Несовершеносвто рын механизма.Общ. блага.внешние эффекты и затраты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Несовершеносвто рын механизма.Общ. блага.внешние эффекты и затраты.



Государственное регулирование экономики — воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма, решения экономических и социальных проблем.

Основная причина необходимости государственного регулирования экономики – фиаско рынка:

• нарушение условий эффективного саморазвития и саморегулирования (кризисы, инфляция, безработица);

• несовершенство рынка - возникновение монополий, нарушение механизма ценообразования, недоброжелательность информации и т.д.;• отрицательные побочные (внешние) эффекты;• необходимость предоставления общественных благ;• потребность в проведении специфической микроэкономической политики по стабилизации экономики.Внешние эффекты - воздействия, которые возникают в результате деятельности третьих лиц - хозяйствующих субъектов. Когда у третьей стороны возникают некомпенсируемые издержки, говорят об отрицательном внешнем эффекте, когда же третья сторона, не участвующая в рыночной сделке, получает от нее доход проявляются положительные внешние эффекты. Отрицательные внешние эффекты прежде всего связаны с загрязнением окружающей среды. Потери общества из-за отсутствия прав собственности на такие природные ресурсы, как воздух, вода и другие, не учитываются в издержках фирм-загрязнителей. Следствием этого является нерациональное распределение других природных ресурсов. Положительные внешние эффекты связаны с полезностью от деятельности субъектов хозяйствования не отраженной в цене производимой продукции. В этом случае некоторые отрасли могут получать ресурсы в недостаточном количестве. Например, здравоохранение приносит пользу как отдельным людям, так и обществу в целом. Однако рынком будут учитываться лишь платежеспособные потребности частных лиц, в связи с чем объем услуг медицинских служб будет ниже его оптимального уровня.Следовательно, рыночный механизм не всегда обеспечивает оптимальное распределение ресурсов: в некоторые отрасли и фирмы они могут поступать либо в чрезмерном, либо в недостаточном количестве. В первом случае задачей государства является нейтрализация негативных последствий. Для этого используются меры административного воздействия, налоги или штрафные санкции.Внешние затраты - издержки производства, которые предприятие перекладывает на другие предприятия или общество в целом: загрязнение окружающей среды и т.п.Общественные блага – Блага, предоставляемые только государством (охрана порядка, коммуникации, фундаментальная наука и др.). Потребление их осуществляется коллективно. Оценка этих благ неодинакова с точки зрения потребителя, а их объем определяется государством.

Проблема диффиринциации доходов.

Различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого называются дифференциацией доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем. Наибольший разрыв в уровне доходов отмечался в традиционной системе. Этот разрыв был больше, чем в эпоху капитализма свободной конкуренции. Затем при переходе к современной рыночной экономике различия в уровне доходов (и имущества) заметно уменьшаются. При переходе от административно-командной к рыночной системе рост дифференциации доходов связан с тем, что часть населения продолжает жить в условиях распадающейся прежней системы и одновременно возникает общественный слой, действующий по законам рыночной экономики. По мере вовлечения все более широких слоев населения в рыночные отношения размеры неравенства сокращаются.

Механизм микроэкономического регулирования — совокупность форм и методов управления производством на предприятии (воздействие рынка и государства)Формы государственного вмешательства

• правовая — государство определяет правовую основу собственности, функционирования экономики, отдельных хозяйственных субъектов, регионов и отраслей;• социально-экономическая — реализуется через совокупность конкретных способов (налоги, трансферты и т.п.) воздействия на процессы ценообразования, поведения хозяйственных субъектов и экономическую активность;• организационно-институциональная — государство регулирует процессы функционирования экономической системы, создавая соответствующие учреждения, институты и агентства различного профиля и направленияНаправления микроэкономического регулирования• антимонопольное;• разгосударствление, приватизация и национализация;• распределение, охрана окружающей среды;• создание общественных благ.Помощь государства предприятиям (трансфертные платежи)• субсидирование — денежное пособие (за счет средств государственного бюджета) для технического перевооружения, реорганизации и др., (возможно в виде льготного кредитования или налогообложения предприятий и отраслей);• дотация — безвозмездное финансовое пособие для покрытия убытков;

• субвенция — безвозмездное денежное пособие для финансирования определенного мероприятия (например, в случае банкротства).Социальная политика государства — комплекс мер, направленных на обеспечение благоприятных условий жизни и труда населенияЦели социальной политики государства: повышение качества жизни населения; обеспечение занятости; обеспечение благосостояния и социальной справедливости (социальные программы): регулирование доходов; смягчение социальной напряженности.

Уровень жизни — степень обеспеченности населения товарами и услугами, определяющими его потребности.

Показатели уровня жизни – количественные: потребление основных продуктов питания; обеспеченность промышленными товарами в расчете на 100 семей; структура потребления; продолжительность рабочего и свободного времени и его структура величина реальных доходов.

 

Национальная экономика

Национальная экономика — система общественного воспроизводства страны, охватывающая все сферы деятельности.

Цели национальной экономики

• обеспечить устойчивые высокие темпы роста объема производства товаров и услуг без резких изменений, спадов и кризисов;

• обеспечить стабильность цен в рыночной экономике, не "замораживая" их на длительный период, а планово регулируя;

• создать высокий уровень занятости — достигается в том случае, когда каждый желающий получит работу;

• поддержание активного внешнеторгового баланса — достижение относительного равновесия между экспортом и импортом страны, а также достижение стабильности обменного курса национальной валюты на валюты других стран.

В зависимости от критерия классификации можно выделить следующие структуры национальной экономики:

Воспроизводственную – деление на сферы хозяйства (группы однородных отраслей). Выделяются три крупные взаимосвязанные сферы: материальное производство (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, частично услуги), нематериальное производство (наука, искусство, образование и др.), непроизводственная сфера (оборона, религия, общественные организации);

Социальную – деление экономики на секторы в зависимости от собственности (государственный, частный, коллективный, смешанный);

Отраслевую – выделение крупных народнохозяйственных отраслей и подотраслей (например, промышленность и ее подотрасли: легкая, пищевая, машиностроение и др.);

Территориальную – деление на экономические районы.

Важной чертой национальной экономики являются ее макроэкономические пропорции.

Макроэкономические пропорции — количественные соотношения между различными подразделениями и сферами общественного производства, отраслями, территориально-производственными частями национальной экономики.

Виды макроэкономических пропорций

• общеэкономические — между крупными сферами национальной экономики: производством и потреблением, потреблением и накоплением, материальным и нематериальным производством между; I и II подразделениями материального производства (объемами средств производства и предметов потребления в валовом национальном продукте, численностью работающих в каждом из этих подразделений,);

• межотраслевые — между отраслями промышленности и др.;

• внутриотраслевые — между взаимосвязанными производствами внутри одной отрасли;

• территориальные — общеэкономические, меж- и внутриотраслевые в границах определенной территории;

• межгосударственные — между государствами на основе международного разделения труда;

• стоимостные — между отдельными элементами стоимости валового национального продукта (денежной выручкой, доходами в сферах материального и нематериального производства, доходами предприятий, государства и населения);ресурсные — между трудовыми ресурсами и производственной и непроизводственной сферами, городом и деревней, отраслями и регионами;Каждая страна стремится установить оптимальные пропорции своей экономики, обеспечивающие наиболее полное удовлетворение потребностей населения при наименьших затратах ресурсов, соответствие между структурой общественного воспроизводства и структурой общественных потребностей.

Устойчивые тенденции изменения пропорций, присущие большинству национальных экономик:

• увеличение доли непроизводственной сферы по сравнению с отраслями материального производства;

• повышение технического уровня производства (рост фондовооруженности труда);

• опережающее развитие наукоемких отраслей;

• опережающий рост промышленности по сравнению с сельским хозяйством;

• опережающий рост сферы услуг;

• расширение участия страны в международном разделении труда, более быстрое увеличение внешнеторгового оборота по сравнению с ростом производства в стране.

Пропорциональность составляет основу сбалансированности национальной экономики.

Сбалансированность национальной экономики — соответствие между взаимосвязанными отраслями, между объемами производимых благ и потребностями в них.

Пропорциональность и сбалансированность постоянно нарушаются, так как экономический рост ведет к установлению новых пропорций, поэтому необходимо постоянно поддерживать сбалансированность путем корректировки пропорций между сферами экономики и внутри них. Через структурные изменения осуществляется выход из кризисного состояния экономики.

Структурная перестройка требует: ликвидации убыточных производств; создание новых высокоэффективных рабочих мест; внедрение в производство высоких технологий; выпуск конкурентоспособной экспортной продукции; рост инвестиций (включая иностранные) в экономику.

 

СНС.Основыне показатели.

Макроэкономические показатели

Для измерения национального продукта используются различные макроэкономические показатели: валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, валовой общественный продукт, совокупный общественный продукт и др. Все эти показатели взаимосвязаны и объединяются системой национальных счетов (СНС). Суть схемы национальных счетов сводится к расчету обобщающих показателей развития экономики, характеризующих производство, доходы и расходы. СНС представляет собой специальные балансы, в которых отражено наличие ресурсов и их использование. Каждая операция имеет плательщика и получателя и поэтому записана один раз как ресурс и один раз – как их использование, что исключает повторный счет. СНС позволяем проследить движение массы произведенных конечных товаров и услуг, а также добавленной стоимости от производства до конечного использования. Стандартная система счетов разработана в ООН и применяется сегодня более чем в 100 странах мираВаловой национальный продукт (ВНП – GNP – gross national product) — исчисленная в рыночных ценах стоимость конечного продукта (продукции, товаров и услуг), произведенного как внутри страны, так и за рубежом в течение года.Конечный продукт — показатель суммарного объема конечной, завершенной в производстве, готовой продукции в денежном выражении.По стоимости конечный продукт не включает сумму промежуточного продукта — используемых в течение года предметов труда. ВВП используется для международных сопоставлений относительных уровней экономического развития различных стран и регионов мира и является обобщающим показателем производства товаров и услуг и измерителем их стоимости.

Валовой внутренний продукт (ВВП – GDP – gross domestic product) - стоимость, исчисленная в рыночных ценах конечного продукта (продукции, товаров и услуг), созданного в течение года внутри страны с использованием факторов производства, принадлежащих как данной стране, так и другим странам. Иначе говоря, в ВВП включаются товары и услуги, созданные как отечественными, так и иностранными производителями. Отсюда, например, заработная плата турецких строителей, работающих России, учитывается в ВВП России и в ВНП Турции.ВВП не включает: • государственные и частные трансфертные платежи. Трансфертные платежи – это выплата денег, взамен которых товары и услуги не поступают какие (пенсии, пособия, субсидии, стипендии и т.п.);• сделки с ценными бумагами (купля-продажа акций, облигаций и т.п.);• выручку от продажи товаров, произведенных в предшествующий период. Такая продажа не отражает текущего производства и потому не учитываетя в ВНП данного года продукцию, которая не попадает на рынок (домашние работы, самообслуживание); • объем теневой экономики (25—30 % ВВП). Это часть ВВП подсчитывается приблизительно. 41 ВНП Валовой национальный продукт (ВНП – GNP – gross national product) — исчисленная в рыночных ценах стоимость конечного продукта (продукции, товаров и услуг), произведенного как внутри страны, так и за рубежом в течение года.Конечный продукт — показатель суммарного объема конечной, завершенной в производстве, готовой продукции в денежном выражении.По стоимости конечный продукт не включает сумму промежуточного продукта — используемых в течение года предметов трудаРазличают номинальный и реальный ВНП. Номинальный ВВП равен объему конечного производства товаров и услуг, определенному в ценах текущего года, а реальный ВВП — это то же количество товаров и услуг, определенных в неизменных ценах базового года. Метод расчета ВНП по расходам. ВНП определяется как сумма благ и услуг в распоряжении общества в определенный период времени. Необходимо суммировать все расходы на приобретение (потребление) конечного продукта.В показатель ВНП входят:Потребительские расходы — Расходы на личное потребление.Личные потребительские расходы включают расходы домашних хозяйств, которые в свою очередь делят на:предметы потребления длительного пользования (автомобили, бытовая техника, и др).товары текущего потребления (продукты питания, одежда и др).потребительские расходы на услуги (услуги парикмахеров, железной догори, аэрофлота, врачей и др).Валовые частные инвестиции в национальную экономику (T).Инвестиции — затраты на новые капитальные товары, чтобы с их помощью производить товары и услуги. Это внутренние частные инвестиции — инвестиции частного сектора, которые делаются внутри страны.

Государственные закупки товаров и услуг (G).Все государственные расходы, включая федеральные, штатов, а также местных органов власти на конечную продукцию предприятий и на все прямые покупки ресурсов.

Чистый экспорт (NE), который представляет разность между экспортом и импортом.Таким образом, перечисленные здесь расходы составляют ВНП и показывают рыночную стоимость годового производства. Следовательно, суммарный ВНП можно вычислить по формуле:ВНП = C + Ig + G + Xn Метод расчета ВНП по доходам. ВНП, с другой стороны, составляет сумму доходов отдельных лиц и предприятий (зарплата, процент, прибыль, рента) и определяется как сумма вознаграждения владельцев факторов производства. В этом случае в ВНП также включены косвенные налоги на предприятия, амортизация, доходы от собственности.

ВНП может также определяться как сумма доходов отраслей народного хозяйства.ВНП, рассчитанный по расходам, включает в себя 4 потока: инвестиции частного предпринимательства, государственные закупки товаров и услуг, потребительские расходы и чистый экспорт.Очевидно также, что кругооборот доходов — возобновляемый и расширяющийся процесс: расходы стимулируют рост доходов, которые в свою очередь позволяют увеличить расходы.Сумма доходов ВНП должна полностью совпадать с суммой расходов. Если этого не происходит, это означает, что страна живет за чей-то счет, т. е. живет в долг.На основании данного показателя ассчитывается чистый национальный продукт, который представляет собой разницу между ВНП и амортизацией.

Сов спрос.Сов предложение.

Совокупный спрос (AD – aggregate demand) — потребность в экономических благах, представленная в денежной форме со стороны населения, предприятий, государства и зарубежных покупателей.

Формирующие совокупного спроса

• потребительский спрос домашних хозяйств;

• спрос на инвестиционные товары предпринимателей;

• спрос государства на товары и услуги;

• спрос на отечественные товары иностранных государств чистый экспорт (разность между экспортом и импортом).

Факторы величины совокупного спроса:• ценовые:

• эффект процентной ставки — рост общего уровня цен приводит к повышению процентной ставки, а в итоге к сокращению потребления и инвестиций, а следовательно, и совокупного спроса, и наоборот;

• эффект богатства — изменение реальной стоимости и покупательной способности финансовых активов и доходов населения. Снижение цен способствует росту реальных доходов и совокупного спроса, и наоборот;

• эффект импортных закупок — рост цен приводит к уменьшению покупок товаров данной страны иностранными гражданами;• неценовые:• изменения в потребительских расходах:

• изменение доходов прямо влияет на потребительский спрос, увеличивая его;• ожидание изменения доходов и цен (ожидание их роста увеличивает спрос на товары в данный момент, и наоборот);• задолженность потребителей и рост налогов уменьшают потребительские расходы, и наоборот;• изменения в инвестиционных расходах — увеличивают или уменьшают расходы на покупку инвестиционных товаров (средств производства). Рост инвестиций увеличивает совокупный спрос;• увеличение государственных расходов на покупку товаров и услуг — вызывает рост совокупного спроса;• увеличение расходов на чистый экспорт — приводит к росту совокупного спроса. Факторами такой ситуации могут быть:• рост национального дохода иностранных государств;• обесценение отечественной валюты по отношению к другой.Совокупное предложение (AS – aggregate supply) — сумма стоимостей товаров и услуг, поставленных на рынок предпринимателями.S – это реальный объем национального производства при каждом возможном уровне цен. Кривая АS состоит из трех отрезков:• горизонтальный (кейнсианский). Отражает ситуацию, когда при некотором уровне цен объем производства можно увеличить при неизмененных ценах. Это возможно при наличии незанятых ресурсов, вовлечение которых не вызовет роста цен на них;• промежуточный. Рост объема производства сопровождается ростом цен. В некоторых отраслях уже достигнута полная занятость ресурсов, начинает ощущаться их ограниченность, т.е. возрастают издержки на единицу продукции, которые компенсируются более высокими ценами;вертикальный (классический). Экономика достигает границ производственных возможностей, ресурсы полностью задействованы (достигнута полная занятость), объем производства измениться не может, он постоянен, так что дальнейшее повышение цен не приведет к приросту совокупного продукта.Так же как и кривая совокупного спроса, кривая совокупного предложения может смещаться под воздействием неценовых факторов:• Изменения цен на ресурсы, что отразится на издержках производства, следовательно, и на объеме предложения. Например, рост цен на энергоресурсы может вызвать сокращение объемов предложения (сдвиг кривой AS влево).• Изменения в производительности ресурсов. Так, повышение производительности (например труда) сопровождается снижением издержек и расширением предложения.

• Изменения в налогообложении предпринимателей (рост налогов сокращает производство, уменьшение его расширяет).Макроэкономическое равновесие Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения определяет равновесный уровень цен и равновесный объем национального производства. Любой объем ВНП, при котором не достигается равенство AS=AD, свидетельствует либо о недопроизводстве (AD>AS), либо о перепроизводстве (AS>AD) и невозможности реализовать продукцию (рис). Состояние национальной экономики изменяется под влиянием колебаний в совокупном спросе и предложении.

1. Последствия увеличения совокупного спроса при неизменности совокупного предложения зависят от того, на каком отрезке совокупного предложения они происходят:А) увеличение AD на горизонтально участке кривой AS приведет к росту реального ВНП, снижению безработицы при неизменных ценах.

б) увеличение AD на промежуточном отрезке кривой AS приведет к росту ВНП при одновременном росте цен.

В) увеличение AD на вертикальном отрезке кривой AS вызовет рост цен при неизменной величине реального ВНП.

При сокращении совокупного спроса – объем ВНП и уровень занятости уменьшатся, но цены не снизятся. Равновесие будет достигнуто при тех же ценах и меньшем объеме ВНП. Эта ситуация объясняется так называемым эффектом «храповика» (храповик – это механизм. Который позволяет крутить колесо вперед, но не назад). Цены легко меняются в сторону увеличения, но в обратную сторону становятся не гибкими и не снижаются.

2. Изменение совокупного предложения при неизменности совокупного спроса вызывает:

А) увеличение AS приведет к росту реального ВНП, сокращению безработицы и уменьшению уровня цен:

Б) сокращение AS приведет к снижению реального ВНП, росту безработицы и росту цен (такое состояние экономики называется стагфляцией).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.66.13 (0.035 с.)