Глава 10. Н. К. Рерих о Мире через Культуру 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 10. Н. К. Рерих о Мире через Культуру



Глава 10. Н. К. Рерих о Мире через Культуру

антагонизма во имя Мира на Земле, несомненно, служит будущему. Этому содействует творческое наследие Н. К. Рериха, ибо оно призывает к гуманистическим идеалам, объединяющим общечеловеческие интересы.

Н. К. Рерих интуитивно предугадал необходимость тех перемен, которые происходят сегодня во всем мире. Он писал о возрастании роли Культуры в духовном развитии человечества, показывая те отрицательные последствия, которые могут возникнуть в обществе, пренебрегающем духовными ценностями и культурным наследием. Он обращал внимание на единство Земли и Космоса, предупреждал об опасности экологического кризиса, разрыва гармонических отношений с природой. Н. К. Рерих верил в безграничные возможности творческого развития человека, развития его способностей, увеличения потенциала психической энергии, раздвигающей представления о пределах человеческих возможностей.

Глава 11. Ю. М. ЛОТМАН О СЕМИОТИКЕ КУЛЬТУРЫ

Истоки исследований семиотики

Семиотика культуры — новое направление в культурологии. Первоначально оно возникло на основе лингвистики и литературоведения в России в 1960-е гг. и получило название тартуско-московской школы. В 1962 г. в Москве был организован симпозиум по структурному изучению знаковых систем. Он объединил специалистов по структурной лингвистике, кибернетике, семиотике языка, информатике, машинному переводу.

К этому времени на Западе уже сложилась семиотика, был очерчен круг проблем и методы исследования. Были опубликованы труды американских философов Ч. Пирса и Ч. Морриса, швейцарского лингвиста Ф. де Соссюра.

В них была обоснована идея исследования языка как семиотической системы. Однако в России этот подход подвергался критике за формализм и не получал идеологической поддержки и одобрения.

Нужна была немалая научная смелость, чтобы развивать это направление. Даже сам термин «семиотика» вызывал негативную реакцию и часто заменялся понятием «вторичные моделирующие системы». У истоков семиотики стояли ученые П. Г. Богатырев, В. Вс. Иванов, В. Н. Топоров, Л. Ф. Жегин, А. А. Зализняк, Б. А. Успенский и др. Необходимо также отметить, что эти исследования опирались на фундаментальную литературоведческую традицию в трудах филологов В. Я. Проппа, В. М. Жирмунского, Ю. Н. Тынянова, Г. А. Гуковского, М. М. Бахтина. Их работы положили начало семиотическим исследованиям на основе соединения лингвистики, литературоведения и информатики.

В эти же 1960-е гг. в Тартуском университете (Эстония) на кафедре русской литературы сложился очень активный и интеллектуально мощный центр по изучению знаковых систем в культуре. Среди

Глава 11. Ю. М. Лотман о семиотике культуры

Семиосфера и символическое ядро культуры 307

Уже к 1830 г. Петербург стал городом «культурно-семиотических контрастов», в котором совмещались различные этнические общности, вероисповедания, стили жизни, профессии и модели образования. Все это служило почвой для интенсивной духовной жизни.

Пространственная картина мира многомерна и многослойна.

◄ Семиосфера включает в себя и мифологические представления, и научное моделирование, и художественные образы, и повседневную жизнь. В результатесоздается сложный семиотический механизм, определяющий процесс трансляции культурного наследия, его органичного включения в современность.

Семиотика культуры — магистральное направление культурологических исследований. Она способствует более глубокому пониманию текстов культуры, выявляет механизмы культурной преемственности, раскрывает знаково-символическую природу языков культуры, содействует диалогу культур разных стран и народов.

Глава 12. Г. ЗИММЕЛЬ О ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ И КУЛЬТУРЫ

Краткая биография

Георг Зиммель (1858-1918) — всемирно известный мыслитель, автор 30 книг и многочисленных статей о философии и социологии культуры. В серии «Лики культуры»1 в 1996 г. был опубликован двухтомник его трудов, и это дает возможность самостоятельного анализа идей Г. Зиммеля, весьма созвучных нашему времени.

Острота творческого ума, широта интеллектуальных интересов, тонкие психологические наблюдения, эмоциональная энергетика стиля изложения, необычные сюжеты и размышления о жизни дают творческий импульс для изучения явлений культуры.

В орбиту его интересов попадают самые различные эпизоды с орбиты жизни, и Зиммель стремится дать им объяснение с философской и культурологической точек зрения. В его сочинениях есть статьи о созерцании природы и смысле путешествий, о роли случая и неожиданных приключений в жизни человека. Глубокий смысл в статьях о религии и личности Бога, о философии истории и философии культуры, о любви и судьбе. Неожиданны рассуждения о философии денег и богатстве, о скупости и щедрости, о смерти и бессмертии, о моде и ее непостоянстве; о мужской и женской культурах.

Даже краткое перечисление проблем, которые изложены в трудах Зиммеля, позволяют утверждать, что он обогатил культурологию новыми идеями и пророческими озарениями; предложил немало новых и оригинальных проблем культурологических исследований.

Тайнам творческой индивидуальности и личности гения посвящены его сочинения о философах И. Канте и Ф. Ницше, поэте И. Гете, художнике Микеланджело. Широта диапазона его научных интересов нередко вызывала у современников насмешки и критику. Его

1 Зиммель Г. Избранное: В 2 т. М., 1996.

Краткая биография 309



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.8 (0.005 с.)