Возрождение религиозной жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрождение религиозной жизни



В 1980-е гг. в СССР и БССР начинают изменяться отношения между государством и религиозными конфессиями. Традиционное противостояние и конфронтация постепенно уступают место толерантности и взаимному уважению, сотрудничеству и взаимопониманию. Начинается процесс возрождения религиозной жизни. С религией верующие связывают гарантию политической и этноконфессиональной стабильности в обществе, нерушимость его духовности и морали, национальных обычаев и традиций народа.

На территории Беларуси восстанавливаются и строятся новые храмы, открываются новые приходы, увеличивается число верующих. В 2004 г. в Республике Беларусь было зарегистрировано 26 религиозных направлений. Около 80% верующих отождествляют себя с православием, около 10% - с католицизмом, около 2% — с протестантизмом, 0,3% - с иудаизмом. Специфика религиозной ситуации в Беларуси определяется

прежде всего ее геополитическим положением на рубеже между западной и восточной цивилизациями, сосуществованием и поочередным доминированием православия и католицизма. Государства, в состав которых в различные исторические периоды входила территория Беларуси, всегда характеризовались поли-конфессиональностью. В Западной Беларуси традиционно сохраняется более высокий уровень религиозности (верующие со-ставляют около 70-80% населения) и соответственно гораздо больше религиозных общин, чем в восточных областях. Зато в 1980-1990-е гг. наиболее высокий количественный рост религиозных общин наблюдался в Центральной и Восточной Беларуси. Религиозные организации Беларуси имеют значительные

возможности для распространения своих вероучений. В последние 10 лет на территории Беларуси издавалось более 100 наименований периодических изданий, из которых 17 принадлежат православной церкви, 8 - католической, 4 - иудеям, 4 -мусульманам, 73 издания выпускаются новыми религиозными движениями. Кроме того, на территорию республики из-за границы завозилось 256 наименований религиозной литературы.

Православная церковь. По количеству общин и числу верующих среди других религиозных объединений Белорусская православная церковь занимает первое место. В 2004 г. она объединяла 1245 общин, 10 епархий, 19 монастырей. В конце 1980-х - начале 1990-х гг. количество православных приходов

в Беларуси увеличилось более чем в 2 раза. В 1985 г. в Минске было сдано в эксплуатацию строение, в котором разместился архиерейский дом с домовой церковью в честь Собора белорусских святых.

Конфессиональная политика. Возрождение религиозной жизни 495 В 1989 г. православной церкви были переданы женские монастыри Спасо-Евфросиниевский в Полоцке и Рождества Богородицы в Гродно. 1 сентября 1989 г. возобновились занятия в Минской духовной семинарии, которая, как и прежде, разме-

стилась в Жировичском Успенском монастыре. В этом же году в Минске начало работу духовное училище для подготовки псаломщиков и регентов церковных хоров.

В октябре 1989 г. в границах БССР был создан Белорусский Экзархат. Минско-Белорусская епархия, руководителем которой с 1978 г. был Митрополит Филарет (Вахромеев), прекратила свое существование. Митрополит Филарет стал Митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим Экзархом Всея Беларуси.

Белорусская православная церковь подчинена Московскому патриархату. В 1992 г. в Минске, Заславле и Полоцке состоялись торжества по поводу 1000-летия основания Полоцкой кафедры, а в 1993 г. отмечалось 200-летие Минской епархии. В 1993 г. Синод Белорусского Экзархата принял решение

об открытии Минской духовной академии. Систему духовных учебных заведений дополнили созданные на рубеже XX— XXI вв. духовные училища в Витебске и Слониме, факультет

теологии Европейского гуманитарного университета в Минске (после его закрытия - факультет теологии Белорусского государственного университета), школа катехизаторов в Минске, регентская школа при Минском духовном училище и школа церковных звонарей при Минском епархиальном управлении. В 1996 г. на минском предприятии «Отличное литье» начали отливать колокола, поступающие в приходы и монастыри Белорусского Экзархата.

Свидетельством неразрывной связи Белорусского Экзархата с Русской Православной Церковью явились визиты в Беларусь Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Во время первого визита в 1991 г. он посетил районы, пострадавшие от ядерной катастрофы на Чернобыльской АЭС. Алексий II посетил Беларусь также в связи с празднованием 50-летия Побе-ды в Великой Отечественной войне и в связи с 60-летием ее начала. Во время своего визита в 2002 г. Патриарх Московский и Всея Руси принял участие в поклонении Жировичской ико-

не Божией Матери в Успенском мужском монастыре и в церемонии открытия здания Дома милосердия в Минске.

Возрождение религиозной жизни в других конфессиях. К числу традиционных религий в Беларуси относится вторая по количеству верующих церковь - католическая. В условиях демократизации общества государство передало ей более 25 ранее закрытых костелов. Теперь в 4 католических епархиях Беларуси, возглавляемых митрополитом кардиналом Тадеушем Кондрусевичем, объединены 427 общин, действуют 359 католических храмов. Подготовка католических священников осуществляется в Гродненской и Пинской семинариях.

С начала 1990-х гг. в Беларуси делались попытки возрождения униатской церкви. Этот процесс связан с поисками частью белорусскоязычной интеллигенции национальной церкви, в которой богослужение и культ должны быть связаны с национальной символикой, языком и традициями. В 2004 г. на территории

Беларуси было зарегистрировано 13 униатских общин, в каждой из которых по 5-7 человек. Для подготовки профессиональных священников униатские общины направляют своих представителей в духовные учебные заведения Ватикана и Польши. В 1996 г. белорусские униаты торжественно отметили 400-летний юбилей Брестской церковной унии. Возрождение униатской церкви в Беларуси большинством населения воспринимается как попытка раскола белорусского общества, экспорта чужой культурной традиции и организационной структуры, хотя насильственного насаждения униатства не происходит.

В 1990-е гг. увеличилось с 3 до 15 число протестантских течений в Беларуси, а количество общин - с 288 до 862. Наиболее динамично развиваются христиане веры евангелической, евангелические христиане-баптисты и адвентисты. Все протестантские течения в Беларуси объединяют около 70 тыс. активных верующих. Пресвитеров, проповедников и регентов готовят в двух высших и двух средних учебных заведениях евангелических христиан-баптистов и христиан веры евангелической. Издается несколько журналов и газет, действуют 307 молитвенных домов и 12 добровольных миссий. Ведущие протестантские организации пользуются мощной иностранной финансовой поддержкой.

На территории Беларуси также с XIV в. существует этноконфессиональная группа татар-мусульман. В 2004 г. в Республике Беларусь зарегистрированы 23 мусульманские общины. Они входят в состав созданного в 1994 г. Мусульманского религиозного объединения Республики Беларусь, руководящим органом

которого является муфтиат во главе с муфтием. С 1991 г. действует культурно-просветительное белорусское объединение татар «Аль Китаб». Проводятся акции по культурно-религиозной интеграции татар Беларуси, Литвы, Польши и Крыма, сохранению их этнической самобытности, возрождению исламской ре-

лигии и культуры. После Великой Отечественной войны в Беларуси осталась одна мечеть - в Ивье Гродненской области.

В 1990-е гг. началось строительство и реставрация мечетей в Слониме, Новогрудке, Видзах. Создается комплекс мусульманского культурно-религиозного центра в Минске. В 1997 г. были проведены торжества по случаю 600-летия с официальной даты появления на территории Беларуси первых поселений татар.

Нетрадиционные религиозные направления и движения. К этим направлениям относятся главным образом буддизм и индуизм (хатха-йога, дзэн-буддизм, огни-йога, вайшнавы, криш-наиты, брахма кумарис и др.). Данные направления приобрели популярность в основном среди ученической молодежи и ин-теллигенции.

Деятельность экстремистских и деструктивных религиозных сект в Республике Беларусь запрещена. Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповедания и религиозных организациях». Правовым выражением но-вой политики государства стало принятие Закона Республики Беларусь «О свободе вероисповедания и религиозных организациях», действующего с 1992 г. На протяжении 1990-х гг. в него вносились изменения и дополнения. 27 июня 2002 г. была принята Палатой представителей и одобрена Советом Респуб-

лики новая редакция Закона «О свободе вероисповедания и религиозных организациях». Он регулирует отношения в об-ласти прав человека и гражданина на свободу вероисповедания, а также определяет правовые основы создания и деятельности религиозных организаций, исходя из права каждого на свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии; равенства религий перед законом; признания ведущей роли православной церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа; духовной, культурной и исторической роли католической церкви на территории Беларуси; неотделимости от общей истории народа Беларуси евангелическо-лютеранской церкви, иудаизма и ислама; необходимости содействия достижению взаимного понимания, терпимости и уважения религиозных чувств граждан в вопросах свободы вероисповедания.

Руководство Республики Беларусь с уважением и понима-нием относится ко всем религиозным конфессиям и прежде всего к ведущей конфессии - православной. При этом усло-виями хороших отношений к конфессиям являются любовь к Беларуси и белорусскому народу, исполнение Конституции Республики Беларусь и ее законодательства, поддержка вну-тренней и внешней политики государства.

Систематически проходят встречи Президента страны А.Г. Лу-кашенко с иерархами православной, католической и других конфессий, на которых обсуждаются вопросы сотрудничества в духовно-этической сфере, в воспитании у населения высоких моральных качеств, человеколюбия, патриотизма, любви к Родине. Руководители Республики Беларусь присутствуют на богослужениях, обращаются к иерархам церкви и верую-щим с речами, оказывают материальную и финансовую поддержку в восстановлении, строительстве и ремонте храмовых и монастырских сооружений. Постоянная и тесная связь между светским государством и церковью, которая официально отделена от государства, содействует установлению толерантности, мира ивзаимопонимания между верующими различных конфессий, а также политической и этноконфессиональ-

ной стабильности в Республике Беларусь.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.66.13 (0.008 с.)