Уджджханасанниттхера Ваттху. Притча о тхера Уджджханасанни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уджджханасанниттхера Ваттху. Притча о тхера Уджджханасанни



Параваджджанупассисса

ниччам уджджханасаннино

асава тасса ваддханти

ара со асаваккхайа.

Стих 253

В том, кто всегда замечает чужие ошибки и унижает других людей,

моральная нечистота (асава) увеличивается; он далек от искоренения

моральной нечистоты (т.е., далек от достижения просветления).

 

 


Во время пребывания в монастыре Джетавана Будда произнес стих (253) в связи с иторией о тхера Уджджханасанни.

Тхера Уджджханасанни всегда придирался к другим людям и злословил. Другие монахи рассказали о нем Будде. Будда ответил им: «Монахи, когда человек придирает­ся к другому по-доброму, чтобы научить его, то в этом нет ничего плохого и обвинять его не стоит. Но если кто-то постоянно придирается к другим и злословит о них прос­то из злости, он не достигнет концентрации и умственного погружения (джхана). Он не сможет понять Дхамму и моральная нечистота (асава) в нем увеличивается».

 

В том, кто всегда замечает чужие ошибки и унижает других людей,

моральная нечистота (асава) увеличивается; он далек от искоренения

моральной нечистоты (т.е., далек от достижения просветления).

 

Субхаддапариббаджака Baттxy. Притча о Субхадде, бродячем аскете

Акасева падам наттхи

самано наттхи бахире

папанчабхирата паджа

ниппапанча татхагата.

Акасева падам наттхи

самано наттхи бахире

санкхара сассатта наттхи

наттхи буддханаминджитам.

 

Стих 254

В небе нет пути, нет благородных монахов (самана) вне учения Будды.

Все живые существа радуются оковам

(т.е. желаниям, гордости и неверным взглядам),

которые продлевают Cансару;

все Будды свободны от этих оков.

 

Стих 255

В небе нет пути, нет благородных монахов (самана) вне учения Будды.

Нет вечных условностей; все Будды невозмутимы

(к желаниям, гордости и неверным взглядам).

 
 

 

 


Будда произнес стихи (254 и 255) в Роще Сал, принадлежащей принцам Малла, неподалеку от Кусинары незадолго до париниббаны (смерти) в ответ на вопрос, за­данный Субхаддой, бродячим аскетом (париббаджака).

Субхадда, бродячий аскет, остановился в Кусинаре, когда узнал, что Готама Буд­да достигнет париниббаны во время последнего ночного бдения. Субхадде долгое время не давали покоя три вопроса. Он уже задавал эти вопросы учителям других религий, а именно Пурана Кашьяпе, Маккхали Госале, Аджита Кесакамбале, Пакудха Каччайане и Нигантха Натапутте, но их ответы не удовлетворили его. Он еще не задал их Готама Будде, но чувствовал, что Будда может ответить на его вопросы. Тогда Он поспешил к Роще Сал, но Почтенный Ананда не пустил его к Будде, так как в то время Будда был уже очень слаб. Но Будда услышал их разговор и согла­сился принять Субхадду. Субхадда задал три вопроса: (1) Есть ли дороги в небе? (2) Есть ли благородные монахи вне учения Будды? (3) Есть ли что-либо условное, что постоянно? Ответ Будды на все вышеперечисленные вопросы был отрицательным.

Затем Будда произнес следующие стихи:

В небе нет пути, нет благородных монахов (самана) вне учения Будды.

Все живые существа радуются оковам

(т.е. желаниям, гордости и неверным взглядам), которые продлевают Сансару;

все Будды свободны от этих оков.

 

В небе нет пути, нет благородных монахов (самана) вне учения Будды.

Нет вечных условностей; все Будды невозмутимы

(к желаниям, гордости и неверным взглядам).

 

По окончании проповеди Субхадда достиг Плода Анагами, и, по его просьбе, Будда принял его в Орден монахов. Субхадда был последним, кто стал монахом при жизни Будды. Со временем Субхадда достиг просветления.


 

ГЛАВА 19

Dhammatthavagga — О Справедливых (Праведных)

 

Виниччхайамахаматта Ваттху. Притча о судье

На тена хоти Дхамматтхо

йенаттхам сахаса найе

йо ча аттхам анаттханча

уббо нинчхеййа пандито.

Асахасена Д хаммена

самена найати паре

дхаммасса гутто медхави

«дхамматтхо» ти павуччати.

 

Стих 256

Он несправедлив, если судит своевольно;

мудрец должен решать, хорошенько подумав, что правильно и что неправильно.

 

Стих 257

Мудрец, который решает не своевольно, а в соответствии с законом,

является хранителем закона;

его следует называеть «человеком, который живет по закону (Дхамматтхо)».

 
 

 

 


Во время пребывания в монастыре Джетавана Будда произнес стихи (256 и 257) в связи с историей о некоторых продажных судьях.

Однажды, когда несколько монахов возвращались после подаяния, пошел сильный дождь, и они зашли в здание суда, чтобы укрыться. Пока они были там, они узнали, что некоторые судьи берут взятки и судят нечестно. Они рассказали об этом Будде, и Будда ответил: «Монахи! Если, принимая решение, человек руководствуется личными или денежными мотивами, то его нельзя назвать «справедливым» или «человеком, который живет в соответствии с законом». Если же человек внимательно рассматри­вает и взвешивает все свидетельства и принимает решение объективно, то его следует называть «справедливым» или «судьей, который живет в соответствии с законом».

Затем Будда произнес следующие стихи:

 

Он несправедлив, если судит своевольно;

мудрец должен решать, хорошенько подумав, что правильно и что неправильно.

 

Мудрец, который решает не своевольно, а в соответствии с законом,

является хранителем закона;

его следует называеть «человеком, который живет по закону (Дхамматтхо)».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.008 с.)