Особенности процентной политики Банка России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности процентной политики Банка России



В России в соответствии с Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции.

При этом могут устанавливаться одна или несколько процентных ставок по различным видам операций:

¨ ломбардным кредитам;

¨ кредитам «овернайт»;

¨ внутридневным кредитам;

¨ депозитным операциям;

¨ операциям РЕПО.

Процентная политика может проводиться и без фиксации процентной ставки (это означает, что ставка по той или иной операции Банка России устанавливается в результате проведения аукциона: по ломбардному кредиту, операциям РЕПО, депозитным операциям). Процентные ставки по операциям Банка России определяются исходя из уровня базовой ставки рефинансирования и текущих задач денежно-кредитной политики.

Изменения ставки рефинансирования приведены в приложениях 2 и 3. На протяжении 1991-1995 гг. ставка рефинансирования неоднократно пересматривалась в диапазоне от 20 до 210% годовых, в зависимости от экономической ситуации в стране.

Основной целью процентной политики Банка России в 1992-1993 гг. было повышение реальной ставки рефинансирования в целях приведения ее к положительному уровню. При этом Банк России воздерживался от применения прямых ограничений на процентные ставки, устанавливаемые коммерческими банками по активным и пассивным операциям, т. е. методы манипулирования процентной ставкой были в основном рыночными. В то же время ставка по кредитам, предоставляемым коммерческим банкам за счет рефинансирования через Банк России (учетная ставка), устанавливалась административными методами. Однако величина учетной ставки значительно отставала от уровня инфляции в расчете на год. Так, в сентябре 1992 г. ставка по кредитам Банка России составила 80%, средняя ставка по кредитам коммерческих банков ¾ 108%, а уровень инфляции в годовом исчислении ¾ 220%.

В 1997-1998 гг. Банк России определил в качестве задачи в области процентной политики постепенное снижение процентных ставок в экономике до уровня, стимулирующего неинфляционный рост спроса на заемные ресурсы. В то же время с октября 1997 г. по август 1998 г. на процентную политику Банка России воздействовали условия, периодически складывавшиеся в различных секторах финансового рынка как отражение нескольких волн, в том числе кризиса мировых фондовых и валютных рынков. Приоритетным направлением процентной политики Банка России стало поддержание стабильного курса национальной валюты и недопущение системного банковского кризиса.

В целях защиты внутренней финансовой системы и поддержания рынка рублевых активов Банк России вынужден был корректировать процентные ставки по собственным кредитным и депозитным операциям. Это увеличило амплитуду колебаний процентных ставок, что несколько нарушило формировавшийся уже в 1997 г. коридор, образуемый ставками Банка России по собственным операциям.

Ставка рефинансирования за указанный период выполняла роль важного индикатора денежно-кредитной политики и до мая 1998 г. оказывала существенное влияние на уровень депозитных ставок в банках. Банк России оперативно принимал решения, менявшие не только уровни ставок, но и их соотношения, изменял режим установления отдельных ставок: он перешел к ежедневному установлению ставок по обеспеченным кредитам «овернайт», по операциям РЕПО, по приему средств банков в депозиты Банка России.

Необходимость урегулирования ситуации на финансовом рынке России вызывала потребность во временном ужесточении денежно-кредитной политики и, прежде всего, в корректировке процентной политики. В частности, ставка рефинансирования была повышена в начале февраля 1998 г. (с 28 до 42%), в последней декаде мая (с 30 до 50%, а затем до 150%), в конце июня (с 60 до 80%).

Повышение ставки рефинансирования позволяло объявить рынку ориентиры нового уровня доходности государственных ценных бумаг, что в некоторой степени способствовало снижению давления на валютный рынок.

При очевидных признаках улучшения состояния денежного, валютного и фондового рынков Банк России снижал ставку рефинансирования. В 1998 г. он 9 раз ее пересматривал, в том числе 5 раз в сторону понижения, и с июля 1998 г. она составляла 60% годовых.

Процентная политика Банка России в 1999 г. заключалась в регулировании процентных ставок по всем его операциям на денежном рынке с целью поддержать необходимый уровень ликвидности банковской системы. При этом Банк России стремился к снижению процентных ставок в реальном выражении. Эта тенденция сохранилась в 2000 г., когда ставка рефинансирования сначала была снижена с 33 до 28%, а с ноября 2000 г. ¾ до 25%. С апреля 2002 г. Банк России установил ее в размере 22%, а с августа 2002 г. ¾ 21%. Соответственно, процентная ставка по кредитам «овернайт» до апреля 2002 г. действовала на уровне 22% годовых, с апреля 2002 г. ¾ 20%, с августа 2002 г. ¾ 18% годовых. С 17 февраля 2003 г. ставка рефинансирования была снижена до 18%. Изменились и ставки по вкладам, в основном до 13,5% годовых, что на 3/4 ниже ставки рефинансирования (планка, после которой с вкладчика берется налог в 35%). С 2003 г. наблюдается устойчивое снижение ставки, по состоянию на 2005 г. ставка рефинансирования составляет 13%.

Наряду с пересмотром ставки рефинансирования изменялись проценты за пользование ломбардным кредитом, кредитом «овернайт», операциями РЕПО и по привлеченным в депозиты в Банк России средствам банков.

Депозитные операции центрального банка позволяют коммерческим банкам получать доход от так называемых свободных, или избыточных, резервов, а центральному банку ¾ влиять на размер денежного предложения.

Депозитные операции Банк России проводит с ноября 1997 г. в целях регулирования уровня банковских резервов, что является также одним из направлений процентной политики Центрального банка Российской Федерации. Ставки по этим операциям отражают изменение спроса на свободные ресурсы и соответствующую динамику рыночных ставок. В 1998 г. Банку России, как правило, удавалось удерживать эти ставки ниже рыночного уровня.

В 1999-2002 гг. в целях изъятия излишней ликвидности Банк России продолжал осуществлять операции по привлечению в депозиты средств банков. Относительно высокий уровень ликвидности в 2001-2002 гг. обусловил повышение с января 2002 г. процентной ставки по депозитам, привлекаемым Банком России, на 0,5-1%-ный пункт в зависимости от сроков привлечения. На 2005 г. уровень процентных ставок по этим операциям Банка России находится в диапазоне 3-12% годовых в зависимости от сроков привлечения средств. Банк России в 2005 г. продолжил использовать в необходимых случаях депозитные операции с кредитными организациями-резидентами в валюте Российской Федерации для регулирования уровня ликвидности средств банковской системы в краткосрочном и среднесрочном периодах. Указанные операции осуществляются с помощью системы «Рейтерс-Дилинг» и системы электронных торгов ММВБ. В первую очередь рассматривается вопрос о внедрении Системы электронных торгов ММВБ при проведении депозитных операций на условиях «до востребования». Указанными операциями Банк России регулирует не только краткосрочную ликвидность банков, но и применяет этот инструмент для регулирования ликвидности в среднесрочном периоде.

Банк России и в дальнейшем будет обращаться к депозитным операциям как инструменту оперативного изъятия излишней ликвидности банковской системы в случае возникновения ее избытка для повышения сбалансированности спроса и предложения в различных секторах финансового рынка.

Процентная политика Банка России представляет собой рыночный механизм непосредственного воздействия на ликвидность кредитных институтов посредством изменений стоимости кредитов рефинансирования, что косвенно оказывает влияние на экономику страны в целом.

Коридор процентных ставок, устанавливаемых Банком России по своим операциям (верхнюю и нижнюю границы которого определяют ставки по кредитам «овернайт» и краткосрочным депозитам, соответственно), в 2005 г. заметно сузился по сравнению с предыдущими годами. При этом средний уровень стоимости краткосрочных денежных ресурсов, задаваемый коридором процентных ставок, имеет тенденцию к снижению, что создает условия для формирования позитивных инфляционных ожиданий, последовательного снижения уровня процентных ставок по кредитам банков нефинансовым заемщикам и большей доступности кредитных ресурсов для реального сектора экономики.

Как изложено в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2005 и 2006 годы, система инструментов денежно-кредитного регулирования должна, с одной стороны, обеспечивать стабильность денежного рынка, а с другой ¾ стимулировать кредитные организации к более эффективному управлению собственной ликвидностью.

В этих целях Центральный банк Российской Федерации регулярно информировал кредитные организации о состоянии ликвидности банковского сектора: на ежедневной основе (по состоянию на начало дня) он публиковал данные об остатках средств на корреспондентских и депозитных счетах кредитных организаций в Банке России, о задолженности по операциям обратного модифицированного РЕПО (ОМР) с кредитными организациями, а также о сальдо операций Банка России с банковским сектором по предоставлению и абсорбированию ликвидности со сроками исполнения, приходящимися на текущий день. Кроме того, на ежемесячной основе Банк России публиковал графики еженедельных депозитных аукционов, аукционов ОМР и ломбардных кредитных аукционов и их итоги.

В рамках реализации вариантов социально-экономического развития, характеризуемых возможностью роста свободной ликвидности, роль процентных ставок будет ограничена при сохраняющемся режиме управляемого плавающего курса рубля.

В этих условиях изменение процентных ставок по операциям Банка России призвано содействовать, с одной стороны, стерилизации свободной ликвидности в необходимых объемах, а с другой ¾ ограничению роста рыночных процентных ставок.

В ситуации заметного снижения уровня ликвидности и активного использования инструментов рефинансирования роль процентных ставок при проведении денежно-кредитной политики может возрасти. В таких условиях потребуется поддержание процентных ставок на уровне, который, с одной стороны, способствовал бы предотвращению оттока капитала из страны, а с другой ¾ не препятствовал бы кредитованию реального сектора экономики.

Банку России для реализации поставленной задачи на период до 2010 г. ¾ перехода в среднесрочной перспективе к системе управления, опирающейся преимущественно на процентные ставки, необходимо будет совместно с Правительством Российской Федерации проводить целенаправленную работу по формированию единого эффективно функционирующего внутреннего денежного рынка, операции на котором будут одинаково доступны для широкого круга участников, по снижению транзакционных издержек и уровня рыночных рисков, развитию рыночной инфраструктуры. Решение этих задач является одной из ключевых предпосылок для изменения роли процентных ставок по операциям Банка России в их воздействии на рыночные процентные ставки.

В 2006 г. последовательное снижение ставки рефинансирования Банка России сохраняется. Ныне она определяет уровень процентных ставок только по кредитам «овернайт» и по операциям «валютный своп». При этом основная сумма денежных средств предоставляется кредитным организациям на аукционной основе (аукционы прямого РЕПО, ломбардные кредитные аукционы). Процентные ставки по указанным инструментам денежно-кредитного регулирования в настоящее время составляют 6-7,5% годовых. Вместе с тем в своей процентной политике кредитные организации ориентируются на уровень ставки рефинансирования. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством ставка рефинансирования, устанавливаемая Банком России, используется при расчете штрафов и пени, ставок налогов, а также налогооблагаемой базы по налогу на прибыль корпораций. Представляется, что необоснованное изменение ставки рефинансирования может дать неправильные ориентиры кредитным организациям в их процентной политике и привести к диспропорциям в налоговой сфере.

В ситуации дальнейшего снижения инфляции, проведения сбалансированной денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, а также конкурентного развития системы финансового посредничества в условиях снижающихся рисков и роста информационной прозрачности заемщиков можно прогнозировать дальнейшее постепенное понижение рыночных процентных ставок по кредитам предприятиям нефинансового сектора экономики. В то же время, по-видимому, сохранится дифференциация кредитных ставок по регионам, обусловленная различным уровнем развития региональных рынков банковских услуг и неодинаковым качеством их конкурентной среды.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 505; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.240.142 (0.013 с.)