Индуктивные и дедуктивные гипотезы; признаки правильной гипотезы (по П. Фрессу). Объяснительные гипотезы и каузальные. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индуктивные и дедуктивные гипотезы; признаки правильной гипотезы (по П. Фрессу). Объяснительные гипотезы и каузальные.



Фресс, Пиаже: 2 больших категории гипотез:

1. Индуктивные гипотезы - появляются при наблюдении за фактами. Это ответы на вопрос, который поставил исследователь. Состоит в предположении существования к-л зависимости между фактами. Гипотеза возникает только когда устанавливается связь между наблюдаемыми фактами.

 

2. Дедуктивные гипотезы - выводятся из уже известных отношении или теорий, которые она обобщает. Гипотеза - не результат наблюдения, а выведена исходя из уже добытых знании.

 

Хорошая гипотеза – такая гипотеза, которая окажется плодотворной и позволяет сделать в науке (часто совсем маленький) шаг вперед.

Формальные признаки хорошей гипотезы:

1. Гипотеза должна быть адекватным ответом на поставленный вопрос.

2. Гипотеза должна учитывать уже приобретенные знания и быть, с этой точки зрения, правдоподобной.

3. Гипотеза должна быть доступна проверке (самый важный признак).

 

3 фазы исследования:

1. прежде всего происходит установление общих факторов и законов.

2. к простому установлению закономерностей прибавляется новый элемент, который не содержится в самой идее закона, а именно – дедуктивная конструкция, с помощью которой закон, требующий объяснения, выводят из законов, которые, как предполагается, его объясняют.

3. дедукция закона, требующего объяснения, из системы объясняющих его законов не остается просто идеальной или «логической», а распространяется на «реальный» субстрат, или «модель», которая считается пригодной для такой дедукции и «репрезентирует» различные ее связи.

 

Объяснительные гипотезы – предлагаемые для объяснения законов. В свою очередь опираются на законы, из которых затем выводят закон переоценки, который и подлежит объяснению.

 

Причинное объяснение будет успешным в той мере, в какой каждому преобразованию в отношениях между объектами будет соответствовать преобразование или операция в дедукции, причем последняя тем самым нольнируется на реальность.

 

Объяснение обладает 2-мя признаками, которые обычно приписываются присинности:

1. Необходимостью отношений между причинами и следствиями, вытекающей из возможности их дедуктивного выведения др. из др.

2. Реальностью этой причинной связи, лежащей в основе измеряемых явлений, реальностью, которая обеспечивается моделью, служащей субстратом дедукции.

 

Главными и преимущественными направлениями объяснения в психологии является сведение психического к оригинальному и интерпретация посредством абстрактных моделей; оба этих направления – органическое и дедуктивное – нисколько не противоречат др. др.

 

Каузальные гипотезы – причинно-следственные гипотезы.

 

Причинность – это удовлетворение материальных действий над объектами, операциями субъекта-теоретика.

 

7 типов объяснения:

1. Объяснение путем психогенетического сведения.

2. Объяснение путем психо-социологического сведения.

3. Объяснение путем физиколистического сведения.

4. Объяснение путем органического сведения.

5. Объяснение через поведение.

6. Объяснение посредством генетической конструкции.

7. Объяснение, основанное на абстрактных моделях.

 

Первые 6 типов направлены причинности, и отличаются др. от др. в сущности предполагаемым реальным субстратом, тогда как абстрактные модели отличаются главным образом используемым способом дедукции и направлены на дедуктивную импликацию, что обуславливает возможность их применения к структурам сознания.

 

 


Операционализм как основа эмпирической психологии.

 

2. ПОСТАНОВКА ЭМПИРИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ.

- один из первых этапов любого исследования.

 

Постановка любого эмпирического вопроса связана с понятием «операционализация».

 

Эмпирический вопрос – это вопрос, ответ на который может быть получен с помощью объективного метода.

Ставя любой эмпирический вопрос, мы создаем возможность для исследования любого феномена, любого явления.

Каждый эмпирический вопрос должен содержать указания на то, как собрать данные для получения ответа.

 

Операционализация – термин появился впервые в 20-е гг.

Ввел физик – Пол Бриджмен.

Считал, что научная терминология должна быть абсолютно точной и все понятия нужно определять в терминах выполняемых операций.

Т.е. любое понятие нужно операционализировать.

 

Гл.задача операционализма – брать абстрактное понятие.

(примером являлось понятие длины. Ее надо описать через инструмент измерения (м, см, веревочки, длины, и т.д.)).

 

В результате возник излишний операционализм à множество проблем à от него стали отказываться.

 

НО: благодаря операционализму в психологии закрепилась традиция четко определять изучаемые термины.

 

Точность операционализации обеспечивает возможность повторения экспериментов и развития теории.

 

Благодаря операционализму решается вопрос о надежности теории.

 

«Сходящиеся операции».

Возникают в случае, когда одно и то же явление операционализируется по-разному (изучается разными методами), но при этом исследователи получают сходные выводы.

 

Можно выделить 2 группы понятий операционализации:

1. Общетеоретические понятия – характеризуются высоким уровнем обобщения и абстракции (пр: психика, деятельность, активность, и т.д.), имеют большой объем, но при этом – у них бедное содержание в отношении конкретных признаков отдельных явлений.

2. Эмпирические понятия – описывают реальность фрагментарно, являются менее абстрактными и обобщенными. Обозначают конкретные явления, наполнены конкретным/точным содержанием, т.е. обозначают признаки явления.

 

Обыденное понятие – содержит избыточное значение (недооперационализированны).

При постановке исследовательского вопроса нужно четко определить, что мы понимаем под каждым понятием.

Иначе мы можем получить бесконечное число ответов. Или не получить вообще.

 

Существуют способы, которыми можно операционализировать понятия.

 

Способы операционализации:

1. Наглядный – когда эмпирическое понятие объясняется или описывается через пример.

Благодаря этому – предметное описание становится очевидным и понятным; снижается неопределенность значения предмета, но суть понятия остается нераскрытой.

2. Операциональное определение – т.е. когда мы создаем понятие, которое содержит набор операций, направленных на получение его значений и измерений (пр: рецепт салата).

3. Ассоциативная/структурная операционализация – образование понятий через установление множества значений и связи между ними.

Проводится благодаря статистическим процедурам.

 


Особенности постановки качественных и количественных исследований.

2 основных подхода к изучению психических явлений (в современном исследовании):

1. Идеографический.

2. Номотетический.

 

Идеографический подход – заключается в присвоении каждому изучаемому объекту статуса единичного, уникального, неповторимого.

Последователи данного подхода считают его единственно возможным в изучении объектов психического мира.

 

Идеографический метод требует наблюдения, фиксации, описания единичных явлений и событий.

Данный подход широко распространен в исторических дисциплинах; достаточно распространен в психологии, где индивидуальное своеобразие явления имеет очевидное значение (гуманитарный подход).

 

Номотетический подход – тип исследования, выявляющий общие законы развития, существования и взаимодействия объекта.

Данный подход ориентирует исследователя на поиск общих законов, которые объясняют существование и развитие объекта.

 

Сторонники этого подхода считают его – естественно-научным.

Количественные методы имеют некоторые недостатки и требуют дополнения качественными методами.

 

Условно можно отнести: номотетический подход – количественные эмпирические методы; идеографический подход – качественные эмпирические методы.

 

Дружинин призывает переходить к идеографической методологии, качественному анализу и раскрытию сущности феноменов.

 

Номотетический метод:

  a b c
  О    
  О    
  О    
О    
n О    

 

Идеографический метод:

  A b C
  О О О
       
       
     
n      

 

 


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 2393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.022 с.)