Понятие конкуренции у Й. Шумпетера и Ф. Хайека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие конкуренции у Й. Шумпетера и Ф. Хайека



Шумпетер и Хайек – наиболее яркие представители функционального подхода к изучению конкуренции. В этом случае конкуренция рассматривается с точки зрения выполняемых в экономике функций, в первую очередь - как источник инноваций, ведущих к качественному изменению отдельных отраслей и экономики в целом.

Главное отличие этого подхода - отход от стационарных моделей экономики, экономическая система и ее компоненты рассматриваются не как заданные и неизменные, а постоянно изменяющиеся. Фокус исследования сосредоточен на тех факторах, которые "взрывают" равновесие рыночной системы изнутри. Центральная фигура - «предприниматель», создающий новые комбинации факторов производства, в результате деятельности которого происходят качественные сдвиги.

Й. Шумпетер считал, что главное в конкурентной борьбе — внедрение нововведений, «созидающее разрушение» отжившего; сама же конкуренция вовсе не идеал, технологический прогресс нередко обеспечивает монополия.

Шумпетер ввел понятия "эффективной конкуренции" и "эффективной монополии", связав их с процессом нововведений[7] и функцией предпринимательства. Нововведения, по Шумпетеру, стержень конкуренции нового типа, гораздо более действенный, чем ценовая конкуренция. Нововведения[8] открывают возможность изменять не только технологию и продукцию, но и оказывают влияние на структуру спроса, условия формирования издержек и цен. И конкуренцию, стимулируемую стремлением к получению прибыли за счет преимуществ в издержках производства и качестве самого продукта, Шумпетер назвал "эффективной конкуренцией".

В концепции Шумпетера с нововведениями связана и монополия нового типа, отличающаяся от тех форм монополии, которые основываются на особых правах и привилегиях, собственности на ограниченные ресурсы или дефицитные блага. Монополию, которая представляет собой следствие нововведений, Шумпетер назвал эффективной, так как она формируется в условиях активной конкуренции, и по его мнению, несовместима с застойностью и эксплуатацией посредством механизма цен. Монопольная прибыль, получаемая новатором, является стимулом и вознаграждением за нововведения. В то же время она - явление преходящее для той или иной компании, так как исчезает под действием того же механизма конкуренции, которому обязана своим существованием монополия, то есть вследствие конкретных нововведений. Таким образом, в теории Шумпетера "эффективная монополия" является естественным элементом экономического развития.

Рассматривая процесс конкуренции, Ф. Хайек делает упор на роль информации, которая осуществляется через движение цен, связывает производителей и потребителей. Как известно, в рамках кейнсианского направления конкуренция рассматривается как несовершенный и крайне растратный механизм достижения сбалансированности экономической системы, а в рамках неоклассического направления - как быстрый и эффективный способ оптимального распределения ресурсов. Оригинальность позиции Хайека состоит в том, что он первый рассмотрел конкуренцию как "обнаруживающую процедуру", как способ открытия новых продуктов и технологий, которые без обращения к ней остались бы неизвестны. Именно конкуренция заставляет предпринимателя в поисках высокой прибыли искать новые продукты, использовать новые рынки сырья, искать именно те самые "шумпетеровские" новые производственные комбинации, которые и обеспечивают динамическое развитие экономической системы. Имея возможность проявить себя, люди находят принципиально новые пути решения возникающих проблем, тем самым человек оказывается способным предложить обществу что-то новое.

В рамках концепции "индивидуализма развития" Хайека характерен акцент на творческую устремленность человека, стремление к новому, стремление к отысканию или созданию потребностей, которые никто не удовлетворяет или удовлетворяет не в полной мере. Таким образом осуществляется у Хайека связь свободы и прогресса. В этом убеждении Хайека кроется еще один аргумент против централизованного планирования. Поскольку производство неизвестного продукта не может быть внесено в план, тем самым система директивного планирования предполагает репродуцирование сложившейся структуры общественного производства. Таким образом, конкуренция представляет ценность именно потому, что ее результаты непредсказуемы и в общем отличны от тех, к которым каждый сознательно стремиться. Но в этом же кроются и причины желания конкуренцию уничтожить, поскольку хотя в целом последствия конкуренции благотворны, они неизбежно предполагают разочарование или расстройство чьих-то ожиданий.

 

 

Билет №33

Роль кредитной эмиссии в инновационном процессе по Й. Шумпетеру. Отличие банкира от плановика.

Йозеф Алоиз Шумпетер (8 февраля 1883 — 8 января 1950) - австрийский и американский экономист, социолог и историк экономической мысли. «Теория экономического развития»(1912), «Капитализм, социализм и демократия»(1942), «История экономического анализа»(1954).

Обратимся к «Теории экономического развития»

И. Шумпетер считал кредит важным условием получения средств производства. Он отмечал, что для внедрения инновации предпринимателю необходимы дополнительные денежные средства, которые он получает в банке за счет кредита. По его мнению, преодолеть сопротивление рыночных сил и внедрить новую комбинацию предприниматель может лишь, опираясь на кредит. Под понятием "инновация" Шумпетер подразумевал любое возможное изменение, происходящее вследствие использования новых или усовершенствованных решений технического, технологического, организационного характера в процессах производства, снабжения, сбыта продукции и т.п. Таким образом, можно сказать, что инновация = новой комбинации.

Кредит внедрили в практику «работающих» предприятий с одной стороны, потому, что он необходим для самого возникновения этих предприятий, с другой – потому, что его механизм, однажды появившись на свет, в силу очевидных причин затронул также и «старые комбинации». При реализации новых комбинаций «финансирование» как особый акт является принципиально необходимым как для практики, так и для создания мысленного образа.

Капиталистическая система кредита фактически выросла из финансирования новых комбинаций и развивалась на нем.

Благодаря денежному кредиту, посредством которого тот, кто хочет реализовать новые комбинации, платит на рынке средств производства более высокую цену, чем производитель, обеспечивающий данный кругооборот, и лишает того определенной части этих средств. Цель этого процесса в денежно-кредитной сфере в том, чтобы вызвать движение благ.

Не имеет значения, какую форму принимает создание денег банками: это может быть либо использование клиентом поступившего на его активный счет платежа в качестве наличных денег, в то время как часть выплаченной им суммы становится основанием для следующей записи в кредит другому лицу, которое использует данный актив точно так же, как и свои наличные средства; либо выпуск бумажных денег не в полной мере обеспечивает соответствующим изъятием металлических денег из обращения; либо составление банкирского векселя, который позволяет вместо денег осуществлять платежи в крупных сделках и т.п. В любом случае речь идет о создании новой покупательной силы из ничего в дополнение к тому обращению, которое существовало уже прежде. Как раз это и есть тот источник, из которого в типичных случаях финансируется осуществление новых комбинаций.

Эти кредитные средства платежа выполняют в обращении те же функции, что и наличные деньги. С помощью этих средств тот, кто осуществляет новые комбинации, может открыть себе доступ в мир средств производства, например, тех, производственные услуги которых он покупает, чтобы обеспечить непосредственный доступ к рынкам потребительским благам.

Шумпейтер обосновывал экономический прогресс предпринимательской функцией, которая состоит в том, чтобы придумывать новые виды товаров, новые технологии, новые рынки сбыта и так далее. Но предприниматель – это отнюдь не капиталист, который получает процент. Он получает плату за предпринимательские способности, которая выражена в той сверх прибыли, пока фирма предпринимателя работает по новой технологии или на новом рынке в одиночку.

По Шумпейтеру предприниматель совершенно не несёт никаких рисков, так как управляет не своими деньгами, а деньгами капиталиста, который считает, что полученный процент, который он получит будет выше обычного.

Но в статичной экономике, где все ресурсы уже заняты, откуда взяться капиталу? Ответ Шумпейтера на этот вопрос – что единственный способ получения денег – это создание денег банками. И не имеет значения какую форму оно принимает, так как в понимании Шумпейтера таким образом мы создаём новую покупательную силу. «Значит, банкир является не столько – и не в первую очередь – посредником в торговле товаром «покупательная сила», сколько производителем этого товара». То есть банкир – это как бы связь между предпринимателем и капиталистом. Он – «эфор рыночного хозяйства»

Затем, в своей следующей книге «Капитализм, социализм и демократия» он рассматривает куда эволюционирует данный вид жизни населения. Главную проблему капитализма он видел в том, что тот рано или поздно перерастёт в социализм, при котором преобладать в системе будут не предприниматели, как раньше, а плановики и чиновники, которые заменят предпринимателей на людей с четко определёнными функциями. (Он очень хорошо показывает в своей книге также взаимодействия между предпринимателями и чиновниками во временном спектре).

Теперь в данной системе у предприниматель будет вынужден обращаться не к банкиру за кредитом, а к плановику за справкой, что не принесёт никаких плодов, так как для социализма предпринимательство – это лишь то, что вносит сумятицу в экономические процессы, и поэтому стать работником в такой системе гораздо более перспективно. Этот процесс он назвал процессом «отмирания предпринимательской функции».

Этот весь процесс он аргументирует тем, что капитализм «подрывает свою собственную институциональную структуру», когда фигура собственника уходит в небытие, а вместе с ней исчезают характерные черты собственности.

 

 

Билет № 34



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 902; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.138.230 (0.007 с.)