Нормативный метод измерения производительности организационных систем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативный метод измерения производительности организационных систем



В основном этот метод разрабатывался для информационных служб организаций, оснащенных компьютерами. Метод основан на аналитическом (разделение на элементы) подходе к произво­дительности. За основу принимаются данные измерения сле­дующих показателей:

• полезное время работы компьютера,

• время эксплуатационной готовности,

• коэффициент использования компьютера и центрального процессора,

• количество документов, отчетов и данных в сопоставле­нии со временем работы,

• издержки, трудозатраты,

• операционные ошибки и др.

Каждому показателю ставится в соответствие весовой коэф­фициент значимости. Затем с помощью простых математических соотношений определяют реальное значение производительности. При изменении этих показателей необходимо учитывать чувст­вительность системы, т. е. изменение производительности от изменения конкретного показателя. В этой связи рекомендуется для каждого показателя составлять три значения: пессимистиче­ское, оптимальное и оптимистическое (рис. 5.13).

Каждое из трех значений показателя выбирается в зависимо­сти от наличия ресурсов развития. Нормативный метод включа­ет участие в сборе и обработке данных измерения самих работ­ников проверяемого подразделения. В качестве эталонных зна­чений используются показатели лучших аналогичных подразде­лений других фирм.

Как показывает практика проведения таких процедур, после оценки реального состояния производительности проверяемого подразделения принимаются эффективные и оперативные коор­динирующие решения.

Данная система измерения производительности предполагает тщательное самонаблюдение, самоконтроль и самоанализ в оценке работ и программ. На Западе эта система получила на­звание «патисипативная», т. е. причастная. Методика, связанная с активным привлечением работников организации к процессу создания системы измерений и самого измерения, весьма плодо­творна, при этом профессиональный эксперт играет лишь коор­динирующую роль.

В качестве примера мы приведем весьма удачную методику расче­тов фирмы «1TON corporation» (США) для складских работ, основан­ную на вычислении 27 коэффициентов.

1. Доля проходов = (Объем, занятый проходами) / (Общий объем склада).

2. Коэффициент перемещений = (Общее расстояние перемеще­ний/день) / (Общее число перемещений/день).

3. Коэффициент загрузки оборудования = (Общее время рабо­ты/день) / (Календарное время работы/день).

4. Коэффициент поврежденных пакетов = (Число поврежденных пакетов) / (Общее число перемещенных пакетов).

5. Коэффициент использования прямых затрат труда = (Прямые за­траты труда на перемещение грузов)/(Общие прямые затраты труда).

6. Показатель использования энергии (электрической, тепловой и др.) = (Потребленные ресурсы в эквивалентном измерении) / (Объем помещений).

7. Коэффициент использования мощности подъемно-транспортного оборудования = (Вес перемещаемых грузов/час) /(Теоретическая мощ­ность ПТО).

8. Коэффициент выполнения заказов = (Число выполненных зака­зов/день) / (Число поданных заказов/день).

9. Коэффициент правильности системы индикации мест хранения, определяется по приборам.

10. Коэффициент убыли запасов = (Проверенное наличие материа­лов) / (Ожидаемый запас).

11. Коэффициент пополнения запасов = (Фактическое отставание или опережение) / (Плановое отставание или опережение)

12. Коэффициент оборачиваемости = (Годовой объем продаж) / (Среднегодовые запасы).

13. Коэффициент запаздывания работ = (Просроченные рабо­ты/неделя) / (Выполненные работы/неделя).

14. Доля времени машинной обработки = (Время машинной обра­ботки) / (Общее время пребывания материала в обработке)

15. Доля трудовых затрат на складских работах = (Количество пер­сонала на складских работах) / (Весь производственный персонал).

16. Коэффициент затрат труда на складских работах = (Затраты труда на складских работах) / (Все трудовые затраты).

17. Доля перемещений материалов = (Число перемещений) / (Число производственных операций).

18. Доля залежалых материалов = (Складская площадь, занятая за­лежалыми товарами)/(Общая площадь склада).

19. Производительность при отборке = (Отобранные заказы/день) / (Требуемые человеко-часы/день).

20. Коэффициент погрешности учета движения запаса = (Разница в оценке площадей под запасами при повторном контроле) / (Общая площадь склада).

 

 

21. Коэффициент использования оборудования = (Фактический ныпуск продукции) / (Теоретический выпуск продукции).

22. Производительность при приемке = (Вес принятых грузов/день) / (Отработанные человеко-часы/день).

23. Производительность при отгрузке = (Вес отгруженных това­ров/день) / (Отработанные человеко-часы/день).

24. Коэффициент загрузки стеллажей = (Занятые стеллажные ячей­ки) / (Общее количество ячеек).

25. Коэффициент использования складов = (Объем складов, заня­тых грузами) / (Общий объем складов).

26. Оборачиваемость грузов = (Количество вывезенных грузов) / (Количество хранимых грузов).

27. Коэффициент результативности = (Переработано грузов/день) / (Пропускная способность системы хранения/день).

Для вычисления большинства коэффициентов используется набор специальных бланков. В табл. 5.4 приведен фрагмент бланка для вычисления коэффициента затрат труда на складских работах (коэффициент № 16).

 

Кружки качества

Кружки качества стали создаваться в Японии после Второй ми­ровой войны с целью вовлечения работников в решение органи­зационных проблем. В основе кружков качества лежит не само­деятельность работников, а профессиональный подход менедже­ров. Перед кружками были поставлены следующие задачи:

• активизировать человеческий ресурс,

• улучшить качество трудовой жизни,

• снизить издержки,

• уменьшить непроизводительные затраты времени,

• повысить действенность, экономичность и производи­тельность организации.

Эти и сопутствующие им задачи сводятся к трем направле­ниям деятельности. Первое — совершенствование и созда­ние новой технологии («ноу-хау»), а также приемов труда; второе — налаживание социальных отношений; третье — получение синергетического эффекта от первого и второго направлений (нахождение необходимых пропорций).

Работа кружков качества проводится в рабочее время и явля­ется добавочной функцией для работников, прямо не оплачи­ваемой.

До 1970 г. кружки качества проходили этап эволюционного развития, а затем начался бум их внедрения в США и странах Западной Европы. Так, в 1978 г. корпорация «Нортрон» в Лос-Анджелесе приступила к реализации программы шести кружков качества для решения проблем растущих издержек и качества трудовой жизни. Стоимость программы составила 27 млн. долл. В результате ее реализации в течение года были зафиксированы следующие достижения:

• отвлечения работников на работу в кружки качества не привели к снижению объема выпуска,

• чистая прибыль от реализации рекомендаций работников кружков качества составила 106 млн. долл.,

• улучшились дружелюбные контакты между работниками организации,

• существенно улучшилось отношение работников к труду и к руководству.

На деятельность кружков качества оказывают влияние субъ­ективные факторы и объективные условия. Однако в основе всех вариантов лежит структурированный, патисипативный метод

решения актуальных задач в малых группах. Решение каждой задачи имеет три этапа и 12 операций (рис.5.14).

Обычно задачи решаются за несколько проходов по перечис­ленным на рис. 5.14 этапам т. е. схема имеет циклический ха­рактер. В рамках схемы творческий характер решения задачи может быть представлен так, как на рис. 5.15.

Рационализация деятельности организации — это бес­конечный переход от решения одной путаницы к реше­нию следующей.

Дальнейшим развитием кружков качества (США) стало соз­дание бригад или групп повышения результативности и произ­водительности (ГПРП).

 

 

 

Резюме

■ В любой организации постоянно происходят различного рода изменения либо по инициативе руководства, либо по инициативе рядовых работников, либо по стечению обстоятельств. Принци­пы рационализации формируют механизм таких преобразова­ний. Этот механизм включает технологию мыслительных аспек­тов деятельности человека, технологию консультационной дея­тельности, социологическую и психологическую палитры вос­приятия перемен организацией, самоорганизацию работников в форме кружков качества и т.д.

■ Рационализм — усовершенствование, формирование более це­лесообразной организации чего-либо.

■ Рационализация как процесс приводит к новому состоянию ор­ганизации (к новой результативности), т. е. к достижению макси­мально возможного уровня эффективности при существующих в данный момент экономических условиях.

■ Результатом работы консультационных фирм является разра­ботка решений (рекомендаций) в форме набора проектов, на­правленных на совершенствование деятельности организации.

■ Кружки качества стали создавать в Японии после Второй миро­вой войны для вовлечения работников в решение организаци­онных проблем.

В основе кружков качества лежит профессиональный подход менеджеров. Перед кружками были поставлены задачи: активи­зировать человеческий ресурс, улучшить качество трудовой жизни, снизить издержки, уменьшить непроизводительные за­траты времени, повысить действенность, экономичность и про­изводительность организации.

Вопросы для самоконтроля

1.Как связаны между собой принципы рационализма и закон единства анализа и синтеза?

2.Что включают в себя принципы рационализма?

3.Дайте определения рационализму, иррационализму и сен­суализму.

4.Какие составляющие имеет результативность рационализации?

5. Как влияет уровень качества жизни на эффективность изме­нений?

6.В какой мере консультационная деятельность реализует спрос компаний на изменения?

7. Какова общая технология консультационной деятельности?

8. Какие основные документы должны входить в набор общих сведений об организации?

9. В какой форме выдаются результаты работы консультацион­ных фирм?

10. Приведите примеры личного консультирования по каким-либо вопросам сторонних людей или организаций.

11. В чем заключается нормативный метод измерения произво­дительности организационных систем?

12. Какие основные показатели используются в нормативном методе?

13. Какие условия способствовали развитию кружков качества?

14. Какие задачи ставят перед собой работники, объединившие­ся в кружки качества?

15. Какова общая схема творческой деятельности, приводящей к рационализации?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 645; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.255.162 (0.013 с.)