Экономическая эффективность развития автодорожной сети 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая эффективность развития автодорожной сети



В современном мире дорожная сеть является одним из главных элементов характеризующих экономическое состояние государства, от уровня развития дорог и дорожной инфраструктуры напрямую зависит экономическое благополучие страны.

Общая протяженность дорожной сети Российской Федерации, которая по экспертным оценкам должна достигать как минимум около 1,5 млн. км, в настоящее время едва приблизилась к 930 тыс. км, что не соответствует социально-экономическим потребностям государства. Помимо, количественных показателей разветвленности дорог необходимо учитывать и качественную сторону. От уровня качества дорожной сети зависит сумма затрат на перевозку или транспортировку товаров. Что в несколько раз превышает средние показатели по Европе (см. рис. 4).

Сумма затрат на производство и выпуск готовой продукции на предприятиях зависит от наличия и густоты дорожной сети, от вида покрытия дороги, количества полос движения, от качества покрытия.

Наличие дорог это один из основных факторов экономического развития страны. Следовательно, существует необходимость дальнейшего развития дорожно-строительной отрасли страны.

Прирост дорог с твердым покрытием наблюдается в Китае и США, в странах которые ежегодно увеличивают протяженность автомобильных дорог. Что не скажешь о Франции, Японии и России, однако в первых двух это можно объяснить уже развитой дорожной сетью и ее большой густотой. В России же строительство автомобильных дорог за последние 30 лет лишь не на много сдвинулось с места, учитывая ее низкую густоту дорожной сети.

 

 

Рисунок 1. Динамика строительства автодорог в РФ и КНР [2]

 

На рисунке 1 по данным на 2010 год заметна динамика изменения ежегодного увеличения длины автодорог с твердым покрытием в России и шоссе (highways) в Китае за последние два десятилетия. (тыс. км.), во сколько раз ежегодное строительство дорог в Китае превышает строительство дорог в России.

Большая доля экономической эффективности зависит от густоты автодорожной транспортной сети. В первую очередь от этого зависит не только экономика крупных финансовых центов, но и отдаленных населенных пунктов. В результате экономические затраты возрастают из-за отсутствия необходимой дорожной сети.

До настоящего времени 39 тыс. населенных пунктов РФ, в которых проживают более 10 млн. человек, не имеют связи по дорогам с твердым покрытием и оказываются оторванными от внешнего мира в период осенне-весенней распутицы. Большинство построенных автомобильных дорог не соответствуют осевым нагрузкам современных транспортных средств.

На рисунке 3 показана густота автомобильных дорог в странах «Большой восьмерки», км на 1000 км3 территории.

Также различают дороги по покрытию: они могут быть грунтовыми, дороги с бетонным, переходным покрытием и асфальтированными. Экономически эффективнее использовать дороги с бетонным покрытием.

Помимо покрытия дороги также большую роль играет и ширина проезжей части или по-другому количество полос используемое в определенной автодороге. Автодороги с большой шириной проезжей части, имеются в виду четыре и более полосы движения. В результате увеличения количества полос междугородних и международных соединений увеличивается и грузооборот между городами и странами соответственно. Подчеркну, чем больше грузооборот, тем больше экономическая эффективность дороги. К примеру, Уфе строительство проспекта Салавата Юлаева решила многие проблемы автомобильных пробок дорожной сети столицы Республики Башкортостан, в первую очередь позволило сэкономить время, и во-вторых снизить расходы на содержание и обслуживание транспортных средств.

Уровень качества асфальтобетонного покрытия является важным элементом автодороги. От качественного покрытия зависит сумма издержек предприятия на перевозку определенного товара.чем ниже качество, тем выше издержки и соответственно выше цена на товары на прилавках магазинов. В основном издержками становятся физический износ автомобиля, увеличение транспортных затрат на бензин рабочее время водителя. Так же от качества дорожного покрытия зависит и скорость движения. Себестоимость грузовых перевозок минимальна при средней скорости движения 70-80 км/ч. Если принять эту себестоимость за единицу, то с уменьшением средней скорости коэффициент увеличения себе-стоимости перевозок резко возрастает, особенно при скорости ниже 40 км/ч.

 

Рисунок 2. График теоретической зависимости

расхода топлива л /100 км от неровности покрытия. [2]

 

На рисунке 2 показана зависимость изменения расхода топлива автомобиля л/100 км.и неровности дорожного покрытия, м/км

О влиянии состояния дорог на эффективность работы автомобилей свидетельствуют данные о стоимости содержания транспортных средств при работе автомобилей на дорогах с различной ровностью, полученные по материалам Европейского банка развития и реконструкции (ЕБРР), где ровность покрытия приведена в международных единицах IRI, измеряемых в метрах на 1 км (м/км). Из этих данных следует, что при ухудшении ровности от 1 до 8 м/км экономические затраты на транспортные средства возрастают для легковых автомобилей с 8 до 15 центов США на 1 км, а для тяжёлых грузовых автомобилей с 26 до 27 центов США на 1 км.

В Башкортостане пытаются решать проблемы связанные экономической эффективности дорожной сети, применяя ряд определенных мер. Одним из них является расширением дорожного полотна с увеличение пропускной способности строительство новых направлений и транспортных узлов. Скажем, своевременное строительство проспекта Салавата Юлаева в 2004-2005 помогло избежать властям Уфы проблем с транспортными заторами существенно облегчив нагрузку на проспект Октября. Совсем недавно было движение в некоторых частях центра города было переведено на одно стороннее движение. Сейчас планируется увеличение протяженности проспекта Салавата Юлаева до Шакшинского моста. Так же власти города планируют строительство мостов соединяющие Затон и Черниковку, Демский район и Нижегородку. Подобные административные меры позволяют уменьшать экономические транспортные затраты. [3]

Что касается минусов, то дорожная сеть Зауралья Башкортостана соединена с дорогами Предуралья только через дорогу Уфа-Белорецк, что осложняет передвижение из юго-западной части Башкортостана в районы расположенные на границе с Челябинской областью.

Все перечисленные показатели автодороги для Российской Федерации являются проблемными. Дороги, как были проблемой России все эти времена так они и остались.

В развитии дорожной сети много проблем, и в настоящее время одной из них стала, нецелесообразное использование денежных средств получаемые от транспортного налога. К примеру, в РБ транспортный налог шел в специальный фонд дорожной инфраструктуры. Теперь такого фонда нет, и все поступающие деньги направляются в областной бюджет и там тратятся на усмотрение администрации, в том числе на строительство детских садов, больниц, парков и других нужных области объектов.

В заключении можно сказать, что развитие дорог и дорожной инфраструктуры является одним из главных элементов развития экономики государства, и имеет прямую зависимость уровня качества жизни в стране. Но факт остается фактом, дорожная сеть в целом по стране развита слабо, и пока что действуют экономически неэффективно.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 689; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.005 с.)