Развитие валютного регулирования и валютного контроля за рубежом и в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие валютного регулирования и валютного контроля за рубежом и в России



Валютное регулирование и валютный контроль как инструменты денежно-кредитной политики стали широко использоваться еще в 1930-х годах. Создание систем валютного регулирования и валютного контроля во многих зарубежных странах явилось реакцией их денежных властей на явление, получившее название «бегство капитала» (capital flight).

В послевоенное время и вплоть до 1980-х годов валютное регулирование и валютный контроль применялись в большинстве индустриально развитых стран в качестве инструментов реализации проводимой их денежными властями денежно-кредитной и валютной политики. При этом существование валютного регулирования и валютного контроля не рассматривалось как нечто противоречащее реформированию национальных экономик и финансовых рынков и противодействующее глобализации финансовых потоков. Вместе с тем общая тенденция развития системы валютного регулирования и валютного контроля, выражающаяся в либерализации внешнеэкономических связей, прослеживается в последние 30 лет достаточно четко: в 1970-х годах происходила отмена валютного контроля и валютных ограничений по текущим операциям при одновременном усилении регулирующего воздействия денежных властей на движение капиталов. Важным шагом на пути дальнейшей отмены валютных ограничений стало их ослабление по финансовым (капитальным) операциям, закрепленное в 1976 г. «Второй поправкой» к Уставу МВФ, которая провозгласила обеспечение свободы движения капиталов в качестве одной из целей мировой валютно-финансовой системы. В настоящее время в странах Европейского союза, в США и Японии валютных ограничений практически не существует.

Либерализация валютных отношений сопровождалась постепенным отказом от жестких методов валютного контроля, которые все больше трансформировались в системы отчетности и мониторинга валютных потоков. В таких развитых странах, как США, Великобритания, Франция, Италия, мониторинг валютных потоков, имеющий целью выявление «подозрительных» операций и расследование фактов «подозрительных» операций и злоупотреблений в валютно-финансовой сфере, стал составной частью государственного финансового контроля, осуществляемого в рамках борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем и финансированием терроризма.

В общем виде развитие системы валютного регулирования и валютного контроля в России не противоречит общемировой тенденции развития валютных отношений, тем более что в условиях глобализации экономических отношений не может быть в отдельно взятой стране абсолютно автономной валютной политики.

Основой формирования системы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являлся Закон от 9 октября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле», он определил принципы осуществления валютных операций, полномочия и функции органов и агентов валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также ответственность за нарушение валютного законодательства.

С начала осуществления экономических реформ Россия фактически ввела внутреннюю, т. е. только для резидентов (юридических и физических лиц данной страны), конвертируемость рубля по текущим операциям платежного баланса. При этом по финансовым операциям резидентов были установлены валютные ограничения. Они распространились и на валютные операции нерезидентов. Обращение рублевых средств за рубежом, а также котировки рубля иностранными банками считались, в соответствии с валютным законодательством России, незаконными.

С июня 1996 г. Россия официально приняла на себя в полном объеме обязательства, налагаемые на страны ¾ члены МВФ ст. VIII (разделы 2, 3, 4) Устава Фонда. Эта статья требует от стран-членов устранить валютные ограничения и ввести конвертируемость национальных валют по международным текущим операциям, не прибегать к практике множественности валютных курсов, не принимать участия в дискриминационных валютных соглашениях. Присоединение России к ст. VIII предполагает распространение сферы конвертируемости рубля по текущим операциям на нерезидентов.

Валютный курс рубля официально не привязан к какой-либо западной валюте и валютной корзине. В России введен режим плавающего валютного курса, который складывается под воздействием соотношения спроса и предложения на валютных биржах страны, прежде всего на ММВБ. Применяется прямая котировка, т. е. единица иностранной валюты выражается в определенном количестве рублей. С введением в 1999 г. евро, единой денежной единицы ЕС, Банк России стал использовать ее наряду с долларом в качестве резервной валюты.

Объектом особого внимания в рамках валютной политики на протяжении всего периода экономических реформ в России было противодействие утечкам (бегству) капитала за границу.

Со вступлением в силу с 18 июня 2004 г. новой редакции Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ валютное законодательство России в целом приведено в соответствие с требованиями современного международного экономического сотрудничества, создана система информационного контроля за движением капитала, решается задача максимальной либерализации валютного регулирования в целях снижения издержек для экономических агентов.

Определены основные цели Закона:

¨ обеспечение реализации единой государственной валютной политики;

¨ обеспечение устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Законом установлены правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, определены права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации согласно ст. 3 Закона являются:

¨ приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

¨ исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

¨ единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

¨ единство системы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации;

¨ обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Принцип единства системы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации не отрицает специфики деятельности Банка России как органа и агента валютного регулирования и валютного контроля в областях, соответственно, валютного регулирования и валютного контроля.

Валютное регулирование основывается на валютном законодательстве, являющемся системой норм, регламентирующих порядок проведения валютных операций и определяющих права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями.

Целями валютного регулирования являются:

¨ поддержание стабильного курса национальной валюты и национального платежного баланса;

¨ обеспечение и защита права собственности на валютные ценности;

¨ установление и реализация определенного порядка проведения операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке, порядка перемещения валютных ценностей за пределами государства или на его территорию из-за рубежа и режима осуществления иностранных инвестиций;

¨ регламентация международных расчетов;

¨ обеспечение желаемого (интеграционного или изоляционного) режима взаимодействия страны с мировым валютным рынком;

¨ создание и обеспечение функционирования органов валютного регулирования, органов и агентов валютного контроля.

Статьей 35 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» валютное регулирование определено в качестве одного из инструментов государственной денежно-кредитной политики. Это означает органичную интегрированность валютного регулирования в общую систему денежно-кредитного регулирования.

Как инструмент денежно-кредитной политики валютное регулирование может быть реализовано двумя методами:

1) административными: изданием обязательных к исполнению всеми участниками валютных отношений нормативных правовых актов, устанавливающих порядок совершения валютных операций, в том числе посредством валютных ограничений ¾ мер запретительного характера, направленных на лимитирование операций резидентов и нерезидентов с валютными ценностями;

2) экономическими: проведением уполномоченным органом политики процентных ставок, операций на открытом рынке, валютных интервенций и прочих мер.

Преобладание либо административных, либо экономических методов зависит от конкретной макроэкономической ситуации.

Банк России осуществляет свои полномочия органа валютного регулирования в соответствии с упомянутым выше Законом о Банке России и выполняет, в частности, следующие функции:

¨ организует и проводит валютное регулирование;

¨ определяет порядок расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

¨ устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

¨ принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

¨ устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

¨ проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные.

Кроме того, Банк России обладает правом выполнять банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством Российской Федерации для достижения целей, предусмотренных Законом о Банке России, в том числе:

¨ покупку, хранение и продажу валютных ценностей;

¨ выставление чеков и векселей в любой валюте;

¨ покупку и продажу иностранной валюты, а также платежных документов и обязательств, номинированных в иностранной валюте, выставленных российскими и иностранными кредитными организациями.

Как орган валютного регулирования Банк России издает нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования (акты органов валютного регулирования) в случаях, предусмотренных Законом «О валютном регулировании и валютном контроле».

При регулировании валютных операций Центральный банк Российской Федерации как орган валютного регулирования:

¨ определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;

¨ проводит все виды валютных операций, устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в Российской Федерации операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в Российской Федерации операций с национальной валютой и ценными бумагами в национальной валюте;

¨ устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации;

¨ устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и другим кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии;

¨ устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.46 (0.02 с.)