Эластичность спроса и предложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эластичность спроса и предложения



 

При анализе спроса и предложения часто интересует не абсолютный объем, а его изменение в ответ на изменение цены. Но объемы спроса и предложения могут измеряться в различных единицах (штуках, килограммах, метрах). Поэтому по абсолютным изменениям объемов спроса и предложения нельзя судить о реакции спроса и предложения на изменения цен по различным товарам. Удобнее пользоваться в этих целях показателями относительного изменения. Это приводит нас к понятию эластичности.

Коэффициент эластичности указывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос, если цена товара уменьшится (увеличится) на 1 %.

Аналогично для предложения: на сколько процентов увеличится (уменьшится) предложение, если цена увеличится (уменьшится) на 1 %.

Коэффициенты эластичности, определяемые по отношению к ценам и

доходам - эффективный инструмент для анализа последствий принятых решений той или иной политики цен. Кстати, реакция спроса при изменении цен и доходов похожи, поскольку ответная реакция потребителя, например, по поводу повышения цен сильно зависит от того, что у него в данный момент в кошельке (рис. 5.8).

 

 

цена

P

 

P1

 

D Р

Р2

D Q

количество

Q1 Q2 Q

 

Рис. 5.8. Определение коэффициента эластичности спроса

Коэффициент эластичности спроса Ед и предложения Ез определяется по формулам:

 

% роста Q % роста Q

Ед =; Еs = или

% падения Р % роста Р

 

в общем случае эластичность определяется:

1 + Р2)

D Q 2

Е = х

D P (Q1 + Q2)

 

Качественно эластичность спроса может подпадать под один из следующих вариантов:

1. Ед > 1 - эластичный спрос, т.е. снижение цены (Р) вызывает такое увеличение объема спроса (Q), что общая выручка (Р х Q) возрастает;

2. Ед < 1 - неэластичный спрос, т.е. снижение цены (Р) вызывает настолько незначительный рост объема спроса (Q), что общая выручка (Р х Q) падает;

3. Ед = 1 - единичная эластичность спроса, т.е. снижение цены (Р) в точности компенсируется соответствующим ростом объема спроса (Q), так что общая выручка (Р х Q) остается неизменной;

Крайние случаи эластичности:

4. Ед = 0 - линия спроса параллельна оси ординат и любое изменение цены не вызывает никакого изменения объема спроса;

5. Ед = ~ - линия спроса параллельна оси абсцисс, и любое сколь угодно малое изменение цены в сторону увеличения вызывает снижение спроса до нуля, а уменьшение цены вызывает увеличение спроса до бесконечности.

Анализ эластичности предложения, в основном, аналогичен анализу эластичности спроса.

 

Тема 6. Теория потребительского выбора

 

План лекции:

1. Потребности и предпочтения потребителя.

2. Концепция полезности и кривые безразличия.

3. Бюджетные ограничения.

4. Равновесие потребителя.

 

Теория потребительского выбора объясняет, как потребители тратят свой доход, чтобы максимизировать удовлетворение своих потребностей. Она показывает, каким образом на выбор влияют цены товаров, доход, предпочтения.

С помощью теории потребительского выбора могут быть разрешены различные проблемы. Она может быть использована при анализе результатов экономической политики, влияющей на цены и доходы. При помощи этой теории может быть осуществлен выбор в рыночной и нерыночной деятель-ности. Она способна помочь объяснить, как экономические соображения влияют на решение вступить в брак, иметь детей и распределять время между отдыхом и работой. Цель данной теории понять, как люди совершают выбор и как ряд факторов влияет на этот выбор.

Поведение потребителя целесообразнее рассматривать в три этапа.

Первый этап - изучение предпочтений потребителя. Второй этап -бюджетные ограничения потребителя, т.е. ограниченные доходы, которые позволяют потребителю купить определенный ограниченный набор товаров. Третий этап - совмещение потребительских предпочтений с бюджетным ограничением и определение потребительского выбора. Итак, учитывая потребительские предпочтения и ограниченные доходы потребителя, определить, какие сочетания товаров потребители выберут для покупки с целью максимизации своего удовлетворения. В этом случае говорят о равновесии потребителя.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.006 с.)