Предмет и задачи исторической науки. Функции исторического познания. История Беларуси – составная часть мировой истории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и задачи исторической науки. Функции исторического познания. История Беларуси – составная часть мировой истории



Предмет и задачи исторической науки. Функции исторического познания. История Беларуси – составная часть мировой истории

Изучение гуманитарных дисциплин составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов и способствует выработке творческого мышления. История относится к числу важнейших общественных наук.

Предмет исторической науки – движение общества во времени, прошлое и настоящее стран, народов, человечества, отдельных сторон деятельности общества.

Содержанием истории является исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни.

Важнейшими задачами истории являются: 1) изучение исторического процесса с целью лучшего понимания действительности; 2) объяснение явлений и событий с позиций объективности; 3) поиск причинно- следственных связей как основы событий; 4) пробуждение исторической памяти, национального самосознания; 5) воспитание патриотизма, ответственности за судьбу страны.

История выполняет несколько социально-значимых функций. Первая - познавательная, интеллектуально-развивающая, состоящая в самом изучении исторического развития человечества. Вторая функция – практико-политическая. Ее сущность в том, что история как наука, выявляя закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс. Третья функция - мировоззренческая. Фактическая сторона истории является фундаментом, на котором выстраивается наука об обществе. Четвертая функция – патриотическо-воспитательная. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества.

История и сама является многоотраслевой наукой. Она подразделяется на экономическую историю, политическую историю, гражданскую и военную историю, историю государства и права, историю религии и т.д.

К историческим наукам также относятся: этнография, изучающая быт и культуру народов; археология, изучающая историю по вещественным источникам древности. Существует также ряд вспомогательных исторических дисциплин. К их числу относятся: палеография, изучающая рукописные памятники и старинное письмо; геральдика – гербы стран, городов, отдельных семей; топонимика, генеалогия, нумизматика, краеведение и т.д.

По широте объекта изучения история подразделяется на: всемирную историю, историю континентов, историю отдельных стран и народов и т.д. Таким образом, история Беларуси – часть всемирной истории, объектом изучения которой является история нашей страны, вклад народа Беларуси в мировой процесс развития.

Более двух тысяч лет назад возникли два основных подхода в исторической мысли, которые существуют и сегодня. Представители идеалистической концепции считают, что дух, разум, сознание первичны и более важны, чем материя и, что именно они основа исторического процесса. Материалистическое направление считает, что материальная жизнь определяет сознание людей и экономические процессы определяют и духовное развитие.

Современная отечественная историческая наука использует диалектико-материалистический метод исследования, который рассматривает развитие общества как естественно-исторический процесс, что определяется историческими закономерностями и находится под воздействием объективных факторов (деятельности масс, классов, партий, личностей).

Объективность исторического познания обеспечивается и научными принципами. Принцип историзма требует рассмотрения всех фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Принцип объективности требует учитывать реальный набор фактов, относящихся к рассматриваемому явлению.

Принцип социального подхода предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, обязывает соотносить классовые и групповые интересы с общечеловеческими.

Принцип альтернативности определяет степени вероятности событий на основе анализа реальностей и возможностей.

Только при соблюдении и сочетании всех принципов и методов познания могут быть обеспечены строгая научность и достоверность в изучении исторического прошлого.

Полоцкое и Туровское княжества —

Первые раннефеодальные государства

На территории Беларуси

Самым крупным и могущественным княжеством на тер-

ритории Беларуси в раннем средневековье являлось Полоцкое княжество. Оно образовалось в среднем течении ЗападнойДвины в IX-X вв., занимало всю Северную Беларусь и граничило на севере с Новгородской землей, на востоке - со Смоленской, на юге - с Турово-Пинской, на западе и северо-западе - с

землями литовско-латышских племен. Полоцкое княжество занимало свыше трети территории современной Беларуси.

Приблизительно в то время, когда на Русь были приглашены варяги, в Полоцке существовала местная княжеская династия, права которой сохранялись на протяжении многих поколений. При Олеге в числе подданных Киева письменные источники называют и кривичей, плативших ему дань. Поход на Византию в 907 г. Олег осуществил с участием кривичей и радимичей. В договоре Олега с Византией среди городов, имеших право на дань, упоминается и Полоцк. Как союзники Киева, полоцкая знать и местные князья опирались на великого киевского князя.

При преемниках Олега - Игоре, Ольге и Святославе - за-

висимость Полоцка от Киева постепенно ослабевает. В последней четверти X в. тут княжил Рогволод, который имел власть в земле Полоцкой. Это свидетельствует об относительной самостоятельности Полоцка.

После гибели великого князя киевского Святослава Игоревича между его сыновьями Ярополком и Владимиром вспыхнула борьба за киевский престол. Первый сидел в Киеве, второй — в Новгороде. Возможно, с целью обретения могучего союзника оба брата домогались руки дочери Рогволода Рогнеды. Молодые князья послали сватов к полоцкой княжне. Летопись сообщает: Рогнеда, узнав, что Владимир был сыном Святослава и невольницы, не захотела стать женой рабынича и с пренебрежением ответила: «Не хочу разути рабынича, я за Ярополка иду». После того, как Владимиру передали отказ Рогнеды, он в 980 г. пошел походом на Полоцк, разбил полоцкое войско, уничтожил город, убил Рогволода и двух его сыновей, а Рогнеду насильно забрал в Киев и принудил стать своей женой.

Предание говорит о том, что Рогнеда пробовала отомстить

Владимиру за свое бесчестие, смерть отца и братьев. Она решила убить Владимира, когда тот спал, но попытка не удалась: он внезапно проснулся и схватил ее за руку. Владимир взял меч, чтобы зарубить гордую полочанку, но на защиту матери с мечом в руках стал их малолетний сын Изяслав. Этот маленький защитник так поразил Владимира, что тот построил новый город Изяслав (теперь Заславль недалеко от Минска) и отправил туда Рогнеду и Изяслава. Однако это была не просто ссылка. Владимир вынужден был уступить полоцкому боярству и отдать Рогнеде ее «отчину» - Полоцкую землю, посадив

там на княжение своего малолетнего сына Изяслава. Именно в это время, после крещения Руси, киевский князь отправлял других своих сыновей в крупные города в качестве наместников. Изяслав стал не только полоцким князем, но и основателем новой династии - Изяславичей. В летописях полоцкие князья часто упоминаются как Рогволодовы внуки.

В XI в. Киевская Русь была поделена на три части во главе с Киевом, Полоцком и Новгородом, соперничавшими между собой. Однако фактически на Руси сохранились только две княжеские ветви: сын Владимира - Ярослав Мудрый в Киеве и

правнук Рогволода - Брячислав Изяславич в Полоцке.

В то время как другие русские земли переходили по старшинству к наследникам Ярослава Мудрого, Полоцк находился в руках местного княжеского рода и не участвовал в борьбе за киевский престол. Это объясняется тем, что потомки Изяслава Владимировича юридически потеряли право на этот престол. Известно, что в основе древнего права наследования на Руси лежал принцип преемственности, согласно которому княжество мог получить любой из Рюриковичей в порядке старшинства. Это значит, что не сын получал право наследо вания, а следующий по возрасту брат отца. При этом старший в роду мог занять только тот престол, на котором сидел его отец. Изяслав умер раньше своего отца — киевского князя Владимира. Дети и внуки Изяслава уже никогда не могли быть киевскими князьями.

С именем Брячислава связана война с Новгородом и киевским князем Ярославом. В 1021 г. Брячислав внезапно напал на Новгород, занял город, захватил пленных. Однако на р. Судомиры его ждало войско Ярослава. Брячислав потерпел поражение и бежал в Полоцк. Далее события развивались довольно странно. Ярослав не пошел на Полоцк, а позвал к себе на переговоры Брячислава и предложил ему: «Будзе же со

мною за один». Брячислав согласился и получил за это два города - Витебск и Усвят. Киевский князь, носитель верховной власти на Руси, как предполагают исследователи, выступил в роли арбитра в споре Полоцка и Новгорода, где Полоцк и Новгород являлись составными частями одного государства и подчинялись ему. Возможно, Ярославу необходима была военная помощь Брячислава в его походах против Литвы, но

этого летописец не уточняет.

Наибольшего могущества Полоцкое княжество достигло

при Всеславе Брячиславиче. Летописи сообщают, что князь много делал для благосостояния Полоцкой земли, забывая о сне и отдыхе. О нем еще при жизни сложилось множество легенд и преданий, в частности о том, что Всеслав был волшебником и мог пробежать серым волком сотни верст. Ходила легенда, что он и родился в результате чародейства, с приметным родимым пятном, в котором будто бы заключалась вся его необычайная сила. Чтобы «чародейный знак» не бросался людям в глаза, князь всегда носил на голове повязку. Чароде-

ем рисует Всеслава и автор «Слова о полку Игореве».

Пока был жив Ярослав Мудрый, Всеслав не думал об отделении Полоцкого княжества от Киевщины. После смерти Ярослава (1054) киевский престол занял его старший сын Изяслав, титулованный великим князем, черниговский – Святослав, переяславский - Всеволод. Вначале Всеслав жил с ними в согласии, даже принимал участие в совместных походах южных князей против половцев, постояно угрожавших Киеву. Так продолжалось до 60-х гг. XI в. С этого времени борьба Полоцка с Киевом разгорается вновь и не прекращается до самой смерти Всеслава.

В 1065 г. Всеслав обложил Псков, а в следующем году взял Новгород, забрав в качестве военного трофея церковное имущество из Софийского собора. В ответ три брата - Изяслав, Святослав и Всеволод - объединились и выступили против Всеслава. Первым городом, оказавшимся на их пути, был Минск. Город был осажден и взят. Киевские князья повели свои войска далее по р. Немиге и тут встретились с войсками Всеслава. Маленькая речка 3 марта 1067 г. стала свидетелем страшной битвы. Автор «Слова о полку Игореве» писал: «На Немизе снопы стелют головами, молотят цепами булатными, на току жизнь кладут, душу веют от тела. Немиги кровавые бреги не житом были засеяны, а костьми сынов русских». Речки Немиги теперь нет. По ее руслу проходит улица Немига в Минске. Летом 1067 г. Ярославичи, стоявшие лагерем под Оршей, пригласили для переговоров Всеслава с двумя сыновьями. Они

гарантировали ему безопасность, но нарушили обещание, взяли в плен, отвезли в Киев и посадили в темницу. В 1068 г. киевляне восстали против своего князя Изяслава, освободили Всеслава и провозгласили его великим князем Киевской Руси. Далее события разворачивались следующим образом. Лишенный киевского престола, Изяслав обратился за помощью к польскому королю Болеславу. Навстречу войску Болеслава, подошедшему к Киеву, выступил Всеслав с киевским ополчением. Среди киевлян возникли, вероятно, какие-то разногласия, поэтому князь-чародей решил не впутываться в сомнительноедело, бросил войско и ночью убежал на родину - в Полоцк.

Феодальные усобицы продолжались. С конца 70-х гг. XI в. В борьбу с полоцкими князьями вступил Владимир Мономах. Вследствие войн сильно пострадали полоцкие города: в 1078 г. - Логойск, Лукомль, Друцк, около 1084 г. - Минск. После смерти Всеслава Полоцкая земля была поделена между его сыновьями (их было шесть), которые впоследствии стали наделять волостями своих детей. Появился ряд удельных княжеств: Полоцкое, Минское, Витебское, Друцкое1, Изяславское (теперь Заславль Минской области), Логойское, Стрежевское2, Городец

битвы. Автор «Слова о полку Игореве» писал: «На Немизе снопы стелют головами, молотят цепами булатными, на току жизнь кладут, душу веют от тела. Немиги кровавые бреги не житом были засеяны, а костьми сынов русских». Речки Немиги теперь нет. По ее руслу проходит улица Немига в Минске.

Летом 1067 г. Ярославичи, стоявшие лагерем под Оршей,

пригласили для переговоров Всеслава с двумя сыновьями. Они гарантировали ему безопасность, но нарушили обещание, взяли в плен, отвезли в Киев и посадили в темницу. В 1068 г. киевляне восстали против своего князя Изяслава, освободили Всеслава и провозгласили его великим князем Киевской Руси.

Далее события разворачивались следующим образом. Лишенный киевского престола, Изяслав обратился за помощью к польскому королю Болеславу. Навстречу войску Болеслава, подошедшему к Киеву, выступил Всеслав с киевским ополчением. Среди киевлян возникли, вероятно, какие-то разногласия,

поэтому князь-чародей решил не впутываться в сомнительное дело, бросил войско и ночью убежал на родину - в Полоцк. Феодальные усобицы продолжались. С конца 70-х гг. XI в. В борьбу с полоцкими князьями вступил Владимир Мономах. Вследствие войн сильно пострадали полоцкие города: в 1078 г. - Логойск, Лукомль, Друцк, около 1084 г. - Минск. После смерти

Всеслава Полоцкая земля была поделена между его сыновьями (их было шесть), которые впоследствии стали наделять волостями своих детей. Появился ряд удельных княжеств: Полоцкое, Минское, Витебское, Друцкое1, Изяславское (теперь За-

славль Минской области), Логойское, Стрежевское2, Городец дружины осуществлял походы в другие земли. Кроме того, князь ведал хозяйственными делами, вместе с тиунами вершил суд, охранял торговые пути и караваны в своем княжестве. Высокое общественное положение в Полоцке занимал епископ. От имени князя и епископа писались договоры, заключавшиеся полоцким вече, к документам прикреплялись их печати.

Вторым крупным раннефеодальным княжеством на территории Беларуси было Туровское княжество, образовавшееся в IX-X вв. Его территория в основном соответствовала местам расселения дреговичей на юге Беларуси в бассейне Припяти. Политический центр княжества — Туров - почти современник Полоцка. Крупным городом был Пинск. Название Турова летописец связывал с именем местного князя Тура. Возникновению и развитию Турова и Пинска содействовало их выгодное расположение на водном Припятско-Бугском торговом пути из Киева и других русских земель в Западную Европу. В 988 г. великий киевский князь Владимир Святославич отдал Туров своему сыну Святополку, который, по задумке отца,

должен был способствовать распространению в Турове южновизантийского влияния. Но Святополк, как свидетельствуют летописи, не оправдал надежд отца. Женившись на дочери польского короля Болеслава, католичке по вероисповеданию, он попал под западное влияние. Вместе с дочерью польского короля в Туров приехал западный епископ Рейнберг, который сблизился со Святополком и начал подстрекать его выступить

против Владимира. Опираясь на туровцев, хорошо помнивших времена, когда Туровская земля бела независима от Киева, а также надеясь на военную помощь своего тестя, польского короля Болеслава, Святополк задумал отделиться от Киева. Владимир, узнав о вражеских намерениях своего старшего

сына, неожиданно напал на Святополка и заточил его, его жену и епископа Рейнберга в темницу. После того как в 1015 г. умер Владимир, Святополк, как старший в роду, получил право занять киевский великокняжеский престол. Между Святополком и Ярославом вспыхнула борьба, в которой победил Ярослав. Святополк бежал в Польшу, где и умер. Туровское княжество было включено Ярославом Мудрым в состав Киевского княжества в качестве волости, на которую непосредственно распространялась власть киевского князя. Волость не имела своего самостоятельного статуса и закрепленной за ней княжеской линии. Туров можно рассматривать как буфер между Полоцком и Киевом, если учитывать агрес князей и угрозу литовских и ятвяжских набегов. Поэтому киевские князья стремились держать Туров при себе, направляя туда князьями своих сыновей и близких родственников. В 50-е гг. XII в. Туров вышел из повиновения Киева, и в нем установилась самостоятельная княжеская династия. В конце XII - начале XIII в. на территории княжества образовался ряд мелких феодальных «лоскутных» княжеств - Туровское, Пинское, Слуцкое, Клецкое, Дубровицкое (на территории современной Украины).

Полоцкое и Туровское княжества имели все атрибуты государственной власти - власти законодательной (вече), исполнительной (князья и дружины) и судебной (князья и тиуны). Их можно считать первыми раннефеодальными государствами на территории Беларуси.

 

Происхождение названий

Белая Русь

Происхождение названия Белая Русь окончательно не выяснено. Относительно данного вопроса существует множество версий и мнений. Одни авторы связывают происхождение названия Белая Русь с красотой земли, чистотой рек и голубизной озер, глубокими снегами, независимостью от татаро-монголов и литовских князей («белая» в данном случае - великая, независимая, свободная, вольная), другие - со светло-русыми волосами и голубыми глазами жителей (блондины). Существуют и иные версии: происхождение названия Белая Русь

объясняется белым цветом одежды, которая «при дворе царском в почтении была», либо белизной свиток, сорочек и рубах, которые носили жители этих земель. Термин «Белая Русь» связывают также с широким распространением в топонимике названий со словом «белая». Впервые термин «Белая Русь», как писал русский историк В.Н. Татищев, упоминается в летописях 1135 г. применительно к землям Северо-Восточной Руси (Владимиро-Суздальского княжества). Это территория от верховьев Западной Двины и Волги до верховьев Немана, включавшая в свой состав Московский, Тверской, Смоленский, Мстиславский, Друцкий края.

Великий князь Ростово-Суздальской земли Андрей Боголюбский с 1157 г. звался князем Белой Руси. Своим боярам он говорил: «Я всю Белую (Суздальскую) Русь городами и селами великими населил и многолюдной учинил». Как видно, уже в XII в. часть современной белорусской этнической территории (Мстиславский и Друцкий край) входила в состав земель, называвшихся Белой Русью.

В конце XV - начале XVI в. термин «Белая Русь» по-прежнему применялся для обозначения Московской (Русской) державы. Великий князь московский Иван III носил титул князя «усея Великыя и Белыя Руси». По Н.М. Карамзину, «исчисляя в титуле своем все особенные владения государства Московского,

Иоанн наименовал оное Белою Россиею...».

 

В XVI—XVII вв. название Белая Русь после скитаний по просторам славянского мира постепенно закрепляется за Подвиньем и Поднепровьем. Почти каждый чужеземец, впервые попав в восточную часть сегодняшней Беларуси (Подвинье и Поднепровье), обращал внимание на господствовавший повсюду белый цвет одежды - от свиток и кожушков до мужских штанов и шапок-магерок.

В XVI—XVII вв. в разных исторических источниках название Белая Русь встречается не только применительно к Восточной Беларуси, но и к Новгородской и Псковской землям, а также к Восточной Украине.

С середины XVI в. термином «Белая Русь» начали обозначать не только земли Подвинско-Поднепровского региона (традиционная «Белая Русь»), но и Центрального, Поприпятско-Полесского регионов, или земли современной Центральной и Восточной Беларуси. Белорусцами называли теперь не только жителей Подвинско-Поднепровского региона, но и людей, проживающих на всей территории от Западной Двины до Припяти. Наряду с формой «белорусцы» в документах встречается и современная форма этнонима белорусского народа - «белорусы».

Одновременно происходил процесс формирования языка

Белой Руси - белорусского языка. Его возникновение было результатом смешения, переплетения северных (подвинско-поднепровских) и южных (поприпятских) элементов разговорного языка восточнославянского населения. Этот язык отличается от русского и украинского особенностями фонетической системы, грамматического строя и словарного состава.

 

К этим особенностям относится сочетание таких элементов, как твердое «р» и «ч», мягкое «д» («дзеканье»), «аканье». Появились так называемые среднебелорусские говоры, впитавшие в себя северные и южные элементы. Что касается языка северной зоны Подвинско-Поднепровского региона (Псковщи-

на, Тверской край, Смоленщина), то он в значительной мере сложился под влиянием соседних северных и восточных говоров, распространенных в границах Московского государства.

 

 

Введение христианства.

Внутриполитическая жизнь

Предмет и задачи исторической науки. Функции исторического познания. История Беларуси – составная часть мировой истории

Изучение гуманитарных дисциплин составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов и способствует выработке творческого мышления. История относится к числу важнейших общественных наук.

Предмет исторической науки – движение общества во времени, прошлое и настоящее стран, народов, человечества, отдельных сторон деятельности общества.

Содержанием истории является исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни.

Важнейшими задачами истории являются: 1) изучение исторического процесса с целью лучшего понимания действительности; 2) объяснение явлений и событий с позиций объективности; 3) поиск причинно- следственных связей как основы событий; 4) пробуждение исторической памяти, национального самосознания; 5) воспитание патриотизма, ответственности за судьбу страны.

История выполняет несколько социально-значимых функций. Первая - познавательная, интеллектуально-развивающая, состоящая в самом изучении исторического развития человечества. Вторая функция – практико-политическая. Ее сущность в том, что история как наука, выявляя закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс. Третья функция - мировоззренческая. Фактическая сторона истории является фундаментом, на котором выстраивается наука об обществе. Четвертая функция – патриотическо-воспитательная. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества.

История и сама является многоотраслевой наукой. Она подразделяется на экономическую историю, политическую историю, гражданскую и военную историю, историю государства и права, историю религии и т.д.

К историческим наукам также относятся: этнография, изучающая быт и культуру народов; археология, изучающая историю по вещественным источникам древности. Существует также ряд вспомогательных исторических дисциплин. К их числу относятся: палеография, изучающая рукописные памятники и старинное письмо; геральдика – гербы стран, городов, отдельных семей; топонимика, генеалогия, нумизматика, краеведение и т.д.

По широте объекта изучения история подразделяется на: всемирную историю, историю континентов, историю отдельных стран и народов и т.д. Таким образом, история Беларуси – часть всемирной истории, объектом изучения которой является история нашей страны, вклад народа Беларуси в мировой процесс развития.

Более двух тысяч лет назад возникли два основных подхода в исторической мысли, которые существуют и сегодня. Представители идеалистической концепции считают, что дух, разум, сознание первичны и более важны, чем материя и, что именно они основа исторического процесса. Материалистическое направление считает, что материальная жизнь определяет сознание людей и экономические процессы определяют и духовное развитие.

Современная отечественная историческая наука использует диалектико-материалистический метод исследования, который рассматривает развитие общества как естественно-исторический процесс, что определяется историческими закономерностями и находится под воздействием объективных факторов (деятельности масс, классов, партий, личностей).

Объективность исторического познания обеспечивается и научными принципами. Принцип историзма требует рассмотрения всех фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Принцип объективности требует учитывать реальный набор фактов, относящихся к рассматриваемому явлению.

Принцип социального подхода предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, обязывает соотносить классовые и групповые интересы с общечеловеческими.

Принцип альтернативности определяет степени вероятности событий на основе анализа реальностей и возможностей.

Только при соблюдении и сочетании всех принципов и методов познания могут быть обеспечены строгая научность и достоверность в изучении исторического прошлого.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 916; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.177.223 (0.039 с.)