Культура Беларуси на современном этапе


С середины 1980-х гг. начинаются перемены в области культуры Беларуси. В период перестройки важное значение приобрел вопрос о роли и месте белорусского языка в обществе. За расширение сферы применения белорусского языка выступала интеллигенция, а также неформальные объединения молодежи. Кроме языкового вопроса, общественность поднимала проблему сохранения историко-культурного наследия и всестороннего возрождения белорусской культуры. 1991 год положил начало новому этапу истории белорус-

ской культуры. Конституция Республики Беларусь обязывает уважать национальные традиции, беречь историко-культурное наследие белорусского народа, гарантирует свободное развитие всех национальных общностей, живущих в стране. Вместе с тем существенным препятствием для культурного развития

стал экономический кризис, приведший к сокращению государственных расходов на потребности культуры. Либерализация общественно-политической жизни способствовала появлению новых тем в литературе и искусстве.

Развитие образования и науки. С середины 1980-х гг. в СССР началась реформа общеобразовательной, профессио-нальной и высшей школы. При реформировании системы образования обеспечивались преемственность и свободный доступ к любой ее ступени, разнообразие содержания и форм обучения, расширение возможностей для индивидуального развития личности. Обеспечивались более тесные контакты

обучения и производственной деятельности, включение учеников в систематический, посильный для их здоровья и возраста общественно полезный труд. Несмотря на кризисные явления в социально-экономической сфере, белорусское образование сохранило свой потенциал.

В общеобразовательных школах был введен курс основ информатики и вычислительной техники, созданы специализированные средние учебные заведения - лицеи и гимназии.

Они должны были обеспечить более основательную подготовку учащихся по избранным областям знаний (гуманитарной, технической или природоведческой). На разных уровнях проводились предметные олимпиады по физике, математике и другим дисциплинам. Победители республиканского этапа имели право поступать в высшие учебные заведения без всту-пительных экзаменов по дисциплине олимпиады. Практико-валось совмещение выпускного экзамена за среднюю школу с вступительным экзаменом в высшие учебные заведения. В 1990-е гг. в Республике Беларусь начала проводиться реформа общеобразовательной школы, связанная с переходом на двенадцатилетний срок обучения в средней школе. Она предусматривала переход к обязательной десятилетней базовой школе. Среднее образование предполагалось получать в последних 11-ми 12-м классах или путем профессионального образования. Последние классы имели целью специализиро-

ванную подготовку учеников по разным направлениям (природоведческо-математическим, гуманитарным,технологическим, общеобразовательным).

В связи с невозможностью реализовать в полном объеме намеченное реформой и недостатками в ее проведении в 2008 г. было принято решение прекратить реформу по переходу к

двенадцатилетнему обучению и осуществлять среднее образование молодежи в одиннадцатилетней школе.

В профессионально-технических училищах вместе с получением общего среднего образования учащиеся проходили подготовку по 420 профессиям. Более 10 профессиональнотехнических училищ объявили себя учебными заведениями, которые дают одновременно профессионально-техническую и среднюю специальную подготовку. Средние специальные учебные заведения обеспечивают подготовку кадров для хозяйства и культуры. Часть техникумов была преобразована в колледжи, где одновременно осущест-влялась подготовка специалистов средней квалификации и специалистов повышенного уровня. Последние имели возмож-ность поступать сразу на III курс высшего учебного заведения. В высших учебных заведениях были введены новые специальности, связанные с научно-техническим прогрессом - по робототехнике, электронному приборостроению, новым химическим технологиям, биотехнологиям и др. Расширилась подготовка специалистов в области экономики, права, социальной работы.

Белорусские ученые проводят важные исследования практически во всех областях знаний. Постепенно возобновляются утраченные ранее связи с учеными России и стран бывшего СССР, осуществляются контакты с научной общественностью зарубежных стран. Развитие науки должно обеспечить устой-

чивое социально-экономическое развитие Республики Беларусь, повышение уровня жизни населения.

Литература. Перемены в социально-экономической и общественно-политической жизни Беларуси нашли отражение в литературе.

Политика гласности и демократизации жизни способство-вала появлению произведений, посвященных проблеме поли-тических репрессий. Были опубликованы повести-воспомина-ния С. Граховского, Ф. Олехновича и др. Тему репрессий под-нимал в своих произведениях В. Быков. Белорусы получили возможность ознакомиться с произведениями белорусских пи-сателей-эмигрантов, ранее не публиковавшимися в Беларуси.

Авария на Чернобыльской АЭС и ее последствия явились важной темой художественной литературы. И. Шамякин соз-дал роман «Злая зорка», где совершил попытку осмыслить значение этой катастрофы. Ряд писателей также развивали чернобыльскую тему в своем творчестве.

Вторая половина 1980-х - 1990-е гг. - период возрастания интереса писателей и поэтов к историческому прошлому. Не случайно в это время возникает ряд художественных произ-ведений, посвященных различным событиям и лицам из исто-рии Беларуси. Не обходят современные авторы и тему Вели-кой Отечественной войны, хотя она и не является доминиру-ющей, как в предыдущие десятилетия. Новые произведения

вышли из-под пера белорусских поэтов Н. Гилевича, Г. Буравкина и др.

Театр, музыка. В сложных экономических условиях сере-дины 1980-1990-х гг. развивалось театральное искусство Бела-руси. Количество профессиональных театров в Беларуси даже увеличилось с 17 в 1985 г. до 21 в 1991 г. В 1990-е гг. возникли новые профессиональные и любительские драматические теа-

тры. Главную роль в театральном искусстве играли профессио-нальные государственные коллективы. На высоком уровне работали Национальный академический театр имени Я. Купа-

лы, Национальный академический театр имени Я. Коласа (в Витебске), Национальный академический театр оперы, Нацио-нальный академический театр балета, Национальный акаде-

мический драматический театр имени М. Горького, Государ-

ственный музыкальный театр, Белорусский республиканский

театр юного зрителя, Белорусский государственный театр ку-

кол, областные драматические и кукольные театры.

Основу репертуара белорусских театров составляет драма-

тургия белорусских авторов, русская и зарубежная классика.

Современная белорусская драматургия отразила интерес к

исторической тематике, фольклорным сюжетам.

Дальнейшее развитие получило музыкальное искусство.

Много сделали и продолжают делать для развития музыкаль-

ной культуры Беларуси такие известные композиторы, ру-

ководители музыкальных коллективов и исполнители, как

В. Ровдо, М. Дриневский, М. Козинец, С. Кортес, Д. Смоль-

ский, В. Солтан и др.

В центре концертной деятельности сегодня находятся Бе-

лорусская государственная филармония и областные филар-

монии. В Республике Беларусь работают высокопрофессио-

нальные коллективы: Академический хор Национальной теле-

радиокомпании, Государственный академический народный

хор имени Г. Цитовича, Государственная академическая хоро-

вая капелла имени Г. Ширмы, Государственный академиче-

ский симфонический оркестр, Государственный академиче-

ский народный оркестр имени И. Жиновича, хореографиче-

ский ансамбль «Хорошки» и др. Широкую популярность в

Беларуси и за ее пределами приобрел Государственный кон-

цертный оркестр Республики Беларусь под руководством

М. Финберга. В последние годы были созданы Государствен-

ный камерный хор, Минский оркестр духовых инструментов

«Немига» и другие творческие коллективы. Значительное ме-

Культура Беларуси на современном этапе 509

сто в музыкальной жизни страны занимают лучшие образцы

эстрадного песенного творчества.

Беларусь, Россия и Украина с 1992 г. в Витебске ежегодно со-

вместно проводят праздник песни «Славянский базар». Подъе-

му уровня мастерства молодых исполнителей содействует фе-

стиваль в Молодечно, ставший с 1993 г. традиционным.

Изобразительное искусство и архитектура. Важные изме-

нения произошли и в тематике произведений изобразитель-

ного искусства. Одной из основных тем стала историческая,

которая имеет выраженный национально-романтический

уклон. Главными героями произведений являются идеализи-

рованные персонажи из национальной истории. Часть худож-

ников обращается к очень популярной сегодня экологической

тематике, прежде всего чернобыльской катастрофе.

Для монументального искусства характерен отказ от гран-

диозных монументов абстрактно-символического смысла.

В 1990-е гг. характерным признаком времени стали памятни-

ки в честь воинов-интернационалистов. В 1996 г. в Минске

был открыт памятник воинам, погибшим в Афганистане, ко-

торый известен как «Остров слез». Памятники и мемориаль-

ные доски в честь воинов-афганцев установлены в Орше, Ре-

чице, Барановичах. Обращение к исторической тематике на-

блюдается в белорусской скульптуре. Так, были установлены

памятники Кириллу Туровскому в Турове, Франциску Скори-

не в Лиде, Рогнеде и Изяславу в Заславле, Евфросинье Полоц-

кой в Минске и Речице. Ряд памятников посвящен деятелям

белорусской науки и культуры более поздних времен.

Современная белорусская архитектура характеризуется воз-

рождением исторических и национальных традиций в сочета-

нии с новыми материалами и строительными технологиями.

Архитекторы активно используют элементы, присущие бело-

русскому зодчеству предыдущих эпох: зубчатые или криволи-

нейные завершения стен, полуциркульные окна, ниши, арки,

колонны и др. Современные архитектурные тенденции отчет-

ливо проявляются в спортивных сооружениях, вокзалах, бан-

ковских комплексах, а также в жилищной архитектуре. К наи-

более интересным сооружениям можно отнести Дворец Ре-

спублики, автовокзал «Московский», новый железнодорож-

ный вокзал и здание Национальной библиотеки в Минске, ле-

довые дворцы в Минске, Витебске, Гродно, Гомеле. В послед-

ние годы возводится много культовых сооружений различных

конфессий. Одной из важнейших задач политики государства

в области культуры является сохранение памятников отече-

ственной истории и культуры. В последние годы в республике

проводится целенаправленная работа не только по возвраще-

нию историко-культурного наследия, но и по реставрации па-

мятников истории и культуры Беларуси. Большие реставра-

ционные работы в конце 1980-х - 1990-е гг. проводились в

Мирском замке. В соответствии с постановлением Совета Ми-

нистров Несвиж получил статус Национального заповедника

Республики Беларусь. Необычайную ценность для Беларуси

имеет Полоцкий историко-культурный заповедник. Проводи-

лась реставрация памятников архитектуры на Новогрудчине,

Лидского замка, Борисоглебской (Коложской) церкви и Ста-

рого замка в Гродно, Благовещенской церкви в Витебске, исто-

рической застройки древнебелорусских городов. В Минске на

площади Свободы было восстановлено здание ратуши.

Физическая культура и спорт в Республике Беларусь. За-

нятия молодежи и всего населения физической культурой и

массовым спортом рассматриваются в Республике Беларусь в

качестве одного из средств укрепления здоровья нации, фор-

мирования здорового образа жизни. Министерством спорта и

туризма была разработана Государственная программа по

формированию здорового образа жизни на 2002-2006 гг., одо-

бренная Советом Министров Республики Беларусь.

Обеспечению возможности заниматься физической куль-

турой и массовым спортом всем категориям населения содей-

ствует функционирование в стране 226 стадионов, 26 спортив-

ных манежей, 231 плавательного бассейна, 4778 спортивных

залов, 715 мини-бассейнов в детских дошкольных учреждени-

ях. К услугам населения также базы олимпийской подготовки

«Стайки», «Раубичи», «Ратомка», дворцы спорта, тенниса, ле-

довые дворцы, более 9,6 тыс. открытых спортивных площа-

док. В Республике Беларусь работают свыше 23 тыс. специали-

стов физической культуры и спорта, в их числе около 7,5 тыс.

преподавателей физической культуры.

Физическое воспитание около 3 млн дошкольников, уча-

щихся и студентов осуществляется во время проведения учеб-

ных занятий по физической культуре. В соответствии с про-

граммой «Дети Беларуси», утвержденной Президентом Респу-

блики Беларусь, проходят республиканские фестивали «Спорт

и искусство», «Олимпийцы среди нас», слеты «Рождественские

старты» детей из школ-интернатов, детей-сирот и детей из рай-

онов, пострадавших от последствий чернобыльской катастро-

Республика Беларусь в международном сообществе 511

фы. Популярность среди детей и подростков приобрели сорев-

нования по футболу «Кожаный мяч» и по хоккею «Золотая

шайба» на призы Президента Республики Беларусь, республи-

канские зимние и летние спартакиады по месту жительства.

Проводятся также зимние и летние спартакиады допризывной

молодежи по многоборью комплекса «Защитник Отечества».

На промышленных и сельскохозяйственных предприяти-


ях, в организациях созданы коллективы и клубы физической

культуры. Около 1 млн (почти 10% населения страны) зани-

маются физической культурой по месту учебы, труда и жи-

тельства в спортивных секциях, оздоровительных группах,

клубах и физкультурно-оздоровительных центрах.

Физическая культура и массовый спорт в Республике Бела-

русь - это здоровый образ жизни населения, здоровье нации,

будущего поколения.

 

 


 

 









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь