Глава 4. О. Шпенглер о перспективах европейской культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 4. О. Шпенглер о перспективах европейской культуры



Всемирно-исторические перспективы 1 77

дустрии, а природа содрогнулась от мощного натиска разума. Фаустовская страсть изменила облик поверхности земли. Машины опоясывают землю бесконечной тканью тонких тел, потоков и напряжений. Но машине с ее человеческой свитой угрожает опасность пасть жертвой еще более мощной силы. Шпенглер предсказывает предстоящую «схватку между деньгами и кровью», когда «меч одержит победу над деньгами, а воля господствовать подчинит волю к добыче». Этот мрачный прогноз был подтвержден событиями ХХ в.

Однако история не стремится к своему завершению. Жизнь и только жизнь имеет значение в истории. Всемирная история - это всемирный суд, она всегда принимала сторону более сильной, более полной, более уверенной в себе жизни. Так завершается спектакль высокой культуры. Задача, поставленная исторической необходимостью, разрешится в любом случае - будь то при участии каждого отдельного человека или же ему наперекор. Данную мысль Шпенглер подтверждает афоризмом Сенеки в письмах к Луцилию: «Покорных рок ведет, строптивых гонит». Этим высказыванием Шпенглер завершает исследование всемирно-исторических перспектив культуры.

Глава 5. А. ТОЙНБИ О ПОСТИЖЕНИИ МИРОВОЙ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

 

О жизни и творческой деятельности

Имя английского исследователя философии истории Арнольда Тойнби (1889-1975) приобрело широкую известность в сфере гуманитарного знания ХХ в. Его труды переведены во многих странах мира. Они привлекают широтой эрудиции, оригинальностью концепции постижения глубинных источников генезиса, роста и распада цивилизаций в истории человечества, анализом социально-культурных и психологических последствий контактов между различными культурами в пространстве и времени.

Идеи Тойнби представляют несомненный интерес для современности, ибо удивительно точно воспроизводят тревоги о перспективах развития общества, поиски выхода из кризиса. Главный труд Тойнби — 12-томное «Исследование истории» (A Study of History). Первые 6 томов вышли в 1934-1939 гг., остальные — за период до 1961 г. На русском языке публиковались лишь отдельные главы или статьи, а в 1991 г. был впервые издан сборник, включающий наиболее важные главы его трудов, позволяющие достаточно полно понять концепцию Тойнби. В отечественной историографии его произведение традиционно называлось «Исследование истории», хотя современный перевод — «Постижение истории» более точен и глубже раскрывает общий смысл его теоретической конструкции. Следует с благодарностью отнестись к данному изданию, позволившему, пусть и с большим опозданием, ознакомиться непосредственно с авторской точкой зрения на процесс исторического развития культуры, а не с ее критическим изложением.

Теперь — о его жизненном и творческом пути.

Арнольд Джозеф Тойнби родился в Лондоне 14 апреля 1889 г. в семье с глубокими гуманитарными традициями, что оказало влияние на его научные интересы.

О жизни и творческой деятельности 179

Выход из кризиса 199

Завершая изложение культурологической концепции Тойнби, следует отметить, что, исследуя судьбы цивилизаций, он утверждает идею общечеловеческого единства в многообразии:

Человечество нуждается в единстве, но внутри обретенного единства оно должно позволить себе наличие многообразия. От этого культура его будет только богаче1.

Изучая историю культуры, человек должен быть открыт прошлому опыту, испытывая любознательность и извлекая уроки из процесса Зарождения, Роста, Надлома и Распада цивилизаций, для того чтобы находить блуждающий огонек истины в поисках выхода из периодически возникающих кризисов и веру в бесконечность развития общества и его культуры.

1 Там же. С. 427.

Глава 6. П. А. СОРОКИН О ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ

 

Долгий путь

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) — выдающийся русский и американский ученый, талантливый исследователь, энергичный и инициативный общественный деятель.

В его судьбе было много крутых поворотов, взлетов и падений, но с неуклонным подъемом на вершину научного авторитета. Труды его получили всемирную известность, собрание сочинений насчитывает около 40 томов, они переведены на многие языки мира. А в России есть всего несколько книг, опубликованных до 1922-1923 гг. и ставших библиографической редкостью. В 1990-е гг. вышли «Система социологии»1, сборник трудов «Общество. Цивилизация. Культура», ряд отдельных публикаций, автобиографический роман «Долгий путь», написанный в США еще в 1960-е гг. и многократно издававшийся в мире и лишь только в 1991 г. ставший известным русскому читателю благодаря усилиям поклонников его таланта на родине — в Сыктывкаре.

Эта несопоставимость — 40 томов и несколько книг — лишь один из парадоксов его жизни. Впереди еще долгий путь возвращения в историю общественной мысли России, а изучение его наследия привлечет немало молодых исследователей.

В 1999 г. был проведен Международный научный симпозиум, посвященный 110-летию со дня рождения П. А. Сорокина2.

Многое было сделано автором работ по истории социологии профессором И. А. Голосенко3. Он не только исследовал творчество Со-

1 Сорокин П. А. Система социологии. М., 1991; Его же. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992; Его же. Долгий путь. Сыктывкар, 1991; Его же. Главные тенденции нашего времени. М, 1997.

2 Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени. М.; СПб., 1999.

3 Голосенко И. А. Социология Питирима Сорокина. Русский период деятельности. Самара, 1992; Его же. Питирим Сорокин: судьба и труды. Сыктывкар, 1991.

Долгий путь 201



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.006 с.)