Особенности рынка земли и природ ресурсов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности рынка земли и природ ресурсов.



Рынок природных ресурсов — продажа производственных ресурсов, взятых из окружающего мира.

Виды природных ресурсов

• экологические — солнечный свет, воздух, вода естественных водоемов (неделимые блага, принадлежащие всем);

• хозяйственные — природное сырье, источники энергии, техническая вода (используются хозяйствующими субъектами).

Важнейший природный ресурс - земля, т.е. пространство, на котором осуществляется экономическая деятельность любого рода. Общая площадь ее в данной местности фиксирована. Ограниченность природных ресурсов порождает монополию их присвоения отдельными субъектами. Собственники природных ресурсов получают доход от владения данным фактором в виде ренты. Экономическая рента в широком смысле слова – это плата за ресурс, предложение которого ограниченно.

Как фактор производства земля не воспроизводима и потому количественно ограничена, что определяет специфику рынка земли. Предложение земли совершенно неэластично.

Спрос на землю (как и на всякий ресурс) зависит от производительности (продуктивности) земли и от спроса на производимую с помощью земли продукцию.

Под земельной рентой подразумевается цена, уплачиваемая за использование земли и других природных ресурсов, запасы которых ограничены.

Земельная рента (R – rent) — доход, не связанный непосредственным образом с производственной деятельностью собственника земли, а получаемый им за использование земли как природного ресурса.

Образование земельной ренты представлено на рис.9

Поскольку предложение земли (S) совершенно неэластичен то спрос (D) — единственный фактор, определяющий ренту (R)

В условиях рыночной экономики земля продается и покупается, т.е. имеет цену. Цена земли зависит от величины земельной ренты: чем больше земельная рента, тем при прочих равных условиях выше цена участка земли. Поскольку, владея землей, собственник постоянно получает доход в виде ренты, то он продаст свой участок за такую сумму которая, будучи положенной в банк, будет приносить ему доход не меньший, чем получаемая им рента. Таким образом, цена земли (Р) представляет собой капитализированную (превращенную, капитал) земельную ренту.

Pt = (R/ r) x 100%,

Где R — годовая рента; r — рыночная ставка ссудного (банковского) процента.

Предположим, что собственник земли получал годовой доход (ренту), равный 100 тыс. руб., банк по вкладам платит 10% годовых. Очевидно, что владелец земли продаст свой участок сумму, не меньшую 1 млн, ибо, положив эту сумму в банк, он будет получать ежегодный доход на уровне ренты (100 тыс. р.)|

Формы земельной ренты

• абсолютная (чистая) — порождается монополией частной собственности на землю. Предполагает одинаковое качество и местоположение земель.

• дифференциальная - образуется как разница между общественной и индивидуальной ценой производства сельскохозяйственных продуктов

• дифференциальная рента 1 — дополнительный доход, получение которого связано с более высокой продуктивностью земельных участков или их более выгодным местоположением;

• дифференциальная рента 2 — дополнительный доход, определяемый интенсивным ведением хозяйства, добавочным вложением средств (денежных, материальных) в землю.

Арендная плата выступает самостоятельной формой платежа, при которой используется лишь недвижимость (строения, здания, сооружения). Если земельный участок арендуется для хозяйственного использования с хозяйственными постройками, то рента включает в себя и арендную плату.

 

Методы гос регулирования.

Государственное регулирование экономики — воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма, решения экономических и социальных проблем.Основная причина необходимости государственного регулирования экономики – фиаско рынка: • нарушение условий эффективного саморазвития и саморегулирования (кризисы, инфляция, безработица);• несовершенство рынка - возникновение монополий, нарушение механизма ценообразования, недоброжелательность информации и т.д.;• отрицательные побочные (внешние) эффекты;• необходимость предоставления общественных благ;• потребность в проведении специфической микроэкономической политики по стабилизации экономики.Внешние эффекты - воздействия, которые возникают в результате деятельности третьих лиц - хозяйствующих субъектов. Когда у третьей стороны возникают некомпенсируемые издержки, говорят об отрицательном внешнем эффекте, когда же третья сторона, не участвующая в рыночной сделке, получает от нее доход проявляются положительные внешние эффекты.

Отрицательные внешние эффекты прежде всего связаны с загрязнением окружающей среды. Потери общества из-за отсутствия прав собственности на такие природные ресурсы, как воздух, вода и другие, не учитываются в издержках фирм-загрязнителей. Следствием этого является нерациональное распределение других природных ресурсов. Положительные внешние эффекты связаны с полезностью от деятельности субъектов хозяйствования не отраженной в цене производимой продукции. В этом случае некоторые отрасли могут получать ресурсы в недостаточном количестве. Например, здравоохранение приносит пользу как отдельным людям, так и обществу в целом. Однако рынком будут учитываться лишь платежеспособные потребности частных лиц, в связи с чем объем услуг медицинских служб будет ниже его оптимального уровня.Следовательно, рыночный механизм не всегда обеспечивает оптимальное распределение ресурсов: в некоторые отрасли и фирмы они могут поступать либо в чрезмерном, либо в недостаточном количестве. В первом случае задачей государства является нейтрализация негативных последствий. Для этого используются меры административного воздействия, налоги или штрафные санкции.Общественные блага – Блага, предоставляемые только государством (охрана порядка, коммуникации, фундаментальная наука и др.). Потребление их осуществляется коллективно. Оценка этих благ неодинакова с точки зрения потребителя, а их объем определяется государством. Механизм микроэкономического регулирования — совокупность форм и методов управления производством на предприятии (воздействие рынка и государства)Формы государственного вмешательства• правовая — государство определяет правовую основу собственности, функционирования экономики, отдельных хозяйственных субъектов, регионов и отраслей;• социально-экономическая — реализуется через совокупность конкретных способов (налоги, трансферты и т.п.) воздействия на процессы ценообразования, поведения хозяйственных субъектов и экономическую активность;• организационно-институциональная — государство регулирует процессы функционирования экономической системы, создавая соответствующие учреждения, институты и агентства различного профиля и направления.Помощь государства предприятиям (трансфертные платежи)• субсидирование — денежное пособие (за счет средств государственного бюджета) для технического перевооружения, реорганизации и др., (возможно в виде льготного кредитования или налогообложения предприятий и отраслей);• дотация — безвозмездное финансовое пособие для покрытия убытков;• субвенция — безвозмездное денежное пособие для финансирования определенного мероприятия (например, в случае банкротства).Налог - обязательный платеж физических и юридических лиц, установленный законодательно в целях удовлетворения общественных потребностей. Налоги: прямые (с дохода субъекта), косвенные (надбавка к цене, налог на потребителя);Направления микроэкономического регулирования• антимонопольное;

• разгосударствление, приватизация и национализация;• распределение, охрана окружающей среды;

• создание общественных благ.Антимонопольное законодательство — законы, запрещающие практику сокращения конкуренции и возможности роста силы монополииОсновные направления деятельности антимонопольных органов: контроль за слиянием фирм; противодействие монополистической фиксации цен, тайному сговору в отрасли; уменьшение монополистической ценовой дискриминации.Меры контроля экологической ситуации• природоохранное законодательство — предусмотрены стандарты на выбросы, нарушение которых ведет к штрафам и другим формам ответственности;• плата за выбросы — введение специальных налогов или штрафных санкций за каждую единицу выбросов; государство пытается увеличить затраты производителей, сократить объем производства до его оптимального уровня. (Государство определяет границы объема выбросов, который становится объектом купли-продажи. Фирмы решают, что им выгоднее купить: право на загрязнение или оборудование по очистке отходов производства).Социальная политика государства — комплекс мер, направленных на обеспечение благоприятных условий жизни и труда населения

Цели социальной политики государства: повышение качества жизни населения; обеспечение занятости; обеспечение благосостояния и социальной справедливости (социальные программы): регулирование доходов; смягчение социальной напряженности.

Уровень жизни — степень обеспеченности населения товарами и услугами, определяющими его потребности.

Показатели уровня жизни – количественные: потребление основных продуктов питания; обеспеченность промышленными товарами в расчете на 100 семей; структура потребления; продолжительность рабочего и свободного времени и его структура величина реальных доходов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.006 с.)