Основные этапы жизни и деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы жизни и деятельности



Альберт Швейцер прожил долгую, интересную жизнь, полную событий. Он родился 14 января 1875 г. в городке Кайзерсберге, в Верхнем Эльзасе, в семье священника (и учителя) небольшой евангелической общины. Вскоре после рождения сына семья переехала в Гюнсбах, откуда родом была его мать, дочь пастора, урожденная Шиллингер. Об этом он пишет в статье «Из моего детства и юности»1. Уже в раннем детстве он посещал храм, слушал орган, проповеди, церковное пение. Впоследствии он назовет это «наглядной теологией».

Он учился в сельской школе и ежедневно проделывал путь в три километра. В детстве он был тихим, робким, замкнутым и мечтательным. Уже в эти годы он усвоил заповедь, запрещающую убивать и мучить живые существа. Он с состраданием, не боясь упреков в сентиментальности, относился к хромому коню, собаке, рыбам, попавшим на крючок.

В гимназии Альберт особенно пристрастился к чтению, был способен читать ночи напролет. Другим увлечением являлся велосипед, новинка в те годы. Он довольно рано обучился игре на клавесине и органе, испытывая истинное наслаждение от музыки.

В 1893 г. Швейцер поступил на теологический факультет и философский факультет Страсбургского университета. Затем он продолжил изучение философии в Сорбонне, защитил докторскую диссертацию «Философия религии И. Канта», диссертацию по теологии. В те же годы были изданы работы «Тайны мессианизма и страдания. Очерк жизни Иисуса» и «Проблема тайной вечери на основании научных исследований XIX столетия и исторических сообщений». На тот момент Швейцеру исполнилось 25 лет, и впереди его ждала длинная и напряженная жизнь.

Еще в 21 год, как он пишет в автобиографии, он наметил такую программу — до 30 лет считать себя вправе заниматься теологией и музыкой, но после этого рубежа посвятить себя непосредственно служению людям. Такой план жизни настолько необычен, что вызывает восхищение. Но главная особенность нравственного облика Швейцера в том, что этот замысел был реализован. Он мечтал о глу-

1 Там же. С. 9.

Глава 1 3. А. Швейцер: гуманность как основа культуры

Глава 13. А. Швейцер: гуманность как основа культуры

Идеи Швейцера постепенно завоевали всемирное признание. Его книги переведены на многие языки; в европейских, азиатских, африканских странах созданы общественные объединения, посвященные претворению в жизнь его идей.

Этика благоговения перед жизнью стала основой экологического движения, вошла в программы средних школ. Успешно действует Всемирная ассоциация друзей Альберта Швейцера. Международных Швейцеровских премий удостоены многие деятели культуры. Культурологические идеи А. Швейцера стали неотъемлемой частью духовной жизни ХХ в.

Глава 14. М. МИД ОБ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАХ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Женский путь в науку

Женское имя довольно трудно встретить среди всемирно известных культурологов. В силу различных причин занятие «большой» наукой остается уделом мужчин. Среди женщин немало ученых, исследователей, педагогов, но их достижения и открытия редко приобретают всеобщее признание.

Возможно, это связано со многими повседневными заботами, эмоциональным отношением к жизни, неуверенностью в собственных интеллектуальных возможностях. Почему так происходит — предмет особого изучения.

Тем интереснее судьба тех женщин, которые добились признания и славы в своей профессиональной деятельности.

Среди них Маргарет Мид (1901-1978) — выдающийся культуролог ХХ в. Наука, которой она посвятила свою жизнь, — этнология, культурная антропология, как ее называют в США. Круг изучаемых ею проблем был достаточно широким, а материалы длительных экспедиций по изучению культур малочисленных народов внесли значительный вклад в развитие этнографии, антропологии, культурологии.

Особенный интерес в ее работах представляют такие проблемы, как анализ семантики детства в разных культурах, семиотики детского сознания и поведения. Это направление научных исследований дало основание для разработки культурологии детства как специальной отрасли научного знания.

Маргарет Мид привлекали также проблемы исторической изменчивости образов детства в разных культурах, описание культурных ролей материнства и отцовства, значение пола и темперамента в сексуальных отношениях мужчин и женщин.

Взаимодействие поколений составляет основу трансляции культурного наследия. Мид исследует процессы взросления в разных обществах, влияние сверстников и взрослых на молодежь.

Глава 14. М. Мид об антропологических основах культурологии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.63.90 (0.004 с.)