О конституционных основах права частной собственности на землю 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О конституционных основах права частной собственности на землю



Г.Г.Файзуллин,

доцент юридического факультета БашГУ

Российская Федерация относится к той группе стран, где идет про­цесс становления рыночной экономики. На конституционном уровне при­знана многоукпадность экономики.

Если административно- командная система управления экономикой для сохранения монополии одной формы собственности прибегает лишь к таким нормативным правовым актам, которые сквозят «запретами», то экономические методы управления предполагают такую правовую базу, в которой доминируют «дозволения».

; Главным регулятором становится рынок, который экономическими законами спроса и предложения определяет развитие общественно необ­ходимого производства, цену товара, его качество, потребительские свой­ства- Рынок гасит ненужное, нерентабельное, наконец, не конкурентоспо­собное производство. Он немыслим без института частной собственно­сти.

Частная собственность как созидательное начало экономики призна­на в законодательстве Российской Федерации и ее субъектах, в том числе и в Республике Башкортостан.

Во всех без исключения современных государствах для закрепления законодательно института собственности основополагающее значение имеет конституционное право,

Так, действующая Конституция Республики Башкортостан особо подчеркивает, что в ней «признаются и обеспечиваются равной защитой все формы собственности» (статья 9). В соответствии со статьей 42 Кон­ституции Республики Башкортостан признается и гарантируется право ча­стной, коллективной, государственной, муниципальной, общественной и конфессиональной собственности,

В период становления рыночной экономики особое значение приоб­ретает введение института частной собственности на землю. Понятно, что общество, выходя из командно-административной системы управления, должно прийти к решению расстаться с привычным стереотипом неиз­менности принципа государственной монополии на земельную собствен­ность. Без демонтажа государственной собственности на землю мы не


сможем создать соответствующие правовые и экономические условия для вхождения в сообщество наиболее развитых стран.

В то же время здесь хотелось бы акцентировать внимание на то, что сложившиеся земельные правоотношения в Республике Башкортостан не изменились и после принятия Конституции. Несмотря на то, что в статье 9 Основного Закона Республики Башкортостан подчеркивается равенство всех форм собственности, однако в следующей статье Конституции Рес­публики из этого общего правила делается исключение. Здесь сказано, что земля, недра, природные богатства на территории Республики Башкорто­стан являются достоянием (собственностью) ее многонационального на­рода и что вопросы владения, пользования и распоряжения землей регули­руются законодательством Республики Башкортостан (статья 10).

Рыночное хозяйство в Российской Федерации объективно требует единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, свободы предпринимательской деятельности вовлечения в гражданский оборот всех средств производства, в том числе и обрабатываемых земель. В этих условиях в целях действительного вхо­ждения в рыночные отношения, создания оптимальных условий развития аграрного сектора в Республике Башкортостан необходимо отменить все юридические ограничения и запреты относительно частной собственности на землю. С одной стороны, нельзя утверждать, что мы идем к рыночной экономике (поскольку командно-административная система управления себя скомпроментировала), с другой, - законами запрещать частную соб­ственность на землю. Запрещая частную собственность на землю, выйти на рыночные отношения в аграрном секторе невозможно,

Конечно, в законах Республики Башкортостан должны быть учтены особенности регионального и национально-культурного характера. Вместе с тем должны быть учтены и принципиальные для всей Российской Феде­рации положения. К ним как раз и относится положение, гарантирующее право частной собственности на землю.

В отдельных случаях законодательные органы власти Республики Башкортостан могут принимать постановления об особенности действия того или иного федерального нормативного правового акта на территории Республики Башкортостан. Однако такие постановления должны быть на­учно аргументированы.

На сегодня различия между федеральным и республиканским зако­нодательством о земле, о крестьянских (фермерских) хозяйствах сущест­венны и постепенно должны быть устранены. Самым важным противоре­чием остается то, что в Республике Башкортостан возможность ведения рыночного крестьянского хозяйств основывается только на пожизненном


наследуемом владении либо пользовании. Приведенная нормативная уста­новка оказалась весьма существенной и в определенной мере явилась фак­тором, сдерживающим широкое развитие крестьянского (фермерского) уклада в Республике.

Государство должно гарантировать права крестьян на любую форму собственности. На практике немало случаев нарушения прав крестьян на собственность, на недвижимое имущество. Чиновники различных уровней произвольно вносят «вердикт» по изъятию земельных паев крестьян, мо­тивируя, что ими своевременно не обрабатываются земельные участки. Местные органы власти на местах не оказывают соответствующей финан­совой и моральной поддержки крестьянам, крестьянских и фермерских хозяйств, хотя на этот счет есть немало программ, решений как федераль­ного, так и республиканского уровней. Без судебных решений отбирать земельные участки у крестьян и лишать их последней надежды выживать в условиях экономического кризиса недопустимо (земля отбирается без компенсации, т.е. без возмещения стоимости земли).

На наш взгляд, это прямо ведет к нарушению экономических прав крестьян, лишает их основного источника жизни (земли) вообще, в связи с чем во весь рост встает вопрос защиты конституционных прав крестьян на собственность.

В Республике Башкортостан, по нашему мнению, будут приняты за­конодательные меры, позволяющие крестьянам иметь обрабатываемые земли на основе права частной собственности. В этом направлении после введения в действие Конституции Республики Башкортостан уже приняты определенные меры. В частности, 7 декабря 1995 года принят Указ Прези­дента Республики Башкортостан «О передаче гражданам в собственность земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, садовод­ства, строительства и обслуживания индивидуального, жилого, дачного и гаражного строительства», что фактически затрагивает интересы более 1,5 млн. граждан республики. Большинство правоведов на федеральном и ре­гиональном уровнях настоящий нормативный правовой акт Президента Республики Башкортостан оценивают весьма высоко, квалифицируя его как правовой прорыв в направлении сближения двух уровней законода­тельства в федеративном государстве. Этот факт позволяет сделать вывод, что логика создания единого правового и экономического пространства в государстве - это не формальность, а объективная необходимость.

Нет сомнений в том, что принятый указ, во-первых, является серьез­ным началом для внесения соответствующих изменений в Земельный ко­декс Республики Башкортостан. Во-вторых, учет принципа примата меж­дународного законодательств в отношении наделения крестьянства землей


является юридическим основанием признания института частной собст­венности на землю и в Башкортостане. В статье 16 Конституции Респуб­лики Башкортостан (так же, как и в статье 15 Конституции Российской Федерации) записано, что общепризнанные нормы международного права и международные договоры Республики Башкортостан являются состав­ной частью ее правовой системы.

Такая запись в Конституции Республики Башкортостан обязывает положительно решить вопрос о предоставлении крестьянам прав на част­ную собственность на землю.

Неслучайно в Послании Президента Республики Башкортостан Го­сударственному Собранию «Новые ориентиры нашей государственной политики (О положении в республике и основных направлениях ее даль­нейшего развития)» /1998 г./ подчеркивается: одна из ключевых задач эко­номической политики - реформирование агропромышленного комплекса, внедрение рыночных механизмов в земельные отношения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.45 (0.005 с.)