Психология допроса несовершеннолетних. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология допроса несовершеннолетних.



Особ-сти допроса несов-них закл. в том,что они имеют меньший объем восприятия и долговременной памяти,поэтому и допрашивать несов-них необх-мо как можно скорее после интересующих следствие событий.

Чтобы установить психолог-ий контакт с несов-ним,след-ль должен предварительно ознакомиться с условиями его жизни,связями,составом семьи и особ-стями воспитания.Такие сведения след-ль м. получить из бесед с родителями,участковыми инспекторами и в ИДН.В процессе знакомства с условиями жизни несов-тнего след-ль выявляет состав его семьи,взаимоотнош. в ней,занятия родителей,их культ. и моральный ур-нь и т. п.Допрос несов-него обвиняемого проводится при обязат. участии родителей и защитника и не м. продолжаться более 1 часа.Если след-ль сомневается в спос-сти несовершеннолетнего правильно воспринимать существенные для дела обст-ства и давать о них показания,а также осознавать значение своих противоправных действий,то он назначает судебно-психологическую экспертизу.

Интересной особ-стью отличается мотивация ложных показаний несов-них в возрасте до 10—12 лет.В показаниях детей чаще всего встречается бессмысленная ложь,тогда как у взрослых такая примитивная ложь свидетельствует об отклонении от нормальной психики.Дети гораздо в большей степени,чем взрослые и несов-ние 16—17 лет,подвержены внушению и самовнушению,и это обязывает допрашивающего очень осторожно спрашивать его об интересующих следствие обст-вах.

След-ль д.б. готов к тому,что показания несов-них в ходе суд. рассмотр. дела, спустя значит. время после проведенного допроса м. претерпеть существенные изменения.Поэтому при наличии к тому возм-сти наиболее важные из показаний несов-них и малолетних в ходе расслед-ния рекомендуется фиксировать не только в протоколе но и на фонограмме.

При допросе несов-них и малолетних свид-ей и потерп-х важно правильно определить очередность допросов.Особ-сть решения этого вопр. Заключ. в том,что наряду с несов-ним свид-ем и потерпевшим,как правило,по этому же делу допрашиваются взрослые,кот. на несов-них м. оказать то или иное влияние.

После этого след-ль д. наметить время его проведения т.о.,чтобы не заставлять несов-них долго ждать его начала.

Свид-ли и потерп-е,достигшие 16 лет,перед их допросом предупр. об отв-сти за отказ или уклонение от дачи показании и за дачу заведомо ложных показаний. Поэтому след-ль д. выяснить,достиг ли допрашиваемый указанного возраста.

Допрос несов-них свид-ей и потерп-х начин. с их свободного рассказа. Однако несов-ие нуждаются в подробном разъяснении того,что от них требуется,какие обстоятельства интересуют следователя.

Ввиду быстрой утомляемости малолетних при их допросе целесообразно делать перерывы,во время кот. м. побеседовать с ними на посторонние темы, представляющие для них интерес.Весьма результативен при допросе несов-них и косвенный допрос,когда интересующие след-ля обст-ства выясняются постановкой не прямых,а побочных вопросов.

При допросе несов-них след-лю приходится сталкиваться с особой категорией свидетелей—подростками,кот. непоср-нно участвовали в прест-нии,но не привлечены к УО в связи с недостижением возраста,по наступлении кот. они подлежат УО.Такие свидетели обычно не склонны давать правдивые показания.

Несов-ний потерп-й,как правило,лучше,чем обычный свидетель,помнит обст-ства преступного события,т.к. оно взволновало его и было связано с переживаниями. Однако это нередко предопределяет склонность несов-него к преувеличению.

В связи с этим особенно тщательно рекомендуется детализировать показания несов-него потерпевшего,сопоставляя его показания в ходе допроса с др., имеющимися в деле,данными.Показания несов-него потерпевшего м.б. уточнены путем его допроса на месте происшествия,предъявления ему предметов, и фантазированию при последующем изложении событий, обнаруженных на этом месте, и т. д. Если потерп-й сознательно показывает неправду,целесообразно проверить,не оказано ли на него давление со стороны родителей или др. заинтерес-х лиц,и принять меры к устранению такого воздействия.Для этого, в частности, можно использовать помощь педагогов той школы, в которой учится несовершеннолетний.

 

Речь адвоката.

Речь защитника - это кульминационный момент его участия в судебном разбирательстве уголовного дела, важное средство осуществления им своей функции. В речи защитник подводит итог судебного следствия, анализирует с позиции защиты собранные по делу материалы, дает им правовую оценку, приводит доказательства, опровергающие предъявленное подсудимому обвинение либо смягчающие его вину, высказывает соображения относительно наказания и других вопросов, подлежащих решению суда.

Защитительная речь должна быть строго обоснованной, убедительной, опираться на имеющиеся в деле доказательства.

Общепринятых правил построения защитительной речи не существует. Для нее противопоказаны шаблон, однообразие, заранее установленный трафарет. Выступление с защитительной речью - дело творческое, живое.

Обычно защитительная речь состоит из следующих фрагментов:

• вступительная часть;

• анализ фактических обстоятельств дела;

• анализ юридической стороны предъявленного обвинения;

• характеристика личности подсудимого;

• анализ причин и условий, способствовавших совершению преступления;

• заключительная часть.

Главная задача защитника при произнесении защитительной речи - убедить суд и всех присутствующих в зале судебного заседания в правильности даваемого им толкования фактов и обоснованности предлагаемого решения. Способы и приемы построения вступительной части защитительной речи различны. Она может быть начата с оценки общественно-политического значения рассматриваемого дела, указания на его специфические особенности, изложения программы речи, приведения общих предпосылок для обоснования позиции, избранной защитой, с отсылки к отдельным положениям, выдвинутым в речи прокурора, с характеристики подсудимого и т. д.

Основное содержание защитительной речи состоит в анализе фактических и юридических обстоятельств уголовного дела, в развернутой характеристике личности подсудимого и мотивов его поведения. Отправляясь от исходной защитительной позиции, защитник систематизирует и под углом зрения защиты оценивает собранные на судебном следствии данные, представляет суду свои соображения о доказанности или недоказанности предъявленного подсудимому обвинения, его квалификации, представляет собранные им доказательства невиновности подсудимого или смягчающие его вину.

Указанные доказательства в пользу подсудимого могут представляться двумя путями: • по нарастающей, небольшими частями, подготавливая позицию суда к вынесению желательного для подзащитного приговора; • сразу, массивом, путем эмоционального взрыва в тактически оправданном моменте судебного заседания.

Активная тактическая линия защиты может быть реализована и в начале судебного заседания, когда защитник заявляет ряд ходатайств, каждое из которых содержит аргументы в пользу невиновности или смягчения вины подсудимого.

В связи с этим целесообразно приводить контраргументы защиты следующим образом:

1. Если нельзя оспорить обвинение целиком и сразу, то уместно его оспаривать по частям и с разных сторон.

2. Обвинение, изложенное в обвинительном заключении, следует раздробить на ряд фрагментов по следующим основаниям: • по субъекту, объекту, объективной и субъективной стороне; •подвергнуть анализу достоверность получения доказательств по каждому из элементов; •подвергнуть сомнению обоснованность выводов следствия по отдельным следственным действиям.

3. Выводы защитника могут быть целенаправленно обращены как на эпизоды и обстоятельства, уже рассмотренные судом, так и на те, которые в дальнейшем будут рассматриваться судом.

4. Форма аргументации должна быть эмоционально насыщенной, гибкой, этичной и компромиссной.

Оценивая в защитительной речи криминалистические аспекты обвинительного заключения, можно выделить ряд его признаков, которые должны быть подвергнуты критическому анализу и привести к констатации одного из трех нижеперечисленных тезисов:

• имеет место полное соответствие обвинительного заключения по форме и содержанию доказательствам, имеющимся в деле;

• содержание обвинительного заключения беднее имеющихся в деле доказательств, т. е. доказательственный потенциал дела следствие не использовало в должной мере;

• содержание обвинительного заключения превосходит объем доказательств, имеющихся в деле, что свидетельствует о желании следствия выдать желаемое за действительное.

Таким образом, каждый вариант обвинительного заключения должен быть в речи защитника подвергнут анализу с целью обнаружения системы криминалистических, процессуальных и уголовно-правовых ошибок, что может существенно поколебать обвинение.

В заключит. части речи защитник подводит итоги осуществленного им анализа фактических и юрид. обстоятельств дела, формулирует окончательные выводы, определяет свое отношение к вопросам, подлежащим решению суда. В этой части речи защитник обращается с просьбой об оправдании подсудимого, если вина последнего должным образом не установлена, либо о назначении ему минимального срока наказания, предусмотренного соответствующей статьей Уголовного кодекса, либо о применении к нему наказания, не связанного с лишением свободы и т. д. Защитник высказывает также свои соображения относительно заявленного гражданского иска по другим вопросам, важным с точки зрения подзащитного.

Заключительная часть должна быть краткой, четкой, образной; она должна выражать главную идею защиты, ее основную мысль и вместе с тем быть органически связанной с остальными частями речи, непосредственно вытекать из них.

Иногда целесообразно речь закончить какой-нибудь яркой обобщающей фразой, передающей самую суть выдвигаемой защитником просьбы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.156 (0.01 с.)