Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возрождение религиозной жизни
В 1980-е гг. в СССР и БССР начинают изменяться отношения между государством и религиозными конфессиями. Традиционное противостояние и конфронтация постепенно уступают место толерантности и взаимному уважению, сотрудничеству и взаимопониманию. Начинается процесс возрождения религиозной жизни. С религией верующие связывают гарантию политической и этноконфессиональной стабильности в обществе, нерушимость его духовности и морали, национальных обычаев и традиций народа. На территории Беларуси восстанавливаются и строятся новые храмы, открываются новые приходы, увеличивается число верующих. В 2004 г. в Республике Беларусь было зарегистрировано 26 религиозных направлений. Около 80% верующих отождествляют себя с православием, около 10% - с католицизмом, около 2% — с протестантизмом, 0,3% - с иудаизмом. Специфика религиозной ситуации в Беларуси определяется прежде всего ее геополитическим положением на рубеже между западной и восточной цивилизациями, сосуществованием и поочередным доминированием православия и католицизма. Государства, в состав которых в различные исторические периоды входила территория Беларуси, всегда характеризовались поли-конфессиональностью. В Западной Беларуси традиционно сохраняется более высокий уровень религиозности (верующие со-ставляют около 70-80% населения) и соответственно гораздо больше религиозных общин, чем в восточных областях. Зато в 1980-1990-е гг. наиболее высокий количественный рост религиозных общин наблюдался в Центральной и Восточной Беларуси. Религиозные организации Беларуси имеют значительные возможности для распространения своих вероучений. В последние 10 лет на территории Беларуси издавалось более 100 наименований периодических изданий, из которых 17 принадлежат православной церкви, 8 - католической, 4 - иудеям, 4 -мусульманам, 73 издания выпускаются новыми религиозными движениями. Кроме того, на территорию республики из-за границы завозилось 256 наименований религиозной литературы. Православная церковь. По количеству общин и числу верующих среди других религиозных объединений Белорусская православная церковь занимает первое место. В 2004 г. она объединяла 1245 общин, 10 епархий, 19 монастырей. В конце 1980-х - начале 1990-х гг. количество православных приходов
в Беларуси увеличилось более чем в 2 раза. В 1985 г. в Минске было сдано в эксплуатацию строение, в котором разместился архиерейский дом с домовой церковью в честь Собора белорусских святых. Конфессиональная политика. Возрождение религиозной жизни 495 В 1989 г. православной церкви были переданы женские монастыри Спасо-Евфросиниевский в Полоцке и Рождества Богородицы в Гродно. 1 сентября 1989 г. возобновились занятия в Минской духовной семинарии, которая, как и прежде, разме- стилась в Жировичском Успенском монастыре. В этом же году в Минске начало работу духовное училище для подготовки псаломщиков и регентов церковных хоров. В октябре 1989 г. в границах БССР был создан Белорусский Экзархат. Минско-Белорусская епархия, руководителем которой с 1978 г. был Митрополит Филарет (Вахромеев), прекратила свое существование. Митрополит Филарет стал Митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим Экзархом Всея Беларуси. Белорусская православная церковь подчинена Московскому патриархату. В 1992 г. в Минске, Заславле и Полоцке состоялись торжества по поводу 1000-летия основания Полоцкой кафедры, а в 1993 г. отмечалось 200-летие Минской епархии. В 1993 г. Синод Белорусского Экзархата принял решение об открытии Минской духовной академии. Систему духовных учебных заведений дополнили созданные на рубеже XX— XXI вв. духовные училища в Витебске и Слониме, факультет теологии Европейского гуманитарного университета в Минске (после его закрытия - факультет теологии Белорусского государственного университета), школа катехизаторов в Минске, регентская школа при Минском духовном училище и школа церковных звонарей при Минском епархиальном управлении. В 1996 г. на минском предприятии «Отличное литье» начали отливать колокола, поступающие в приходы и монастыри Белорусского Экзархата. Свидетельством неразрывной связи Белорусского Экзархата с Русской Православной Церковью явились визиты в Беларусь Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Во время первого визита в 1991 г. он посетил районы, пострадавшие от ядерной катастрофы на Чернобыльской АЭС. Алексий II посетил Беларусь также в связи с празднованием 50-летия Побе-ды в Великой Отечественной войне и в связи с 60-летием ее начала. Во время своего визита в 2002 г. Патриарх Московский и Всея Руси принял участие в поклонении Жировичской ико-
не Божией Матери в Успенском мужском монастыре и в церемонии открытия здания Дома милосердия в Минске. Возрождение религиозной жизни в других конфессиях. К числу традиционных религий в Беларуси относится вторая по количеству верующих церковь - католическая. В условиях демократизации общества государство передало ей более 25 ранее закрытых костелов. Теперь в 4 католических епархиях Беларуси, возглавляемых митрополитом кардиналом Тадеушем Кондрусевичем, объединены 427 общин, действуют 359 католических храмов. Подготовка католических священников осуществляется в Гродненской и Пинской семинариях. С начала 1990-х гг. в Беларуси делались попытки возрождения униатской церкви. Этот процесс связан с поисками частью белорусскоязычной интеллигенции национальной церкви, в которой богослужение и культ должны быть связаны с национальной символикой, языком и традициями. В 2004 г. на территории Беларуси было зарегистрировано 13 униатских общин, в каждой из которых по 5-7 человек. Для подготовки профессиональных священников униатские общины направляют своих представителей в духовные учебные заведения Ватикана и Польши. В 1996 г. белорусские униаты торжественно отметили 400-летний юбилей Брестской церковной унии. Возрождение униатской церкви в Беларуси большинством населения воспринимается как попытка раскола белорусского общества, экспорта чужой культурной традиции и организационной структуры, хотя насильственного насаждения униатства не происходит. В 1990-е гг. увеличилось с 3 до 15 число протестантских течений в Беларуси, а количество общин - с 288 до 862. Наиболее динамично развиваются христиане веры евангелической, евангелические христиане-баптисты и адвентисты. Все протестантские течения в Беларуси объединяют около 70 тыс. активных верующих. Пресвитеров, проповедников и регентов готовят в двух высших и двух средних учебных заведениях евангелических христиан-баптистов и христиан веры евангелической. Издается несколько журналов и газет, действуют 307 молитвенных домов и 12 добровольных миссий. Ведущие протестантские организации пользуются мощной иностранной финансовой поддержкой. На территории Беларуси также с XIV в. существует этноконфессиональная группа татар-мусульман. В 2004 г. в Республике Беларусь зарегистрированы 23 мусульманские общины. Они входят в состав созданного в 1994 г. Мусульманского религиозного объединения Республики Беларусь, руководящим органом которого является муфтиат во главе с муфтием. С 1991 г. действует культурно-просветительное белорусское объединение татар «Аль Китаб». Проводятся акции по культурно-религиозной интеграции татар Беларуси, Литвы, Польши и Крыма, сохранению их этнической самобытности, возрождению исламской ре- лигии и культуры. После Великой Отечественной войны в Беларуси осталась одна мечеть - в Ивье Гродненской области. В 1990-е гг. началось строительство и реставрация мечетей в Слониме, Новогрудке, Видзах. Создается комплекс мусульманского культурно-религиозного центра в Минске. В 1997 г. были проведены торжества по случаю 600-летия с официальной даты появления на территории Беларуси первых поселений татар.
Нетрадиционные религиозные направления и движения. К этим направлениям относятся главным образом буддизм и индуизм (хатха-йога, дзэн-буддизм, огни-йога, вайшнавы, криш-наиты, брахма кумарис и др.). Данные направления приобрели популярность в основном среди ученической молодежи и ин-теллигенции. Деятельность экстремистских и деструктивных религиозных сект в Республике Беларусь запрещена. Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповедания и религиозных организациях». Правовым выражением но-вой политики государства стало принятие Закона Республики Беларусь «О свободе вероисповедания и религиозных организациях», действующего с 1992 г. На протяжении 1990-х гг. в него вносились изменения и дополнения. 27 июня 2002 г. была принята Палатой представителей и одобрена Советом Респуб- лики новая редакция Закона «О свободе вероисповедания и религиозных организациях». Он регулирует отношения в об-ласти прав человека и гражданина на свободу вероисповедания, а также определяет правовые основы создания и деятельности религиозных организаций, исходя из права каждого на свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии; равенства религий перед законом; признания ведущей роли православной церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа; духовной, культурной и исторической роли католической церкви на территории Беларуси; неотделимости от общей истории народа Беларуси евангелическо-лютеранской церкви, иудаизма и ислама; необходимости содействия достижению взаимного понимания, терпимости и уважения религиозных чувств граждан в вопросах свободы вероисповедания. Руководство Республики Беларусь с уважением и понима-нием относится ко всем религиозным конфессиям и прежде всего к ведущей конфессии - православной. При этом усло-виями хороших отношений к конфессиям являются любовь к Беларуси и белорусскому народу, исполнение Конституции Республики Беларусь и ее законодательства, поддержка вну-тренней и внешней политики государства. Систематически проходят встречи Президента страны А.Г. Лу-кашенко с иерархами православной, католической и других конфессий, на которых обсуждаются вопросы сотрудничества в духовно-этической сфере, в воспитании у населения высоких моральных качеств, человеколюбия, патриотизма, любви к Родине. Руководители Республики Беларусь присутствуют на богослужениях, обращаются к иерархам церкви и верую-щим с речами, оказывают материальную и финансовую поддержку в восстановлении, строительстве и ремонте храмовых и монастырских сооружений. Постоянная и тесная связь между светским государством и церковью, которая официально отделена от государства, содействует установлению толерантности, мира ивзаимопонимания между верующими различных конфессий, а также политической и этноконфессиональ- ной стабильности в Республике Беларусь.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.66.13 (0.008 с.) |