Особенности территориальной организации экономических районов.


В настоящее время в России находятся 11 крупных экономических районов: Северный, Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Северо-Кавказский, Поволжский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный, а также Калининградская область (полуанклав), которую иногда рассматривают в составе Северо-Западного района

Морской транспорт

Плюсы:
на большие расстояния себестоимость ниже, чем у многих других видов транспорта
морские суда, особенно танкеры, отличаются самой большой единичной грузоподъёмностью, морские пути обладают неограниченной пропускной способностью
небольшая удельная энергоёмкость перевозок.

Минусы:
зависимость от природных условий, особенно замерзающих морей, необходимость создания на побережьях сложного и дорогостоящего портового хозяйства, удаленность от морских побережий основных экономических центров России.

На его долю приходится 38% всех грузоперевозок. Россия обладает крупным торговым флотом( более 5000 судов), на её берегах расположено множество морских портов разной величины. Но только 40% портов достаточно глубоководны чтобы принимать большие суда.

Первое место в грузообороте страны принадлежит сейчас Тихоокеанскому бассейну. Через него Россия связана со странами Азии, Америкой, Австралией. Крупнейшие порты: Находка, Владивосток, Восточный, Холмок, Ванино.

Второе место занимает Балтийский бассейн, связывающий РФ со странами Европы и Америки. Важнейшие порты: Санкт-Петербург, Выборг,Туапсе, Балтийск, Калининград (самый западный порт страны). Мурманск — крупнейший незамерзающий порт бассейна, отсюда начинается протянувшийся на 11 тыс. км Северный морской путь. Он связывает европейскую часть России с Сибирью и Дальним Востоком. В Финском заливе намечено строительство трех новых портов. Через порты Черноморского бассейна в основном ведется экспорт нефти, так же, как и через порты на Каспийском море

43. Автомобильный транспорт

наиболее маневренный вид транспорта, но и один из самых дорогостоящих. Он имеет преимущество при перевозке пассажиров и грузов на короткие расстояния. Велико значение автомобильного транспорта в обслуживании промышленности и сельского хозяйства, строительства, торговой сети.

Плюсы:высокая маневренность, перевозка грузов и пассажиров «от двери до двери» без промежуточных операций и пересадок
Минусы:сравнительно высокая себестоимость и удельная энергоёмкость грузовых перевозок (значительно выше, чем в ж/д и водных видах транспорта), малая единичная грузоподъёмность, отсутствие развитой сети автодорог высокого класса и рациональной структуры автопарка (не хватает автомобилей очень малой и очень большой грузоподъёмности).

Лидеры по густоте автодорог с твердым покрытием: центральный ФО, Московская область, Калининградская область, Кабордино-Балкария.

Машино строительные предприятия



— необходимое звено любого промыш ленного комплекса. При этом в отрасли крайне высок уровень концентрации: свыше 50% его продукции дают всего 10 регионов: Самарская область, Москва и Московская область, Нижегород ская, Ульяновская и Челябинская области, Татарстан, Санкт-Петербург, Свердловская и Новосибирская области. Характерной особенностью машиностроительного комплекса является широкое развитие межотраслевых и внутриотраслевых связей в рамках про изводственного кооперирования, распространение интеграцион ных структур. В отрасли созданы многочисленные производствен ные и научно-производственные объединения.

Металлургический комплекс

включает отрасли черной и цветной металлургии.На первом месте по выпуску цветных металлов находится Красноярский край, на втором — республи ка Саха (Якутия), на третьем — Свердловская область.Основной регион выплавки тяжелых металлов — Урал.Крупные комбинаты черной металлургии сосредоточены в следующих центрах: Новокузнецк, Череповец, Магнитогорск, Челябинск, Нижний Тагил, Новотроицк, Тула, Липецк и Старый Оскал

Целлюлозно-бумажная промышленность

наиболее слож ная отрасль лесного комплекса, связанная с механической обработкой и химической переработкой древесины, поскольку технологические процессы ее базируются на тех и других приемах. Она включает производство целлюлозы, бумаги, картона и изделий из них. Эта отрасль отличается высокой материалоемкостью, большой водоемкостью и значительной энергоемкостью. Следовательно, предприятия целлюлозно-бумажной промышленности ориентируются на лесные ресурсы вблизи крупных водных источников. Первое место по выработке бумаги, картона и целлюлозы принадлежит Северному экономическому району, в котором особенно выделяются Карелия и Архангельская область. Крупные целлюлозно-бумажные комбинаты (ЦБК) расположены также в Республике Коми. Далее следует Уральский регион, ключевые позиции в котором занимают Пермский край и Свердловская область. На третьем месте — ЦБК на территории Нижегородской области и Республики Марий Эл. Целлюлозно-бумажная промышленность развита также в Ленинградской области, в Братске (Иркутская область), Усть-Илимске (Иркутская область), Красноярске, ряде других городов Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Химической переработкой древесины занимается также лесохимическое производство. В процессе термического разложения древесины получают уголь, а также полупродукты — подсмольную воду и древесную смолу. Впоследствии из полупродуктов получают

Электроэнергетика

это отрасль, которая определяет уровень экономического развития страны. Электрическую энергию достаточно часто относят к универсальному виду энергии, поскольку она легко превращается в другие виды. Она широко используется во всех отраслях хозяйства, однако главным ее потребителем является промышленность. Значительное количество электроэнергии потребляется в коммунальном хозяйстве и быту. Электрифицированные железные дороги также используют много электроэнергии. Очень быстро растет ее потребление и в сельском хозяйстве.

Основная доля (более 70 %) электроэнергии производится тепловыми электростанциями (ТЭС), использующими преимущественно газовое топливо. Доля производства электроэнергии на гидроэлектростанциях (ГЭС) около 20 %, на АЭС — 10 %

ГЭС – Енисей, ангара,Волга,Кама

Приливные(Кольский,Оморе), ветряные,солнечные, геотермальная(Камчатка)

Топливно-энергетический комплекс

(ТЭК) — это совокупность отраслей топливной промышленности и электроэнергетики.

1)угольную;
2)нефтяную;
3)газовую;
4)сланцевую;
5) торфяную.

гидроресурсы верхней Волги, Свири, Волхова. С востока поступает нефть на НПЗ. Электроэнергетика включает ТЭС, ГЭС и АЭС (Нововоронежская, Тверская, Курская, Смоленская) и Г АЭС. Крупнейшие энергетические мощности близ Санкт-Петербурга: АЭС на Финском заливе и тепловые небольшие гидростанци

Пищевая промышленность

1) отрасли, ориентирующиеся на потребителя (хлебопекарная, пивоваренная, кондитерская, макаронная);

2) отрасли, отличающиеся высокой материалоемкостью и более низкой транспортабельностью сырья, чем готовой продукции, тяготеют к сырьевым зонам. Основными отраслями здесь являются сахарная (Центральный, Центрально-Черно земный и Северо-Кавказский экономические районы), маслодельная (Центр, Северный Кавказ, Северо-Запад, Урал, Западная Сибирь), маслобойная (Северный Кавказ и Центрально-Черно земный район), овощеконсервная, спиртовая, крупяная (Поволжье, Северный Кавказ, Урал), рыбная (Приморский край, Сахалинская область, Камчатский край, Мурманск, Архангельск, Калининградская область, Астрахань);

3) отрасли с одновременной ориентацией и на сырье, и на потребителя (мясная, мукомольная, табачная).

57.59.Северный экономический районРайон находится на севере европейской части страны, имея самую протяженную морскую границу в западной экономической зоне, гранича с экономически развитыми районами страны, в частности Центральным и Северо-Западным, что стимулирует развитие его территорий. Здесь располагаются важные порты, через которые осуществляются внешнеэкономические связи страны - Мурманск и Архангельск.

Здесь сосредоточен один из наиболее крупных природно-ресурсных потенциалов европейской части страны, что способствовало формированию большого числа добывающих промузлов и центров. Из топливно-энергетических ресурсов следует отметить крупнейший в западной зоне Печорский каменноугольный бассейн.На востоке района располагается Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция. Крупные запасы газа разведаны на шельфе Баренцева моря, нефти - на шельфе Карского моря. В Республике Коми имеются запасы горючих сланцев, на юге района - месторождения торфа (Вологодская область).

Ресурсы металлорудного сырья представлены здесь железными рудами, алюминиевыми рудами, запасами никеля в Мурманской области. Одно из основных природных богатств района - лесные ресурсы. СЭР относится к лесоизбыточным районам. Большей частью они сосредоточены в Республике Коми, Архангельской области и Республике Карелия. Значительны запасы водных и гидроэнергетических ресурсов.

В структуре экономики района преобладают отрасли, ориентирующиеся на использование собственных природных ресурсов. Межрайонное значение имеют черная и цветная металлургия, лесной комплекс, отдельные отрасли химического и агропромышленного комплексов, транспортные услуги.

Лесной комплекс играет ведущую роль в экономике СЭР. Он представлен всеми стадиями производственного процесса и развивается на базе собственных ресурсов. В больших масштабах получили развитие лесозаготовительная, лесопильная, целлюлозно-бумажная и мебельная промышленность, а также фанерное производство, деревянное домостроение, лесохимия (гидролизно-дрожжевое производство). Северный район вывозит наименьшее количество заготовляемой древесины в необработанном виде.

На базе собственных ресурсов получила развитие черная металлургия полного цикла (Вологодская область), алюминиевая (Республика Карелия и Мурманская область), медно-никелевая (Мурманская область) промышленность. Машиностроение развито относительно слабо и специализируется на выпуске продукции для внутреннего потребления. Химический комплекс представлен производством минеральных удобрений (азотных), фосфатного сырья, используемого на многих предприятиях страны для производства фосфорных удобрений. Из отраслей АПК межрайонное значение имеют молочное скотоводство и маслосыроделие, оленеводство, рыбная промышленность, а также льноводство. Межрайонные перевозки осуществляются по Северному морскому пути, берущему начало в Мурманске (круглогодично до Норильска). В осуществлении экспортно-импортных операций важную роль играют Архангельский и незамерзающий Мурманский морские порты.

 

58.Северо-Западный экономический район(Ленинградская, Новгородская и Псковская области, г. Санкт-Петербург). Площадь 197 тыс. кв. км, население около 8 млн. чел. Занимает выгодное экономико-географическое положение, находясь на важнейших транзитных путях, связывающих Россию со странами зарубежья (через Балтийское море). "Соседствует" с экономически развитым Центральным и богатым разнообразными природными ресурсами Северным экономическими районами.

Природно-ресурсный потенциал достаточно ограничен. Здесь имеются запасы торфа (повсеместно), горючих сланцев (используемых в соседней Эстонии), бокситов (алюминиевое сырье), фосфоритов, разнообразных строительных материалов (известняки, огнеупорные глины, граниты, пески). Лесные ресурсы в результате многолетней эксплуатации значительно истощены. Хорошо район обеспечен водными ресурсами.

Экономика района отличается многоотраслевым составом. Ведущее место в структуре промышленности района занимает высоко диверсифицированный машиностроительный комплекс. В его составе выделяются такие отрасли как морское судостроение,оптико-механическая промышленность, энергетическое машиностроение, электротехническое, тракторное машиностроение, приборостроение, станкостроение и электронная промышленность.

Важную роль в экономике района играет химический комплекс, представленный производством резинотехнических изделий, шин, синтетических смол, пластмасс, азотных и фосфорных удобрений, лако-красочных изделий, химико-фармацевтических препаратов.

В составе лесного комплекса выделяются лесопильная, фанерная, мебельная и целлюлозно-бумажная промышленность. Межрайонное значение имеет текстильная,кожевенно-обувная и фарфоро-фаянсовая промышленность. Такое же значение имеют и некоторые отрасли промышленности строительных материалов (стекольная, производство огнеупорных материалов и др.). Из отраслей цветной металлургии выделяется алюминиевая промышленность, работающая на местном сырье.

Общероссийское значение имеет транспортная инфраструктура, в частности транзитные автомобильные и железные дороги, трубопроводы в Финляндию, страны Балтии. Действуют крупные экспортно-импортные морские порты в Санкт-Петербурге, Приморске (нефтяной терминал), Усть-Луге (сухогрузный товарный порт).

 

60.Центральный экономический район (Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская области, г. Москва). Обладает выгодным экономико-географическим положением, находясь на пересечении (в "фокусе") важных транспортных магистралей, связывающих западные и восточные, северные и южные районы страны, граничит, во-первых, с экономически развитыми регионами страны, что способствует налаживанию кооперационных связей между предприятиями, во-вторых, с районами, богатыми разнообразными природными ресурсами. Отличительная черта - высокая обеспеченность производственными фондами и инфраструктурой, высококвалифицированной рабочей силой, научно-техническим потенциалом.

Природно-ресурсный потенциал сравнительно невелик. Здесь располагается Подмосковный буроугольный бассейн, имеются ресурсы торфа (северные и западные области), фосфоритов (Московская и Брянская области). Хорошо обеспечен район минерально-строительными ресурсами: песками, в т.ч. стекольными, глинами, гипсом, цементным сырьем. Лесные ресурсы сосредоточены в северных областях и в значительной степени истощены. Ограничены и в значительной степени вовлечены в хозяйственное использование водные и гидроэнергетические ресурсы.

Население составляет 30 млн. человек, или более 1/5 жителей России. В 1990-е годы численность населения сокращается из-за его естественной убыли (смертность повсеместно превышает рождаемость). Плотность населения превышает 60 чел. на кв. км, меньше заселены северные и западные области. ЦЭР - один из высоко урбанизированных регионов России. Здесь располагается крупнейший город страны - Москва (10,4 млн. жит.), крупные агломерации: Московская, Тульская, Ярославская, Ивановская. Это основной район заселения и формирования русского этноса, г. Москва, как столица государства, сосредоточивает практически все национальности бывшего СССР. Район хорошо обеспечен рабочей силой, характеризующейся высоким уровнем образования, квалификации и профессиональной подготовки. Высококвалифицированные кадры - один из важных факторов, способствующих развитию здесь наукоемких производств.

Район обладает наиболее диверсифицированной структурой экономики в стране: многие отрасли получили достаточно масштабное развитие. Однако в территориальном разделении труда в РФ он выделяется отраслями машиностроительного и химического комплексов, легкой промышленности. Остальные имеют большей частью внутрирайонное значение, ориентируясь на потребителя в лице мощной экономики и значительного населения.

Машиностроительный комплекс представлен здесь транспортным машиностроением (автомобилестроение, производство железнодорожных локомотивов и вагонов, речное судостроение, авиастроение); производством сельскохозяйственного оборудования (льноуборочные машины, картофелеуборочные машины, колесные тракторы); выпуском продукции бытового назначения (часы, телевизоры, холодильники и др.); производством технологического оборудования для угольной, металлургической, текстильной, швейной, химической, электроэнергетической, полиграфической, лесной промышленности и стройиндустрии. Значительная часть машиностроительных предприятий региона работает в системе ВПК.

Химический комплекс в основном (за исключением местных фосфоритов) сформировался на базе привозного сырья. Получили развитие нефтепереработка, производство синтетического каучука, химических волокон, пластмасс, фосфорных и азотных удобрений, синтетических красителей.

Старейшая и специализирующая отрасль промышленности здесь - легкая промышленность. Она представлена всеми основными отраслями – текстильной,швейной, трикотажной, кожевенно-обувной, меховой.

Отраслью специализации здесь можно считать полиграфическую промышленность, представленную крупнейшими в стране полиграфическими комбинатами.

Из отраслей агропромышленного комплекса межрайонное значение имеют некоторые отрасли пищевой промышленности (кондитерская, мясная и др.) и льноводство.

 

61.Волго-Вятский экономический район (Нижегородская и Кировская области, Республики Марий Эл и Мордовия, Чувашская Республика). Площадь 265 тыс. кв. км, население 8,3 млн. чел. Расположен в бассейне среднего течения р. Волга и р. Вятка на транзитных путях, связывающих Центр РФ с Уралом и восточными районами страны в окружении развитых в экономическом отношении регионов.

Среди всех экономических районов страны ВВЭР наименее обеспечен природно-ресурсным потенциалом. Из минеральных ресурсов можно отметить запасы торфа (левобережье Волги), фосфоритов (Кировская область), строительных материалов: песков, глин, гипса, строительного камня, цементного сырья и др. Главное богатство района - лес (левобережная часть района). В результате многолетней эксплуатации лесные ресурсы истощены, и заготовка древесины сокращается. Хорошо обеспечен район водными ресурсами.

Население района составляет 8,3 млн. чел. В 1990-е годы численность жителей сокращается в результате естественной убыли. Более 70% населения проживает в городской местности. Выделяется одна из крупнейших в стране Нижегородская агломерация. Средняя плотность населения свыше 30 чел. на кв. км, однако в левобережной части заселенность вдвое ниже, а в правобережной, наоборот вдвое выше среднерайонной. Национальный состав разнообразен: преобладает русское население, в республиках проживают чуваши, мордва, марийцы, татары.

ВВЭР представляет собой крупный индустриальный комплекс с развитой многоотраслевой промышленностью. В территориальном разделении труда район выделяется отраслями машиностроительного, химического и лесного комплексов. Главную роль в экономике района играет машиностроение. Наибольшее развитие здесь получило транспортное машиностроение, а именно автомобилестроение (производство легковых, грузовых автомобилей, автобусов), судостроение (по производству речных судов район занимает первое место в стране), авиастроение (выпуск самолетов для ВПК). Район занимает одно из первых мест в стране по выпуску электротехнического оборудования (электроламповое, кабельное оборудование и др.). Межрайонное значение имеют станкостроение (фрезерные и деревообрабатывающие станки) и инструментальное производство. Выпускается оборудование для химической, пищевой и лесной промышленности.

Химическая промышленность представлена выпуском синтетических смол и пластмасс, аммиака, соды, шин, резинотехнических изделий, азотных и фосфорных удобрений. В Нижегородском промузле действуют нефтеперерабатывающие заводы.

Лесной комплекс района включает все его основные отрасли - от лесозаготовки до лесохимии. Почти все предприятия лесной промышленности находятся в левобережной части, ориентируясь на ресурсы. В связи с их истощением заготовка древесины в районе сокращается. Получили развитие лесопиление, деревянное домостроение, фанерная, спичечная и мебельная промышленность, а также лесохимия. Имеется целлюлозно-бумажная промышленность: по выпуску бумаги район занимает третье место в стране, уступая лишь Северному и Уральскому экономическим районам.

К специализирующим отраслям экономики района можно отнести льноводство и хорошо развитое кожевенное и меховой производство.

 

62.Центрально-Черноземный экономический район(Воронежская, Белгородская, Курская, Липецкая и Тамбовская области). Площадь 168 тыс. кв. км, население около 8 млн. чел. Имеет благоприятное экономико-географическое положение, соседствуя с развитыми в экономическом отношении районами страны, располагаясь в комфортной по природным условиям зоне страны. Район пересекается важными транзитными транспортными магистралями, связывающими центральные и южные регионы страны, обеспечивающими транспортный выход в зарубежные страны (в частности, в Украину). "Соседи" ЦЧЭР обладают значительными запасами разнообразных природных ресурсов.

Природно-ресурсный потенциал района достаточно велик, однако он характеризуется ограниченным набором природных ресурсов, хотя и больших запасов. Отличительная черта ЦЧЭР - отсутствие собственных топливно-энергетических ресурсов. Здесь сосредоточены крупнейшие в мире запасы железной руды (бассейн Курской магнитной аномалии). Одно из основных богатств - черноземные почвы. Заметны ресурсы минерально-строительного сырья - цемента, огнеупорных глин, мела. Леса имеют в основном полезащитное значение, ощущается дефицит водных ресурсов.

Население района составляет около 8 млн. чел. В последние годы численность его сокращается, что вызвано, главным образом, естественной убылью населения. Высока средняя плотность населения - 46 чел. на кв. км, причем население по территории района размещено относительно равномерно. ЦЧЭР - один из наименее урбанизированных регионов России: удельный вес городского населения здесь немногим выше 60%. Наконец, район характеризуется довольно однородным национальным составом: подавляющее большинство жителей составляет русское население.

В структуре экономики ЦЧЭР выделяются как промышленность, так и сельское хозяйство. Специализирующее значение имеют черная металлургия, отдельные отрасли машиностроения, химического комплекса и промышленности строительных материалов, а также многоотраслевой АПК. Ведущее место в составе промышленности имеет черная металлургия. Здесь в больших масштабах осуществляется добыча железной руды, поступающей в другие районы страны и за рубеж. По производству черных металлов район уступает лишь Уральскому экономическому району.

Из отраслей машиностроения получили развитие авиастроение (выпуск аэробусов ИЛ-96), радиоэлектроника, приборостроение, производство экскаваторов, кузнечно-прессового оборудования, тракторов, химического и нефтехимического оборудования. Химический комплекс представлен выпуском синтетических каучуков и шин, синтетических волокон, синтетических моющих средств, красителей. Промышленность строительных материалов поставляет в другие районы страны цемент, огнеупорные материалы.

АПК дает почти треть производимой в районе продукции. Большинство его отраслей имеют общероссийской и межрайонное значение. Хорошо развито сельское хозяйство, представленное возделыванием зерновых культур (пшеница, кукуруза, гречиха, просо) и технических культур (сахарная свекла, подсолнечник, конопля). Этот район является крупнейшим в стране производителем эфиромасличных культур - аниса и кориандра. Товарное значение имеет овощеводство и садоводство. Из отраслей животноводства специализирующее значение имеют мясо-молочное скотоводство, свиноводство и птицеводство. На базе сельского хозяйства получила хорошее развитие пищевая промышленность: мукомольно-крупяная, маслодельная, сахарная, плодоовощеконсервная, молочная, мясоконсервная и др.

 

63.Северо-Кавказский экономический район (Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края, Республики Адыгея, Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкарская, Северная Осетия - Алания, Ингушская, Чеченская, Дагестан). Площадь 355 тыс. кв. км, население около 18 млн. чел. Самый южный экономический район страны. Находится на пересечении важных транспортных магистралей, связывающих Россию со странами Закавказья и Среднего Востока, через черноморские порты обеспечивающий осуществление внешнеторговых операций. Обладает наиболее благоприятными природно-климатическими условиями, значительным природно-ресурсным потенциалом.

Обеспеченность природными ресурсами благоприятствует социально-экономическому развитию района. Здесь имеются значительные запасы нефти, а также газа, каменного угля (восточное крыло Донецкого бассейна). На территории района залегают вольфрамо-молибденовые, медные и полиметаллические (свинцово-цинковые) руды. Значительны запасы барита, каменной соли, разнообразного минерально-строительного сырья (цементное, мел, мрамор, граниты, пески и глины и др.). Этот район относится к числу наименее обеспеченных лесными ресурсами, причем имеющиеся леса выполняют рекреационные и природоохранные функции. Богат район рекреационными ресурсами: климатическими, минеральными водами и лечебными грязями, горными ландшафтами. Значительны запасы гидроэнергетических ресурсов.

Население района составляет менее 18 млн. чел. В последние годы число жителей здесь относительно стабильно как в результате естественного прироста (республики Северного Кавказа на протяжении многих лет имеют устойчивый, и достаточно высокий, естественный прирост населения), так и из-за прибытия сюда большого числа мигрантов из других районов страны (в частности, переселенцы с севера) и даже других государств (беженцы). Городское население лишь немного превышает сельское (55%) - это наименее урбанизированный экономический район страны. Причем в большинстве республик преобладает сельское население. На севере района сложилась одна из крупных в стране агломерация - Ростовская. Средняя плотность населения - 50 чел. на кв. км, менее заселены северные и северо-восточные степные территории. Район в целом хорошо обеспечен рабочей силой, относится к трудоизбыточным. Это самый многонациональный район страны (только в Дагестане насчитывается более 30 коренных народностей).

Здесь сложился сложный, диверсифицированный хозяйственный комплекс. В территориальном разделении труда внутри страны СКЭР выделяется топливной промышленностью, машиностроительным комплексом, отдельными отраслями цветной металлургии, химического комплекса, промышленности строительных материалов, легкой промышленности и многоотраслевым АПК, выполнением экспортно-импортных транспортных услуг. Это крупнейший рекреационный район страны.

го здесь наиболее благоприятные условия. Северный Кавказ - основной в стране поставщик зерна. Здесь выращивают озимую пшеницу, кукурузу, рис. Из технических культур возделывают сахарную свеклу, подсолнечник, табак. Это крупнейший в стране район овощеводства, садоводства и виноградарства, единственный - выращивания субтропических культур (чай и цитрусовые). Большое развитие получило животноводство, представленное мясо-молочным скотоводством, овцеводством (особенно тонкорунным), птицеводством и свиноводством, в горных районах - мараловодством. На базе сельского хозяйства масштабное развитие получила пищевая промышленность - мукомольно-крупяная, сахарная, маслобойная, винодельческая, плодоовощеконсервная, табачная, мясоконсервная, чайная и др.

Из отраслей топливной промышленности получили развитие нефте- и газодобыча, угольная промышленность. В структуре машиностроительного комплекса выделяются транспортное (производство электровозов, автомобилей, вертолетов), сельскохозяйственное (основной в стране район выпуска зерноуборочных комбайнов и разнообразной сельскохозяйственной техники), энергетическое (оборудование для АЭС и тепловых электростанций) машиностроение, производство оборудования для торговли и пищевой промышленности.

Химический комплекс представлен производством пластмасс, химических волокон, минеральных удобрений (азотных), синтетических моющих средств. Хорошо развита переработка собственного нефтяного сырья. Из отраслей цветной металлургии межрайонное значение имеют свинцово-цинковая и вольфрамо-молибденовая промышленность. Основной специализирующей отраслью промышленности строительных материалов здесь является цементная промышленность. На базе собственных сырьевых ресурсов сформировались и такие специализирующие отрасли легкой промышленности, как шерстяная и кожевенно-обувная.

 

64.Поволжский экономический район(Астраханская, Волгоградская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская, республики Татарстан и Калмыкия). Площадь 536 тыс. кв. км, население около 17 млн. чел. Занимает выгодное экономико-географическое положение, находясь на важных транзитных путях, связывающих западные и восточные районы страны, обеспечивающих выход стран Центральной Азии в Европу. По территории района проходит важный путь из европейских стран Балтийского региона в государства Каспийского бассейна (в перспективе - Южной Азии). Поволжье имеет благоприятные природно-климатические условия на большей территории, находится в окружении высокоразвитых в экономическом отношении регионов страны.

Среди всех экономических районов европейской части страны Поволжье наиболее обеспечен природно-ресурсным потенциалом. Здесь располагается крупная Волго-Уральская нефтегазоносная провинция: по добыче нефти он уступает лишь Западно-Сибирскому экономическому району. Крупные ресурсы нефти разведаны на шельфе Каспийского моря. Значительны запасы газоконденсата, ведется добыча горючих сланцев. Здесь сосредоточены крупнейшие в стране запасы серосодержащего сырья: самородной серы, серы, содержащейся в нефти и газе. Район занимает одно из первых мест в стране по запасам поваренной соли (озера Прикаспийской низменности). Имеется разнообразное строительное сырье, прежде всего, цементное и стекольные пески. Здесь сосредоточены крупнейшие в европейской части страны гидроэнергоресурсы (в основном на р. Волга).

Население составляет немногим менее 17 млн. чел. В 1990- годы сокращается из-за естественной убыли. Доля городского населения находится на среднероссийском уровне (73%), однако здесь располагаются несколько развитых и крупных агломераций: Самарская, Саратовская, Волгоградская, Казанская, Нижнекамская. Средняя плотность населения превышает 30 чел. на кв. км, однако южные - степные и полупустынные - районы заселены значительно слабее. Район хорошо обеспечен высококвалифицированной рабочей силой, что стимулирует развитие здесь высокотехнологичных отраслей экономики. В структуре населения преобладают русские, на севере проживают татары, на юге - калмыки и казахи.

Структура экономики района имеет сложный состав с преобладанием наукоемких и высокотехнологичных отраслей, определяющих научно-технический прогресс. Специализирующее значение имеют электроэнергетика, топливная промышленность, высоко диверсифицированные машиностроительный и химический комплексы, промышленность строительных материалов, АПК. Межрайонное значение имеют и многие отрасли транспортного комплекса

Первое место по объему выпускаемой продукции занимает машиностроительный комплекс. Район занимает первое место в стране по выпуску автомобилей (легковых и грузовых), троллейбусов, авиационной техники (самолеты и вертолеты, ракетная техника). Развито речное судостроение, сельскохозяйственное машиностроение, тракторостроение, производство оборудования для химической и нефтегазодобывающей промышленности, энергетического оборудования, станкостроение, часовое производство, приборостроение.

Топливная промышленность развита почти повсеместно: в северной части представлена преимущественно добыча нефти, в южной - газа и конденсата. Здесь созданы самые крупные в стране мощности по нефтепереработке. Поволжье - крупнейший в стране район по выпуску разнообразной нефтехимической продукции. Здесь сосредоточено производство синтетических каучуков, шин, химических волокон, пластмасс, синтетических смол и спиртов, а также минеральных удобрений (азотных и фосфорных), серной кислоты, товаров бытовой химии, хлорорганических продуктов и др.

Из европейских районов страны - это единственный, где отраслью специализации является электроэнергетика. Причем значительную часть электроэнергии здесь дают гидроэлектростанции (Волжско-Камский каскад), действуют атомные и тепловые электростанции. Промышленность строительных материалов представлена такими специализирующими отраслями, как цементная и стекольная.

Большую роль в экономике района играет и агропромышленный комплекс, имеющий общероссийское значение. Здесь возделывают зерновые культуры (пшеница, рис, кукуруза, просо), технические культуры (подсолнечник, сахарная свекла, горчица, конопля), бахчевые культуры. Развито овощеводство и плодоводство. Хорошо развито животноводство, представленное скотоводством, свиноводством, птицеводством, на юге - овцеводством (в частности, наиболее ценным, тонкорунным). На базе сельского хозяйства масштабное развитие получала пищевая промышленность: мукомольно-крупяная, спиртовая, плодоовощеконсервная, сахарная, маслобойная, мясоконсервная. На юге получила развитие рыбная промышленность: каспийский бассейн лидирует в стране по улову осетровых.

 

65.Уральский экономический район (Свердловская, Челябинская, Курганская, Оренбургская области, Пермская область с Коми-Пермяцким автономным округом, республики Башкортостан и Удмуртия). Площадь 824 тыс. кв. км, население 20 млн. чел. Район располагается на стыке европейской и азиатской частей страны, входя в состав западной экономической зоны. Значительно удален от морских побережий, но пересекается важными транспортными магистралями, связывающими западные и восточные районы страны, а также страны Центральной Азии и Казахстан с Россией. "Соседствует", с одной стороны, с экономически развитыми районами страны, с другой, с районом, богатым разнообразными природными ресурсами, прежде всего, топливно-энергетическими (Западная Сибирь).

Обладает значительным природно-ресурсным потенциалом. Здесь располагается восточная часть Волго-Уральской нефтегазоносной провинции. Угольные ресурсы невелики, поэтому значительная часть угля сюда завозится с Западной Сибири. Север района сосредоточивает запасы торфа. Имеются промышленные запасы большинства видов металлорудного сырья: железных, медных, никелевых, алюминиевых (бокситы), титановых, магниевых руд, золота, цинка и др. Разрабатывается единственный в стране бассейн калийных солей, значительны запасы поваренной соли, серосодержащего сырья (серный колчедан), многих видов минерально-строительного сырья (асбеста, цементного сырья, огнеупоров, мрамора, гранита, песков, глин и др.). Используются запасы драгоценных и поделочных камней. Значительны запасы лесных ресурсов, сосредоточенные большей частью в северной части района. Имеются ресурсы графита, талька, в Пермской области - алмазов.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь