Организация международных расчетов


Выбор формы расчетов определяется рядом факторов. Интересы экспортеров и импортеров товаров и услуг не совпадают: экспортер стремится получить платежи от импортера в кратчайший срок, в то же время последний стремится отсрочить платеж до момента окончательной реализации товара. Поэтому выбранная форма расчетов является компромиссом, в котором учитываются эк. позиции контрагентов, эк. конъюнктура, полит. ситуация и т.п. Помимо этого важное значение имеет вид товара - объекта сделки, а также уровень спроса и предложения на товар - объект сделки. Поскольку мр тесно связаны с кредитными отношениями, то наличие или отсутствие кредитных соглашений также оказывает влияние на выбор формы расчетов. Достижение компромисса не означает, что экспортер и импортер получают одинаковые преимущества: некоторые формы более выгодны экспортеру, другие - импортеру. Самой надежной формой оплаты с точки зрения экспортера является авансовый платеж, а наименее надежной - расчет по открытому счету. Основными формами международных расчетов являются инкассо и аккредитив.

Последовательность операций при использовании банковского перевода состоит в следующем: 1 – подписание контакта; 2 – отгрузка товара; 3 – документы передаются от фрахтовщика экспортеру; 4 – документы передаются от экспортера импортеру (с этого момента импортер вступает во владение товаром); 5 – импортер представляет в свой банк поручение (заявление) на перевод; 6 – банк импортера осуществляет перевод валюты в банк экспортера, направляя ему платежное поручение по почте или телеграфу; 7 – банк экспортера проверяет подлинность платежного поручения и зачисляет экспортную выручку бенефициару перевода – экспортеру. Такая форма расчетов используется как по экспортным, так и по импортным операциям. Для осуществления банковского перевода клиент банка должен иметь на балансовом счете необходимую для перевода сумму плюс комиссионные расходы, уплачиваемые банку. Клиент предоставляет в банк заявление на банковский перевод. Достоинством этой формы расчетов являются простота, скорость, невысокая стоимость. Однако она имеет существенные недостатки, связанные с наличием риска одного из контрагентов при ее применении. Чаще всего эта форма расчетов используется в сочетании с другими.

 

Международные расчетно-платежные отношения России с развитыми и развивающимися странами, с государствами СНГ».

 

Россия, начавшая радикальную трансформацию своей экономики, постепенно формирует национальную валютную систему с учетом имеющейся мировой практики. Вступле­ние России в Международный валютный фонд означает, что она принимает на себя обязательства, содержащиеся в Уста­ве этой организации. Становление национальной валютной системы идет быстрыми темпами. Российские коммерческие банки начинают выходить на международный рынок капи­талов, устанавливают корреспондентские отношения с инос­транными банками, все шире используют существующие формы международных расчетов. При осуществлении ВЭД в боль­шинстве случаев возникает потребность в кредитных ресурсах. С точки зрения российских предпринимателей, эта потребность носит в целом односторонний характер, поскольку именно им, как правило, необходимы дополнительные средства, а не зарубеж­ным партнерам. Определенным исключением являются внешнетор­говые связи с республиками бывшего СССР. Некоторые из них име­ют задолженность перед Россией в частности, за поставки углево­дородного сырья, а потому нуждаются в российских кредитах. Го­су­дар­ст­ва СНГ объ­е­к­тив­но за­ин­те­ре­со­ва­ны в вос­ста­но­в­ле­нии и под­дер­жа­нии ус­той­чи­вых эко­но­ми­че­с­ких свя­зей. Ес­ли 1992-93 ха­ра­к­те­ри­зо­ва­лись об­валь­ным эко­но­ми­че­с­ким раз­ме­же­ва­ни­ем, то с осе­ни 1993 на­ме­ти­лись тен­ден­ции к со­т­руд­ни­че­ст­ву. Одним из направлений интеграции является со­з­да­ние ста­биль­но­го пла­те­ж­но-рас­чет­но­го ме­ха­низ­ма. 21.10.94 был со­з­дан Пла­те­ж­ный со­юз (создание систем многостороннего клиринга и взаимной конвертации валюты) но эф­фе­к­тив­ная пла­те­ж­но-рас­чет­ная си­с­те­ма по­ка от­сут­ст­ву­ет, про­б­ле­ма осо­бен­но обо­ст­ри­лась в свя­зи с вве­де­ни­ем в стра­нах СНГ на­ци­о­наль­ных ва­лют, курс ко­то­рых не­ста­би­лен. Осу­ще­ст­в­ле­ние ос­нов­ной ча­с­ти мно­го­сто­рон­них рас­че­тов ме­ж­ду уча­ст­ни­ка­ми дол­жен взять на се­бя меж­го­су­дар­ст­вен­ный банк; В настоящее время торговля для гос. нужд осуществляется в рамках двустороннего клиринга (т.е. безналичного зачета взаимных требований и обязательств). Расчеты производятся через корреспондентские счета в Центробанке России и коммерческих банках Я считаю, что это связано с тем, что: в разных странах разный ход реформ; разное законодательство (валютное, таможенное, налоговое и др..); нет наднациональных органов. Сотрудничество осуществляется в основном на двухсторонней основе, некоторые страны и не хотят другого (Украина, Туркмения)



 

Общая характеристика и классификация международных экономических организаций.

 

В настоящее время насчитывается более 4 тысяч международных организаций.

По характеру членства международные организации делятся на:

· межгосударственные

Для межгосударственной организации характерны следующие признаки: членство государств; наличие учредительного международного договора; постоянные органы; уважение суверенитета; государств-членов.

· неправительственные

- объединения, членами которых (на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей в гражданских, политических, культурных, социальных и экономических сферах) являются субъекты из разных стран.

Главным признаком неправительственных международных организаций является то, что они созданы не на основе межгосударственного договора (например, Ассоциация международного права, Лига обществ Красного Креста и др.).

 

По кругу участников международные организации подразделяются на:

· универсальные (ООН, ее специализированные учреждения)

· региональные(Организация африканского единства, Организация американских государств).

 

Классификация по характеру полномочий позволяет выделить:

· межгосударственные организации (не ограничивающие суверенитет государства; относится подавляющее большинство международных организаций)

· надгосударственные организации (частично ограничивающие суверенитет государства: вступая в подобные организации, государства-члены добровольно передают часть своих полномочий международной организации в лице её органов, например Европейский союз)

 

С точки зрения порядка вступления в них организации подразделяются на открытые(любое государство может стать членом по своему усмотрению) и закрытые (прием с согласия учредителей).

 

Также существует иная классификация международных экономических организаций, в зависимости от направлений деятельности они делятся на:

· универсальные

(Экономический и Социальный совет ООН (ЭКОСОС), Всемирная торговая организация (ВТО), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС))

· специализированные

(Всемирная организация интеллектуальной собственности, Международная ассоциация воздушного транспорта, Всемирная туристическая организация, Международный союз газовиков, Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК),Международный институт статистики).

К специализированным международным экономическим организациям относятся организации, в сферу деятельности которых входит определенный более узкий круг экономических отношений.

 

В особую группу международных экономических организаций можно выделить международные финансовые организации (Международный валютный фонд (МВФ), Группа Всемирного банка, Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития, Арабский валютный фонд, Евразийский банк развития).









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь