Философские и эпистемологические взгляды Ф. Хайека и особенности его трактовки основных понятий экономической теории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философские и эпистемологические взгляды Ф. Хайека и особенности его трактовки основных понятий экономической теории



(рынок, равновесие, конкуренция, система цен)

Фридрих Август фон Хайек (1899-1992). Австриец. Учился у Мизеса, Визера и Шпанна. Один период своей жизни провел за работой в правительственном управлении по урегулированию предвоенной задолженности. В 30-е принимал участие в дискуссии с Кейнсом по проблемам теории денег, цикла и капитала. Вообще был довольно буйным, много спорил, был неортодоксальным автором.

1. Философия, методология и эпистемология[9].

Основным видом знания, которое рассматривал автор, является так называемое рассеянное знание: ни один человек на обладает полным знанием, воплощенным в виде законченного набора сведений, в формулах и цифрах; знание рассеяно среди людей, каждый из которых обладает лишь частью этого знания, значительная часть этого знания имеет неформальный, интуитивный характер.

Широта взглядов Ф. Хайека проявилась, не в последнюю очередь, в своеобразной аргументации давно знакомых положений экономической теории. Хайек выступает последовательным сторонником рыночной экономики, оставаясь до конца жизни верным идее высокой ценности принципов экономического либерализма. Однако он рассматривает рынок не как изобретение человека, и не как механизм реализации справедливости и оптимального распределения ресурсов, а как спонтанный экономический порядок. При этом Хайек, очень четко различает понятия «рынок» и «хозяйство». Последний, по его мнению, предполагает такое социальное устройство, при котором Некто размещает ресурсы в соответствии с единой шкалой целей. Это предполагает осуществление всей экономической деятельности по единому плану, где однозначно расписано, как будут «сознательно» использоваться общественные ресурсы для достижения определенных целей. Рынок же функционирует принципиально иначе. Он не гарантирует обязательного удовлетворения сначала более важных потребностей, а потом менее важных. Никто в отдельности не знает потребностей и возможностей всех, но каждый, вступая в добровольный обмен, сообщает всем информацию о своих целях и возможностях и одновременно получает информацию о готовности других способствовать реализации этих целей. Рынок просто соединяет конкурирующие цели, но не дает гарантии того, какие из этих целей будут достигнуты в первую очередь. При этом спонтанный порядок обладает рядом преимуществ по сравнению с другими формами организации. В нем используются знания всех членов общества. И распространение этих знаний, большая часть которых воплощена в ценах, является важнейшей функцией рынка. Механизм цен является уникальным способом коммуникации, где цены выступают и как свидетельство определенной значимости товара с точки зрения других людей, и как вознаграждение за усилия. Цены играют роль сигналов, побуждающих индивида предпринимать усилия. Цены – это не справедливое вознаграждение за прошлые усилия, а свидетельство полезности блага с точки зрения разных людей, а не каких-либо внешних критериев. Через цены осуществляется взаимоприспособление планов и потому механизм цен - одна из важнейших сторон рыночного порядка. Наблюдая движение сравнительно небольшого количества цен, предприниматель получает возможность согласовать свои действия с действиями других.

Механизм цен является механизмом коммуникации людей в экономических процессах, и поэтому категорически противопоказан административный контроль над ценами. Хайек неоднократно подчеркивает, что эта функция системы цен реализуется только в условиях конкуренции, то есть лишь в том случае, если отдельный предприниматель должен учитывать движение цен, но не может его контролировать. И чем сложнее оказывается экономический организм, тем большую роль играет это разделение знания между индивидами, самостоятельные действия которых скоординированы благодаря безличному механизму передачи информации, известному как система цен.

Так как он был австрийцем, то его философские идеи частично пересекаются с философией австрийской школы. Принципы австрийской школы: субъективизм, априоризм, методологический индивидуализм (подробнее об этом ИЭУ 2000 стр 608-609).

2. Понятия.

Некоторые понятия, такие как рынок и система цен, были изложены выше. Вот остальные:

Равновесие – это некая согласованность типов поведения субъектов и их представлений, которая проявляется в определенной согласованности действий. Причем речь идет не о результате действий, а о тенденции, складывающейся в процессе обмена деятельностью, которая является выражением творческой активности человека. При этом равновесие не является неким идеальным состоянием системы, так как если бы оно было идеальным, не было бы стимулов к изменению и развитию. Существуют две критики равновесия: критика его статичности и критика информационной осведомленности всех участников сделок.

Конкуренция представляет ценность только потому и в той мере, в какой ее результаты непредсказуемы и в целом отличны от тех, на которые кто-либо рассчитывал или мог рассчитывать… Эффект конкуренции состоит в том, что некоторые ожидания не оправдываются, а намерения не реализуются. Отсюда прибыли у предпринимателя не связана с определенным фактором производства, а со способностью человека к творчеству в условиях неопределенности. Вообще был сторонником конкуренции, предлагал даже убрать монополию ЦБ… вместо этого пусть много конкурирующих производителей денег создают предложение денег. Тогда в обороте будут самые «денежные» (с лучшими характеристиками: устойчивость, безопасность и тд) деньги.

Еще про философию:

Основным гносеологическим тезисом философии Хайека является тезис о принципиальной ограниченности знания и о том, что это знание не существует в концентрированной форме в виде законченного набора сведений, воплощённых в формулах или цифрах, а “рассеяно” среди людей, каждый из которых обладает частицей этого знания, значительная часть этого знания имеет неформальный, интуитивный характер. Как следствие этого тезиса – признание невозможности выработать объективную и всеобъемлющую картину мира и экономики.

Накопленное в обществе знание воплощено в привычках и навыках людей, традициях и нормах. Совокупность норм и институтов формирует социальный порядок, который поддерживается и формируется через целенаправленные действия людей, но сам по себе он не является порождением сознательной воли и не поддаётся целенаправленному регулированию. Это порядок возник эволюционным путём, его существование не подчинено какой-либо цели, но он исключительно важен для достижения множества различных целей, которыми руководствуются люди и которые в совокупности никому не известны. Речь идёт о так называемом “расширенном, или спонтанном порядке”, исследование которого и представляет, согласно Хайеку, предмет общественной науки в целом.

Важной составляющей спонтанного порядка является рынок и институты, на которых он непосредственно базируется, прежде всего, институт частной собственности. Рынок также сформировался естественным образом без какой-либо направляющей силы, но от его существования зависит благополучие всего общества и в том числе гарантии важнейшей социальной ценности – свободы личности, понимаемой с либеральных позиций. Рыночный порядок просто соединяет конкурирующие цели, служит им всем, но не гарантирует, какие из этих целей будут достигнуты в первую очередь, т.е. в рамках рыночной системы отсутствует какая-либо единая шкала ценностей. Исследование рынка как системы добровольного обмена Хайек объявил целью экономической науки, то есть объяснение спонтанного порядка. Экономическая наука – теоретическая наука, призванная установить качественные закономерности между простейшими элементами реальных явлений хозяйственной жизни человека.

Философский базис австрийской школы неразрывно связан с её методологическими принципами: субъективизмом, априоризмом и методологическим индивидуализмом. Субъективизм: 1) экономические субъекты действуют на основе собственных представлений, 2) они ориентированы на будущее, 3) оценки и представления людей различны в силу различия предпочтений, знаний и информации, которой они располагают, 4) люди реагируют на свои просчёты, изменяя своё поведение. Априоризм предполагает, что наука, изучающая социальные явления, основывается на некоторых аксиомах относительно поведения индивидов, и эти аксиомы получены интуитивно, на основе интроспекции. Законы, выведенные на базе этих аксиом, также являются априорными. Принцип методологического индивидуализма, или атомизма означает, что социальные феномены являются производными от независимых индивидуальных действий. С точки зрения строгого индивидуализма не может быть никакого иного представления о народном хозяйстве, кроме как о совокупности индивидуальных хозяйств, которая есть результирующая “всех бесчисленных единично-хозяйственных стремлений”.

Анализ взаимосвязи между методологическим подходом, теоретическим построениями в рамках макроэкономики и основными принципами современной системы регулирования экономики, а также между методологическими и философскими представлениями и различного рода социалистическим концепциями и политическими действиями по их реализации – эта тема пронизывает всё научное наследие Хайека.

Представив проблему координации как предмет экономической науки, Хайек тем самым определил и основные теоретические блоки, и тематические узлы экономической теории. Прежде всего, речь идёт о ценах как эффективной информационной и коммуникационной системе и о теории цен, призванной показать механизм адаптации системы цен к внешним возмущениям; о капитале как сложной структуре, состоящей из неоднородных индивидуальных капиталов; о деньгах, как связующем звене между настоящим и будущим. Касательно равновесия. Несмотря на видимую близость австрийской школы и неоклассики, австрийцы критиковали трактовку равновесия как идеального состояния экономической системы, в котором именно в силу его идеальности отсутствуют стимулы к изменению и развитию. Два направления критики со стороны австрийской школы: 1) возражение против статического подхода к равновесию, подмены идеи рыночного процесса идеей состояния рынка (попытка отказаться от картины мира Смита, нашедшей своё воплощение у Вальраса), 2) повышенное внимание к проблеме знания и информации и призыв отказаться от предположения о совершенном знании экономических субъектов, которое означает, что участники рынка знают равновесные цены ещё до совершения сделок. Хайек рассматривал знание как субъективное и полагал, что получение нового знания ведёт к пересмотру индивидуальных планов. Отсюда он делал вывод о возможности оценивать то или иное состояние только на уровне субъекта, а не сложной системы в целом, а следовательно, применимости понятия равновесие только к анализу поведения субъекта. Рыночный процесс как процесс распространения знания неотделим от процесса конкуренции, который австрийцы трактуют не как отношение между агентами, а как процесс продвижения вперёд, или процедуру “открытия” нового – новых возможностей и предпочтений, а также способов их удовлетворения. При таком подходе на первый план выступает не разрушительный аспект конкуренции, а динамический, нацеленность в неизвестное будущее, продвижение к которому неотделимо от риска.

 

Билет №44



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 456; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.007 с.)