Организация Банком России валютного контроля в Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация Банком России валютного контроля в Российской Федерации



Деятельность Банка России как органа валютного регулирования дополняется его деятельностью как органа валютного контроля в Российской Федерации.

Валютный контроль ¾ это деятельность государства в лице органов валютного контроля, направленная на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении конкретных валютных операций. Более развернутое определение валютного контроля сформулировано как «комплекс нормативно закрепленных административных (правоприменительных) и организационных мер, осуществляемых специально уполномоченными на основании закона государственными органами или иными организациями (например, уполномоченными банками в качестве агентов валютного контроля) и направленных на реализацию порядка совершения валютных операций и сделок в части валютных ограничений, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка».

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства, а также актов органов валютного регулирования и валютного контроля при осуществлении валютных операций.

В России действует трехуровневая система валютного контроля. Ее составляют Правительство Российской Федерации, органы валютного контроля и агенты валютного контроля. Основное отличие органов валютного контроля от агентов валютного контроля состоит в том, что первые обладают более широкими полномочиями в сфере валютного контроля. В частности, органы валютного контроля вправе издавать акты по вопросам, отнесенным к их компетенции; запрашивать и получать документы о проведении валютных операций, открытии и ведении счетов; выдавать предписания об устранении выявленных нарушений; применять меры ответственности.

Установлено разделение компетенции между органами и агентами валютного контроля в отношении подконтрольных объектов. Установление исключительной компетенции Банка России по контролю за осуществлением валютных операций кредитными организациями (в том числе уполномоченными банками) и валютными биржами означает, что другие органы и агенты валютного контроля не могут проверять валютные операции указанных лиц, запрашивать и получать у них информацию, связанную с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Банк России как надзорный орган осуществляет контроль за соответствием валютному законодательству валютных операций, совершаемых банками и иными кредитными организациями. Банк России организует валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки, наделенные действующим валютным законодательством полномочиями агентов валютного контроля.

Наделение полномочиями агентов валютного контроля производится посредством предоставления банкам лицензий на право осуществления банковских операций в иностранной валюте. Приобретая лицензию на право осуществления операций в иностранной валюте, уполномоченный банк автоматически становится органом, осуществляющим контроль за своими клиентами в исполнении ими валютного законодательства. Уполномоченным банкам вменена в обязанность организация проверок валютных операций своих клиентов.

Как орган валютного контроля Банк России:

¨ контролирует деятельность уполномоченных банков ¾ агентов валютного контроля и валютных бирж;

¨ является важнейшим институтом в системе валютного контроля внешнеэкономической деятельности;

¨ осуществляет контроль валютно-обменных операций, проводимых коммерческими банками;

¨ контролирует валютные операции, связанных с движением капитала;

¨ проводит мониторинг валютных операций.

При проведении валютного контроля Банк России использует, как и другие органы валютного контроля, различные методы. Под методами валютного контроля понимается совокупность приемов и способов, посредством которых он реализуется. Это ¾ наблюдение, проверка, обследование, анализ и ревизия.

Валютный контроль предполагает набор специфических способов организации самих контрольных действий, т. е. выступает в различных формах. Например, в зависимости от времени совершения контрольных действий выделяются три формы контроля ¾ предварительный, текущий и завершающий. Данные формы используются в тесной взаимосвязи в соответствии с принципом непрерывности контроля.

Контроль за деятельностью уполномоченных банков ¾ агентов валютного контроля характеризуется тем, что Банк России, осуществляя от имени государства валютный контроль, вправе делегировать свои полномочия агентам валютного контроля ¾ уполномоченным банкам.

Наделение полномочиями агентов валютного контроля производится посредством предоставления банкам лицензий на право осуществления банковских операций в иностранной валюте. Приобретая эту лицензию, уполномоченный банк автоматически становится органом по контролю за своими клиентами относительно исполнения ими валютного законодательства. Уполномоченным банкам вменены в обязанность проверки валютных операций своих клиентов.

К уполномоченным банкам отнесены также действующие на территории России в соответствии с лицензиями центрального банка филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, и наделенных правом проводить банковские операции со средствами в иностранной валюте.

Как участники валютных правоотношений уполномоченные банки наделяются контрольными полномочиями и в пределах своей компетенции:

¨ осуществляют контроль за проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;

¨ проверяют валютные операции резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.

В то же время уполномоченные банки как банки являются предметом контроля со стороны Центрального банка Российской Федерации, который как надзорный орган контролирует их деятельность, в том числе в области валютных отношений, проводя, в частности, контрольно-инспекционные проверки.

Контрольно-инспекционная деятельность представляет собой один из основных методов валютного контроля. Характер и цели контрольно-инспекционных проверок соблюдения уполномоченными банками требований валютного законодательства имеют существенные отличия от инспектирования кредитных организаций с точки зрения соблюдения ими экономических нормативов и других пруденциальных банковских норм.

Главная особенность контрольно-инспекционных проверок соблюдения валютного законодательства заключается в том, что во время их проведения выявляются конкретные схемы «утечки капитала» и обхода требований валютного законодательства. Отличительной чертой контрольно-инспекционных проверок является также их комплексность, когда проверяется деятельность не только уполномоченного банка, но и его клиентов.

Банк России контролирует и валютные биржи. Валютные биржи ¾ это юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, один из видов деятельности которых состоит в организации биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, установленных Центральным банком Российской Федерации.

Деятельность Банка России как органа валютного контроля во внешнеэкономической сфере осуществляется по двум направлениям:

¨ валютный контроль во внешнеторговой сфере;

¨ валютный контроль в неторговом обороте.

Объект валютного контроля в сфере внешнеторговой деятельности значительно уже объекта контроля в сфере внешнеэкономической деятельности. Это обусловлено особенностями внешнеторговой деятельности, предметом которой является предпринимательская деятельность в сфере международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности.

В зависимости от форм проведения валютного контроля во внешнеторговой деятельности можно выделить следующие его виды:

¨ контроль за проведением валютных операций при экспорте и импорте товара;

¨ контроль за операциями по экспорту и импорту услуг, работ и объектов интеллектуальной собственности.

В первом случае валютный контроль за проведением расчетов в иностранной валюте за импортируемые/экспортируемые товары тесно соприкасается с таможенным контролем и выступает элементом общей системы таможенно-банковского контроля.

Система таможенно-банковского контроля позволяет осуществлять валютный контроль во внешнеторговой сфере по следующим направлениям:

¨ контроль за поступлением валютной выручки от экспорта товаров за пределы России. Важность этого направления обусловлена тем, что невозвращение в Российскую Федерацию валютной выручки в полном объеме наносит большой ущерб экономике страны;

¨ контроль за поступлением оплаченных товаров по импортным операциям согласно заключенным контрактам ¾ валютный контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары (валютный контроль импорта);

¨ контроль за внешнеторговыми бартерными операциями.

Перечисленные направления реализуются посредством фиксации контролирующими органами всех существенных сведений об операциях резидентов с иностранными валютами.

Созданная на сегодняшний день система валютного контроля позволяет отслеживать внешнеторговые операции резидентов в их динамике, т. е. процесс исполнения внешнеэкономических контрактов как резидентами, так и со стороны их контрагентов. Это достигается посредством определения порядка и сфер взаимодействия, обмена информацией между государственными органами, осуществляющими контроль по различным аспектам исполнения внешнеэкономических контрактов.

Основными этапами валютного контроля во внешнеторговой сфере являются:

¨ оформление паспорта сделки, осуществляемого в уполномоченных банках в рамках заключенных внешнеторговых контрактов и служащего основанием для таможенного оформления товаров;

¨ таможенное оформление экспортируемых (импортируемых) товаров;

¨ банковский контроль за движением денежных средств по счетам, обслуживающим внешнеторговые сделки;

¨ информационный обмен между уполномоченными банками (агентами валютного контроля), таможенными органами и резидентами ¾ участниками внешнеэкономической деятельности.

Основной принцип действия контрольных механизмов за поступлением валютной выручки от экспорта товаров заключается в обмене информацией между банковской системой и таможенными органами. Банкам, на счета которых подлежит зачислению выручка от экспорта товаров, вменено в обязанность следить за поступлением указанной выручки на счет экспортера в полном объеме. Все сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для осуществления контроля, излагаются экспортером в стандартизированной форме и фиксируются уполномоченными органами. При этом контроль за обоснованностью платежей по импорту осуществляется с помощью тех же механизмов, что и контроль за поступлением выручки от экспорта.

Созданная Федеральной таможенной службой России и Банком России система валютного контроля при экспортных операциях позволяет выявить факты непоступления валютной выручки на счет уполномоченного российского банка в объеме и в сроки, предусмотренные в контракте и продублированные в паспорте сделки.

Контроль экспортных операций в рамках системы таможенно-банковского контроля основан на анализе соответствия стоимости перемещенных через границу товаров и поступивших от нерезидентов платежей с учетом установленных законодательством сроков для проведения текущих валютных операций.

Система валютного контроля по импортным операциям устанавливает контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары и вводится с целью обеспечить соответствие суммы средств в иностранной валюте, переведенной в оплату за импортируемые товары, стоимости фактически ввезенных в Россию товаров.

Система таможенно-банковского контроля импортных операций обеспечивает также контроль за своевременностью ввоза товара в счет ранее произведенных авансовых платежей.

Контроль внешнеторговых бартерных сделок имеет свою специфику. Внешнеторговые бартерные сделки относятся к числу товарообменных операций. Однако на них распространяются нормы валютного законодательства в связи с тем, что при их проведении осуществляется кредитование (и не всегда в денежной форме) экспортно-импортных операций.

Контроль внешнеторговых бартерных сделок базируется в основном на методическом и методологическом обеспечении технологии валютного контроля за экспортно-импортными операциями, но осуществляется в более сложных формах при активном участии не только ФТС России, но и иных контролирующих органов (Министерства финансов и Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации).

Объектом валютного контроля в неторговом обороте является перемещение валюты и валютных ценностей через таможенную границу Российской Федерации. Валютный контроль в неторговом обороте регламентируется нормативно-правовыми документами, разработанными и принятыми совместно Центральным банком Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и ФТС России.

Эти нормативно-правовые акты регулируют порядок перемещения резидентами и нерезидентами (физическими и юридическими лицами):

¨ валюты Российской Федерации, в том числе специально регулируемого перемещения через таможенную границу памятных монет и монет из драгоценных металлов;

¨ внутренних ценных бумаг в документарной форме;

¨ наличной иностранной валюты.

Объектом специального жесткого государственного контроля является перемещение через таможенную границу драгоценных металлов и драгоценных камней (хотя они согласно Федеральному закону «О валютном регулировании и валютном контроле» в настоящее время не отнесены к понятию «валютные ценности»).

Банк России как орган валютного контроля осуществляет специальный контроль валютно-обменных операций, проводимых коммерческими банками. Это направление валютного контроля реализуется Банком России в рамках общей системы мониторинга внутреннего рынка наличной иностранной валюты. Конкретные мероприятия в этой области, осуществляемые на постоянной основе территориальными учреждениями Банка России, имеют целью предотвратить необоснованное использование наличной иностранной валюты при расчетах на территории Российской Федерации и обеспечить соблюдение порядка ввоза и вывоза иностранной валюты резидентами и нерезидентами через таможенную границу Российской Федерации.

В условиях сохраняющейся долларизации российской экономики, когда иностранная валюта рассматривается как востребованный финансовый актив, население стремится конвертировать свои рублевые сбережения в наличную иностранную валюту как с целью их тезаврации внутри страны, так и для вывоза за пределы Российской Федерации.

С учетом негативного влияния этих процессов на российскую экономику Банком России создана нормативная база, установившая методы контроля за открытием и функционированием обменных пунктов уполномоченных банков (в соответствии с действующим валютным законодательством проведение валютнообменных операций на территории Российской Федерации разрешено только через обменные пункты (операционные кассы) уполномоченных банков), совершением и учетом уполномоченными банками валютно-обменных операций, ввозом и вывозом уполномоченными банками через таможенную границу Российской Федерации наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте.

Организации-резиденты имеют право приобретать безналичную иностранную валюту за рубли на внутреннем валютном рынке только на определенные цели:

¨ для текущих валютных операций;

¨ для валютных операций, связанных с движением капитала, без наличия разрешений (лицензий) Центрального банка Российской Федерации и при их наличии;

¨ для платежей в погашение кредитов, полученных в иностранной валюте;

¨ для оплаты командировочных расходов своих сотрудников, направляемых в командировку за границу;

¨ для осуществления страховщиком выплат при разрешении Центрального банка Российской Федерации на проведение расчетов в иностранной валюте.

Приобретенная иностранная валюта должна использоваться исключительно на те цели, для которых она покупалась.

Операции по покупке иностранной валюты оформляются, как правило, договором комиссии, в соответствии с которым сделка совершается от имени уполномоченного банка, но за счет покупателя. Основанием для приобретения валюты является поручение на покупку иностранной валюты, которое разрабатывается уполномоченным банком самостоятельно.

Купленная иностранная валюта подлежит зачислению в полном объеме на специальный транзитный валютный счет, с помощью которого уполномоченный банк контролирует ее целевое использование.

В соответствии с ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» организации, приобретающие иностранную валюту, обязаны резервировать на специальном депозитном счете до 100% переводимой на покупку суммы. Срок резервирования не должен превышать 60 календарных дней до даты покупки валюты. Подобный порядок действует и при покупке иностранной валюты для оплаты импортируемых товаров.

В рамках контроля валютно-обменных операций Банк России осуществляет контроль за подлинностью иностранных денежных знаков. Подлинность иностранных денежных знаков устанавливается путем проведения соответствующих экспертиз. В Российской Федерации экспертиза подлинности может осуществляться Банком России и Министерством внутренних дел Российской Федерации. Центральный банк проводит экспертизу, во-первых, только тех валют, которые им котируются, во-вторых, сомнительной иностранной валюты, выявленной в банках и кредитных учреждениях, имеющих право проведения операций с наличной иностранной валютой. Сомнительной иностранной валютой считаются денежные знаки иностранных государств, вызывающие сомнение в их подлинности, а также денежные знаки, имеющие признаки подделки. Подобные денежные знаки предъявителю не возвращаются и подлежат задержанию банком с выдачей клиенту справки о приеме на экспертизу.

Экспертиза проводится в РКЦ территориальных учреждений Центрального банка Российской Федерации сроком не более пяти дней со дня поступления сомнительных денежных знаков. Результаты проверки оформляются в виде акта экспертизы.

Поддельные денежные знаки гасятся штампом «Подделка» и упаковываются в отдельный мешок, который передается в территориальные органы внутренних дел. Признанные подлинными денежные знаки возвращаются в кредитную организацию по акту экспертизы.

Экспертиза, проводимая органами внутренних дел, носит, как правило, комплексный характер и предполагает использование знаний из области криминалистической техники, химии, технологии металлов, полиграфического производства, фотографии и т. д. Подобные экспертизы проводят:

¨ экспертно-криминалистические отделы Управления внутренних дел;

¨ Институт (лаборатория) судебной экспертизы;

¨ Экспертно-криминалистический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Следует различать понятия подлинности и платежности денежных знаков. В ряде случаев подлинные денежные знаки из-за повреждений и дефектов, а также по другим основаниям (в связи с решением банка-эмитента о выведении денежных знаков из обращения) могут утратить свойства средства платежа. Неплатежные иностранные денежные знаки изымаются из обращения и подлежат обмену. По выбору владельца они могут быть:

¨ приняты банком на инкассо;

¨ заменены на платежные денежные знаки того же государства;

¨ куплены банком за наличные рубли;

¨ приняты на экспертизу за счет клиента.

С помощью валютных операций, связанных с движением капитала, Банк России не только осуществляет валютное регулирование, но и выступает в качестве органа валютного контроля за соблюдением порядка проведения данных операций на основе влияния притока и оттока капитала на платежный баланс страны, динамику курса национальной валюты и состояние внутреннего валютного рынка, обеспечения внешних обязательств и экономической безопасности государства.

Специфика методов, применяемых Банком России в целях контроля валютных операций, связанных с движением капитала, определяется нормами действующего валютного законодательства. Методы валютного контроля валютных операций, связанных с движением капитала, могут быть не только рыночные, но и административные.

К административным методам относится, прежде всего, лицензирование отдельных видов валютных операций, связанных с движением капитала. Цель лицензирования ¾ обеспечение оптимального сочетания интересов государства, хозяйствующих субъектов и их иностранных партнеров по реализации экономических проектов и дополнительных гарантий их юридической чистоты.

В соответствии с действующим валютным законодательством российским резидентам, не являющимся кредитными организациями, для осуществления некоторых видов операций, связанных с движением капитала, требуется предварительно получить разрешение Банка России. При этом разрешение выдается Банком России или его территориальным учреждением на каждую конкретную сделку. Как правило, разрешения требуются для валютных операций по вывозу капитала из страны или же носящих комплексный характер и связанных с необходимостью открытия резидентами валютных счетов в иностранных банках.

При решении вопросов о выдаче резидентам разрешений на проведение конкретных валютных операций Банк России исходит из целого ряда критериев, учитывая, кроме характера и особенностей заключенной сделки, также правовой статус и финансовое состояние резидента, выполнение им обязательств перед государством по расчетам с бюджетами всех уровней, отсутствие нарушений законодательства. С этой целью анализируется комплект предоставляемых резидентом документов, в который входят необходимые коммерческие документы по сделке, а в некоторых случаях ¾ заключения федеральных ведомств о целесообразности реализации резидентом проекта и, соответственно, выдачи необходимого для этого разрешения.

В разрешении, являющемся документом валютного контроля, Банк России устанавливает обязательные условия, которые должны быть соблюдены резидентом при проведении расчетов по валютной операции, и, если это вызвано необходимостью более детального контроля за движением валютных средств, дополнительные условия проведения операции. Среди обязательных условий в разрешениях могут быть указаны конкретные банки и реквизиты счетов, через которые проводятся расчеты в иностранной валюте, порядок осуществления платежей и гарантии (обеспечение) от возможных потерь, порядок обязательной продажи валютной выручки на внутреннем валютном рынке и др. Кроме того, в каждом выдаваемом разрешении содержится в качестве обязательного условия требование о предоставлении резидентом отчетности в Банк России или его территориальное учреждение о совершенных валютных операциях. За нарушение этих условий уполномоченные федеральные органы вправе применить по отношению к резиденту штрафные санкции, а Банк России может отозвать или приостановить действие разрешения.

В целях обеспечения эффективного контроля за соблюдением резидентами условий выданных разрешений и мониторинга срока действия таких разрешений в Банке России создана Единая электронная база данных по выданным им разрешениям на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала, и открытие резидентами валютных счетов в иностранных банках. Принцип действия Единой электронной базы данных заключается в обработке с помощью программного комплекса необходимой для контроля информации по каждому разрешению, заносимой в специальный учетный регистр сразу же после выдачи разрешения. Применение этого же программного комплекса позволяет в любой момент получать различные массивы информации для оперативных и аналитических целей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 850; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.042 с.)