Основы общей экономической теории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы общей экономической теории



СОДЕРЖАНИЕ

Электронного учебника

по курсу «Экономическая теория» (экономика)

Стр.

1. Уч пособие 2

2. Программа курса 3

3. Планы семинарских занятий 4

4. Тесты 5

5. Вопросы для экзамена и зачета 5

Уфимский государственный нефтяной технический университет

 

ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

 

Учебное пособие по курсу «Экономическая теория» для студентов

Технических специальностей

 

 

Под редакцией И.А. Хисамутдинова

 

Уфа 2002

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Предисловие 3

 

Тема 1. Основные этапы развития экономической науки 4

1.1. Зарождение экономической мысли. Меркантилизм и

физиократы 4

1.2. Классическое направление в развитии экономической науки 6

1.3. Неоклассики и современные экономические теории 9

 

Тема 2. Предмет, метод и функции экономической теории 11

2.1. Предмет экономической теории 11

2.2. Основные принципы экономической теории и

экономические законы 13

2.3. Методы исследования экономических явлений 14

 

Тема 3. Основные проблемы экономической организации общества 17

3.1. Триада основных проблем организации общества 17

3.2. Механизм решения основных проблем в различных

экономических системах 19

3.3. Категория экономических ресурсов 22

3.4. Модель технологического выбора «Кривая производствен-ных возможностей» 23

Тема 4. Сущность и содержание понятия собственность 26

4.1. Собственность в системе экономических отношений 26

4.2. Собственность и экономические интересы 29

4.3. Трансформация собственности. Мировой опыт и Российская

модель приватизации 30

 

Тема 5. Анализ спроса и предложения 32

5.1. Принцип «невидимой руки» А. Смита 32

5.2. Факторы, определяющие рыночный спрос. Закон спроса 33

5.3. Факторы, воздействующие на предложение. Закон

предложения 36

5.4. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие 39

5.5. Эластичность спроса и предложения 40

 

Тема 6. Теория потребительского выбора 42

6.1. Потребности и предпочтения потребителя 43

6.2. Концепция полезности и кривые безразличия 44

6.2.1. Концепция полезности 44

6.2.2. Кривые безразличия 46

6.2.3. Карта кривых безразличия 47

6.2.4. Предельная норма замещения 49

6.3. Бюджетные ограничения 51

6.3.1. Изменения в доходе и ценах 53

6.3.2. Эффект замещения и эффект дохода 54

6.4. Равновесие потребителя 55

 

Тема 7. Издержки производства и конкурентное предложение 58

7.1. Сущность и структура издержек 58

7.2. Предельные издержки фирмы 62

7.3. Анализ издержек фирмы в краткосрочном периоде 65

7.4. Анализ издержек фирмы в долгосрочном периоде. Эффект масштаба 69

 

Тема 8. Факторы производства и распределение доходов 71

8.1. Понятие факторных доходов 71

8.2. Теория заработной платы и рынок труда 73

8.3. Формы и системы зарплаты 77

8.4. Прибыль и механизм ее формирования 79

8.5. Ссудный процент и акционерный дивиденд 85

 

Тема 9. Введение в макроэкономику и основные макроэкономические

показатели 87

9.1. Основные понятия макроэкономики 87

9.2. Общественное воспроизводство, его типы и модели 89

9.3. Система национальных счетов и макроэкономические

показатели 93

 

Тема 10. Макроэкономическое равновесие и цикличность развития

национальной экономики 98

10.1. Совокупный спрос и совокупное предложение. Факторы,

влияющие на них 99

10.2. Макроэкономическое равновесие и его нарушение 104

10.3. Потребление, сбережения и инвестиции в национальной

экономике 106

10.4. Модели макроэкономического равновесия 113

10.5. Нарушение макроэкономического равновесия 116

 

Тема 11. Деньги и денежно-кредитная политика

11.1. Понятие денег и история их развития 120

11.1.1. Происхождение и исторические формы денег 120

11.1.2. Новые явления в системе современных денежных

отношений 123

11.2. Теории денег и равновесие на денежном рынке 124

11.2.1. Теория денег и их значение в современной экономике 124

11.2.2. Денежный рынок и его равновесие 129

 

11.3 Кредитная система и денежно-кредитная политика

государства 135

11.3.1. Сущность, формы и функции кредита 135

11.3.2. Структура современной кредитной системы 138

11.3.3. Основные направления системы денежно-кредитной системы 139

 

Тема 12. Макроэкономические проблемы инфляции и

безработицы 142

12.1. Причины, история развития инфляции ее типы 142

12.2. Социально-экономические последствия инфляции 146

12.3. Антиинфляционная политика 151

12.4. Занятость и безработица 153

12.5. Социально-экономические последствия безработицы 155

12.6. Взаимосвязь между инфляцией и безработицей.

Кривая Филлипса 156

 

Тема 13. Налоговая и финансовая политика 158

13.1. Финансовая система и государственный бюджет 158

13.2. Сущность, виды и функции налогов 159

13.3. Бюджетный дефицит и государственный долг 162

 

Тема 14. Основные макроэкономические школы. Кейнсианство

и монетаризм как альтернативные концепции 164

14.1. Кейнсианская революция в экономической науке и создание современной макроэкономики 164

14.2. Монетарная концепция государственного регулирования экономики 169

 

Тема 15. Особенности экономики аграрного сектора. Земельная собственность и рента 172

15.1. Аграрные отношения. Особенности воспроизводства в

аграрном секторе 172

15.2. Агропромышленный комплекс (АПК). Его структура 175

15.3. Современный аграрный рынок и его структура 177

15.4. Земельная собственность и рента. Ценообразование

в системе АПК 180

 

Тема 16. Мировое хозяйство и его эволюция. Экономический рост 184

. 16.1. Мировое хозяйство: сущность, этапы становления,

тенденции развития 184

16.2. Транснациональные корпорации и их место

в мировом хозяйстве 187

Экономический рост: понятия, факторы. Некоторые проблемы экономического роста в России 192

Тема 1. Основные этапы развития экономической науки

План лекции:

1. Зарождение экономической мысли. Меркантилизм и физиократы.

2. Классическое направление в развитии экономической науки.

3. Неоклассики и современные экономические теории.

 

Зарождение экономической мысли. Меркантилизм и физиократы

Экономическое мышление является ровесником человеческого общества. Первоначальные знания о том, как устроена хозяйственная жизнь, появились еще в глубокой древности. Они содержатся:

- в папирусах Древнего Египта;

- законах царя Хамурапи;

- экономические заповеди есть в Библии,

- в трудах философов Древней Греции - Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) и Ксенофонта (430-355 гг. до н.э.).

Это сведения о разделении труда, товарах и правилах их обмена, о деньгах и их роли и т.д.

Древнегреческие мыслители были сторонниками рационального ведения хозяйства, отсюда их интерес к «домоводству» как науке, и происхождение термина «экономия» или «ойкономия», где «ойкос»- дом, хозяйство;

«номос» - правило, закон. Это значит - наука о ведении хозяйства.

Под «домом» древние греки понимали рабовладельческое хозяйство и разрозненные теоретические знания об экономической жизни были порождены потребностями практики, а именно - как наилучшим образом эксплуатировать рабов и увеличивать богатство «дома». Только много веков спустя на этапе формирования капиталистического общества, появляются систематизированные экономические теории, создатели которых пытаются обнаружить, описать общие закономерности развития экономики в целом.

Исторически первой такой попыткой стала школа меркантилистов.

На рис. 1.1 представлено развитие экономической теории с XV века.

Меркантилизм XV-XVII века

Представители: англичанин Томас Ман (1571-1641) и француз Жан Батист Кольбер (1619-1683) считали, что единственной формой богатства являются благородные металлы - золото и серебро и сводили все многообразие экономических процессов к проблемам обращения товаров и накоплению золота.

Государство должно поощрять внешнюю торговлю, именно этот вид экономической деятельности способствует притоку золота в страну и росту ее богатства. Они полагали, что государство должно иметь активный (положительный) торговый баланс. Оно обязано стремиться к увеличению массы экспортируемых товаров и с этой целью покровительствовать ремесленникам и торговцам.

 

"МОНЕТАРИЗМ" - теория социально-регулируемой

рыночной экономики с 70-х годов XX в.

 
 


"КЕЙНСИАНСТВО" - теория государственно-

регулируемой рыночной экономики

с 30-х годов XX в.

 
 


"НЕОКЛАССИКИ" - саморегулируемая

рыночная экономика конца XIX в.

       
   
 
 


МАРЖИНАЛИЗМ - замыкает, классическую

школу с середины XIX в.

           
   
 
   
 
 


МЕРКАНТИЛИЗМ КЛАССИЧЕСКАЯ школа - теория ФИЗИОКРАТЫ

XV-XVIII в. саморегулируемой экономики XVIII в

конец XVIII в.- начало XIX в.


Рис. 1.1 Основные этапы развития экономической теории с XV века

 

Похожие идеи развивали и другие представители меркантилизма - англичанин У. Стаффорд (1554-1612), итальянец Г. Скаруффи (1519-1584), француз А. Монкретьен (1575-1622). Последний впервые ввел термин «политическая экономия» и рассматривал ее как сосредоточение правил хозяйственной деятельности в своем труде «Трактат политической экономии» (1615).

Идеи меркантелистов находят свое объяснение в преобладание в те времена в экономике торгового, а не промышленного капитала, связанного с производством. Поэтому меркантелизм можно считать предысторией научной политической экономии.

В XVIII столетии во Франции возникло новое направление политической экономии, получившее название "физиократия" (от греческих слов - «власть природы»).

Представители: Франсуа Кенэ (1694-1774), Анн Тюрго (1727-1781).

Ф. Кенэ по профессии врач, автор ряда работ по медицине и биологии, придворный медик Людовика XV Ф. Кенэ рассматривает проблему производства и реализации как непрерывный процесс, создал «Экономические таблицы» (1758), описывающие движение общественного продукта в денежной форме и являющиеся прообразом математических моделей, отражающих общее равновесие в экономике.

А. Тюрго занимается проблемой цен, стоимости - будущее теории по-лезности. Оба они в отличие от меркантилистов считали, что главное богатство нации заключается не в деньгах, не в золоте, а в продуктах производимых в сельском хозяйстве. Физиократы произвели поворот экономической науки от проблем, связанных с обращением товаров, к проблемам их производства. Однако считали, что единственным производительным трудом является сельскохозяйственный труд. В промышленности же работник лишь изменяет форму вещества, которая дается ему земледелием. Поэтому единственный производительный класс - это крестьянство, которое необходимо освободить от разорительных налогов.

Экономические законы

Изучение любой науки начинается с усвоения ее принципов, законов и методов.

Основными принципами экономической теории являются:

- Взаимодействие теории и практики. Теория есть результат ра ционального мышления, познания законов и закономерностей экономического развития. Она является необходимым условием для выработки грамотных решений, касающихся направлений использования материальных ресурсов, реализации товаров и услуг на внутренних и внешних рынках. Овладение экономической теорией расширяет кругозор, воспитывает экономическое мышление, облегчает путь к достижению делового успеха. Вместе с тем без теснейшей связи с практикой теория теряет ценность. Именно практика формирует социальный заказ на теоретические исследования, дает материал для научного анализа и, наконец, выносит справедливый и неопровержимый «приговор» любой теории. Например, в нашей стране, прежде всего, реальная действительность показала, что административно-командная система исчерпала себя и тогда возникла задача теоретической разработки проблем перехода от административно-командной экономики к рыночной в конкретных условиях России и других бывших советских республик. Эта задача, еще далеко не решенная, является мощным стимулом к развитию теоретической мысли.

- Следующий принцип экономической теории - единство микро - и макроанализа. Для доказательства важности использования данного принципа рассмотрим три центральные экономические проблемы, которые сформулировал лауреат Нобелевской премии в области экономики, американский экономист Пол Самуэльсон (р. 1915):

1. Что должно производиться и в каких количествах?

2. Как будут производиться товары, то есть кем, с помощью каких ресурсов и какой технологией они должны быть произведены?

3. Для кого предназначаются производимые товары?

Можно ли сказать, что на эти вопросы может дать ответ микроэкономика? На первый взгляд да, поскольку микроэкономика как раз и вырабатывает рекомендации в области практической деятельности фирм, предприятий. Но при более глубоком переходе к анализу хозяйственной деятельности обнаруживается, что исчерпывающие ответы на поставленные П. Самуэльсоном вопросы невозможно отыскать без учета макроэкономической информации. Так, определить что и в каких количествах производить, можно только в том случае, если известны потребности всего общества, доходы и расходы населения и так далее.

- Суть принципа реального историзма состоит в том, что законы экономики действуют неоднозначно в различных исторических условиях. Например, законы рынка действуют там, где происходит товарный обмен. Но рыночные отношения, которые существовали тысячи лет тому назад и современная рыночная экономика отличаются спецификой использования законов рынка. Особенно важно учитывать рыночную экономическую ситуацию, складывающуюся в странах, совершающих переход от административно-командной системы к рыночной, когда рынок функционирует не в условиях сложившейся конкурентной среды, а монополизма.

Как и в любой науке, в экономике есть свои законы. Экономический закон - это внутренняя, необходимая, устойчивая, постоянно повторяющаяся причинно-обусловленная связь экономических явлений. Например:

- закон стоимости выражает отношение цены к общественно необходимому труду, затраченному на производство товаров;

- закон накопления гласит, что часть выручки от хозяйственной деятельности необходимо направлять на расширение ее масштабов, на инвестиции;

- закон денежного обращения выражает объективную связь между количеством бумажных денег, находящихся в обращении, и уровнем цен и др.

Экономические законы действуют в тесной взаимосвязи и образуют систему экономических законов, которые также, как и законы природы (ес-тественных наук, например, закон всемирного тяготения) имеют объективный характер. Специфика экономических законов заключается в том, что они проявляются только в деятельности людей: где нет целесообразной деятельности людей, направленной на производство материальных благ - нет и, экономических законов. Учет объективных экономических законов - непременное условие успешной хозяйственной деятельности.

 

Общества

План лекции:

3.1. Триада основных проблем организации общества.

3.2. Механизм решения основных проблем в различных экономических системах.

3.3. Категория ресурсов.

3.4. Модель «Кривая производственных возможностей».

Рыночное равновесие

Экономическая модель спроса и предложения стремится объяснить цены и количества товаров, обмениваемых на рынке на определенный период. Рыночное равновесие наступает тогда, когда нет тенденции к изменению рыночной цены или количества продаваемых и покупаемых товаров. Если рынок находится в равновесии, то цена товара такова, что количество товара, которое покупатели хотят купить, в точности совпадает с количеством товара, которое продавцы хотят предложить (рис. 5.7.).

 

цена

товара D S

P

K L

P1

 

 

P* М N

 

P2 S D

О количество

Q1 Q2 Q* Q2 Q1 товара

 

Рис. 5.7. Равновесие на товарном рынке

 

Совместим на одном графике линии спроса DD и предложения SS. Абсциссы их точек характеризуют соответственно объемы спроса и объемы предложения, а ординаты - цены спроса и цены предложения.

Цены спроса - максимальные цены, которые согласны уплатить покупатели за различные объемы предлагаемого товара. Цены предложения - минимальные цены, по которым могут быть предложены различные объемы товара.

Рыночное равновесие определяется координатами точки пересечения кривой спроса и предложения, которые определяются объемом Q и ценой P и называются соответственно равновесным объемом и равновесной ценой.

В состоянии равновесия рынок сбалансирован, ни у покупателей, ни у продавцов нет внутренних побуждений к его нарушению.

Абсолютная величина равновесной цены на рис. 5.7 определяется отрезком OP*, а равновесного объемом OQ*.

Если реальная цена будет больше равновесной (P 1<P*), то объем спроса Q* окажется меньше объема предложения Q1‘ (Q1< Q1‘). Возникнет очередь продавцов, которые будут стремиться понизить цену и ликвидировать запасы непокупаемой продукции, на которой они несут потери. Величина KL характеризует ситуацию «избыток», он равен Q1‘ - Q1. В результате цена понизится до P*, а объем до Q*.

Если реальная будет меньше равновесной (P2< P*), то объем спроса Q2 окажется больше объема предложения Q2 (Q‘2 > Q2). Не все покупатели смогут реализовать свою потребность в данном товаре. Возникнет очередь покупателей, желающих приобрести этот товар и даже заплатить на него более высокую цену. В результате избыток спроса MN = Q2‘- Q1, который представляется как дефицит предложения, будет оказывать повышающее давление на цену P2 до тех пор, пока цена не станет равной P*.

Стабильностью равновесия называют способность рынка выведенного из состояния равновесия, вновь возвратиться в равновесие под влиянием своих внутренних факторов.

Концепция полезности

 

Термин «полезность» обозначает удовлетворение, которое потребители получают при потреблении товаров и услуг. По своему характеру она субъективна. В экономическом анализе полезность используется для того, чтобы описать предпочтения при ранжировании потребительских товаров и услуг. Если от посещения дискотеки человек более счастлив, чем от покупки двух книг, то мы говорим, что поход в дискотеку имеет для человека большую полезность, чем две книги.

Различают общую (совокупную) и предельную полезность. Общая по-лезность - это удовлетворение, которое получают потребители от потребления определенного набора единиц товары или услуги. Предельной полезностью называют прирост полезности при потреблении дополнительной единицы товара или услуги. Классическим примером является домашняя библиотека. Общая полезность - весь набор книг, она будет возрастать с покупкой каждой новой книги. Предельная полезность - это то удовлетворение, которое владелец библиотеки будет получать от последующей покупки очередного тома.

Но можно ли определить, насколько увеличилось удовлетворение потребителя от покупки дополнительной единицы товара или услуги, т.е. можно ли измерить предельную полезность? Экономисты много лет безуспешно пытаются решить эту проблему.

В XIX веке некоторые экономисты (У.Джевонс, А.Маршалл, Д.Робертсон и др.), их называют кардиналистами, полагали, что существует определенный количественный измеритель полезности. Они даже ввели условную единицу «ютиль» /от англ. «utility» -полезность/. Например, потребитель покупает 9 единиц товара, тогда общая полезность составляет U9 ютилей, а при приобретении 10-й единицы - общая полезность возрастает и составляет U10 ютилей. Предельная же полезность, т.е. удовлетворение от потребления дополнительной, 10-й единицы товара, определяется следующим образом:

 

U10 - U9 U10 - U9

МU = ------------- = ---------------

10 - 9 1

МU- предельная полезность.

 

Другая группа экономистов, их называют ординалистами, полагает, что, поскольку предельная полезность является чисто субъективной, ее невозможно измерить количественно, и вводят «ординальную, порядковую» полезность, с помощью которой можно выяснить, уменьшается или увеличивается степень удовлетворения потребителя, но нельзя определить саму эту степень удовлетворения. К представителям данного направления относятся В.Парето, Дж. Хикс и др.

Функция полезности - отношение между объемом потребляемых товаров и услуг и уровнем полезности, удовлетворенности, достигаемой потребителем. Функция полезности - способ представления предпочтений человека. Она может быть представлена следующим образом:

 

U = f /Qх* Qу/,

 

где, f - символ функции, показывающий, что U (уровень полезности) зависит от количества товаров Х /Qх/ и Y /Qу/, потребляемых за определенный период, например, за неделю. Разумеется, в функцию полезности можно включить сколько угодно переменных.

По мере насыщения потребности удовлетворение от потребления последующей единицы блага падает (при этом потребление других товаров остается неизменным). Вспомним наш пример с домашней библиотекой. По мере увеличения количества книг в библиотеке острота потребности будет падать. Поэтому предельная полезность, скажем, сотой книги будет ниже, чем десятой.

Поскольку уменьшение предельной полезности относится ко всем товарам, то это рассматривается как закон убывающей предельной полезности. Закон убывающей предельной полезности отражает взаимосвязь между количеством потребляемого блага и степенью удовлетворенности от потребления каждой дополнительной единицы некоторого блага. Этот закон утверждает, что по мере роста количества потребляемого блага общая полезность от потребления возрастает, но все в меньшей степени, а предельная полезность, или дополнительная полезность от потребления дополнительной единицы некоторого блага будет сокращаться.

Снижение предельной полезности связано с уменьшением субъективной оценки единицы товара, когда возрастает величество потребленных единиц этого товара.

6.2.2. Кривые безразличия.

 

Предпочтения человека можно представить в графической форме, используя кривые безразличия. Кривая безразличия представляет собой совокупность потребительских наборов, которые обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения потребностей.

Если выполнены три предположения, о которых мы говорили раньше,потребитель всегда может указать, что два набора равноценны, либо отдать предпочтение одному из них. Каждому покупателю приходится выбирать из ряда альтернативных товаров. Условимся, что имеется только два товара - яблоки -X и апельсины -Y в наличии для потребления в неделю. Сочетания наборов могут быть разнообразны, но они одинаково обеспечивают общую полезность. Предпочтения зависят от вкусов, но каждый набор этих товаров дает потребителю одинаковое удовлетворение.

 

Таблица 6.1. Данные для построения кривой безразличия

 

Набор Qу (апельсины) Qх (яблоки)
М1 М2 М3 М4      

 

На рис. 6.1. показаны те же наборы, что и в таблице 6.1.

 

Значения Qу- отмечены на вертикальной оси, Qх- на горизонтальной. Кривая безразличия изображает совокупность наборов, между которыми потребитель не делает различия.

 

 

Qу М1

Апельсинов

за неделю (шт.) 10

8

М2

6 Кривая безразличия

М3

4

М5

2 М4

 
 


0 2 4 6 8 10 Qх

Яблок за неделю (шт.)

Рис. 6.1. Кривая безразличия

 

Кривая безразличия всегда имеет отрицательный наклон, исходя из предположения, что большее количество товаров предпочитается меньшему.

Чтобы увидеть, почему это предполагает отрицательный наклон кривых безразличия, представим, что человек потребляет недельный набор М3. Этот набор состоит из 3 апельсинов (товар Y) и 6 яблок (товар X) в неделю. Если убрать из набора 1 апельсин, потребителю это будет невыгодно, поскольку большее предпочитается меньшему. Таким образом, набор М5 (2 апельсина и 6 яблок) обеспечивает меньшую полезность, чем М3. Поэтому М5 не может быть на той же самой кривой безразличия. (См. рис. 6.1.). Чтобы вернуть потребителя на ту же самую кривую, уменьшение количества потребляемых за неделю апельсинов должно быть компенсировано добавлением некоторого количества яблок. В общем, чтобы остаться на данной кривой безразличия, уменьшение товара Y на любую величину -Qу должно быть заменено дополнительным количеством товара X, т.е. +Qх. Отсюда следует, что наклон кривых безразличия (Qу/Qх) всегда будет отрицательным, так как числитель и знаменатель всегда будут иметь противоположный знак.

Карта кривых безразличия

 

Карта кривых безразличия представляет собой набор кривых безразличия, которые отражают различные сочетания товаров, отвечающие всевозможным потребительским вкусам. Карта кривых безразличия для апельсинов и яблок изображена на рис. 6.2.

 

апельсинов QУ

за неделю, шт. М1

 

 

6 M2

 

М3

2 М5

U1 U2 U3

0 2 4 6 8 10 Qх

 

Яблок за неделю, шт.

Рис. 6.2. Карта кривых безразличия.

 

Предположения, сделанные относительно потребительских предпочтений, подразумевает следующие свойства карт кривых безразличия.

1.Наборы на кривых безразличия, более удаленные от начала координат, предпочитаются наборам на менее удаленных кривых. Это утверждение вытекает из предположения, что большее количество предпочитается меньшему. Чем выше расположена кривая безразличия, тем выше полезность, которую дает определенный набор выбранных товаров. Например, на рис.6.2. все наборы на кривой U1 обеспечивают меньшую полезность, чем наборы на кривой U2.

2. Кривые безразличия не пересекаются. Чтобы понять, почему это так - предположим обратное и увидим, что это нарушает наши предположения о поведении потребителя.

 

 
 


Qу

 
 


А

С

В U2

 

U1

О

Qх

Рис. 6.3. Пересечение кривых безразличия означает противоречие

На рис. 6.3. проведены две кривые безразличия U1 и U2, которые пересекаются в точке А. Поскольку набор А расположен на кривой U1, потребитель не будет различать А и В. Аналогично набор С - на кривой U2 вместе с А. Поэтому потребитель не будет делать различия между А и С. Отсюда вытекает, что потребитель также не различает В и С. Однако, если Х и Y - нормальные товары (объем спроса на которые растет с ростом дохода), то потребитель предпочтет С перед В, потому, что С соответствует большему количеству Х и Y, чем В. Поскольку потребитель не может одновременно предпочитать С перед В и не делать различия между ними, пересечение двух кривых означает противоречие.

Таким образом, карта кривых безразличия позволяет на одном графике показать взаимосвязь трех переменных: количества одного товара (апельсинов), количество другого товара (яблок) и полезность. Карту кривых безразличия сравнивают с обычной географической картой, где линии уровня определяют точки местности, расположенные на одинаковой высоте над уровнем моря. Так и на карте кривых безразличия каждая кривая объединяет точки с одинаковой полезностью. Поэтому, чем выше на карте какая-то кривая безразличия, тем выше полезность, которую она отражает.

Предельная норма замещения

 

Но в какой мере может потребитель отказаться, например, от апельсинов, чтобы приобрести дополнительно еще одно яблоко? Это помогает определить т.н. предельная норма замещения.

Предельная норма замещения Y на Х (МRSху) - количество товара Y,от которого потребитель отказался бы, чтобы получить еще одну единицу товара X, при этом оставаясь на данной кривой безразличия. Кривизна изображенных ранее кривых безразличия означает, что количество Y, от которого потребитель хочет отказаться ради еще одной единицы X, уменьшается по мере увеличения количества X, замещающего Y в наборе.

Чтобы увидеть это начнем двигаться вдоль кривой безразличия, изображенной на рис. 6.4. Qу - недельное потребление товара Y, от которого потребитель отказался бы, чтобы получить еще одну единицу товара X. Выигрыш в недельном потреблении единицы товара Х составляет Qх = 1. Количество товара У, которое будет обменено на единицу товара X, между любыми двумя точками на кривой может быть записано как Qу/Qх. Это наклон кривой безразличия, вдоль которой движется потребитель, отказываясь от единиц товара Y, для получения единиц товара X. Однако наклон кривых безразличия отрицателен. Такое рассмотрение MRSху приводит к получению отрицательного числа. Предельная же норма замещения определяется как положительное количество товара Y, от которого потребитель желает отказаться ради дополнительной единицы X. Поэтому он есть произведение наклона кривых безразличия на -1.

 

MRSху = - (Qу / Qх)

 

Кривизна кривой безразличия, изображенная на рис. 6.4. подразумевает уменьшение предельной нормы замещения Y на X. Обратите внимание, как их наклон изменяется по мере того, как потребитель, следуя по данной кривой, замещает Y на X. По мере того, как Х замещает Y вдоль кривой, она становится менее крутой.

Qу

М1

апельсинов 10

за неделю D Qу = 4

шт. 9

 

Кривая безразличия

 

6 М2

 

5 D Qу = 3

 

 

3 М3

 

2 D Qу = 2

 

1 М4

 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Qх

 

Яблок за неделю (шт.)

 

Рис. 6.4. Уменьшение MRSху вдоль кривой безразличия

 

 

Таблица 6.2.

Предельная норма замещения Y на X.

 

Набор Qу Qх MRSху
М1 М2 М3 М4         4 ед. Y за 1 ед. Х 3 ед. Y за 1 ед. Х 2 ед. Y за 1 ед. Х

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.208.117 (0.186 с.)