Предмет и задачи юридической психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и задачи юридической психологии.



Предмет и задачи юридической психологии.

ЮП - прикладная наука, включающая в себя как психологию, так и юриспруденцию. Психическая сфера лиц, связанных с судопроизводством и правовой деятельностью, обладает рядом психологических особенностей, характер которых обусловлен выполнением ими множества разнообразных социальных и правовых функций. Специфику психической деятельности лиц, вовлеченных в орбиту правоотношений, и призвана изучать юридическая психология.

Предметом ЮП является изучение психических явлений, механизмов, закономерностей, проявляющихся в сфере действия права.

ЮП как наука ставит перед собой определенные задачи, которые можно разделить на общие и частные.

Общей задачей юридической психологии является научный синтез юридических и психологических знаний, раскрытие психологической сущности фундаментальных категорий права.

Частные задачи юридической психологии относятся к разработке рекомендаций по наиболее эффективному осуществлению правоприменительной деятельности. К ним можно отнести: 1.исследование психологических предпосылок (условий) эффективности правовых норм; 2.психологическое исследование личности преступника, раскрытие мотивации преступного поведения, специфики мотивации отдельных видов преступного поведения; 3.разработка социально-психологических основ профилактики преступлений; 4.исследование психологических закономерностей различных видов правоохранительной деятельности (следователя, прокурора, адвоката, судьи); 5.исследование психологических закономерностей деятельности исправительных учреждений в целях разработки системы мер по исправлению и перевоспитанию осужденных; 6.разработка рекомендаций по совершенствованию профессионального мастерства работников правоохранительных органов, по профориентации, профотбору, профконсультации кандидатов, желающих работать в указанных органах.

Система юридической психологии.

ЮП имеет свою систему категорий, определенную структурную организацию. Можно выделить следующие ее разделы:

1. Методологический раздел, включающий в себя предмет, задачи, систему, методы и историю развития юридической психологии.

2. Правовая психология - раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты правореализации, психологические закономерности правовой социализации личности, а также психологические изъяны, приводящие к дефектам правовой социализации.

3. Криминальная психология - раздел, изучающий психологические особенности личности преступника, мотивацию как в целом преступного поведения, так и отдельных видов преступного поведения (насильственная преступность, корыстная преступность, преступность несовершеннолетних лиц), а также психологию преступных групп.

4. Следственно-оперативная психология - раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты раскрытия и расследования преступлений.

5. Судебная психология - раздел, изучающий психологические аспекты судебного разбирательства, проблемы судебно-психологической экспертизы.

6. Психология исправительной деятельности - раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты эффективности уголовного наказания, психологические проблемы исполнения уголовного наказания, психологию осужденных и психологические основы их ресоциализации и реадаптации после отбытия наказания.

 

Методы юридической психологии.

Метод наблюдения - специально организованное, преднамеренное, целенаправленное восприятие исследователем разнообразных внешних проявлений психики непосредственно в жизни, в ходе расследования, судебного разбирательства и в других сферах правоприменительной деятельности.

Метод беседы -суть этого метода состоит в непринужденной беседе с людьми по интересующим исследователя вопросам. Материал, который при этом собирается, имеет речевую форму. Исследователь судит об изучаемом явлении по речевым реакциям собеседника.

Анкетный метод -Это опрос большого круга лиц по строго установленной форме - анкете. Метод основывается на анонимности заполнения анкеты, что позволяет получить наиболее объективные данные об изучаемых процессах, фактах, явлениях. Полученный материал подвергается статистической обработке и анализу.

Метод интервью -В ходе интервью человек высказывает свои суждения относительно определенных явлений, обстоятельств, действий. Интервью должно проводиться по четко определенной программе. Интервьюирование следователей, оперативных сотрудников позволяет узнать об их профессионализме, трудностях и т.д.

Биографический метод -заключается в собирании и анализе материалов биографического характера, проливающих свет на особенности человека и их развитие. Сюда относятся: установление конкретных биографических данных, анализ дневников, собирание и сопоставление воспоминаний других лиц и др.

Метод обобщения независимых характеристик, цель которого - собирание данных о личности от различных, не зависимых друг от друга источников. Этот метод дает богатый материал, позволяющий составить наиболее полное представление о личности благодаря анализу мнений, высказанных лицами, с которыми исследуемый находился в тех или иных отношениях.

Экспериментальный метод -направлен на изучение психических явлений в специально созданных для этого условиях и по своей сущности и видам подразделяется на лабораторный и естественный эксперимент. Недостатком данного метода является трудность использования лабораторной техники, а также отличие протекания психических процессов в лабораторных условиях от их протекания в обычных условиях. При естественном эксперименте его участники воспринимают все происходящее как подлинное событие, хотя изучаемое явление ставится экспериментатором в нужные ему условия и подвергается объективной фиксации.

Метод анализа продуктов деятельности человека. Продукты человеческой деятельности являются ценным объективным материалом, позволяющим раскрыть многие особенности человеческой психики. Анализ продуктов деятельности позволяет охарактеризовать особенности умений и навыков, приемы и способы работы, черты личности, выражающиеся в отношении к труду и т. д.

Метод психологического анализа документов. Документ в широком значении этого слова, даже если он не имеет отношения к праву, может содержать сведения, интересующие юридическую психологию. Анализ документа - метод, позволяющий добыть такие сведения. Различают документы юридического значения и документы, не имеющие отношения к праву.

 

 

Повторный допрос по ограниченному кругу обстоятельств

При повторной даче показаний допрашиваемый может вспомнить забытые им при первом допросе факты, обстоятельства. Объясняется это психологическим механизмом реминисценции, под которым понимается явление усиления в памяти новых смысловых связей при отсроченном воспроизведении.

Приемы по "оживлению" ассоциативных связей могут быть использованы и в тех случаях, когда свидетель или потерпевший дает неверные показания, добросовестно заблуждаясь и искренне полагая, что говорит правду.

Психология очной ставки.

Очная ставка(ОС)-следственное действие по одноврем-му допросу 2-ух лиц, допрошенных ранее,с целью устранения противоречий,кот. имеются в их показ-иях. Характерная особ-сть: в начале ОС между ее участниками сущ-уют конфликтные отнош-ия,кот. обуславл-тся наличием противоречий в их показ-иях. При проведении ОС max(-но) используется соц-психолог.-й эффект присутствия др. лиц, в первую очередь дающих правдивые показ-ия. Осн. цель ОС- изоблич-е лица,противод-щего следствию. Проведение ОС,особенно с участием подозрев-ых и обвин-ых,заинтерес-х в благопр. для них исходе дела,обычно связано с определ-ым риском нежелат-х для следствия результатов.Подозр-ые и обвин-ые м. попытаться склонить добросов-х уч-ков к даче выгодных для себя показ-й. Произв-во ОС связано с ознакомл-м уч-ков с определ-ми материалами дела;позиция правдивого уч-ка м. убедить недобросов. лицо в целесообр-сти дачи ложн.показ-й(ЛП) в дальнейшем.Проведение ОС с участием подозр-го или обвин-го,дающего ЛП,в усл. тактич-го риска возможно при наличии след. усл.: 1)показания правдивого уч-ка достаточно широки по своему содерж-ию и охватыв. всё событие преступл-я или существенные его обст-ства;2)в распоряж. след-ля наход. совок-сть доказ-ств,подтвержд-щих осн-ые полож-я показ-й правдивого уч-ка;3)у след-ля есть увер-сть,что правдивый уч-к займет при проведении ОС позицию,направлен. на разоблачение ЛП.Но и при наличии указанных усл. след-ль должен очень тщательно продумать весь ход проведения ОС, очередность и форму постановки вопросов.

Успех ОС в огромной степени зависит от того,как след-ль проведет предварит. психолог. подготовку уч-ка ОС, кот. выражается:1)в активизации последующего воздействия в ходе ОС на лицо, дающее ЛП. Психологическая подготовка уч-ка ОС имеет целью вызвать у него определенные активные психич. состояния, уверенность, стойкость и т. д.,что будет способствовать большей убедительности его доводов на ОС;2)в подготовке уч-ка ОС к возможному отрицат. воздействию на него др. уч-ка для предельного уменьшения этого отрицат. воздействия;3)в укреплении волевых качеств уч-ка ОС,что даст ему возм-сть активно выполнить свою роль и не поддаться внушению, возможным угрозам со стороны др. уч-ка. Это в первую очередь относится к потерпевшим, которым предстоит дать показания на ОС с преступником.

ОС может проводиться также для устранения существенных противоречий, вызванных добросовестным заблуждением одного из допрашиваемых, забывшего определенные обстоятельства. В этом случае могут использоваться различные доказательства, способствующие оживлению ассоциаций. На ОС функцию оживления ассоциаций одновременно и во взаимосвязи выполняют и предъявленные доказательства, и показания второго участника, что значительно повышает вероятность устранения добросовестного заблуждения.

 

Психология обыска (О).

О-это следственн. действие,направл. на принудит. обследов. личн.,помещ., сооруж.,уч-ков местности,находящихся в ведении обыск-мого лица и членов его семьи или к.-либо орг-ции,для отыскания и изъятия скрываемых объектов,имеющих знач. для дела,а также обнаруж-я разыск-мого лица или трупа.

Залогом успеха О явл. тщательная подготовка к его проведению,охватывает 2 аспекта-информац-ый и интеллект-ый. 1-ый состоит в сборе обширной инф-ии об обыскиваемом, 2-ой -в выдвижении версий,кот. в своей основе содержат рефлексивное управление. Сбор инф-ии вкл.:инф-ию относит-но помещ-я,его располож-я,особ-стей, подступов,входа,выхода;инф-ию о личн.,подлежащей О,что позволяет след-лю получить представление о лице в аспекте оценки профессиональных и психологических черт.

Следственн. практика свидет-вует о существ-нии завис-сти между професс-ми, психологич. особ-стями личн. и избранием им места сокрытия того или иного объекта. К числу данных о личн.,важных для О,относ.:профессия лица;его привычки и наклонности;увлечения;круг друзей и родственников;антипатии и симпатии;возм-сти сокрытия в служ-ом и ином помещ. Определ. часть этих сведений м.б. получена след-лем лично,др. же часть-опер.-розыск. раб-ками по его поруч.

В процессе подготовки к предстоящему О след-ль д. также учитывать действия обыскиваемого, совершенные им до произв-ва О,выясняется личн. обыскиваемого на предмет его возможного противод-вия при О.

При изготовл. тайников прест-ки учитывают целый ряд факторов психолог. хар-ра: расчет на появление фактора утомления и автоматизма;расчет на брезгливость;расчет на проявление такта и др. благородных побуждений со стороны след-ля;нарочитая небрежность сокрытия предмета;отвлечение внимания изготовлением тайников-двойников;расчет на орг-цию конфликта во время О с целью отвлечения внимания для перепрятывания искомого объекта.

Предварит. сбор всей перечисл. инф-ии,тщательный ее анализ позволяет след-лю успешно осуществить рефлексивное управление,кот. протекает по схеме имитации мыслительного процесса обыскиваемого.

В процессе О след-ль м. получить важную инф-ию,наблюдая за поведением обыскиваемого лица,его непроизвольными реакциями.

О связан с принудит. вторжением в помещения,с обследованием предметов, документов,связанных с личной жизнью граждан.Это предъявляет к поведению след-ля ряд этических требований.Он не имеет права прибегать к действиям,унижающим достоинство личности обыскиваемого;обязан обеспечить неразглашаемость обст-ств интимной жизни обыскиваемых лиц. Личный О м. производиться только лицом того же пола и в присутствии понятых того же пола. Обыск, как правило, не может быть проведен в ночное время.

Речь адвоката.

Речь защитника - это кульминационный момент его участия в судебном разбирательстве уголовного дела, важное средство осуществления им своей функции. В речи защитник подводит итог судебного следствия, анализирует с позиции защиты собранные по делу материалы, дает им правовую оценку, приводит доказательства, опровергающие предъявленное подсудимому обвинение либо смягчающие его вину, высказывает соображения относительно наказания и других вопросов, подлежащих решению суда.

Защитительная речь должна быть строго обоснованной, убедительной, опираться на имеющиеся в деле доказательства.

Общепринятых правил построения защитительной речи не существует. Для нее противопоказаны шаблон, однообразие, заранее установленный трафарет. Выступление с защитительной речью - дело творческое, живое.

Обычно защитительная речь состоит из следующих фрагментов:

• вступительная часть;

• анализ фактических обстоятельств дела;

• анализ юридической стороны предъявленного обвинения;

• характеристика личности подсудимого;

• анализ причин и условий, способствовавших совершению преступления;

• заключительная часть.

Главная задача защитника при произнесении защитительной речи - убедить суд и всех присутствующих в зале судебного заседания в правильности даваемого им толкования фактов и обоснованности предлагаемого решения. Способы и приемы построения вступительной части защитительной речи различны. Она может быть начата с оценки общественно-политического значения рассматриваемого дела, указания на его специфические особенности, изложения программы речи, приведения общих предпосылок для обоснования позиции, избранной защитой, с отсылки к отдельным положениям, выдвинутым в речи прокурора, с характеристики подсудимого и т. д.

Основное содержание защитительной речи состоит в анализе фактических и юридических обстоятельств уголовного дела, в развернутой характеристике личности подсудимого и мотивов его поведения. Отправляясь от исходной защитительной позиции, защитник систематизирует и под углом зрения защиты оценивает собранные на судебном следствии данные, представляет суду свои соображения о доказанности или недоказанности предъявленного подсудимому обвинения, его квалификации, представляет собранные им доказательства невиновности подсудимого или смягчающие его вину.

Указанные доказательства в пользу подсудимого могут представляться двумя путями: • по нарастающей, небольшими частями, подготавливая позицию суда к вынесению желательного для подзащитного приговора; • сразу, массивом, путем эмоционального взрыва в тактически оправданном моменте судебного заседания.

Активная тактическая линия защиты может быть реализована и в начале судебного заседания, когда защитник заявляет ряд ходатайств, каждое из которых содержит аргументы в пользу невиновности или смягчения вины подсудимого.

В связи с этим целесообразно приводить контраргументы защиты следующим образом:

1. Если нельзя оспорить обвинение целиком и сразу, то уместно его оспаривать по частям и с разных сторон.

2. Обвинение, изложенное в обвинительном заключении, следует раздробить на ряд фрагментов по следующим основаниям: • по субъекту, объекту, объективной и субъективной стороне; •подвергнуть анализу достоверность получения доказательств по каждому из элементов; •подвергнуть сомнению обоснованность выводов следствия по отдельным следственным действиям.

3. Выводы защитника могут быть целенаправленно обращены как на эпизоды и обстоятельства, уже рассмотренные судом, так и на те, которые в дальнейшем будут рассматриваться судом.

4. Форма аргументации должна быть эмоционально насыщенной, гибкой, этичной и компромиссной.

Оценивая в защитительной речи криминалистические аспекты обвинительного заключения, можно выделить ряд его признаков, которые должны быть подвергнуты критическому анализу и привести к констатации одного из трех нижеперечисленных тезисов:

• имеет место полное соответствие обвинительного заключения по форме и содержанию доказательствам, имеющимся в деле;

• содержание обвинительного заключения беднее имеющихся в деле доказательств, т. е. доказательственный потенциал дела следствие не использовало в должной мере;

• содержание обвинительного заключения превосходит объем доказательств, имеющихся в деле, что свидетельствует о желании следствия выдать желаемое за действительное.

Таким образом, каждый вариант обвинительного заключения должен быть в речи защитника подвергнут анализу с целью обнаружения системы криминалистических, процессуальных и уголовно-правовых ошибок, что может существенно поколебать обвинение.

В заключит. части речи защитник подводит итоги осуществленного им анализа фактических и юрид. обстоятельств дела, формулирует окончательные выводы, определяет свое отношение к вопросам, подлежащим решению суда. В этой части речи защитник обращается с просьбой об оправдании подсудимого, если вина последнего должным образом не установлена, либо о назначении ему минимального срока наказания, предусмотренного соответствующей статьей Уголовного кодекса, либо о применении к нему наказания, не связанного с лишением свободы и т. д. Защитник высказывает также свои соображения относительно заявленного гражданского иска по другим вопросам, важным с точки зрения подзащитного.

Заключительная часть должна быть краткой, четкой, образной; она должна выражать главную идею защиты, ее основную мысль и вместе с тем быть органически связанной с остальными частями речи, непосредственно вытекать из них.

Иногда целесообразно речь закончить какой-нибудь яркой обобщающей фразой, передающей самую суть выдвигаемой защитником просьбы.

 

 


Предмет и задачи юридической психологии.

ЮП - прикладная наука, включающая в себя как психологию, так и юриспруденцию. Психическая сфера лиц, связанных с судопроизводством и правовой деятельностью, обладает рядом психологических особенностей, характер которых обусловлен выполнением ими множества разнообразных социальных и правовых функций. Специфику психической деятельности лиц, вовлеченных в орбиту правоотношений, и призвана изучать юридическая психология.

Предметом ЮП является изучение психических явлений, механизмов, закономерностей, проявляющихся в сфере действия права.

ЮП как наука ставит перед собой определенные задачи, которые можно разделить на общие и частные.

Общей задачей юридической психологии является научный синтез юридических и психологических знаний, раскрытие психологической сущности фундаментальных категорий права.

Частные задачи юридической психологии относятся к разработке рекомендаций по наиболее эффективному осуществлению правоприменительной деятельности. К ним можно отнести: 1.исследование психологических предпосылок (условий) эффективности правовых норм; 2.психологическое исследование личности преступника, раскрытие мотивации преступного поведения, специфики мотивации отдельных видов преступного поведения; 3.разработка социально-психологических основ профилактики преступлений; 4.исследование психологических закономерностей различных видов правоохранительной деятельности (следователя, прокурора, адвоката, судьи); 5.исследование психологических закономерностей деятельности исправительных учреждений в целях разработки системы мер по исправлению и перевоспитанию осужденных; 6.разработка рекомендаций по совершенствованию профессионального мастерства работников правоохранительных органов, по профориентации, профотбору, профконсультации кандидатов, желающих работать в указанных органах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 794; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.210.107.64 (0.046 с.)