![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формы и способы познания и их специфика.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Формы познания: 1. Наука (эксперимент/исследование) 2. Философия – строит картину мира, опираясь на возможные его объяснения, строя собственные теории. 3. Теология – способ познания через религию (религиозные законы, постулаты, и т.д.). 4. Здравый смысл – это представление человека о мире, жизни и смерти, о психологических особенностях других людей и самого себя.
Наука как форма познания мира.
Наука – это способ, сфера человеческой деятельности, которая характеризуется применением объективного научного эмпирического метода для поиска причины естественных явлений.
Продукт научной деятельности = знание (притом – форма может быть разной).
Знание получается через систематическое применение научного метода.
Наука – это область исследований, которая образована в результате применения базовых принципов и законов. (пр: возрастная психология à детская психология, и т.д.)
Наука – это система методов и процедур для исследования естественных явлений, мира.
Любое научное знание должно отвечать критерию истинности: - адекватно реальности. - объективно описывает реальность. - может быть проверено в деятельности (в этой реальности).
Отличие науки от др. форм познания: 1. Наука познает мир таким, какой он есть.
2. Добывает объективные знания. Философия строит картину мира, опираясь на возможные его объяснения, строя собственные теории. Мораль как форма познания – рассматривает мир каким он должен быть.
3. Наука безоценочна (тот факт, который получили, не может являться ни хорошим, ни плохим). НО: применение конкретного знания может носить как «+», так и «–» формы.
4. Наука руководствуется рациональным критерием, т.е. подчинена логике (аргументам, доказательствам, фактам).
Ответа на вопрос – какая форма познания лучше – не существует. Так же, как и доказательства того, что наука – самая лучшая форма познания.
Наука не претендует на всеобщее объяснение мира, на универсальность и признает другие формы познания.
Способы познания
Ч.Пирс – (1877 г.) впервые заговорил о способах познания.
Описал 4 способа: 1. Упорство 2. Авторитет 3. Рассуждение и логика 4. Опыт или наука
(Способы 1,2,3 широко распространены, но не состоятельны).
УПОРСТВО (убеждение, предубеждение, стереотип) – это вера в правильность некоего суждения, которое не поддается критике. Человек строит свои убеждения (мнение) только на основе фактов, подтверждающих его веру, и отвергает противоположные. (пр: Ч. не знает ин.язы à проблемы с речью; Ч. – дальтоник à не сможет водит машину, и т.д.) Человек принимает эту истину, если не видит ей противоречия.
АВТОРИТЕТ – вера в истину, которая предлагается значимым/референтным лицом (субъективно важным источником). НО любой референтный источник может в определенной степени ошибаться. (пр: начальная школа – учитель (авторитет), и т.д.).
РАССУЖДЕНИЕ И ЛОГИКА – более совершенный способ познания, чем упорство и авторитет. Но он является методом априори (лат. – заранее, без проверки). Гл. недостаток – логически выводятся суждения из изначально сделанного допущения. Вся логика суждений будет зависеть от того рассуждения, которое находится в основе. (пр: животное обладает такой же психикой, как человек à всё поведение животных будем комментировать, исходя из этого (сердится, обижается, и т.д.)).
ОПЫТ/НАУКА/ЭМПИРИЗМ – способ познания на основе фактов. Субъективные факторы, затрудняющие этот способ познания: 1. Ожидание/ социальное ожидание. (интерпретируем факты, в соответствии со своими собственными ожиданиями). (пр: программа по развитию памяти à не отличается от др. детей à видим отличия).
2. Переоценка данных в связи с частотой встречаемости. (пр: блондинки-тупые à часто встречались умные àпереоценка à все блондинки-умные).
3. Поиск подтверждения. (когда ищем любой факт, подтверждающий данное явление).
НО психологический эксперимент позволяет контролировать и избегать субъективные факторы. Понятие науки и научного знания (теории К. Поппера, Т. Куна, П. Фейербенда). Наука как форма познания мира.
Наука – это способ, сфера человеческой деятельности, которая характеризуется применением объективного научного эмпирического метода для поиска причины естественных явлений.
Продукт научной деятельности = знание (притом – форма может быть разной).
Знание получается через систематическое применение научного метода.
Наука – это область исследований, которая образована в результате применения базовых принципов и законов. (пр: возрастная психология à детская психология, и т.д.)
Наука – это система методов и процедур для исследования естественных явлений, мира.
Любое научное знание должно отвечать критерию истинности: - адекватно реальности. - объективно описывает реальность. - может быть проверено в деятельности (в этой реальности). Научное мышление в психологии.
В основном, строится на априори (допущениях).
Допущения: 1. Детерминизм – говорит о том, что все явления имеют причину и могут быть предсказаны с определенной вероятностью < 100% В отношении психологии детерминизм действует не жестко (жестко: после того => по причине того).
2. Объективность. => избегать: ожиданий, стереотипов; быть беспристрастным. - позволяет получать факты, которые являются истиной. Объективность достигается за счет методов и репликаций (повторения уже существующего исследования). Наука является самокритикуемой за счет повторения.
3. Упорядоченность – психологическая картина мира является упорядоченной, все явления находятся в определенном соотношении др. с др., в определенной системе => их можно предсказать.
4. Экономия доводов/обобщения – можно использовать данные, полученные др. людьми, и переносить их на др. испытуемых (при соблюдении определенных условий).
5. Информационный подход – выводы должны быть основаны на полученных фактах и давать четкое представление о полученном феномене.
Псевдонаука и психология.
Характеристики: 1. Наукообразие – выдергивает из науки отдельный факт и начинает его развивать, придавая ему особое значение. Опирается на единичные свидетельства. Избегает опровержений. (используют размытые формулировки; строят эксперименты, заранее доказывающие правильность гипотезы, и т.д.). 4. Сводит сложные явления к простым (упрощенным) понятиям, но при этом маскирует идею сложностью измерения.
Поппер К. Любая теория может быть разрушена и есть временное сооружение. Отсюда – критерий научности знания: научным признается такое знание, которое можно будет опровергнуть (признать ложным) в процессе эмпирической проверки – знание, для опровержения которого нельзя придумать соответствующую процедуру, не может быть научным. «Мы не знаем, мы можем только предполагать».
Поппер предлагает рассмотреть науку как прогрессирующую от одной проблемы к др. – от менее глубокой к долее глубокой. 3 требования к росту знания: 1. Новая теория должна исходить из простой, новой, плодотворной и объединяющей идеи относительно некоторой связи или отношения, или фактами, или новыми «теоретическими сущностями». Требование простоты. 2. Новая теория должна быть независимо проверяемой. 3. Теория должна выдерживать некоторые новые и строгие проверки: – она должна быть успешной в некоторых новых предсказаниях; – она не должна быть опровергнута слишком скоро, т.е. прежде, чем она добьется явного успеха.
Кун Т. В развитии/ формировании любой науки можно выделить 2 фазы (выделил Т.Кун): 1. Революционная – когда происходит коренной переворот научного мировоззрения.
2. «Нормальная наука» – это наука, которая опирается на прошлые достижения или на существующую парадигму.
Парадигма – это теория, которая принята за общий образец решения исследовательских задач. Это эталон научного исследования, который включает: - законы, - теорию, - методы, - оборудование, его применение, - интерпретацию фактов.
Парадигма – это правила и стандарты научной деятельности, принятые на сегодняшний день и остающиеся постоянными до новой научной революции. Наличие парадигмы – это признак зрелой науки.
Фейерабенд П. Выдвигает 2 принципа: 1. «Принцип упорства»: не отказываться от старой теории, игнорировать даже явно противоречащие ей факты. 2. Принцип методологического анархизма – «Наука представляет собой по сути анархическое предприятие: теоретический анархизм более гуманен и прогрессивен, чем его альтернативы, опирающиеся на закон и порядок… Это доказывается и анализом конкретных исторических событий, и абстрактным анализом отношения между идеей и действием. Единственный принцип, не препятствующий прогрессу, называется «допустимо всё»… Например, мы можем использовать гипотезы, противоречащие хорошо подтвержденным теориям или обоснованным экспериментальным результатам. Можно развивать науку, действуя конструктивно».
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1667; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.254 (0.011 с.) |