Комплект экзаменационных билетов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплект экзаменационных билетов.



Прилагается.

 

Примерная тематика рефератов.

1. Сущность игры.

2. Характеристика понятия «игра» учеными 19 –20 вв.

3. Народная игра для современного человека.

4. Понятие «игра» в работе Э. Берна «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры».

5. Роль игры в обучении и воспитании.

6. Ролевые игры как способ разрешения проблемных ситуаций.

7. Использование игровых элементов при инициировании в Больших и Малых мистериях.

8. Психологические основы игры в книге Д. Б. Эльконина «Психология игры».

9. Отражение в народных играх форм жизни народа.

10. Народные игры в календарных праздниках осенне-зимнего (весенне-летнего) цикла.

11. Роль подвижных игр в физическом развитии детей младшего школьного возраста.

12. Игры для детей с ограниченными возможностями.

13. Методика проведения народных игр со взрослыми.

14. Народные игры народов России (по выбору).

15. Народные игры народов мира (по выбору).

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (ИЛИ ЕЕ РАЗДЕЛОВ) И КОНТРОЛЬНЫЕ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ

ОБУЧЕНИЯ.

Разработанный учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочного отделения.

РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА.

Введение

План

1. Понятие «игра», «игровая деятельность», «игровая культура».

2. Философские, искусствоведческие, педагогические, психологические и др. теории игры.

3. Проблемы педагогики, связанные с игрой.

4. Психологические основы игры.

  1. Методологические подходы исследования феномена игры.

 

Тезисы

Понятие «игра», «игровая деятельность», «игровая культура». Игра как вид деятельности, характерный для животных и для человека.

Многозначность понятий «игра», «играть» в русском языке.

Философские, искусствоведческие, педагогические, психологические и др. теории игры.

Физиологический подход к игре (Г. Спенсер). Игра как своеобразная тренировка «низших» и «высших» способностей, гимнастика нервной системы, гигиена ума.

Игра – отдых и психологическая разрядка (М. Лацарус, Д. Патрик).

К. Гроос о социально-психологической природе игры, ее качестве и значении. Функции игры: дополнения, освобождения. «Тайны» игры. Теория игры З. Фрейда. Игра как техника свободных ассоциаций. Факторы, стимулирующие интерес человека к игре. Уподобление художественной фантазии детской игре. Различие между игрой ребенка и игрой взрослого человека.

Анализ игровых элементов в первобытных суевериях, верованиях, обрядах, запретах и мифологии (Дж. Фрэзер). Многофункциональная природа игровых элементов. Ментальное поле игры в древние времена.

Осмысление феномена игры Й. Хейзинга. Природа и значение игры как явления культуры. Концепция и выражение понятия игры в языке. Игра и состязание как функция формирования культуры. Культуросозидающий феномен игры во времени и в пространстве.

Проблемы педагогики, связанные с игрой (К.Д. Ушинский, А.И. Сикорский, Е.А. Покровский и др.).

Игра как форма бытия, как образ жизни широких масс, противовес официальному порядку (М.М. Бахтин). Атрибуты игры: юмор, смех, пародия, гипербола, преодоление социальной иерархии, социальных ролей личности.

Психологические основы игры (Л.С. Выготский, Д.Б.Эльконин). Природа и функции игровой деятельности.

Методологические подходы исследования феномена игры (М.С. Каган, Г.П. Щедровицкий, Т.А. Кривко-Апинян, Н.Т. Казакова, Л.Т. Ретюнских и др.).

 

Тема 1. Народные игры как часть народной художественной культуры

План

1. Понятие о народной игре. Классификация народных игр.

2. Народное художественное творчество и игра.

3. Основные источники изучения игр народов России и зарубежных стран.

Тезисы

1. Понятие о народной игре. Классификация народных игр

Происхождение и эволюция народных игр. Отражение в традиционных играх психологии народа, форм его жизнедеятельности.

Подходы к классификации игр. Определение признаков для систематизации игр К. Грооса (игры боевые, любовные, социальные, подражательные и др.), М. Лацаруса (игры, связанные с физической деятельностью; влечения к различным видам зрелищ; игры интеллектуальные; игры азартные), Р. Кайюа (игры риска, соревнования, переодевания, подражания и экстатические), Ж. Пиаже (игра-упражнение, символическая игра, игра с правилами) и др.

Систематизация игр в российских исследованиях. Первая попытка классификации детских игр П.О. Каптерева. Освещение подходов к систематизации игр в трудах XIX века (Г.С. Виноградов, А.В. Терещенко, Е. Покровский, А. Гомм).

Классификационные принципы игр, изложенные В.Н. Всеволодским-Гернгроссом.

Связь между игрой и условиями ее бытования (климатические, сезонные); классификация по составу и количеству участников (детские, взрослые, женские и мужские, одиночные, групповые, парные); по признаку доминирующей способности (физические, интеллектуальные, состязательные, творческие).

 

2. Народное художественное творчество и игра

Современные концепции игровой природы искусства, хдожественного творчества. Драма как игра, музыка как игра, танец, как «чистая игра» (Й. Хейзинга). Художественные элементы в традиционных русских народных играх.

3. Основные источники изучения игр народов России и зарубежных стран

Записки, материалы собирателей, путешественников, этнографов как источник изучения народных игр. Архивные материалы. Исследования ученых как основа изучения народных игр.

Тема 2. Исторические формы народных игр

План

1. Ритуал и обряд как основа древних игр у разных народов

2. Игры как часть празднично-обрядового цикла у древних народов

Тезисы

1. Ритуал и обряд как основа древних игр у разных народов

Значение и смысл ритуала и обряда в древней культуре народов. Игра как часть ритуально-обрядовых комплексов. Содержание древних ритуально-обрядовых игр.

Тотемизм в мифологическом сознании древних. Имитационные игры. Драматургия зооморфных игр. Игры в змею, в козленка (Египет), медведя (Россия), оленя и пр.

2. Игры как часть празднично-обрядового цикла у древних народов

Игры в содержании праздников и обрядов (игра в честь бога Дионисия (древняя Греция), Ярилы (Россия) и др. Назначение и смысл празднично-обрядовых игр.

Сущность игры в античной философии. Особое место в древнегреческой и мировой культуре олимпийских игр. Другие игры (пифийские, истмийские, немейские, панафинеи) Древней Греции.

Обрядовые игры Средневековья. Фольклорные героические темы игр в Англии. Майские игры в Италии. Праздники огня.

Игра периода Возрождения, ее связь с культурой и мифом. Игры, праздник и карнавалы.

Период Средневековья и игра. Народные празднества, переодевание, маскирование, буйные игры. Рождественские игры в России. Празднично-игровые элементы святок, масленицы и пр.

Игровые формы досуга при Петре I. Театрально-пародийная стихия петровской эпохи. Шутовские празднества и шутовские шествия.

Театрально-игровое пространство двора Екатерины II. Развитие городской зрелищной развлекательной культуры. Игровые элементы бала, маскарада, ярмарки, медвежьих потех, райка, балагана, кукольного представления, праздника.

Развитие игрового начала зрелищной развлекательной культуры в конце XVIII – начале ХХ века. Игровое пространство театра Петрушки.

Противопоставление игры и жизни в ХХ веке. Смещение игры в поле духовности как особого состояния человека.

 

Тема 3. Игры народов России

План

1. Виды народных игр

2. Собиратели и исследователи русских народных игр

Тезисы

Виды народных игр

Русские народные игры. Игры-песни, игры-пляски, игры-хороводы, народные игры-сценки, игровые сюжеты в русском народном изобразительном творчестве.

Игры, в которые играли русские дети: подвижные игры на свежем воздухе, игры с куклами и другими игрушками, детские игры-сценки, игры с песнями и танцевальными движениями.

Традиционные молодежные игры: «кострома», «столб», «цепочка», «товар забирать», «выскочка», в «мост мостить», в «женихи» и др. Элементы кукольного театра в некоторых русских народных играх (в «женихи» и др.).

Игры народов России.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 634; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.218.230 (0.01 с.)