Иностранные капиталовложения в России в конце XIX-начале XX веков и их роль в экономическом развитии страны.

По существу первый опыт в этой области относится еще к правлению Петра I. Вплоть до 80—90-х гг. XIX в. иностранный капитал привлекался в основном в форме государственных займов, получаемых у иностранных банков. Займы способствовали развитию промышленности, с их помощью решалась проблема бюджетного дефицита. Но по ним надо было выплачивать большие проценты, для чего приходилось брать новые займы. В результате в 80-е гг. XIX в. платежи по старым государственным займам превышали поступления по новым. Стремясь решить эти проблемы, граф С. Ю. Витте (министр финансов России в 1892 — 1903 гг. и глава правительства в 1905 —1906 гг.) вместо займов начал осуществлять политику привлечения прямых заграничных инвестиций в конкретные отрасли промышленности и региональные банки. В 90-е гг. XIX в. в России отмечался активный приток иностранных инвестиций в угольную, металлургическую, нефтяную и энергетическую промышленность, а также в строительство железных дорог. В результате политики привлечения иностранного капитала прямые иностранные инвестиции в акционерные общества России составили к началу 1900 г. около 1/3 всего функционирующего в стране капитала. С одной стороны, в дореволюционный (до 1917 г.) период иностранный капитал способствовал возникновению и развитию в России новых отраслей промышленности, научно-технических разработок, использованию накопленного опыта организации производства, банковской системы и других рыночных институтов, росту занятости и конкуренции. С другой — в ряде случаев представители иностранного капитала тормозили производительное использование мощностей в некоторых отраслях промышленности, вывозили из страны значительные средства .

К 1913 г. в экономике России 40 % инвестиций составлял иностранный капитал. Главной формой иностранных капиталовложений стали прямые инвестиции в действующие в России акционерные общества. Во многом благодаря иностранному капиталу за 1890 — 1913 гг. промышленное производство в стране увеличилось в 4 раза. После октября 1917 г. положение иностранных инвесторов в России существенно изменилось: в промышленности была проведена национализация, акции национализированных компаний аннулированы. Практически иностранные капиталовложения стали поступать народное хозяйство после перехода в 1921 г. к НЭПу (новой (экономической политике). Иностранный капитал привлекался главным образом в форме концессий.

Привлечение иностранного капитала в СССР в 20—30-е гг. не дало большого эффекта. В определенной мере это объясняется факторами политического характера, а также общим тяжелым состоянием народного хозяйства страны.

В послевоенный период внешнеэкономическое сотрудничество нашей страны начало активизироваться лишь с конца 50-х гг., а в большей степени — со второй половины 60-х гг. Начиная с этого момента иностранный капитал поступал в страну в виде целевых кредитов, которые шли на приобретение оборудования, технологий, лицензий и т. п., а также кредитов в рамках компенсацион. соглашений. Последние использовались в СССР для привлечения иностранных фирм и банков к осуществлению проектов строительства крупномасштабных объектов. Однако ожидаемого эффекта получено не было: не были решены задачи технического перевооружения обрабатывающих отраслей, машиностроения, кой и пищевой промышленности, ускоренного развития новейших производств и технологий.



Современные проблемы и значение привлечения иностранного капитала в экономику Российской Федерации.

Факторы, Способствующие приходу иностранного капитала:

• Запасы природных ресурсов

• Научно-технический и производственный потенциал

• Кадровый потенциал

• Потенциал перспективного роста внутреннего рынка страны

• Отсутствие конкуренции

• Перспективы экономического роста

Факторы, Сдерживающие приход иностранного капитала:

• Неразвитость инфраструктуры транспорта и связи

• Устаревший производственный аппарат

• «утяжеленность» структуры экономики

• Высокий удельный вес оборонно-промышленного комплекса

• Низкий уровень развития сельскохозяйственного производства

• Высокий уровень коррупции и криминализации экономики

В РФ инвестиции могут осуществляться путем:

• -создания предприятий с долевым участим иностранного капитала;

• -создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов и представительств;

• -приобретения иностранным инвестором в собственность предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участий в предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг;

• -приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами, а также иных имущественных прав;

• -предоставления займов, кредитов, имущества и имущественных прав и т.п.

Россия отстает от других стран БРИК по количеству чистых прямых иностранных инвестиций.

Меры по улучшению инвестиционного климата:

· Улучшение административных процедур

· Оптимизация миграционного режима

· Снижение роли государства (приватизация, реорганизация)

· Оптимизация процедур по доступу к инфраструктуре

· Селективные налоговые льготы

· Совершенствование правоохранительной деятельности

· Создание хорошего инвестиционного имиджа.

 

Инвестиционный климат в РФ.

Инвестиционный климат— совокупность экономических, политических, юридических и социальных факторов, которые предопределяют степень риска иностранных капиталовложений и возможность их эффективного использования в стране; Среда, в которой протекают инвестиционные процессы.

Параметры инвестиционного климата:

• национальное законодательство,

• экономические условия,

• таможенный режим,

• валютная политика,

• темпы экономического роста и инфляции,

• стабильность валютного курса,

• уровень внешней задолженности и др.

В рейтинге по инвестиционной привлекательности стран Россия занимает 130ое место.

 

67. Регулирование иностранных инвестиций в РФ. Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" 1999 года.

Регулирование иностранных инвестиций в России на современном этапе осуществляется в соответствии с законодательными и нормативно-правовыми актами Российской Федерации и все большем соответствии с международно признанными соглашениями и актами. К числу таких соглашений, подписанных Россией относятся: соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, Договор к Энергетической хартии, конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров, об учреждении Многостороннего агентства по инвестиционным гарантиям.

Регулирование зарубежной инвестиционной деятельности осуществляют также международные экономические организации, такие как МВФ, группа Всемирного банка.

Указанными международными организациями разработан ряд документов, которые определяют принципы зарубежной инвестиционной деятельности, в частности правила допуска иностранного капитала, стандарты применяемого режима, порядок перевода капитала и прибыли, условия защиты и гарантий иностранных инвестиций, порядок урегулирования споров. МФК (Международная финансовая корпорация) и МБРР оказывают финансовую помощь и консультации в реализации проектов, передаче идей и технологий. Важную роль в содействии движению прямых инвестиций между странами –членами агентства путем страхования от некоммерческих рисков принадлежит МАИГ (Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям).

Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, а также условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ.

Он содержит целый ряд важных понятий:

1) Иностранный инвестор

· иностранные юр лица

· иностранные организации

· иностранные граждане

· лица без гражданства, которые постоянно проживают за пределами РФ

· международные организации

· иностранные государства

 

2) иностранные инвестиции (деньги, ценные бумаги, иное имущество, имущественные права, имеющие денежную оценку исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, услуги и информация)

В данном законе даются определения понятий прямых и портфельных инвестиций, инвестиционного проекта, срока окупаемости инвестиционного проекта, реинвестирования, совокупной налоговой нагрузки.

Также в данном законе содержатся статьи, которые специально посвящены льготам, предоставляемым иностранному инвестору и предприятиям с его участием.

Специальная статья посвящена вопросам разработки и реализации государственной политики в области иностранных инвестиций. Это прежде всего функции Правительства РФ в области международного инвестиционного сотрудничества:

· определение целесообразности введения запретов и ограничений осуществления иностранных инвестиций на территории РФ

· определение мер по контролю за деятельностью иностранных инвесторов в РФ

· утверждение перечня приоритетных инвестиционных проектов

· привлечение инвестиционных кредитов международных финансовых организаций и иностранных государств.

· контроль за подготовкой и заключением инвестиционных соглашений

Значительную роль играет и Федеральный закон от 30-го декабря 1995г. «О соглашениях о разделе продукции». Он определяет правовые основы отношений, возникших в процессе осуществления отечественных и иностранных инвестиций а поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ, а также на континентальном шельфе и/или в пределах исключительной зоны РФ на условиях соглашений о разделе продукции.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь