Тема 7. Введение в макроэкономику и основные макроэкономические показатели 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Введение в макроэкономику и основные макроэкономические показатели



 

Основные вопросы:

1. Общественное воспроизводство и макроэкономика.

2. Макроэкономические показатели и их измерение.

3. Совокупный спрос и совокупное предложение.

4. Основные варианты моделей макроэкономического равновесия (Сэй, Маркс, Леонтьев).

 

Дополнительные вопросы и упражнения:

1. Что такое добавленная стоимость?

2. В чем заключаются отличия системы национальных счетов от советской системы учета валового продукта?

3. Могут ли совпасть количественно ВОП и ВНП?

4. Как рассчитать предельную склонность к потреблению?

5. Как используется прибыль при расширенном воспроизводстве?

6. Приведите данные о структуре и динамике ВВП России.

7. Что такое национальное богатство?

8. Почему амортизация и косвенные налоги не входят в состав национального дохода?

 

Тема 8. Проблемы государственного регулирования экономики. Налоговая и фискальная политика

Занятие 1

Основные вопросы:

1. Основные теоретические концепции роли государства в экономике.

2. Кейнсианская модель «инвестиции-сбережения» и эффект мультипликатора.

3. Сущность налогов и их виды.

4. Принципы налогообложения.

5. Налоговая система России.

 

Дополнительные вопросы:

1. Чем отличается кейнсианская модель от монетаристской?

2. Назовите методы прямого и косвенного вмешательства государства в экономику.

3. В чем суть основного психологического закона по Кейнсу.

4. Имеются ли принципиальные различия между НДС и акцизами?

5. Приведите примеры налогов, которые Вы лично платите.

 

Занятие 2

1. Финансовые функции государства.

2. Государственный бюджет.

3. Государственные расходы и совокупный спрос.

4. Государственный долг.

 

Дополнительные вопросы:

1. Что входит в понятие государственных финансов?

2. Всегда ли бюджетный дефицит – отрицательное явление экономики?

3. Что такое государственная субсидия и субвенция?

4. Для чего создаются внебюджетные фонды?

 

Тема 9. Деньги и денежно-кредитная политика

 

Основные вопросы:

1. Денежные системы.

2. Измерение денежной массы.

3. Сущность и формы кредита.

4. Банковская система.

5. Методы денежно-кредитной политики.

 

Дополнительные вопросы:

1. Что такое ликвидность?

2. Есть ли различия в понятиях «разменная монета» и «металлические деньги»?

3. Как понимать выражение: «банки создают деньги»?

4. Как влияет кредит на эффективность экономики?

5. Отличия лизинг-кредита от аренды.

6. В чем эффект факторинга?

7. Преимущества коммерческого банка перед государственным?

8. Что называется учетной ставкой?

9. Пояснить последствия деноминации.

10. Упражнение 1.

Проанализируйте данные о денежной массе, определив скорость обращения денег по агрегатам М1 и М2 и сравнив с темпами роста экономики:

Год            
М1            
М2            
ВНП 82-          

 

Тема 10. Макроэкономические проблемы инфляции и безработицы

 

Основные вопросы:

1. Инфляция и ее виды.

2. Причины и экономические последствия инфляции.

3. Формы относительного перенаселения.

4. Проблема безработицы в развитых странах.

5. Инфляция и безработица в России.

 

Дополнительные вопросы:

1. Понятие механизм инфляции под воздействием «шоков предложения».

2. Какой экономический субъект выигрывает от инфляции?

3. В чем суть закона А. Оукена?

4. Что показывает кривая А. Филлипса?

5. Объясните механизм стагфляции.

6. Что понимается под естественной безработицей?

7. Проанализируйте статистику безработицы в наиболее развитых странах ОЭСР.

8. Проанализируйте статистику безработицы в России за 10 лет.

9. Тест. Какое из перечисленных действий выступает как средство, с помощью которого можно подстраховаться от риска непредсказуемой инфляции:

a) включение в контракт пункта об обязательной индексации зарплаты в долгосрочном периоде;

b) индексирование ставок по закладным, учитывающее инфляцию;

c) предложение другу ссуды, процент которой ниже банковского;

d) открытие нового бизнеса на основе банковских кредитов;

e) верны все предыдущие ответы.

10. Упражнение 1.

Определите статус лиц, перечисленных ниже, с точки зрения занятости по категориям: 1) занятые, 2) безработные, 3) не включаемые в состав рабочей силы:

a) работник, уволившийся по собственному желанию;

b) работник, работающий в режиме неполного рабочего дня;

c) учитель, переведенный на инвалидность по болезни;

d) уволенный рабочий, который прекратил поиски работы;

e) студент дневного отделения учебного заведения;

f) студент вечернего отделения, работающий в дневное время;

g) домашняя хозяйка.

 

Тема 11. Экономический рост и цикличность экономического развития

 

Основные вопросы:

1. Типы и факторы экономического роста.

2. Характеристика моделей экономического роста.

3. Причины нестабильности экономической динамики.

4. Фазы экономического цикла.

5. Разновидности циклических колебаний.

6. Примеры мировых экономических кризисов (ХХ век).

 

Дополнительные вопросы:

1. Влияют ли пятна на солнце на экономику?

2. Каково главное условие выхода из экономического кризиса?

3. Сколько мировых кризисов известно из экономической статистики?

4. Какова материальная основа долгосрочных колебаний (волн)?

5. Что такое структурные кризисы?

6. Причины нефтяного кризиса в 70-х гг. ХХ века.

 

Тема 12. Мировое хозяйство

Основные вопросы:

1. Этапы процесса интернационализации в экономике.

2. Формы международных экономических отношений.

3. Международное разделение труда и его эффект.

4. Развитие форм экономической интеграции.

 

Дополнительные вопросы и упражнения:

1. Какие факторы определяют необходимость взаимодействия различных стран?

2. Разъяснить суть концепции сравнительных преимуществ.

3. Чем современный мировой рынок отличается от такового в эпоху феодализма?

4. Есть ли различия в терминах «интеграция» и «транснационализация»?

5. Как проявляется специализация между развитыми и развивающимися странами?

6. Экономическая сущность процесса глобализации.

7. Задача 1.

Допустим, что Россия производит 360 электровозов и 2400 вагонов, а Украина – 160 электровозов и 800 вагонов. При полном использовании потенциала Россия могла бы выпустить или 600 электровозов, или 6000 вагонов, а Украина соответственно 200 электровозов и 4000 вагонов. Определить абсолютное и сравнительное преимущество и выгоду от возможной специализации.

 

Тема 13. Особенности переходной экономики России

Занятие 1

Основные вопросы:

1. Причины и сущность застойных явлений в экономике СССР.

2. Теоретические основы российской приватизации.

3. Формирование отношений собственности.

4. Новые подходы к распределению доходов.

 

Дополнительные вопросы:

1. Роль НЭПа в экономической истории России.

2. Необходимость структурных сдвигов в экономике.

3. Причины неудач перестройки по Горбачеву.

4. Что означает открытость экономики?

5. Необходимость социальных преобразований при переходе к рынку.

 

 

Занятие 2

Основные вопросы:

1. Условия формирования предпринимательской среды в России.

2. Преобразования в социальной сфере.

3. Причины роста теневой экономики.

4. Интеграция в мировую экономику.

 

Список основной литературы

1. Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина. – М.: Владос, 1999.

2. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. – М., 1999.

3. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. – М.: Республика, 1996.

 

Список дополнительной литературы

1. Самуэльсон П. Экономика: Т.1,2. – М., 1996.

2. Российский экономический журнал /реферативный ежемесячный журнал (РЭЖ)/.

3. Вопросы экономики (РЭЖ).

4. Финансы (РЭЖ).

5. Деньги и кредит (РЭЖ).

6. Человек и труд (РЭЖ).

 

Учебные пособия кафедры

1. Программа курса «Экономика» (Основы экономической теории). – Уфа,1998.

2. Планы семинарских занятий. Уфа, 1998.

3. Авт. кол. кафедры. Основы экономики: Учеб. пособие. – Уфа, 1998.

4. Пакеты заданий тестового контроля. – Уфа, 1999.

5. Краткий опорный конспект курса экономической теории для студентов иностранцев (для технических специальностей). – Уфа, 1996.

 

 

Министерство образования Российской Федерации

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

Уфимский государственный нефтяной технический университет

 

 

Кафедра «Экономическая теория»

 

БИЛЕТЫ (ТЕСТЫ)

для итоговой (промежуточной) аттестации

в форме письменного экзамена

 

 

по дисциплине «Экономическая теория»

 

По направлению 060800 Экономика и управление на предприятии (по отраслям)

1. Специальность «Экономика и управление на предприятии топливно-энергетического и строительного комплекса» (ЭГ, ЭТ, ЭС)

2. Специальность 35.12.00 – Налоги и налогообложение (ЭН)

3. Специальность 06.04.00 – Финансы и кредит (ЭФ)

 

Зав. кафедрой Хисамутдинов И.А.

Составитель Фатхлисламова Г.Ф.

 

 

РЕЦЕНЗИЯ

на тесты по дисциплине «Экономической теории»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.61.16 (0.029 с.)