Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конституционные проблемы правовой охраны природы
Э.Ф.Шаретдинов, член Комитета Законодательной палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан Экологические права человека являются новым словом в конституционализме. Осознание их конституционной значимости стало приходить только в конце 70-х годов, в эпоху тяжелых экологических кризисов и катастроф. Изучение этой проблемы показывает, что в последние годы экологические права, право на благоприятную окружающую среду стали непременным атрибутом едва ли не всех новейших Конституций. Эти права включают, как правило, право на здоровую окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного экологическими правонарушениями (статья 42 Конституции Российской Федерации, статья 49 Конституции Республики Башкортостан). К современным проблемам законотворческой деятельности в республике следует отнести создание собственного законодательства об ох-.| ране окружающей среды как составной части самостоятельной системьи республиканского законодательства. В настоящее время законодательство! об охране окружающей среды Республики Башкортостан включает в себя 1 десятки законов и иных нормативных правовых актов. И все-таки говорить о наличии сложившейся и устоявшейся системы законодательства, обеспечивающей право граждан на благоприятную окружающую среду, ещё рано. Республиканское природоохранное законодательство основывается, естественно, на положениях Конституции Республики Башкортостан, которая утверждает, что «граждане Республики Башкортостан имеют право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Следуя давним «традициям», обязанность государства обеспечить это право законодатель в Конституции Республики Башкортостан не предусмотрел. Кстати сказать, соответствующее упоминание об этом не предусмотрено и в Конституции Российской Федерации. Не связан ли с этим тот факт, что принимаемые в нашей стране экологические программы были изначально неэффективны. В числе прочих причин стоит выделить такой момент, когда проводимая экологическая политика не была направлена на формирование у человека особого типа мышления, который можно было бы назвать «экологическим», не способствовала развитию у индивида экологической этики.
Долгое'время главными критериями общественного прогресса были рентабельность, производительность труда и другие частные показатели экономической эффективности. Социальным и экономическим факторам уделялось второстепенное значение, хотя задачи экологизации и социальной ориентации производства постоянно декларировались в программных правительственных документах. Страна обладала огромными запасами природного сырья, поэтому создавалась иллюзия, что оно никогда не иссякнет. В производство вовлекалось большое количество природных ресурсов, технологические процессы практически не изменялись. Хозяйственная и природоохранительная деятельности предприятий были разделены. Причем последняя, как правило, носила компенсационный характер. Экологические и социальные программы были обречены на остаточный принцип инвестирования, В результате всего этого атропогенное воздействие на окружающую среду достигло уровня, превышающую самовосстановительные силы природы. Сегодня становится более чем ясно, что необходимо пересмотреть отношение человека к природе. Еще в прошлом веке проблема обеспечения сбалансированного взаимодействия человека и природы рассматривалась как основная проблема общественного прогресса. Карл Маркс отмечал, что не следует слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит, каждая победа имеет непредвиденные последствия. Факты на каждом шагу напоминают о том, что мы отнюдь не властвуем над природой, как кто-либо, находящийся вне природы, мы принадлежим ей и находимся внутри ее, а наше отличие от других существ - в способности познавать ее законы и правильно их применять. В дискуссиях о возможном выборе стратегии в области охраны окружающей среды на данный момент отчетливо выявились три различных подхода. Первый исходит из того, что жесткие меры экологического контроля необходимо проводить немедленно, не взирая на затраты и возможные экономические последствия.
Согласно второму подходу ситуация в сфере охраны окружающей среды не оценивается как критическая, «поэтому жесткие меры не только не нужны, но и вредны, так как будут сдерживать экономический роста. Этот подход обычно критикуется за то, что краткосрочные экономические выгоды заслоняют собой перспективу получить в наследство многие экономические выгоды. Третий подход направлен на активизацию мер по охране окружающей среды, но не путем ограничений или запретов, а на основе введения в рыночный механизм системы объективной оценки экологических последствий производства и потребления. Надо отметить, что в настоящее время стимулы загрязняющей деятельности сильнее стимулов «не загрязнять» как у производителей, так и у потребителей. Поэтому более широкое использование налогов (на органическое топливо, определенные виды загрязнений продуктов) и других экономических мер позволит сориентировать рыночный механизм на цели охраны окружающей среды. Взаимосвязь экономических и экологических проблем диктует необходимость использования как преимуществ рыночного механизма, так и мер государственного регулирования для обеспечения экологически сбалансированного развития экономики. Конституция Республики Башкортостан в числе приоритетных направлений развития системы республиканского законодательства определила законодательство, обеспечивающее развитие экономических (имущественных) отношений и иных, связанных с ними отношений, а также законодательство, обеспечивающее рациональное использование и надежную охрану природной среды. Таким образом в Основном Законе Республики Башкортостан отражена растущая потребность интегрировать экологические цели в механизм хозяйствования. Дальнейшего развития в законодательстве требуют новые конституционные нормы, обеспечивающие на деле права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного его здоровью, имуществу и требовать прекращения экологически вредной деятельности, В этих условиях обязанность государства по обеспечению этих прав граждан должна стать важнейшей, а ряд норм Конституции Республики Башкортостан - прямого действия. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН Р-Х-Габитов, завкафедрой юридического факультета БашГУ Республика Башкортостан обладает огромным промышленным потенциалом, представленным нефтеперерабатывающими, нефтехимическими и химическими заводами, энергетическим и машиностроительным комплексом и целым рядом предприятий тяжелой промышленности, занятых добычей, обработкой и переработкой природных ресурсов. Нефтехимический комплекс республики занимает ведущее место в Российской Федерации по объему нефтепереработки и производит половину нефтехимической продукции Уральского экономического района. Развитию нефтехимической отрасли промышленности, получившей приоритетное направление в экономике Республики, способствуют объективные обстоятельства, в частности, наличие богатейших и разнообразных природных ресурсов. Именно они позволили создать гигантские предприятия, не имеющие, по сути дела, равных в стране.
С одной стороны - это, конечно, благо, олицетворение прогресса, определившее многие стороны социально-экономической жизни республики. Но с другой стороны, вредные выбросы промышленного производства столь значительны, что привели к серьезной деградации окружающей природной среды и своими последствиями во многих городах создали неблагоприятные условия для жизнедеятельности населения. Сегодня уже многими осознается насущность решения экологических проблем, но тем не менее на практике все еще хозяйственно-экологические задачи доминируют над экологией. Именно поэтому продолжается тенденция наращивания добычи нефти и ее переработки. Следовательно, и острота экологической ситуации не снижается, более того она требует осуществления комплекса мер, направленного на совершенствование всей природоохранной деятельности, Все это, безусловно, связано с большими капитальными вложениями, требует проведения различных мер организационного и технического характера, необходимо переоснащение производственного фонда промышленных предприятий, что позволит снизить или даже прекратить вредные выбросы в окружающую среду. Причем главным направлением в природоохранительной деятельности должно быть внедрение экологически малоотходных технологий в промышленном производстве. Вместе с тем мы не можем жить только ожиданием реконструкции производства и совершенствования технологических процессов. Мы должны активно использовать все доступные возможности для уменьшения вредных выбросов при любой технологии. Поэтому нам хотелось бы остановиться на законодательных требованиях при решении вопросов охраны природы- Правовой основой для проведения комплекса мероприятий по охране окружающей среды является Конституция Республики Башкортостан, принятая 24 декабря 1993 года и закрепившая пакет требований о рациональном использовании охране и воспроизводства природных ресурсов, забота по сохранению которых рассматривается как важнейшая задача не только самого государства, но и всех граждан. Конституция республики определила компетенцию местных органов власти, а также основные задачи и цели государственных, общественных организаций в области охраны окружающей природной среды (статьи 49, 64, 111). Впервые я развитии конституционного законодательства республики отчетливо выражена забота об экологическом благополучии граждан Башкортостана.
Конституция закрепляет также в статье 48 поощрение деятельности, способствующей экологическому благополучию населения. Кроме всего она определила (статья 127) приоритетным направлением развитие законодательства, обеспечивающего рациональное использование и надлежащую охрану природной среды. Конечно, Конституция Республики Башкортостан сформулировала наиболее общие положения по охране окружающей среды. Все прочие конкретные вопросы должны были найти свое отражение в экологическом законодательстве республики. Считаем необходимым остановиться в данной статье на дискуссиях в научных изданиях и на конференциях по поводу необходимости существования двух уровней законодательства в нашей стране, федерального и регионального, и высказать свою позицию по этому вопросу. Формирование экологического законодательства на уровне республики, входящей в состав Российской Федерации, сегодня уже реальность, целесообразность которой обосновывается и учеными-юристами, и практиками. Но главным аргументом в пользу становления и развития республиканского экологического законодательства является обостряющийся экологический кризис в регионе, на разрешение которого, по существу, и направлены предписания республиканских законодательных актов. Руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного права, с целью создания цивилизованных основ для проведения широких государственных и общественных мероприятий в области охраны и рационального использования природных богатств. Верховный Совет Республики Башкортостан еще 22 октября 1992 года принял Экологический кодекс Республики Башкортостан. Экологический кодекс республики определил правовые, экономические и социальные основы организации охраны окружающей природной среды Республики Башкортостан а интересах настоящего и будущих поколений. Этот кодекс является законодательным актом, возглавляющим систему экологического законодательства республики, задачами которого является правовое регулирование отношений в области охраны, использования и воспроизводства природных ресурсов; обеспечение экологической безопасности; предупреждение и ликвидации отрицательного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду; сохранение природных ресурсов, ландшафтов и других природных комплексов, уникальных территорий и природных объектов (статья 1). Важную роль в регулировании отношений, возникающих в процессе использования, восстановления, охраны, изучения водных объектов призван сыграть Водный кодекс Республики Башкортостан, принятый 13 июля 1993 года. Новая редакция Водного кодекса республики принята 29 июня 1998 года. Задача Водного кодекса состоит в регулировании водных отношений в Республике в целях обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду; в предотвращении и ликвидации последствий вредного воздействия вод, в сохранении биологического разнообразия водных экосистем.
Согласно Закона от 29 июня 1 995 года «Об особо охраняемых природных территориях в Республики Башкортостан» особой охране подлежат участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, недр, включающие природные комплексы и объекты, имеющие особое экологическое, природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и санитарно-оздоровительное значение, которые изъяты полностью или частично из хозяйственного использования. 16 марта 1996 года был принят Закон Республики Башкортостан о животном мире, направленных на регулирование общественных отношений в области охраны и использования объектов животного мира, обитающих в условиях естественной свободы, а также содержащихся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, в целях сохранения ресурса и генетического фонда объектов животного мира (статья 2). Лес - важнейший элемент природной среды глобального экологического значения, состоящий из совокупности различных видов растительного и животного мира, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии, нуждается в правовой защите. Принятый 18 июня 1991 года Лесной кодекс (с изменениями и дополнениями от 28 октября 1992 года и 26 февраля 1997 года) Республики Башкортостан призван способствовать регулированию отношений лесопользователей и деятельности по сохранению и воспроизводству лесов, а также созданию правовых механизмов обеспечения рационального использования и охраны лесных ресурсов. Существенным шагом в охране и рациональном использовании ресурсов недр стало принятие 28 октября 1992 года Кодекса Республики Башкортостан о недрах с изменениями и дополнениями от 14 июля 1998 года. Обеспечение бережного отношения к богатствам недр - вот главная мысль, пронизывающая каждую строку этого нормативного акта. Кодекс Республики Башкортостан о недрах регулирует не только возникающие при пользовании недрами отношения, с окружающими объектами природы, но и специфические отношения, связанные как с геологическим изучением и добычей полезных ископаемых и минерального сырья, так и захоронения радиоактивных отходов и токсических веществ (статья 1). Закон Республики Башкортостан от 3 февраля 1998 гада «Об охране атмосферного воздуха» совместно с другими законодательными актами по охране различных объектов природы продолжает развивать требования Конституции Республики Башкортостан о сохранении в чистоте естественной природной среды. Цель закона - предупреждение и снижение вредных воздействий на человека и окружающую природу и уменьшение ущерба материальным ценностям от загрязнения атмосферного воздуха. Следует заметить, что до сих пор правовое урегулирование атмосфе-роохранных связей отставало в своем развитие от аналогичных действий к другим объектам природы, И это не случайно. Ведь в данном случае Закон имеет дело с весьма сложным и уникальным природным явлением, качественно отличающимся от всех природных объектов. Именно поэтому Закон Республики Башкортостан «Об охране атмосферного воздуха» содержит только общие и самые существенные положения без особых подробностей изложения. Здесь отсутствуют такие традиционные понятия, широко употребляемые во многих экологических законах, как «использование», «предоставление в обособленное, специальное или ограниченное пользование», «государственный учет» и «государственный кадастр», «государственная собственность». Разумеется, что атмосферный воздух не может быть объектом государственной собственности, но общечеловеческим достоянием он является, и на это следовало бы указать в Законе «Об охране атмосферного воздуха». Но с другой стороны, атмосферный воздух - это смесь газов и примесей, качественное и количественное соотношение которых постоянно, а оптимальный состав воздуха поддерживается самой природой. По нашему мнению, законам надо было бы охранять не атмосферный воздух - физико-химическое понятие смеси определенных газов, а часть биосферы - атмосферу, пространство, содержащее в себе атмосферный воздух. Заканчивая обсуждение обозначенной темы, хотелось бы выделить то, что в Республике Башкортостан идет процесс становления самостоятельной системы законодательства в области охраны окружающей природной среды. При этом дальнейшее совершенствование законотворческой деятельности в этой сфере должно строиться с учетом существующей экологической ситуации в регионе. В действующем природоохранном законодательстве экологическая напряженность отражена еще недостаточно. А слабым звеном во всей этой системы остается проблема реализации юридической ответственности за экологические правонарушения,
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.024 с.) |