Дайте определение понятия международных экономических отношений раскройте их основные формы.


Дайте определение понятия международных экономических отношений раскройте их основные формы.

Международные экономические отношения – сближение и приспособление национальных экономик, включение их в единый воспроизводственный процесс. МЭО - особая сфера деятельности, основанная на международном разделении труда. Международные экономические отношения находят практическое выражение в обмене между странами, представляющими их предприятиями, фирмами и организациями продукцией (товарами и услугами) международной торговле, научно-технических, производственных, инвестиционных, валютно-финансовых и кредитных, информационных интернациональных связях, перемещении между ними трудовых ресурсов. МЭО объективно вытекают из процесса разделения труда, международной специализации производства и науки, интернационализации хозяйственной жизни. Становление и развитие МЭО определяются усилением взаимосвязи и взаимозависимости экономик отдельных стран. Углубление и развитие международного разделения труда, а значит МЭО, зависят от естественных (природных, географических, демографических и т. п. ) и приобретенных (производственных технологических) факторов, а также социальных, национальных, этнических, политических и нравственно-правовых условий.

К основным формам МЭО относятся:

• международная торговля товарами;

• международная торговля услугами;

• международная специализация и кооперация производства;

• международное научно-техническое сотрудничество и обмен научно-техническими достижениями;

• международное движение капитала, международные валютно-кредитные и финансовые отношения;

• международное движение рабочей силы;

• международный информационный обмен;

• деятельность международных экономических организаций и их сотрудничество в решении глобальных проблем.

Одной из самых старых, традиционных форм международных экономических отношений является международная торговля товарами, зародившаяся много столетий назад и древних цивилизациях и государствах мира и с течением времени дополнявшаяся другими формами МЭО, многие из которых получили свое развитие уже в XX в.

В современных условиях различные формы МЭО тесно взаимосвязаны и активно взаимодействуют между собой, что позволяет рассматривать их как систему: к концу XX в. примерно 80 % внешнеторговых операций осуществлялось на кредитной основе; международная торговля товарами часто теснейшим образом связана с послепродажным обслуживанием, т.е. с международным обменом услугами; в основе международной торговли товарами и услугами нередко лежит международное сотрудничество в научно-технической и инвестиционной сферах, а также МСКП; наконец, всю систему МЭО пронизывает активный и постоянно расширяющийся международный информационный обмен.

В чем состоит трансформация международных экономических отношений в конце 20-начале 21 столетий?

Трансформация МЭО – переход от одного миропорядка к другому. В 80-90х годах 20 века - начале 21 века существуют следующие тенденции развития мировой экономики:

1. Постоянные темпы экономического роста

2. Повышение внешнеэкономических факторов в хозяйственном развитии

3. Возникновение электронной торговли

4. Глобализация денежных рынков

5. Усиление взаимосвязи между национальными экономиками

6. Рост удельного веса в сфере услуг.

 

 

Какое воздействие оказывает глобализация мирового хоз-ва на МЭО.

Глобализация мировой экономики- процесс усиления экономической взаимозависимости национальных экономик по всему миру.

Глобализация мировой экономики тесно связана с ее либерализацией, когда все более свободной становится международная миграция из страны в страну товаров, услуг, рабочей силы и капитала. На основе уменьшения и даже исчезновения различных административных, юридических, экономических, технологических барьеров большинство стран мира «стягиваются» действующими в мировом хозяйстве центростремительными силами в единое экономическое целое уже в планетарном масштабе.

Определяющую роль в этих процессах играет формирование глобальной (общемировой) информационной системы. При этом происходит стирание границ между различными технологиями связи и компьютерными технологиями, они все больше срастаются в единую и целостную информационную систему.

Глобализация мировой экономики связана и с необходимостью решения ряда выявившихся в последней трети XX в. общемировых социально-экономических и научно-технических проблем — глобальных проблем современности, к которым помимо уже отмеченных традиционных можно добавить и приобретающую всемирный характер проблему финансовых кризисов.

Вместе взятые процессы нарастания масштабности связей, реализуемых международными экономическими отношениями, усиления системности самих МЭО и взаимозависимости их основных субъектов во взаимообусловленности с решением глобальных проблем человечества образуют явление, которое можно определить как глобализацию мировой экономики. Глобализация представляет собой высшую стадию процесса интернационализации экономической жизни, когда черты целостности мирового хозяйства, взаимосвязанности всех его элементов проявляются на глобальном, общепланетарном уровне.

Наиболее динамично процесс глобализации идет в экономической области, что неизбежно находит свое проявление в широком круге противоречий в системе международных экономических отношений:

• между странами и (или) группами стран современного мира — например, противоречия между группой ведущих развитых стран с рыночной экономикой (страны так называемого золотого миллиарда), которые получают максимальный экономический эффект от глобализации («глобальный выигрыш»), и остальными странами, прежде всего наименее развитыми; противоречия внутри самой группы ведущих стран мира, появление в ней новых государств (например, Китая, Индии);

• между странами (или группами стран) и соответствующими международными институтами (например, МВФ или ВТО);

• между отдельными странами, с одной стороны, и транснациональными корпорациями, транснациональными банками и мировыми финансовыми центрами (МФЦ) — с другой;

• противоречия между самими крупнейшими центрами (ТНК, ТНБ и МФЦ).

Перечисленные противоречия проявляются практически во всех формах МЭО — от торговли товарами и услугами до информационного бизнеса.

Таким образом, конкурентная борьба выходит на качественно новый — глобальный — уровень, а ее цель — глобальный выигрыш (основная часть совокупного мирового дохода). «Правила игры» в этой формирующейся глобальной экономике определяются в результате взаимодействия трех основных сил:

• глобализирующегося капитала (ТНК + ТНБ + МФЦ);

• ведущих стран современного мира и их группировок;

• наиболее авторитетных международных экономических организаций (МВФ, Всемирный банк, ВТО).

Структура мирового рынка.

Мировой рынок - развитая сфера товарного обмена между национальными рынками, которые связаны системой мирохозяйственных товаро-денежных связей.

 

Развитие международного разделения труда закладывает основы формирования и последующего динамичного развития мирового рынка. Современный мировой рынок сформировался в ходе длительного исторического процесса на основе внутренних рынков отдельных, прежде всего ведущих государств, взаимосвязи которых постепенно выходили за национально-государственные рамки и развивались уже в системе международных экономических отношений.

Мировой рынок - понятие синтетическое, объединяющее рынки всех стран мира в единое целое.

Рассмотрим основные черты мирового рынка:

1) в его основе лежит развитие рыночного хозяйства, выходящего в поисках сфер и объектов сбыта, эффективного международного взаимодействия в целом за национальные рамки;

2) мировой рынок находит свое проявление в межгосударственном перемещении товаров, услуг и основных факторов производства (рабочей силы, капитала) под воздействием не только внутренних, но и внешних факторов спроса и предложения;

3) мировой рынок (в большей степени, чем внутренний) оптимизирует использование факторов производства, направляя их движение в наиболее эффективные сферы и отрасли рынка;

4) мировой рынок выступает в качестве своеобразного фильтра, выбраковывающего из международного обмена те или иные товары, не соответствующие международным стандартам качества и не выдерживающие жестких требований международной конкуренции..

Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

1) Внутренний рынок - рынок, в котором весь произведенный объем предназначен для продажи внутри данной страны

2) Национальный рынок – рынок, дна часть которого связана с внутренним рынком, а другая часть с внешним.

3) Международный рынок – часть национальных рынков, которая связана с зарубежными рынками.

4) Мировой рынок - рынки всех стран мира как единое целое.

В международной торговле различают торгуемые и неторгуемые товары.

Торгуемые товары:

5) Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство и рыболовство

6) Продукция добывающей промышленности

7) Продукция обрабатывающей промышленности

Неторгуемые товары:

1) Коммунальные услуги и строительство

2) Оптовая и розничная торговля

3) Транспортировка, хранение и связь и финансовое посредничество

4) Оборона и обязательные социальные услуги

5) Образование, здравоохранение и общественные работы

6) другие

 

Международная торговля – это процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками разных стран. Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют торговым балансом.

Международная внешняя торговля – реальный и ощутимым фактор воспроизводственного процесса, удовлетворения потребностей населения и любой хозяйственной деятельности. Каждый шестой товар или услуга попадают к потребителю через мировую торговлю. Вместе с тем это реальный фактор развития интеграционного типа мирохозяйственных отношений. Количественные и качественные характеристики современных международных экономических отношений показывают:

1. усиление взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик;

2. повышение значения внешнеэкономического роста, предопределяя преимущества международного интеграционного развития (связанного с формированием и развитием структуры международных рынков труда).

На современном этапе международная торговля играет возрастающую роль в хозяйственном развитии стран, регионов, всего мирового сообщества: 1) внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста; 2) произошло заметное повышение зависимости стран от международного товарообмена. Международная торговля служит средством, позволяющим странам – участникам процесса развивать свою специализацию, повышать производительность имеющихся ресурсов и таким образом увеличивать объем производимых ими товаров и услуг, а также и уровень благосостояния их населения. Во второй половине текущего столетия международный обмен приобретает грандиозные масштабы. Ныне 4/5 совокупного объема международных экономических отношений приходится на мировую торговлю.

Что такое таможенный тариф?

Это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемых через таможенную границу. В зависимости от направления движения товаров пошлины бывают импортные, экспортные, транзитные. По способу установления различают: адвалорные(устан. В проценте от стоимости товара), специфические( за единицу товара) и комбинированные. Таможенные пошлины устанавливаются с учетом режима наибольшего благоприятствования. Также размер там. Пошлин не подлежит изменению в зависимости от лиц, видов сделок и других факторов.Тарифный метод регулирования является наиболее распространенным и постоянно используемым. Пошлины: сезонные, антидемпинговые, специальные, компенсационные.

 

Структура и функции ВТО.

Предшественником ВТО явилось Генеральное соглашение по тарифам и торговле, или ГАТТ (подписано в Женеве 30 октября 1947 г). ГАТТ/ВТО входит в систему ООН. ГАТТ выполняло три функции: 1. оказывало воздействие на государственную торговую политику путем выработки правил мировой торговли; 2. являлось форумом для переговоров, делающих торговые отношения более либеральными и предсказуемыми; 3. урегулировало споры. Основная цель ГАТТ — обеспечение безопасности и предсказуемости международных торговых отношений путем: * ликвидации таможенных и других торговых ограничений; * устранения всех форм дискриминации в международной торговле в целях повышения уровня жизни и обеспечения полной занятости; * повышения реальных доходов и спроса; * улучшения использования сырья; * роста производства и торгового обмена. ВТО продолжило выполнение этих целей и функций. ВТО официально действует с 1 января 1995 г. В течение 1995 г. почти все государства, бывшие участницами ГАТТ, вошли в состав ВТО на правах стран-учредителей. В организационном плане ВТО более жесткая организация, чем ГАТТ, которую она сменила. ВТО сегодня — это более 140 государств, тесно связанных в торговом регулировании системой из многих десятков многосторонних договоров и соглашений, которые касаются важнейших проблем торговли промышленными товарами и товарами агропромышленного комплекса, торговли услугами, а также торговых аспектов инвестиций. Бюджет ВТО составляет примерно 80 млн. долларов США. Кроме того, ВТО тесно сотрудничает с другими международными организациями. В 1997 г. статус наблюдателей в различных структурах ВТО имели 19 организаций системы ООН и 27 других международных организаций. Среди них — Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития, Всемирная таможенная организация и др. Документы ГАТТ/ВТО дают государствам, присоединившимся к ним, целый ряд преимуществ: предсказуемость и надежность во внешнеторговых отношениях, открытость рынков, отказ от дискриминационных ограничений. Поэтому заявки в ВТО на присоединение к 1998 г. были поданы многими странами, в числе которых и Россия.

 

Россия и ВТО.

Вступление России в ВТО конечно необходимо для того, чтобы Россия не осталась на обочине мирового развития. Главные выгоды, которые получит РФ от членства в ВТО следующие: РФ получит возможность включаться в новые формы внешнеторговых связей с учетом своих национальных интересов, российские экспортеры и импортеры получат доступ к унифицированному правовому пространству; будут ослаблены торговые барьеры западных стран для российских товаров; расширятся возможности импорта современных технологий, усилится приток ПИИ; улучшаться условия разрешения торговых споров и конфликтов. Однако наряду с положительными моментами имеется и ряд отрицательных: подавление хозяйственной активности отечественных производителей, переориентация спроса на импортную продукцию и снижение на отечественную; обострение фискальной проблемы, вследствие сокращения налоговых поступлении. Т.о. вступление, конечно необходимо, но не стоит спешить и брать на себя односторонние обязательства по снижению тарифов. На переговорах нужно отстаивать свои позиции и не идти слепо на уступки Западу. Условия на которых РФ вступит в ВТО должны быть выгодными для нее, без ущемления интересов российских производителей.

 

 

Внешнеторговая политика РФ отношения РФ с иностранными государствами в области внешнеторговой деятельности строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров РФ.

Внешнеторговая политика может быть определена как целенаправленная деятельность государства по регулированию доступа товаров иностранного происхождения на российский внутренний рынок, а также по обеспечению доступа товаров отечественного производства на внешние рынки
2 основных подхода к проблеме государственного регулирования внешнеторговой деятельности:
- протекционизм - курс на использование различного рода ограничений, затрудняющих доступ иностранных товаров на внутренний рынок и, как следствие, снижающий конкурентоспособность иностранных товаров на внутреннем рынке;
- свобода торговли (фритредерство) - курс на устранение ограничений в международной торговле с целью активизации внешнеторгового оборота и международных экономических отношений.
На практике внешнеторговый политический курс обычно сочетает в себе элементы протекционизма и фритредерства. При этом меры внешнеторговой политики, имеющие протекционистскую направленность, как правило, носят внутренний характер и оформляются актами национального (внутреннего) права, а меры по либерализации внешней торговли чаще всего являются результатами двусторонних или многосторонних международных переговоров.
Для достижения целей внешнеторговой политики государство использует богатый инструментарий: разнообразные экономические, организационно-правовые, политические средства, которые применяются для внешнеторгового регулирования.
Внешнеторговая политика самым тесным образом связана с внешней политикой государства в целом.
Цели, меры, инструменты и сроки внешнеторговой политики формулируются, как правило, в правительственных актах:
- наилучших условий доступа российских товаров, услуг и рабочей силы на мировые рынки;
- эффективного уровня защиты внутреннего рынка товаров, услуг и рабочей силы;
- доступа к международным ресурсам, имеющим стратегическое значение для экономического развития (таким, как капиталы и технологии, товары и услуги, производство которых в Российской Федерации отсутствует или ограничено);
- благоприятного платежного баланса страны;
- повышения эффективности государственной поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью;
- соблюдения принципа взаимности - благоприятного баланса взаимных уступок и обязательств.
-вступление в ВТО
Существует двух инструментах внешнеторговой политики, использование которых обеспечивает интеграцию российской экономики в мировое хозяйство, - таможенном союзе и зоне свободной торговли.
Таможенный союз - международно-правовой инструмент согласования таможенной политики группой стран, заключивших учредительный договор. Таможенный союз предполагает формирование общей таможенной территории, на которой осуществляется свободное обращение товаров (внутренний аспект), устанавливается общая внешняя граница для принятия мер по тарифному и нетарифному регулированию торговли со странами - нечленами таможенного союза.
Таможенный союз представляет собой более высокий уровень сближения по сравнению с зоной свободной торговли, в которой устраняются таможенные тарифы и количественные ограничения во взаимной торговле при сохранении самостоятельности стран - участниц в таможенно-тарифном регулировании на границах с третьими странами.

 

Тамож. кодекс РФ.

"Там-ный кодекс" более обширный и детализированный законодат. акт . Он регулирует перемещение товаров через там-ную границы РФ; устанавливает там-ные режимы; порядок там-ого и там-ного оформления и там-ного контроля; устанавлиает. какие нарушения м. б. и какое наказание полагается и кто его осуществляет. Таможенный кодекс содержит основы там. дела: правовые, экономические, организационные; обеспечивает защиту экономического суверенитета РФ. Сущ всего 15 там. режимов.

Там-ным делом управляет:

1) Гос. там-ный комитет

2) Региональные там-ные управления ( их всего 7 )

3) Таможня как юридическое лицо.

4) Там-ные пункты или там-ные посты.

Закон поручает президенту и правительству общий контроль за внешнеэконом. деят-ю. (торговые соглашения заключает правительство, Т.П. устанавливает парламент, из размер - правительство).

 

Вопросы интеллектуальной собственности на межд рынке. Соглашение по торговым аспектам прав на интел собственность (TRIPS)

Технологии являются частью интеллектуальной собственности и охраняются национ. законодательством и междун. соглашениями. На практике законодательство по интеллектуальной (промышленной) собственности базируется на принимаемых в отдельных странах соответствующих патентных законах. Однако в междун. масштабе пока еще полностью не сформирована система, регламентирующая единообразный порядок приобретения правовой охраны различных объектов интеллектуальной (промышленной) собственности и устанавливающая обязательные критерии патентоспособности технического решения и т. д. К началу XXI в. единые международно-правовые (патентные) требования были выработаны лишь в ЕС. Соответственно в разных странах объекты интеллект. собственности защищены по-разному (часть объектов пром собственности защищена в США – патент выдавался лицу, который м. доказать, что изобретение сделано им, - и в Японии – лицо считается изобретателем, если 1-ым подало заявку). Данное расхождение является причиной того, что до настоящего времени не подписан международный договор для современных условий регулирования и обеспечения защиты. Значительную роль в данной области призвана сыграть созданная в 1974 г. в рамках ООН Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), которая опирается на многочисленные конвенции, договора и союзы государств, сложившиеся в данной сфере еще с 80-х гг. XIX в. Россия участвует в работе ВОИС. Международная торговля технологиями входит также в сферу деятельности ВТО, в рамках которой действует Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность.

В то же время в России имеется потенциал для создания конкурентоспособной экспортной продукции, товаров и услуг в следующих отраслях: оптоэлектроника, ядерные технологии, программное обеспечение, телекоммуникационное оборудование, разработка новых материалов.

В 90-е гг. научно-технические исследования в России оказались в очень тяжелом положении. По официальным данным, персонал, занятый исследованиями и разработками, уменьшился вдвое. Бюджетные ассигнования по разделу «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» (без учета НИОКР в области космической деятельности). В целом внутренние затраты на исследования и разработки (в постоянных ценах 1989 г.) в 1999 г. остались на уровне 1992 г., а удельный вес этих расходов в ВВП составил всего 1 %.

С 1999 г. на развитие НИОКР увеличиваются бюджетные ассигнования и, в еще большей степени, растут средства организаций предпринимательского сектора и других источников.

Российская торговля технологиями с зарубежными странами по прежнему весьма незначительна и имеет отрицательное сальдо, что свидетельствует об очевидном недоиспользовании научно-технических и интеллектуальных возможностей нашей страны.

Экспортные соглашения реализуются преимущественно в сфере науки и научного обслуживания, а в импорте преобладают лицензии и инжиниринговые услуги, используемые в промышленности. Такая структура экспорта и импорта технологий отражает низкий внутренний спрос на новые технологии и недостаток средств на доведение изобретений и открытий до производственного применения.

58.

Капитал – это и финансовый потенциал редакции, и его финансовые обязательства. Финансовым потенциалом капитал называют с учетом его способности освободиться при продаже имущества. Капитал – это центральное финансовое понятие запасов, это стоимостное выражение совокупности материальных и финансовых средств редакции. Если имущество отражает производственно-хозяйственную сферу, то капитал – финансово-экономическую.

Капитал предприятия показывается в пассиве баланса как собственный и заемный капитал.

 

Международное движение капитала - это движение финансовых по­токов между кредиторами и заемщиками в различных странах, между соб­ственниками и их фирмами, которыми они владеют за рубежом.

Суть вывоза капитала сводится к изъятию части финансовых и матери­альных ресурсов из процесса национального экономического оборота в од­ной стране и включении их в производственный процесс в других странах.

Сейчас уже нельзя однозначно утверждать, что капиталы движутся лишь за более высокой нормой прибыли. В стратегии вывоза капитала появились новые, более сложные мотивы. На первый план выдвинулись следующие задачи:

1. освоение и удержание своих ниш на международных рынках;

1. приобщение к научно-техническому управленческому опыту других стран;

2. преодоление таможенных барьеров отдельных стран и региональных группировок;

3. структурная перестройка международного разделения труда.

Миграция капитала обычно не предполагает перемещения из страны в страну каких-либо инвестиционных товаров. Когда бизнесмен приобретает за рубежом какой-либо инвестиционный товар, то такая сделка будет считаться внешней торговлей. Однако если этот инвестиционный товар перевозится в другую страну в качестве вклада в уставный капитал создавае­мой или приобретаемой там фирмы, то в этом случае сделка будет рас­сматриваться как вывоз капитала.

Классификация международных потоков капитала:

1. Функциональное предназначение: ссудный капитал, предпринима­тельский капитал.

2. Целевое назначение: прямые инвестиции, портфельные инвестиции.

3. Принадлежность: частный капитал, государственный капитал, капи­тал международных организаций.

4. Сроки: краткосрочный капитал, среднесрочный капитал, долгосроч­ный капитал.

 

В настоящее время меняется направленность мировых инвестиционных потоков, приводя к сдвигам в географической структуре капиталов

простые модели потоков капитала обычно предполагают, что если капитал перетекает туда, где он приносит более высокую отдачу, то есть в страны с более обширными и благоприятными возможностями для инвестиций, то потоки капитала должны направляться с развитого Севера в развивающийся Юг. Однако в реальности ситуация почти прямо противоположна.

 

Среди стран со средними доходами в наибольшей степени выделялись Китай, Бразилия и Россия

59. Регулирование международного движения капитала на государственном и межгосударственном уровнях.

59.

Форм поддержки прямых инвестиций со стороны государства:
- государственные гарантии, которые могут предоставляться как странами базирования капитала, так и странами, принимающими капитал. Правительства стран, заинтересованных в стимулировании экспорта капитала, могут предоставлять национальным инвесторам гарантии возврата вложенного капитала за счет государственных средств (по причинам национализации, стихийных бедствий и других непредвиденных обстоятельств). Важная разновидность гарантий - гарантии обеспечить свободу вывоза прибыли. На многосторонней основе гарантией инвестиций занимается Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций - МАГИ;

- страхование зарубежных инвестиций, которое осуществляется как государственными, так и частными страховыми агентствами. Суть его состоит в том, что инвестор приобретает страховку от определенных рисков. Национальные агентства и страховые компании страхуют только своих прямых инвесторов;
- урегулирование инвестиционных споров, которое может быть осуществлено как на основе национального законодательства той или иной страны, так и на основе международного арбитража;
- исключение двойного налогообложения, суть которого состоит в следующем. Если данная корпорация оперирует сразу в нескольких странах, то правительства всех этих стран могут стремиться обложить ее прибыль налогом. Поэтому иностранная корпорация платит в принимающей капитал стране только ту часть налога, которую она не заплатила в стране базирования. Чем более экономически развита страна, тем больше она заинтересована в исключении двойного налогообложения;
- административная и дипломатическая поддержка, когда страны базирования капитала обычно поддерживают своих инвесторов. Правительства этих стран ведут переговоры о создании наиболее благоприятных условий за рубежом для национальных инвесторов. Торговые представительства стран за рубежом поддерживают "своих" инвесторов.
Созданы и действуют национальные агентства по поощрению инвестиций. С1995 года действует Всемирная ассоциация агентств по поощрению инвестиций.
Международное регулирование движения капитала реализуется путем заключения двусторонних и многосторонних межгосударственных соглашений.
В них фиксируются положения:
- о национальном режиме для инвесторов;
- о защите иностранных инвесторов; -о порядке разрешения споров;
- по страхованию от ущерба на случай разнообразных рисков.
К настоящему времени заключено значительное количество двусторонних инвестиционных соглашений, которыми охвачено большинство стран мира. Однако в связи с множественностью таких договоров уже давно стала насущной необходимость заключения единого для всех стран универсального соглашения.
К числу наиболее важных многосторонних соглашений относятся прежде всего Вашингтонская (1965) и Сеульская (1985). На основе Вашингтонской конвенции был создан при МБРР Международный центр по урегулированию инвестиционных споров. На основе Сеульской конвенции было создано Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям.
Существенная либерализация международного движения капитала достигнута в рамках региональных экономических и интеграционных союзов и группировок. Наиболее ярким примером такого рода является ЕС. Здесь в ходе процессов формирования общего рынка, а затем экономического и валютного союзов были решены проблемы "четырех свобод" -движения товаров, услуг; рабочей силы и капиталов.
Наиболее глобальным инвестиционным соглашением является Соглашение о связанных с торговлей инвестиционных мерах-ТРИМС.

 

- контроль должен как можно меньше вмешиваться во внутренние экономические связи;

- независимо от того, насколько он действенен, контроль создает искажения в экономике, которые имеют тенденцию усиливаться во времени, поэтому его следует использовать только на непродолжительный период;

- контроль не рекомендуется применять для защиты от спекулянтов, поскольку это приведет к росту реального валютного курса и падению конкурентоспособности экспортных отраслей;

- контроль должен способствовать фундаментальной реформе, но не служить ее альтернативой.

 

 

Инвестиционный климат в РФ.

Инвестиционный климат— совокупность экономических, политических, юридических и социальных факторов, которые предопределяют степень риска иностранных капиталовложений и возможность их эффективного использования в стране; Среда, в которой протекают инвестиционные процессы.

Параметры инвестиционного климата:

• национальное законодательство,

• экономические условия,

• таможенный режим,

• валютная политика,

• темпы экономического роста и инфляции,

• стабильность валютного курса,

• уровень внешней задолженности и др.

В рейтинге по инвестиционной привлекательности стран Россия занимает 130ое место.

 

67. Регулирование иностранных инвестиций в РФ. Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" 1999 года.

Регулирование иностранных инвестиций в России на современном этапе осуществляется в соответствии с законодательными и нормативно-правовыми актами Российской Федерации и все большем соответствии с международно признанными соглашениями и актами. К числу таких соглашений, подписанных Россией относятся: соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, Договор к Энергетической хартии, конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров, об учреждении Многостороннего агентства по инвестиционным гарантиям.

Регулирование зарубежной инвестиционной деятельности осуществляют также международные экономические организации, такие как МВФ, группа Всемирного банка.

Указанными международными организациями разработан ряд документов, которые определяют принципы зарубежной инвестиционной деятельности, в частности правила допуска иностранного капитала, стандарты применяемого режима, порядок перевода капитала и прибыли, условия защиты и гарантий иностранных инвестиций, порядок урегулирования споров. МФК (Международная финансовая корпорация) и МБРР оказывают финансовую помощь и консультации в реализации проектов, передаче идей и технологий. Важную роль в содействии движению прямых инвестиций между странами –членами агентства путем страхования от некоммерческих рисков принадлежит МАИГ (Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям).

Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, а также условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ.

Он содержит целый ряд важных понятий:

1) Иностранный инвестор

· иностранные юр лица

· иностранные организации

· иностранные граждане

· лица без гражданства, которые постоянно проживают за пределами РФ

· международные организации

· иностранные государства

 

2) иностранные инвестиции (деньги, ценные бумаги, иное имущество, имущественные права, имеющие денежную оценку исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, услуги и информация)

В данном законе даются определения понятий прямых и портфельных инвестиций, инвестиционного проекта, срока окупаемости инвестиционного проекта, реинвестирования, совокупной налоговой нагрузки.

Также в данном законе содержатся статьи, которые специально посвящены льготам, предоставляемым иностранному инвестору и предприятиям с его участием.

Специальная статья посвящена вопросам разработки и реализации государственной политики в области иностранных инвестиций. Это прежде всего функции Правительства РФ в области международного инвестиционного сотрудничества:

· определение целесообразности введения запретов и ограничений осуществления иностранных инвестиций на территории РФ

· определение мер по контролю за деятельностью иностранных инвесторов в РФ

· утверждение перечня приоритетных инвестиционных проектов

· привлечение инвестиционных кредитов международных финансовых организаций и иностранных государств.

· контроль за подготовкой и заключением инвестиционных соглашений

Значительную роль играет и Федеральный закон от 30-го декабря 1995г. «О соглашениях о разделе продукции». Он определяет правовые основы отношений, возникших в процессе осуществления отечественных и иностранных инвестиций а поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ, а также на континентальном шельфе и/или в пределах исключительной зоны РФ на условиях соглашений о разделе продукции.

Cущность и формы МЭИ.

В ходе расширения интернационализации экономической жизни во всем в мире в целом наблюдается тенденция усиления взаимосвязанности и взаимозависимости экономик всех стран мира. Однако в некоторых регионах некоторые страны вступают друг с другом в куда более сильные экономические связи. Это выражается в усилении либерализации экономик: то есть происходит более свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы между этими странами.

Такой процесс сближения экономик отдельных стран и постепенное переплетение их структур эк









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь