Роль философии в развитии психологических теорий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль философии в развитии психологических теорий.



Роль философии в развитии психологических теорий.

Развитие экспериментальной психологии.

 

Экспериментальная психология развивалась и подталкивала к развитию все остальные отрасли психологии.

 

Влияние философии на психологию:

18 век – концепция «Механицизм» - основа эмпирической психологии/науки (основанная на объективных фактах).

 

Механицизм – это концепция, с точки зрения которой все естественные процессы могут быть объяснены с помощью законов естественных наук.

Основатель – Галилео Галилей.

 

Любой эксперимент – необходимая составляющая любой науки.

 

Механицизм стремится объяснить мир с помощью точных количественных формулировок à появляются измерительные приборы.

 

Механицизм делится на:

- Детерминизм (причина, зависимость)

- Редукционизм (вращение, сведение)

 

Детерминизм – все события в мире предопределены прошлыми событиями.

Редукционизм – объяснение явлений одного уровня (более высокого) с точки зрения явлений более низкого уровня.

До сер. 20 века – очень популярен.

 

17 век – созданы человеческие автоматы (пр: на часах)

(пр: тело Ч. как автомобиль – периодически надо чинить).

 

Эмпиризм/эмпирицизм – это методологический принцип, который ориентирован на познание с помощью наблюдения и эксперимента. Отвергает измышления. Объективная наука может развиваться только с помощью наблюдения и эксперимента.

 

Рене Декарт – внес наибольший вклад.

Ставит основной вопрос психологии: соотношение души и тела.

+ говорит о том, что психические процессы можно изучать посредством наблюдения или эксперимента.

 

Позитивизм – сер. 19 века – это учение, которое признает действительными только те явления, которые поддаются наблюдению.

 

Основной теоретик – Огюст Конт.

Поставил задачу пересмотреть все человеческое знание и признать только те факты, которые получены с помощью научных методов.

Формирует новую идеологию в научных знаниях.

 

Джон Локк – заложил основы психологического знания (17 век).

2 вида опытов:

- чувственный;

- осмысленный опыт/рефлексия

 

Создает первую модель психики, которая состоит из простых идей и более сложных.

 

Кон. 17 – нач. 18 века – Джон Беркли.

Создает течение – «Ментализм» - все знания – это функция психических процессов.

+ процесс познания зависит от воспринимающего субъекта.

Закладывает основы для интроспекции.

 


Физиологические исследования и их роль в развитии методов психологии (изучение условно-рефлекторной деятельности, психофизика).

Роль Физиологии.

Кон.18 века – изучение процессов ощущения и восприятия.

 

1795 г. – Англия. Гринвичевская обсерватория. Наблюдают за прохождением кометы (записывают градусы и т.д.)

заметили ошибки. Два человека, наблюдая за одним объектом, увидели разное.

Фридрих Бессель – математик. Изучал погрешности. Заметил, что особенности наблюдателя могут оказывать существенное влияние на результат (на какие-то психические функции).

Это заинтересовало физиологов à исследования.

 

Физиология + психология à психофизика.

 

Вебер и Фехнер

Вебер – основатель психофизики. Его интересовала проблема ощущения.

Как изменять ощущения при помощи физических стимулов.

«Для каждого существует определенное отношение в увеличении силы раздражителя» (разностный порог).

 

Фехнер – создал представление о порогах ощущений; вывел математические закономерности = основной психофизический закон.

(сила раздражения увеличивается в геометрической прогрессии = сила ощущения увеличивается в арифметической прогрессии).

 

Важно, что здесь соединяются 3 вещи:

- физиология;

- математика (или физика) ((математика на службе у психологии))

- философия.

 

Фехнер – основатель направления «Экспериментальная эстетика» (измерял иконы, картины).

 

Франц Дондерс (физиолог)

Изучал скорость протекания психических процессов.

 

20 век – теории интеллекта (показатель интеллекта – время реакции).

= когнитивная теория.

 

Исследования Дондерса для психологии дали то, что любое психическое явление происходит во времени и пространстве и имеет материальную основу.

 

Психофизиология.

Основатель – Гельмгольц.

Занимался изучением чувств. Искал некую анатомическую основу чувствам.

«Существует 3 нервных волокна, которые передают 3 разных цвета, которые создают другие цвета» (красный, зеленый, фиолетовый). RGB – Red Green Blue (цветовое восприятие).

 

Благодаря ему в восприятии появляются 2 новых фактора:

1) движения глазных мышц;

2) движения глаз подчиняются каким-нибудь законам.

=> Механические движения глаз выполняют познавательную работу => это психический феномен (управляется психикой).

 

à Ощущения и восприятие – не только механическая работа, но и явление психики.

 

Эдуард Пфлюгер – исследовал сенсорные функции.

 

Опыт: удалял передний мозг у лягушки. Помещал в различные условия.

Животное ведет себя в соответствии с условиями окружающей среды.

ð должна быть некая психическая функция, которая позволяет оценивать световые условия и вести себя в соответствии с ними.

ð Нельзя сводить психическое только к физиологическому.

 


Общие направления в развитии экспериментальной психологии (бихевиоризм, интроспекция, тестирование, статистика).

Уже в 18 веке обсуждались разные пути становления психологического знания и складывались представления о рациональной и эмпирической психологии.

В 19 веке – появились психологические лаборатории и были проведены эмпирические исследования, названные экспериментальными.

Доминирующим методом познания психики был метод интроспекции (был первым и единственным методом).

Господствовал идеал естественно-научного знания.

Интроспекция не вписывалась в это (противоречила естественно-научному идеалу).

=> требовался объективный метод изучения психики.

 

Стало вводиться применение метода эксперимента (В.Вундт) – позволял раскрывать законы психики и разрабатывать на этой эмпирической основе теорию психологии.

à развивается психология как естественная наука.

 

Важную роль в становлении экспериментальной психологии в России сыграли такие ученые как Сеченов, Павлов, Введенский, Ухтомский, Бехтерев, Ланге, Ушинский, Челпанов, и т.д.

 

Проблема психики и сознания

Гипнологи обнаружили, что в психике есть не только память, но и то, о чем человек может и не знать.

Т.е. есть некая бессознательная часть, которая не зависит от конкретного субъекта, которая не связана с физиологией и т.д.

Бихевиористские исследования, уделившие первостепенное внимание проблеме управления стимульными факторами, выработали требования к построению поведенческого эксперимента.

При неразличении понятий психологической причинности и причинности физической (материальная причина), причинно действующих факторов и стимульных факторов тип бихевиористского эксперимента неоправданно отождествляется с психологическим экспериментом вообще.

Это породило множество споров о возможностях экспериментирования в психологии, и даже противопоставление экспериментальной психологии и неэкспериментальной психологии (получение психологических закономерностей вне рамок экспериментальных схем).

 

Позитивные следствия:

1. Вывод о связи типов экспериментирования с изменением критериев научности в психологии.

2. Вывод о необходимости рефлексии содержательных оснований использования того или иного метода в целостной системе доводов – и рационального, и эмпирического характера, - используемых при мысленной реконструкции исследователем психологической реальности.

 

Вильгельм Вундт – отец ЭП.

«Психология имеет огромное прошлое, но короткую историю».

1879 г. – открыл первую в мире лабораторию (в Лейпциге).

Создает программу развития психологии как самостоятельной науки.

1 пункт – создание экспериментальной психологии.

 

Выделяет 2 основных направления в его работе:

1. Анализ индивидуального сознания через самонаблюдение.

2. «Психология народов».

 

Вундт: «Психология – это наука, основанная на непосредственном опыте».

Первоначально называл – физиологическая психология.

 

Физиологическая психология.

Регистрация физиологических показателей.

+ анализ возникающих образов.

 

Создает основу для ЭП, разрабатывает структуру психологического эксперимента.

Перенос эксперимента с животными на человека (с существенными изменениями).

Основной метод – метод интроспекции.

 

(но интроспекцию нельзя сводить к простому самонаблюдению. Осн. трудность – нет объективности).

 

Вундт создает некие законы психологии:

В основном, касаются восприятия:

- закон контраста;

- закон психических отношений (несводимость целого к его частям);

- принцип творческого синтеза;

- закон гетерогенности цели (при совершении какого-либо поступка, могут возникнуть цели, которые не предусмотрены первоначально, но которые влияют на продвижение).

 

НО… в результате интроспекция отвергается из-за субъективности. Искали объективные методы.

 

Герман Эббингауз.

(кривая забывания).

- применяет действительно объективные экспериментальные методы.

Первый, кто разрушил стереотипы ЭП, которые создал Вундт.

 

Распространяет эксперимент. Схемы эксперимента в последствии делаются по Эббингаузу (описание эксперимента).

 

Ференст Гальтон.

Основатель:

- Психология индивидуальных различий/дифференциальная психология.

- Психогенетика.

 

Впервые применил принцип Дарвина по отношению к человеку (естественный отбор, изменчивость, адаптивность, и т.д.).

 

(сер. 19 века).

1869 г. – «Наследственность таланта/наследственный гений».

Анализирует родословные известных людей Великобритании.

+ люди с дефектами (УО).

 

à высказывает идею о том, что выдающиеся способности передаются по наследству.

Способности у человека – способ адаптации.

 

(Показал, что выдающиеся люди с большей вероятностью имеют выдающихся детей, чем со средними способностями).

 

Идеи Гальтона:

1. Создал критерий подбора выборки (пр. однородность).

2. Тестирование (ввел в психологию).

 

Евгеника – наука о выведении благородной породы.

Идея: вывести некую линию людей с качественными чертами личности.

(Ушла как наука).

 

Гальтон – интересовался наследованием психологических черт.

Установил, что сыновья очень высоких отцов в среднем ниже.

А у низких отцов – сыновья выше.

 

(пр: Бах – в его семье 28 музыкантов).

Взаимодействие генотипа и среды обуславливает фенотип (способности).

 

Ввел в психологию тестирование – организация более легкого эксперимента с тестами.

Открыл первую публичную психологическую лабораторию.

 

Изучал верхний порог (чувствительности).

 

Заложил идею о связи сенсорной чувствительности с интеллектом.

Разрабатывал словесно-ассоциативный тест:

Заметил:

- при повторном тестировании те же ассоциации.

- большинство ассоциаций связаны с событиями детства.

=> существует что-то, выходящее за пределы сознания.

 

Ввел первый метод опросников (затем схема вопросов была закреплена и стандартизированна).

 

Нач. 20 века – содержания экспериментов становятся более практическими.

Цель «Как связаны явления» à Цель «Почему связаны», и т.д. (причины).

 

Эксперимент (после Гальтона) стал обрабатываться математически.

 

Джеймс М.К. Кеттел – последователь Гальтона.

Усовершенствовал некоторые методы Гальтона.

- Стал очень активно применять статистику в обработке данных.

- Расширил сферу применения психологических знаний.

 


Способы познания

 

Ч.Пирс – (1877 г.) впервые заговорил о способах познания.

 

Описал 4 способа:

1. Упорство

2. Авторитет

3. Рассуждение и логика

4. Опыт или наука

 

(Способы 1,2,3 широко распространены, но не состоятельны).

 

УПОРСТВО (убеждение, предубеждение, стереотип) – это вера в правильность некоего суждения, которое не поддается критике.

Человек строит свои убеждения (мнение) только на основе фактов, подтверждающих его веру, и отвергает противоположные.

(пр: Ч. не знает ин.язы à проблемы с речью; Ч. – дальтоник à не сможет водит машину, и т.д.)

Человек принимает эту истину, если не видит ей противоречия.

 

АВТОРИТЕТ – вера в истину, которая предлагается значимым/референтным лицом (субъективно важным источником).

НО любой референтный источник может в определенной степени ошибаться.

(пр: начальная школа – учитель (авторитет), и т.д.).

 

РАССУЖДЕНИЕ И ЛОГИКА – более совершенный способ познания, чем упорство и авторитет. Но он является методом априори (лат. – заранее, без проверки).

Гл. недостаток – логически выводятся суждения из изначально сделанного допущения. Вся логика суждений будет зависеть от того рассуждения, которое находится в основе.

(пр: животное обладает такой же психикой, как человек à всё поведение животных будем комментировать, исходя из этого (сердится, обижается, и т.д.)).

 

ОПЫТ/НАУКА/ЭМПИРИЗМ – способ познания на основе фактов.

Субъективные факторы, затрудняющие этот способ познания:

1. Ожидание/ социальное ожидание. (интерпретируем факты, в соответствии со своими собственными ожиданиями).

(пр: программа по развитию памяти à не отличается от др. детей à видим отличия).

 

2. Переоценка данных в связи с частотой встречаемости.

(пр: блондинки-тупые à часто встречались умные àпереоценка à все блондинки-умные).

 

3. Поиск подтверждения.

(когда ищем любой факт, подтверждающий данное явление).

 

НО психологический эксперимент позволяет контролировать и избегать субъективные факторы.


Понятие науки и научного знания (теории К. Поппера, Т. Куна, П. Фейербенда).

Псевдонаука и психология.

 

Характеристики:

1. Наукообразие – выдергивает из науки отдельный факт и начинает его развивать, придавая ему особое значение.

Избегает опровержений.

(используют размытые формулировки; строят эксперименты, заранее доказывающие правильность гипотезы, и т.д.).

4. Сводит сложные явления к простым (упрощенным) понятиям, но при этом маскирует идею сложностью измерения.

 

Поппер К.

Любая теория может быть разрушена и есть временное сооружение.

Отсюда – критерий научности знания: научным признается такое знание, которое можно будет опровергнуть (признать ложным) в процессе эмпирической проверки – знание, для опровержения которого нельзя придумать соответствующую процедуру, не может быть научным.

«Мы не знаем, мы можем только предполагать».

 

Поппер предлагает рассмотреть науку как прогрессирующую от одной проблемы к др. – от менее глубокой к долее глубокой.

3 требования к росту знания:

1. Новая теория должна исходить из простой, новой, плодотворной и объединяющей идеи относительно некоторой связи или отношения, или фактами, или новыми «теоретическими сущностями». Требование простоты.

2. Новая теория должна быть независимо проверяемой.

3. Теория должна выдерживать некоторые новые и строгие проверки:

– она должна быть успешной в некоторых новых предсказаниях;

– она не должна быть опровергнута слишком скоро, т.е. прежде, чем она добьется явного успеха.

 

Кун Т.

В развитии/ формировании любой науки можно выделить 2 фазы (выделил Т.Кун):

1. Революционная – когда происходит коренной переворот научного мировоззрения.

2. «Нормальная наука» – это наука, которая опирается на прошлые достижения или на существующую парадигму.

 

Парадигма – это теория, которая принята за общий образец решения исследовательских задач. Это эталон научного исследования, который включает:

- законы,

- теорию,

- методы,

- оборудование, его применение,

- интерпретацию фактов.

 

Парадигма – это правила и стандарты научной деятельности, принятые на сегодняшний день и остающиеся постоянными до новой научной революции.

Наличие парадигмы – это признак зрелой науки.

 

Фейерабенд П.

Выдвигает 2 принципа:

1. «Принцип упорства»: не отказываться от старой теории, игнорировать даже явно противоречащие ей факты.

2. Принцип методологического анархизма – «Наука представляет собой по сути анархическое предприятие: теоретический анархизм более гуманен и прогрессивен, чем его альтернативы, опирающиеся на закон и порядок… Это доказывается и анализом конкретных исторических событий, и абстрактным анализом отношения между идеей и действием. Единственный принцип, не препятствующий прогрессу, называется «допустимо всё»… Например, мы можем использовать гипотезы, противоречащие хорошо подтвержденным теориям или обоснованным экспериментальным результатам. Можно развивать науку, действуя конструктивно».

 


История методов психологии

 

В 19 веке доминирующим методом познания психики был метод интроспекции (был первым и единственным методом).

Господствовал идеал естественно-научного знания.

Интроспекция не вписывалась в это (противоречила естественно-научному идеалу).

=> требовался объективный метод изучения психики.

 

Стало вводиться применение метода эксперимента (В.Вундт) – позволял раскрывать законы психики и разрабатывать на этой эмпирической основе теорию психологии.

à развивается психология как естественная наука.

 

Важную роль в становлении экспериментальной психологии в России сыграли такие ученые как Сеченов, Павлов, Введенский, Ухтомский, Бехтерев, Ланге, Ушинский, Челпанов, и т.д.

 

По Дружинину

Выделяет 3 класса методов:

 

1. Эмпирические методы, при которых осуществляется реальное взаимодействие субъекта и объекта.

2. Теоретические методы – когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (или субъекта).

- Дедуктивный метод – восхождение от общего к частному.

- Индуктивный метод – восхождение от частного к общему.

- Трансдуктивный метод (= метод моделирования) – это умозаключение от частного к частному, когда в качестве аналога берется более простой объект.

 

3. Интерпретация и описание – когда субъект внешне взаимодействует с символическими представлениями объекта (графика, таблицы, схемы, и т.д.).

Эмпирические методы.

Экспериментальные.

Эксперимент – метод, предполагающий активное воздействие исследователя на изолированный объект с целью создания наилучших условий для изучения.

 

Виды эксперимента:

1. Естественный/полевой эксперимент – условия, используемые для проведения полевого эксперимента организует не экспериментатор, а сама жизнь (эксперимент в естественных условиях)

Экспериментатор не создает специальных условий, а только варьирует существующие.

«+»: включен в жизнь и деятельность испытуемых.

 

2. Моделирующий эксперимент – испытуемый действует по инструкции экспериментатора.

В нем испытуемый производит типичные для жизненной ситуации действия.

 

3. Лабораторный эксперимент – тип экспериментального исследования, предполагающий создание специальных условий.

Чаще используется для изучения элементарных психических функций (моторной, сенсорной реакции).

«+»: возможность изучения поведения в особых условиях.

«–»: проблема экспериментального воздействия.

 

Неэкспериментальные методы исследования:

<<<схема>>>

Наблюдение

· несистематическое/систематическое

· сплошное/выборочное

· включенное (явное/инкогнито)/невключенное

· полевое/лабораторное

 

Анкетирование

· использование прямых вопросов

· селективный тип

· анкеты-шкалы

 

Беседа

· клиническая

· целенаправленный опрос (интервью/глубинные интервью)

 

Архивный метод

· анализ продуктов деятельности

· биографический метод

· контент-анализ

 

Проективные методы

· ассоциативные тесты

· интерпретационные тесты

· экспрессивные тесты

 

Монографический метод

 

 

3. (классификация методов)

Междисциплинарные – исследования в рамках нескольких наук, привлекают методы других наук для организации исследования и теории для объяснения.

Считаются наиболее прогрессивными.

 

Монодисциплинарные – в рамках одной науки, одной дисциплины. Для объяснения привлекаются факты в рамках одной науки.

 

4. (классификация методов)

Комплексные – изучаем много факторов (пр: исследование индивидуальности; изучение познавательных процессов в дошкольном возрасте, и т.д.).

 

Аналитические – изучается какое-либо одно явление.

 

Разделение по целям исследования (3 группы):

1. Поисковая группа/пилотажная – основная задача: обнаружить существующие явления, поставить новую проблему, вопрос, или попробовать решить проблему новым способом («метод научного тыка»).

2. Критическое исследование – направлено на опровержение существующих данных, уточнение роли одной из двух альтернатив (чаще проводятся в тех областях, где очень много данных).

3. Воспроизводящее исследование/репликация – повторение существующего исследования в том же виде, в котором оно было когда-то проведено.

Репликации составляют основу науки. их данные постоянно актуальны.

 

n Основной недостаток всех исследований: ни одно исследование не может повторить, абсолютно скопировать реальность.

Но любое исследование должно стремиться к этому.

 

Дружинин:
Реальность à Идеальное исследование

­–– Реальное исследование ––­

 


Артефактные выводы

Ошибки на пути к конечным обобщениям приводят к формулированию неверных (артефактных) выводов.

Определение проблемы

Эмпирические вопросы

¯

Планирование экспериментального исследования

¯

Переменная -

1. любая реальность, наблюдаемые изменения которой (по конкретным параметрам или показателям методики) могут быть зафиксированы и измерены в какой-либо шкале (Корнилова).

2. Любая реальность, которая может изменяться, и это изменение проявляется и фиксируется в эксперименте.

 

В экспериманте используется 2 вида переменных:

1. Независимая переменная (НП) – та переменная, которая произвольно изменяется экспериментатором.

2. Зависимая переменная (ЗП) – за изменениями которой наблюдают в процессе экспериментального исследования.

 

НП – это управляемый фактор в эксперименте. Экспериментатор может сам осуществлять полный контроль и моделировать ситуации изменения НП.

 

НП, как минимум, должна иметь 2 значения (или больше):

НП1 à ЗП

НП2 à

 

Эксперимент с двумя вариантами НП = простой эксперимент.

 

Характеристики НП:

1. Функциональный контроль.

2. Психологизация НП как включения в психологическое объяснение переменной.

3. Должна быть операционализация переменной в конкретной методической процедуре.

 

Изменение ЗП – это следствие манипуляции НП.

ЗП – отклик на экспериментальное воздействие.

 

НП, ЗП и их соотношение – это составляющая часть экспериментальной гипотезы.

 

3 аспекта выделения НП:

1. Экспликация из теоретической (научной) гипотезы таких следствии, эмпирическая проверка которых подразумевает управление некоторыми условиями или иной тип функционального контроля НП как причинно действующего фактора.

2. Обоснование контролируемой переменной как психологической, т. е. включенной в причинную связь на уровне психологического объяснения.

3. Решение вопросов о возможности реализации предполагаемого причинного воздействия с точки зрения операционализации переменной в конкретной методической процедуре и с точки зрения этических оценок возможности соответствующей НП.

4. Готовность исследователя использовать те или иные виды воздействий в научных целях.

 

Виды НП (по Кэмпбеллу):

Это варианты контроля НП-ых.

 

1. Управляемые факторы/ «истинная» переменная – в качестве которых могут выступать целостные ситуации, и изменения отдельных характеристик стимулов.

2. Потенциально управляемые – это переменные, которые экспериментатор может варьировать, но не хочет (нет необходимости).

3. Относительно постоянные аспекты окружения – мы их не контролируем, но можем их использовать (пр: социально-экономический уровень, населенный пункт, школа, семейная ситуация).

4. Организмические переменные – все характеристики, которые описывают человека, как индивида; все, что касается его организма (пр: пол, возраст).

5. Тестируемые/предварительные измерения – на основании методик, предварительного тестирования.

 

Гудвин.

1. Ситуативные – особенности среды, окружения.

2. Рабочие – разные виды воздействий, заданий.

3. Инструктивные – разные способы выполнения заданий.

 

В реальном эксперименте чаще всего комбинируются разные виды НП.

 

На основании НП можно классифицировать эксперименты по степени соответствия реальности:

- естественные;

- искусственные;

- лабораторные.

 

Виды ЗП:

1. Одновременные – один параметр, изменяющийся под воздействием НП.

2. Многомерные – отражает одно явление.

3. Фундаментальные – влияние НП описывается через отношение, через функцию.

 

Сензетивность ЗП – время отклика на НП.

Эффект потолка – ЗП очень легко изменяется вслед за НП.

Эффект пола – наоборот.

 

ЗП должна быть валидна, т.е. измерять то, что требуется.

 

Валидность.

 

Валидность – это достоверность результатов, которая обеспечивается в реальном эксперименте.

Валидность будет тем ниже, чем больше др. условий влияет на ЗП.

 

Выделяют 2 вида валидности:

1. Внутренняя валидность – включает в себя конструктную и операциональную.

2. Внешняя валидность.

 

Внутренняя валидность.

- это одна из основных характеристик эксперимента, который показывает – действительно ли экспериментальное воздействие привело к изменениям в данном эксперименте (явилось причиной).

 

Она характеризует то, насколько влияет НП-ая на ЗП-ую, и насколько контролируется дополнительная переменная.

 

Характеризует достоверность результатов.

 

Моменты, которые нужно учитывать в эксперименте –

Факторы Внутренней Валидности:

1. Фон (история) – это те события, которые происходят между первым и итоговым тестированием, помимо или вместе с экспериментальным воздействием.

2. Естественное развитие – это изменения испытуемых, не связанные с конкретными событиями.

3. Эффект тестирования – как влияет выполнение первых заданий/измерений на результаты повторного измерения.

4. Инструментальная погрешность – это ненадежность метода измерения реакции испытуемых.

5. Отбор испытуемых – этот фактор отвечает за состав групп – экспериментальную и контрольную – и их эквивалентности др. др.

(Добиться того, чтобы группы были равны à случайный подбор).

6. Отсев испытуемых – фактор неравномерности выбывания испытуемых из групп (чаще всего выбывают по случайным причинам).

7. Фактор взаимодействия/ фактор отбора и естественного развития – взаимодействие отбора и естественного развития.

 

Виды внутренней валидности:

1. Конструктная валидность – характеризует адекватность метода интерпретации данных тории. А также то, насколько правильно обозначены причины экспериментального эффекта; правильность употребления терминов или теорий, используемых для интерпретации.

Установление конструктной валидности позволяет перейти к единому объяснению причины и следствия.

2. Операциональная валидность – соответствие операции экспериментатора теоретическому описанию переменной.

(- разновидность внешней для лабораторного эксперимента. Это соответствие применяемых методических процедур тем теоретическим понятиям, кот входят в экспериментальную гипотезу).

(Связана с операционализацией).

 

Внешняя валидность.

- показывает то, насколько результаты соответствуют жизненным ситуациям.

 

Перенос данных эксперимента в жизнь возможен в 2-х случаях:

1. Соответствие экспериментальных условий жизненной ситуации.

2. Типичность самой ситуации.

 

Факторы Внешней Валидности:

1. Взаимодействие тестирования – изменения испытуемых вследствие предварительного тестирования.

2. Взаимодействие отбора и экспериментального воздействия – насколько экспериментальное воздействие связано с тем, каких мы отбираем испытуемых.

(пр: фильм о животных – остались только те, кто любит животных).

3. Условия организации эксперимента, которые вызывают реакцию испытуемых на него.

4. Взаимная интерференция экспериментальных воздействий в ситуации, когда одна и та же группа подвергается нескольким воздействиям.

 

Внутренняя и внешняя валидность определяет весь эксперимент, его соответствие реальности, и т.д.

 

<<<схема>>>

–––––––––––––– теория –––––––––––––––

конструктная В. | | операциональная В.

Идеальный эксперимент.

 

Идеальный эксперимент (понятие ввел Д.Кэмпбелл) – это тот, который полностью соответствует реальности и отвечает следующим требованиям:

 

1. Изменяется только независимая переменная.

2. Зависимая переменная полностью контролируется.

3. Все другие условия остаются постоянными.

4. Испытуемые эквивалентны (равны) др. др. и неизменны во времени.

5. Возможность проводить эксперимент бесконечно.

 

Идеальный эксперимент противостоит реальному.

Идеальный эксперимент нужен для того, чтобы сравнить насколько эксперимент соответствует реальности.

 

Реальный эксперимент.

В ходе любого «реального» исследования ученый искусственно вычленяет, принимает во внимание некоторую часть реальности, абстрагируясь от других существенных ее сторон.

Эта часть реальности, принимаемая в качестве предмета исследования, как бы «контролируется» экспериментатором.

 

Соответствие реального и идеального эксперимента выражается в понятии внутренняя валидность.

Соответствие реального исследования изучаемой объективной реальности – внешняя валидность.

 

Валидность – это достоверность результатов, которая обеспечивается в реальном эксперименте.

 

Валидность будет тем ниже, чем больше др. условий влияет на ЗП.

 

Факторы, угрожающие внутренней валидности:

1. Изменения во времени.

2. Различия экспериментальных задач

3. Эффекты последовательности

4. Предубеждение экспериментатора

 

Первичный контроль:

1. Организация и протоколирование эксперимента;

2. Стабилизация известных побочных переменных;

3. Точность экспериментальных процедур и необходимое количество проб;

4. Схемы: позиционно уравненной последовательности, регулярного чередования, случайная последовательность.

 

Идеальный эксперимент является невозможным, эксперимент полного соответствия – бессмысленным, а бесконечный – тем и др. вместе.

Полезны они как эксперименты «мысленные».

Они подсказывают нам, что нужно делать для создания эффективного эксперимента.

 

Идеальный и бесконечный эксперименты показывают, как избежать посторонних влияний и тем самым добиться большей уверенности в том, что экспериментальные результаты действительно отражают связь НП и ЗП.

 

 

Хороший эксперимент (по Кэмпбеллу).

Требования (характеристики):

1. Выявляет временнУю последовательность предполагаемых причин и следствия.

2. Хороший эксперимент показывает, что вероятностная причина и следствие взаимосвязаны.

3. В хорошем эксперименте исключены влияния побочных переменных, которыми можно объяснить экспериментальный эффект.

4. Исключены альтернативные гипотезы о теоретических конструктах, которые объясняют связь между переменными.


Реальный эксперимент.

В ходе любого «реального» исследования ученый искусственно вычленяет, принимает во внимание некоторую часть реальности, абстрагируясь от других существенных ее сторон.

Эта часть реальности, принимаемая в качестве предмета исследования, как бы «контролируется» экспериментатором.

 

Эксперимент полного соответствия – это эксперимент, который воспроизводит реальность.

В принципе, возможны такие эксперименты, которые не соответствуют никаким реальным жизненным ситуациям, а служат лишь для проверки гипотез, источником которой является развитая теория.

Моделирование некоторых условий, например, в эксперименте по сенсорной депривации, не соответствует никакой жизненной реальности.

 

Соответствие реального исследования изучаемой объективной реальности выражается в понятии – внешняя валидность.

 

Валидность – это достоверность результатов, которая обеспечивается в реальном эксперименте.

 

Валидность будет тем ниже, чем больше др. условий влияет на ЗП.

 

Идеальный экспер



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 983; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.483 с.)