудов Обсуждение на занятии
Основные источники изучения игр народов России и зарубежных стран   Составить библиографию Российских и зарубежных исследований игры и игровой деятельности Проверка задания
2. Исторические формы народных игр Ритуал и обряд как основа древних игр у разных народов   Привести примеры игр в содержании древних обрядов и ритуалов у разных народов Обсуждение на занятии
    Игры как часть празднично-обрядового цикла у древних народов   Выписать имитационные и тотемические игры разных народов   Разучивание игр со студентами
3. Игры народов России Виды народных игр   Составить схему видов русских народных игр Проверка задания
Собиратели и исследователи русских народных игр   Составить глоссарий, расширенную аннотацию на исследование по игре Проверка задания
4. Народные игры в контексте теории игры и игровой терапии Народные игры как средство психологической коррекции, социальной адаптации и социализации личности   Составить конспект проведения игр для разного возраста и назначения Проведение игр
Роль народных игр в семейной педагогике, в этнокультурном образовании и воспитании детей и подростков  
5. Методика организации игровой деятельности детей, подростков и других групп населения на основе народных традиций (практикум)     Разработать фрагмент проведения народного праздника с включением в содержание русских игр Проведение фрагмента народного праздника
Итого:    

1.7 Методические рекомендации по организации

изучения дисциплины

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу

Занятие 1.

 

Тема: Игры как часть празднично-обрядового цикла у древних народов

 

Форма проведения занятия – ЛБ

План:

  1. Ритуал и обряд в древней культуре народов мира.
  2. Игры в содержании праздников и обрядов.
  3. Игры как часть празднично-обрядового цикла у древних народов.

Вопросы для обсуждения:

  1. Значение и смысл ритуала и обряда в древней культуре народов.
  2. Игра как часть ритуально-обрядовых комплексов.
  3. Содержание древних ритуально-обрядовых игр.
  4. Тотемизм в мифологическом сознании древних.
  5. Имитационные игры.
  6. Драматургия зооморфных игр.
  7. Игры в змею, в козленка (Египет), медведя (Россия), оленя и пр.
  8. Игры в содержании праздников и обрядов (игра в честь бога Дионисия (древняя Греция), Ярилы (Россия) и др.
  9. Назначение, смысл и содержание празднично-обрядовых игр.
  10. Игры, праздники и карнавалы.

Задания для самостоятельной работы:

1. Привести примеры игр в содержании народных обрядов, праздников и ритуалов разных народов мира.

2. Разучить древние игры со студентами.

3. Разыграть игровые фрагменты праздничных (карнавальных, ритуальных) действий.

Литература:

Основная:

1. Антология «Игры народов СССР», вступит. статья Всеволодского-Геренгросса В.Н. - М. – Л.,1933.

2. Грачев Г. Национальные образы мира, Космо-психо-логос. – М., 1995.

3. Григорьев В.М. Народные игры и традиция в России. – М., 1994.

4. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. – М., 1987.

5. Панкеев И. Русские праздники и игры. – М., 1999.

6. Хейзенга И. Homo judens. В тени завтрашнего дня. – М., 1992.

7. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.

 

Дополнительная:

1. Былеева Л.В. Русские народные игры. – М., 1998.

2. Гадамер Г.г. Актуальность прекрасного. - М., 1991, 287 с.

3. Игры народов СССР / сост. Былева Л.В., Григорьев В.М. – М., 1985.

4. МЭНХЛИ П Холл «Энциклопедическое изложение масонской и розенкрейцеровской символической философии». –Новосибирск: Наука, 1992,С. 79 – 90, 153, 168, 170, 184.

5. Рузаева Н.Г. Древний Египет. Происхождение обрядов и праздников. – М.,1997.

6. Терещенко А. Быт русского народа. – М., 1999.

7. Шаронов В.В. «Основы социальной антропологии». – С.-П.,1997,С.123 – 128.

8. Шюре Э. «Великие посвященные». – М., 1990.

9. Эберхард. Китайские праздники. – М., 1977.

 

Занятие 2.

 

Тема: Виды народных игр

 

Форма проведения занятия – ЛБ

План:

1. Происхождение и эволюция русских народных игр.

2. Классификация игр.

3. Русские народные игры.

Вопросы для обсуждения:

1. Взаимосвязь обрядовых игр с мифом.

2. Подходы к классификации игр в трудах исследователей.

3. Игры, в которые играли русские дети. Связь игры с духовным творчеством детей.

4. Традиционные молодежные игры на Руси.

5. Русские кулачные и петушиные бои.

6. Народные празднества, переодевание, маскирование, буйные игры.

7. Рождественские игры в России.

8. Театрально-пародийная стихия петровской эпохи. Шутовские празднества и шутовские шествия.

9. Развитие городской зрелищной развлекательной культуры.

10. Игровые элементы бала, маскарада, ярмарки, медвежьих потех, райка, балагана, кукольного представления, праздника.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить классификатор народных игр.

2. Подготовиться к проведению русских игр в аудитории.

3. Привести примеры игр в содержании народных обрядов, праздников и ритуалов.

Литература:

Основная:

1. Антология «Игры народов СССР», вступит. статья Всеволодского-Геренгросса В.Н. - М. – Л.,1933.

2. Грачев Г. Национальные образы мира, Космо-психо-логос. – М., 1995.

3. Григорьев В.М. Народные игры и традиция в России. – М., 1994.

4. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. – М., 1987.

5. Панкеев И. Русские праздники и игры. – М., 1999.

6. Хейзенга И. Homo judens. В тени завтрашнего дня. – М., 1992.

7. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.

 

Дополнительная:

1. Былеева Л.В. Русские народные игры. – М., 1998.

2. Гадамер Г.г. Актуальность прекрасного. - М., 1991, 287 с.

3. Игры народов СССР / сост. Былева Л.В., Григорьев В.М. – М., 1985.

4. МЭНХЛИ П Холл «Энциклопедическое изложение масонской и розенкрейцеровской символической философии». –Новосибирск: Наука, 1992,С. 79 – 90, 153, 168, 170, 184.

5. Рузаева Н.Г. Древний Египет. Происхождение обрядов и праздников. – М.,1997.

6. Терещенко А. Быт русского народа. – М., 1999.

7. Шаронов В.В. «Основы социальной антропологии». – С.-П.,1997,С.123 – 128.

8. Шюре Э. «Великие посвященные». – М., 1990.

9. Эберхард. Китайские праздники. – М., 1977.

Занятие 3.

 

Тема: Игры Кольского Севера

 

Форма проведения занятия – ЛБ

План:

1. Игровые традиции этносов Севера России.

2. Игры народа саами.

3. Поморские народные игры.

Вопросы для обсуждения:

1. Отражение

2. Отражение трудовых и бытовых действий в играх.

3. Игры, связанные с повадками птиц, животных, их ловлей.

4. Национальные саамские спортивные игры, гонки на оленях и собачьих упряжках, бег на выносливость, игры с мячом и др.

Задания для самостоятельной работы:

1. Работа с литературой.

2. Подготовить и провести игры народа саами и поморов.

Литература:

 

Основная:

1. Антология «Игры народов СССР», вступит. статья Всеволодского-Геренгросса В.Н. - М. – Л.,1933.

2. Григорьев В.М. Народные игры и традиция в России. – М., 1994.

3. Хейзенга И. Homo judens. В тени завтрашнего дня. – М., 1992.

Дополнительная:

1. Гадамер Г.г. Актуальность прекрасного. - М., 1991, 287 с.

2. Грачев Г. Национальные образы мира, Космо-психо-логос. – М., 1995.

3. Игры народов СССР / сост. Былева Л.В., Григорьев В.М. – М., 1985.

4. Шаронов В.В. «Основы социальной антропологии». – С.-П.,1997,С.123 – 128.

5. Шюре Э. «Великие посвященные». – М., 1990.

Занятие 4.

 

Тема: Народные игры как средство психологической коррекции, социальной адаптации и социализации личности. Создание и функционирование игротек

 

Форма проведения занятия – ЛБ

Вопросы для обсуждения:

1. Игротека как форма организации досуга детей.

2. Психолого-педагогические возможности игр и игрушек.

3. Освоение новых игр детьми.

4. Общение со сверстниками в игровой деятельности.

5. Базы создания игротек: библиотеки, школы, дома детского творчества и др.

6. Формирование фонда игрушек и размещение с учётом знаний педагогической психологии, эстетики и гигиены.

7. Индивидуальные, парные, групповые игры в игротеке.

8. Свободный доступ и выбор игрушек детьми.

9. Правила пользования игрушками.

10. Помощь игротеки родителям в выборе игрушек для домашнего детского уголка.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить перечень игрушек для игротеки (детей дошкольного возраста, младших школьников, подростков).

2. Подобрать дидактические, коррегирующие, развивающие игры для разных возрастных категорий детей и подростков.

3. Дать анализ современных игрушек.

4. Подготовить игры для проведения в аудитории.

Литература:

Основная:

1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. Ж.»Вопросы психологии», 1996,№6, С.62 – 75.

2. Каптерев П.О. Детские игры и развлечения (энциклопедия семейного воспитания и обучения). Вып.4, СПБ, 1898, С.1 – 57.

3. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. – М., 1987.

4. Панкеев И. Русские праздники и игры. – М., 1999.

5. Покровский Е. Детские игры. Преимущественно русские. – М., 1995.

6. Хейзенга И. Homo judens. В тени завтрашнего дня. – М., 1992.

7. Шмаков С.А. Игра и дети. – М., 1968.

8. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.

 

Дополнительная:

1. Агамова Н.С., Слепцова К.С., Морозов И.А. Народные игры для детей. – М.,1995.

2. Былеева Л.В. Русские народные игры. – М., 1998.

3. Гадамер Г.г. Актуальность прекрасного. - М., 1991, 287 с.

4. Грачев Г. Национальные образы мира, Космо-психо-логос. – М., 1995.

5. Игры народов СССР / сост. Былева Л.В., Григорьев В.М. – М., 1985.

6. Капица О.И. Детский фольклор (песни, потешки, дразнилки, сказки, игры). – Л.:Прибой,1928.

7. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М., 1987.

8. Терещенко А. Быт русского народа. – М., 1999.

9. Шаронов В.В. «Основы социальной антропологии». – С.-П.,1997,С.123 – 128.

 

Занятие 5-6.

 

Тема: Методика организации игровой деятельности детей, подростков и других групп населения на основе народных традиций

 

Форма проведения занятия – ЛБ

План:

1. Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.

2. Игры детей школьного возраста.

3. Молодежные народные игры.

4. Организация игровых программ для взрослого населения на основе народных традиций.

Вопросы для обсуждения:

1. Становление и развитие ребенка в игре.

2. Народные игры и игрушки для маленьких детей.

3. Русские игры для развития памяти, смекалки, ловкости, речи и др.

4. Народные игры в содержании программ для школы.

5. Организация и проведение игровых программ для школьников.

6. Молодежные игры на Руси. Игры юношей и девушек в содержании праздников и обрядов.

7. Социализирующая роль народных игр.

8. Игровые русские традиции в современных условиях.

Задания для самостоятельной работы:

1. Разработать игровые программы для различных групп на основе народных традиций (на выбор).

Литература:

Основная:

1. Антология «Игры народов СССР», вступит. статья Всеволодского-Геренгросса В.Н. - М. – Л.,1933.

2. Виноградов Г.с. Русский детский фольклор. – Иркутск, 193 с.

3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. Ж.»Вопросы психологии», 1996,№6, С.62 – 75.

4. Григорьев В.М. Народные игры и традиция в России. – М., 1994.

5. Каптерев П.О. Детские игры и развлечения (энциклопедия семейного воспитания и обучения). Вып.4, СПБ, 1898, С.1 – 57.

6. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. – М., 1987.

7. Панкеев И. Русские праздники и игры. – М., 1999.

8. Покровский Е. Детские игры. Преимущественно русские. – М., 1995.

9. Хейзенга И. Homo judens. В тени завтрашнего дня. – М., 1992.

10. Шмаков С.А. Игра и дети. – М., 1968.

11. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.

 

Дополнительная:

1. Агамова Н.С., Слепцова К.С., Морозов И.А. Народные игры для детей. – М.,1995.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.

3. Былеева Л.В. Русские народные игры. – М., 1998.

4. Гадамер Г.г. Актуальность прекрасного. - М., 1991, 287 с.

5. Грачев Г. Национальные образы мира, Космо-психо-логос. – М., 1995.

6. Игры народов СССР / сост. Былева Л.В., Григорьев В.М. – М., 1985.

7. Капица О.И. Детский фольклор (песни, потешки, дразнилки, сказки, игры). – Л.:Прибой,1928.

8. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М., 1987.

9. МЭНХЛИ П Холл «Энциклопедическое изложение масонской и розенкрейцеровской символической философии». –Новосибирск: Наука, 1992,С. 79 – 90, 153, 168, 170, 184.

10. Рузаева Н.Г. Древний Египет. Происхождение обрядов и праздников. – М.,1997.

11. Терещенко А. Быт русского народа. – М., 1999.

12. Шаронов В.В. «Основы социальной антропологии». – С.-П.,1997,С.123 – 128.

13. Шюре Э. «Великие посвященные». – М., 1990.

 

1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

 

1.8.1 Рекомендуемая литература

 

Основная

1. Ивлева Л.М. Обряд, игра, театр: К проблеме типологии игровых явлений. – Л., 1974.

2. Агамова Н.С., Слепцова И.С., Морозов И.А. Народные игры для детей. - М., 1995.

3. Былеева Л.В. Русские народные игры. – М., 1998.

4. Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. - Иркутск, 1930.

5. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. - М., 1994.

6. Игры народов СССР / Сост. Былева Л.В., Григорьев В.М. – М., 1985.

7. Игры народов СССР / Сост. В.Н. Всеволодский-Гернгросс. – М.-Л., 1994.

8. Игры народов СССР / Сост. Л.В. Былеева, В.М. Григорьев. – М., 1995.

9. Исаенко В.П. Играй-город. – М., 1989.

10. Кривко-Апинян Т.А. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие. – М., 2003.

11. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. - М., 1987.

12. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М., 1987.

13. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. - М., 1991.

14. Мухлынин М.А. Игровой фольклор и детский досуг. - М., 1987.

15. Панкеев И. Русские праздники и игры. – М., 1999.

16. Покровский Е. Детские игры. Преимущественно русские. – М., 1995.

17. Суртаев В.Я. Игра как социокультурный феномен. – СПб., 2003.

18. Хейзенга И. Homo judens. В тени завтрашнего дня. – М., 1992.

19. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.

20. Якуб Г.С. Вспомним забытые игры. - М., 1988.

 

Дополнительная

1. Агамова Н.С., Слепцова К.С., Морозов И.А. Народные игры для детей. – М.,1995.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.

  1. Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. - Иркутск, 1930.

4. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. - М., 1991.

5. Грачев Г. Национальные образы мира, Космо-психо-логос. – М., 1995.

6. Капица О.И. Детский фольклор (песни, потешки, дразнилки, сказки, игры). – Л., 1928.

7. Рузаева Н.Г. Древний Египет. Происхождение обрядов и праздников. – М.,1997.

8. Терещенко А. Быт русского народа. – М., 1999.

9. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. – С.-П.,1997.

10. Э. Шюре. Великие посвященные. – М., 1990.

11. Эберхард. Китайские праздники. – М., 1977.

 

 

1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины.

1.9.1 Перечень используемых технических средств:

 

- видеомагнитофон;

- аудиопроигрыватель.

 

1.9.2 Перечень используемых пособий:

Интернет-сайты:

www.ladushki.ru

www.prav.info/igry

www.slavyans.narod.ru

www.severnyrod.narod.ru/Kupala

www.rusich.by.ru

 

1.10 Примерные зачетные тестовые задания.

 

Не предусмотрены.

 

Примерные перечень вопросов к зачету (экзамену).

1. Понятия «игра», «игровая деятельность», «игровая культура».

2. Игра как вид деятельности.

3. Философские теории игры.

4. Взгляд на игру в искусствоведении.

5. Значение игры в педагогических воззрениях.

6. Психологические основы игры.

7. Методологические подходы исследования феномена игры.

8. Происхождение и эволюция народных игр.

9. Классификация игр.

10. Функции народных игр.

11. Народное художественное творчество и игра.

12. Исторические формы народных игр.

13. Игра как часть ритуально-обрядовых комплексов.

14. Игры народов России.

15. Роль и место игры в календарных праздниках и обрядах.

16. Игры, в которые играли русские дети.

17. Традиционные молодежные игры.

18. Собиратели и исследователи русских народных игр.

19. Народные игры в контексте теории игры и игровой терапии.

20. Игра как средство моделирования реальных жизненных ситуаций.

21. Значение и функции народных игр для организации деятельности в семье, в этнокультурном образовании и воспитании детей и подростков.

22. Народные игры в содержании этнокультурного образования.

23. Виды и организация игр дома, на улице, на уроках, факультативных занятиях и праздниках.

24. Развитие традиций народных игр в современной культуре.

25. Деятельность клубов и объединений друзей игры, народные традиции в современных обучающих, деловых, оздоровительных и других играх.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1083; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.102.239 (0.103 с.)