Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конституция Башкортостана и развитие республиканского законодательства
И.А.Биккинин, старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии УЮИМВДРФ Демократическое обновление организации государственной власти в России, начатое с 1990 года, привело к необходимости однозначного решения вопроса о ее государственном устройстве. Такой выбор был сделан - федерализм. Он стал основой конституционного строя России. Акты первого Съезда народных депутатов Российской Федерации и прежде всего Декларация о государственном суверенитете России, предусмотревшие подписание Федеративного договора, договора о создании новой, реальной Федерации, повлекли за собой принятие автономными республиками своих Деклараций о государственном суверенитете. Вслед за Татарстаном 11 октября 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете Республики Башкортостан. С этого времени началось оформление подлинной государственности нашей Республики. Важнейшими шагами на этом пути стали подписание в 1992 году Федеративного договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации с Приложением к нему от Республики Башкортостан, принятие в 1993 году Конституции Республики Башкортостан и подписание 3 августа 1994 года Договора «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан». Естественно, что значительная самостоятельность республики не во всем устраивает федеральный центр, Существенным катализатором идей обратной направленности стал экономический кризис, поразивший страну. Так, первый заместитель главы администрации Президента О.Н.Сысуев обратился к субъектам Федерации с просьбой до конца декабря сформулировать свои предложения по совершенствованию властной вертикали. Что требуется от этой вертикали на взгляд из Центра? Она должна беспрепятственно пропускать сверху донизу все властные импульсы, которые не должны вязнуть на каком-нибудь из этажей, как сейчас, когда все ее элементы являются всенародно избираемыми и могут позволить себе
игнорировать мнение друг друга. Одним из пороков действующей Конституции России некоторые аналитики считают преждевременное, на их взгляд, разрешение регионам избирать глав своих администраций. С этим согласны и некоторые губернаторы - Д.Ф.Аяцков (Саратовская область) и М.М.Прусак (Новгородская область). У М.Прусака есть свой план реорганизации государственного устройства, предусматривающий возврат к схеме, по которой губернаторов назначает Президент России, но при условии, что и сам глава государства будет избираться не всенародно, а коллегией выборщиков. И неважно, что при этом нарушается принцип федерализма. На заседании Совета Федерации Е.М.Примаков предложил предоставить право избирать губернаторов местным законодательным собраниям по представлении Президента России. Президент Б.Н.Ельцин призывает не торопиться с пересмотром Конституции. Спикер Совета Федерации Е.С.Строев предлагает начать с вопроса разграничения полномочий местных и федеральных властей. Нам представляется, что проблемы уровней организации исполнительной власти в принципиальном плане разрешены. Неверно отождествлять должность Президента республики с положением главы исполнительной власти иного субъекта Федерации. Очевидно, что на сегодняшний день полномочия исполнительной власти - это лишь одна.из составляющих статуса Президента республики. Полагаем, что самым актуальной в нашей стране проблемой для наполнения федерализма реальным содержанием является вопрос организации правоохранительной системы. Как отмечается в литературе, судебная реформа, которой изначально отводилось центральное место в процессе трансформации России а правовое государство, так и не сдвинулась с мертвой точки. Государства в составе Российской Федерации нуждаются в должном оформлении третьей ветви власти и заявляют об этом настойчиво. Так, об этом свидетельствует и факт планирования в феврале 1999 года в Ингушетии, одновременно с выборами в местный парламент, референдума о разграничении полномочий в правоохранительной и судебной системах. Характерно, что Ингушетия вторично поднимает данный вопрос. После того, как первоначально референдум был назначен на 1 марта 1998 года, Москва пошла на создание согласительной комиссии с участием администрации Президента России, Министерства внутренних дел, Министерства юстиции и генеральной прокуратуры, однако положительного результата не достигла. Президент Ингушетии Р.С.Аушев полагает, что решение этих вопросов с учетом национальных особенностей республики имеет принципиальное значение. Сторонники централизма на это заявляют, что субъект Федерации не вправе требовать адаптации законов под
собственные национальные традиции, и опасается, что ингушский референдум может создать опасный прецедент. Между тем затрагиваемые вопросы в законодательстве Республики Башкортостан разрешены. В республике, как и в некоторых других субъектах Федерации, активно создается свое законодательство, что дает возможность говорить о правовой системе Республики Башкортостан. В повестке дня вопрос о материальном и процессуальном обеспечении деятельности судебной власти Башкортостана, в частности мировых судей, которые Федеральным конституционным законом Российской Федерации «О судебной системе Российской Федерации» относятся к местным судам. Напомним, что статья 127 Конституции Республики Башкортостан приоритетными направлениями развития системы законодательства Республики Башкортостан называет уголовное, процессуальное, правоисполни-тельное законодательства. Наполнение государственного суверенитета Башкортостана реальными полномочиями в области организации и деятельности судебной власти - актуальное направление деятельности высшего органа законодательной власти - Государственного Собрания Республики Башкортостан. О СООТНОШЕНИИ ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН С.Н.Галлямова, зам. директора аудиторской компании «Россинтел» В становлении новой России и нового Башкортостана, в налаживании их отношений еще немало проблем. Многие из них вызваны тем, что у нас практически нет опыта межгосударственных отношений в рамках Федерации. Россия делает первые шаги по налаживанию отношений с суверенными государствами, входящими в ее состав. Однако очевидно, что Башкортостан твердо выбрал цивилизованный и демократический путь совершенствования своих взаимоотношений с Российской Федерацией, основанный на договорных началах. Приобретя в 1990 году статус суверенного государства, Россия получила уникальный шанс для формирования принципиально новой концепции федеративных отношений. В этом направлении был сделан большой шаг вперед: 31 марта 1992 года практически всеми регионами России был подписан Федеративный договор. Этот документ сыграл исключительную роль в достижении стабильности, в преобразовании унитарной России в федеративное государство. Вместе с тем практика свидетельствует, что процесс перехода от унитарного к федеративному государству проходит в России сложно и противоречиво. Одной из серьезных проблем, требующих своего всестороннего изучения и обоснованного решения, является проблема соотношения текущего законодательства Российской Федерации и республик в ее составе, в том числе Республики Башкортостан.
Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Башкортостан, принятые в декабре 1993 года, и Договор от 3 августа 1994 года «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан» по-новому решают эту проблему, принципиально по-иному расставляют акценты в соотношении федеральной и республиканской систем законодательства. Конституция Российской Федерации (часть 2 статьи 5) провозглашает, что республика в составе Российской Федерации имеет свою Конституцию и законодательство. Изучение показывает, что законодательный массив в Республике Башкортостан формируется достаточно быстро. Сейчас а республике принято 16 кодексов, действует более 350 законов, большое количество указов Президента и постановлений Правительства Республики Башкортостан. В этих условиях следует приветствовать принятие в республике закона о нормативных правовых актах, в котором определяются виды актов, порядок их подготовки, принятия и вступления в силу. В статье 6 Закона «О нормативных правовых актах Республики Башкортостан» сказано, что «Конституция Республики Башкортостан -Основной Закон государства, закрепляющий основополагающие принципы правового регулирования и являющийся правовой основой текущего законодательства и непосредственным источником права Республики Башкортостан. Конституция Республики Башкортостан имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории республики. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Республике Башкортостан, не должны противоречить Конституции Республики Башкортостан». На территории Республики Башкортостан действуют законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Конституция Башкортостана закрепляет принцип обязательности актов Российской Федерации на своей территории: «Обязательными на территории Республики Башкортостан являются законы Российской Федерации, принятые по вопросам, переданным Республикой Башкортостан по Договору в ведение Российской Федерации». Однако на практике дело обстоит значительно сложнее, Приведем примеры. На территории республики с 1 мая 1995 года действует Трудовой кодекс Республики Башкортостан, являющийся первым систематизированным документом республики в области трудовых отношений. Высший законодательный орган Республики Башкортостан правомочен был принять такой закон, поскольку по Договору Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий трудовое законодательство отнесено к ведению Республики Башкортостан.
Трудовой кодекс Республики Башкортостан с 1 мая 1995 года обеспечивает действие на территории нашей республики ряда прогрессивных норм в области трудовых правоотношений, которых еще нет в трудовом законодательстве Российской Федерации. Например, в соответствии со статьей 46 Трудового кодекса Республики Башкортостан размер выходного пособия не может быть ниже размера среднего месячного заработка работника, тогда как в России пока действует аналогичная норма (статья 36 КЗоТ РФ), предусматривающая выплату выходного пособия в размере не менее двухнедельного среднего заработка. Также в более высоком размере оплачивается ночная и сверхурочная работа по Трудовому кодексу Республики Башкортостан, нежели это предусмотрено в действующем КЗоТ Российской Федерации. Вместе с тем, к сожалению, в Трудовом Кодексе Республики Башкортостан не предусмотрено такое правовое основание прекращения трудового договора, как увольнение переводом с одного предприятия на другое по согласованию руководителей этих предприятий или переход на выборную должность, хотя на практике такие случаи встречаются. В подобных обстоятельствах, по нашему мнению, следует руководствоваться пунктом 5 статьи 29 КЗоТ Российской Федерации, поскольку в данном случае уровень гарантий трудовых прав в Кодексе законов о труде Российской Федерации выше, чем в Трудовом кодексе Республики Башкортостан. Другой пример. 24 февраля 1995 года Президиум Верховного Совета Республики Башкортостан принимает Постановление «О порядке применения на территории Республики Башкортостан части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», а 17 октября 1996 года Председатель Государственного Собрания Республики Башкортостан подписывает Постановление Государственного Собрания Республики Башкортостан «О порядке применения на территории Республики Башкортостан части второй Гражданского Кодекса Российской Федерации». Оба эти Постановления содержат следующие нормы- части первая и вторая Гражданского кодекса Российской Федерации действуют на территории Республики Башкортостан в части, не противоречащей Конституции Республики Башкортостан и Договору Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года. По запросу Прокуратуры Республики Башкортостан о проверке конституционности вышеуказанных постановлений Конституционный суд Республики Башкортостан 27 октября 1997 года принял специальное постановление, в котором вышеуказанные постановления высшего органа власти республики признаются соответствующими Конституции Республики Башкортостан и Договору от 3 августа 1994 года. Указывается, что
этот вопрос должен быть предметом дополнительного договорного согласования сторон и может быть решен согласно части 3 статьи 7 Договора. В статье отмечено, что споры по осуществлению полномочий органов государственной власти Российской Федерации и Республики Башкортостан, установленных настоящим Договором, разрешаются в согласованном между ними порядке в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Башкортостан, Представляется, что такое решение соответствует требованию Договора от 3 августа 1994 года о проведении согласительных процедур, а также тому положению Договора, что согласование текущего законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан находится в совместном ведении сторон (статья 4 Договора). Договор Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года подчеркивает равноправие сторон Договора тем, что в самом названии Договора речь идет о взаимном делегировании полномочий. Вместе с тем следовало бы в Законе «О нормативных правовых актах Республики Башкортостан» урегулировать вопрос о том, как же будут решаться противоречия между нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации согласно статье 5 Договора, и соответствующими нормативными правовыми актами Республики Башкортостан. Для правильного решения проблемы соотношения федерального и республиканского законодательства надлежит решить и целый ряд других вопросов. Нужно добиться ясного представления о системе республиканского законодательства и его отраслевой структуре. Актуальной является разработка научной Концепции республиканского законодательства и его отраслей. Следовало бы завершить и принять Концепцию правовой реформы в Республике Башкортостан, о подготовке которой было принято решение еще три года назад- Требуется усовершенствовать механизм предотвращения и устранения юридических коллизий, законодательно закрепить процедуры преодоления разногласий и споров между государственными органами Федерации и республики, так и более активной деятельности судов и иных правозащитных структур. Таким образом, система законодательства, действующая на территории Республики Башкортостан, включает в себя законы, принимаемые федеральным законодателем, и законы, принимаемые законодателем республики, причем и те и другие - законы прямого действия и сферы их теоретически не должны пересекаться. Все они принимаются разными за- конодателями в пределах определенных им объемов компетенции. Причем закон, принятый законодателем на уровне республики в составе Российской Федерации, обладает такой же юридической силой, как и федеральный закон, принятый в пределах компетенции федерального законодателя. Противостояние законов возникает только тогда, когда один законодатель внедряется в объем компетенции другого. Это и есть основные проблемы взаимодействия федеральных законов и законов республики в составе Федерации, образующих единое правовое поле. Все это свидетельствует о том, что накоплен интересный опыт принятия законов, обладающих равной юридической силой, хотя и принятых законодателями с разными объемами компетенции в одной и той же сфере правового регулирования. Наступило время определения организационного и правового механизма, который бы позволил не только предостеречь от принятия законодателями законов вне пределов своей компетенции по одному и тому же вопросу, но и предусмотрел формы и способы разрешения правовых коллизий, имея в виду уважение и сохранение самостоятельности как федерального законодателя, так и законодателя республики в составе Российской Федерации.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.021 с.) |