Организация регулирования эмиссионно-кассовых операций Банком России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация регулирования эмиссионно-кассовых операций Банком России



О значимости центрального банка как эмиссионного центра свидетельствует наличие в каждом из них специальных подразделений, которые осуществляют непосредственно эмиссионно-кассовую работу, таких, как:

¨ Управление денежно-кредитного регулирования в рамках Сводного экономического департамента и Управление денежного анализа и прогнозирования Департамента исследований и информации; Департамент платежных систем и расчетов;

¨ Департамент эмиссионно-кассовых операций;

¨ Центральное хранилище Банка России (обособленное подразделение);

¨ Управления (отделы) эмиссионно-кассовых операций в территориальных подразделениях Банка России;

¨ Отделы кассовых операций в РКЦ.

Основные задачи деятельности первых трех структурных подразделений обусловлены необходимостью макроэкономического анализа состояния собственно денежной сферы экономики. В рамках этих задач и в целях обеспечения четкого, бесперебойного и оперативного выполнения эмиссионных операций:

¨ изучается состояние наличного денежного оборота, проходящего через кассы банков, изменение его структуры в Российской Федерации, и разрабатываются предложения по совершенствованию банковского регулирования наличной денежной массы;

¨ анализируются изменения в направлениях использования денежных доходов населения и источниках их формирования, причины этих изменений, их влияние на состояние наличного денежного оборота, готовятся соответствующие выводы и предложения;

¨ осуществляются расчеты объема наличной денежной массы в обороте, скорости обращения наличных денег и их возврата в кассы кредитных организаций;

¨ составляются расчеты прогноза наличного денежного оборота, оцениваются размеры эмиссии наличных денег в целом по Российской Федерации и определяется порядок разработки расчетов прогноза наличного денежного оборота территориальными учреждениями Банка России и кредитными организациями;

¨ разрабатываются предложения об изменении действующего лимита остатка оборотной кассы в целом по Российской Федерации, устанавливаются указанные лимиты территориальным учреждениям Банка России;

¨ изучается влияние на состояние денежного обращения в Российской Федерации расходования юридическими лицами средств на зарплату и выплаты социального характера;

¨ анализируется статистическая и бухгалтерская отчетность, характеризующая состояние наличного денежного оборота в Российской Федерации и ее регионах;

¨ разрабатываются предложения по совершенствованию составляемой учреждениями Банка России и кредитными организациями отчетности о кассовых оборотах, о состоянии расчетов по зарплате и выплатам социального характера;

¨ разрабатываются проекты нормативных актов Банка России по вопросам организации наличного денежного оборота.

Задачами Департамента эмиссионно-кассовых операций Банка России являются:

¨ проведение политики Банка России в области обращения наличных денежных знаков в РФ;

¨ разработка методологии и организация кассовой работы в учреждениях Банка России и кредитных организациях;

¨ обеспечение платежного оборота денежными знаками.

Для решения возложенных на него задач Департамент эмиссионно-кассовых операций Банка России:

¨ составляет прогноз объема и организует производство банкнот и монеты, обеспечивает создание запасных фондов банкнот и монеты, организацию их перевозки и хранения;

¨ анализирует покупюрное строение денег, находящихся в обращении и резервных фондах, и обеспечение налично-денежного оборота банкнотами и монетой соответствующих купюр и достоинств;

¨ разрабатывает направления совершенствования организации и учета операций по выпуску денег в обращение;

¨ определяет порядок совершенствования кассовых операций в учреждениях Банка России и кредитных организациях;

¨ устанавливает признаки платежеспособности денежных знаков, определяет порядок замены поврежденных банкнот и монеты, изъятие из обращения ветхих денежных знаков и их уничтожение;

¨ осуществляет организацию экспертизы денежных знаков Банка России и иностранных государств;

¨ разрабатывает предложения по выпуску в обращение памятных монет из драгоценных и недрагоценных металлов, организует их изготовление и выпуск в обращение;

¨ разрабатывает проекты нормативных актов Банка России по вопросам организации наличного денежного оборота, входящим в компетенцию Департамента.

Центральное хранилище Банка России бесперебойно обеспечивает расчетно-кассовые центры банкнотами и монетой. Центральное хранилище Банка России является обособленным подразделением, режимным объектом особой государственной важности. Центральное хранилище организационно состоит из Дирекции Центрального хранилища Банка России и межрегиональных хранилищ с подразделениями безопасности и перевозки.

Основная деятельность Центрального хранилища Банка России осуществляется непосредственно под руководством Департамента эмиссионно-кассовых операций по направлениям:

¨ хранение, учет и контроль запаса драгоценных металлов Банка России;

¨ прием, хранение, учет, экспертиза, пересчет и уничтожение банкнот, монеты, других ценностей, а также их выдача по распоряжению Департамента эмиссионно-кассовых операций Банка России;

¨ перевозка ценностей спецвагонами, спецавтомобилями, воздушным и водным транспортом;

¨ прием поврежденных банкнот на экспертизу, их хранение и принятие решения об утилизации;

¨ проверка качества изготовления денежных знаков;

¨ выполнение других операций с ценностями по поручению Банка России.

Управления (отделы) эмиссионно-кассовых операций в территориальных подразделениях Банка России прогнозируют потребности соответствующего региона в наличных деньгах и организуют их обращение.

Расчетно-кассовые центры Банка России в рамках регулирования эмиссионно-кассовых операций осуществляют:

¨ кассовое обслуживание кредитных организаций (прием и выдача ценностей из резервных фондов и учет эмиссионных операций, прием и выдача наличных денег кредитным организациям и другим юридическим лицам, обработка денежной наличности);

¨ хранение наличных денег и других ценностей, совершение операций с ними и обеспечение их сохранности;

¨ учет и контроль кассовых операций органов государственной власти, органов местного самоуправления, счетов бюджетов всех уровней и органов Казначейства, государственных внебюджетных фондов;

¨ организацию в регионе денежного оборота;

¨ участие в составлении баланса денежных доходов и расходов населения;

¨ разработку и представление в территориальное учреждение прогноза кассовых оборотов;

¨ установление предельных остатков денежной наличности в операционных кассах кредитных организаций, других юридических лиц;

¨ контроль за достоверностью отчетности о кассовых оборотах;

¨ составление на основе данных кредитных организаций календаря выдач денег на оплату труда и представление его в ТУ;

¨ проверку в кредитных организациях порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью.

При организации и регулировании собственных эмиссионно-кассовых операций центрального банка особое значение имеет прогнозирование потребности хозяйственного оборота в наличных деньгах.

В современных условиях в отношении налично-денежной эмиссии отказались от разделения кассового и денежно-кредитного планирования и перешли к анализу и прогнозированию состояния денежного обращения по денежным параметрам, которые дают представление о динамике совокупного денежного оборота и необходимости выпуска денег в обращение.

Прогнозирование потребности хозяйственного оборота в денежных средствах осуществляется путем установления контрольных цифр минимальных и максимальных границ прироста денежной массы.

Центральный банк Российской Федерации использует экономико-математические модели функций спроса и предложения денег и дает оценку оптимальной на данном этапе емкости совокупного денежного оборота и потенциального предложения денег. Плановые показатели лимитов по объему выпуска наличных денег в обращение отдельно не устанавливаются. Банк России при осуществлении эмиссионных операций исходит из потребностей хозяйственного оборота и государства в денежных средствах.

В настоящее время Главные управления (Национальные банки) Банка России получают подкрепления денежной наличностью, поступающей через филиалы Центрального хранилища по мере необходимости. Причем порядок операций подкрепления учреждений Банка России через региональные резервные фонды и порядок получения наличности через филиалы Центрального хранилища аналогичны.

Центральный банк создает свои ресурсы в виде наличных денег в обороте двумя методами. Первый ¾ когда деньги из забалансовых хранилищ его учреждений приходуются на его балансе, т. е. перемещаются в оборотные кассы. Отсюда наличные деньги уходят в обращение. Выдача денег из оборотных касс производится в пределах остатков на корреспондентских счетах коммерческих банков или счетах других клиентов Центрального банка Российской Федерации. Эти остатки при необходимости образуются за счет кредитов, выдаваемых системой Банка. Этот метод свидетельствует о налично-денежной, т. е. банкнотной, эмиссии. О втором методе речь идет тогда, когда Банк России увеличивает свои кредитные вложения посредством выдачи ссуд, повышающих остатки средств на счетах. Здесь следует говорить о депозитной эмиссии. Депозитная эмиссия предшествует банкнотной, ибо учреждение Центрального банка (РКЦ) не может выдать деньги из оборотной кассы коммерческому банку или другому своему клиенту, если у них на счетах нет соответствующего остатка в форме безналичных денег.

Таким образом, эмитируемые Центральным банком деньги ¾ создаваемые им ресурсы ¾ в обоих случаях носят кредитный характер.

В соответствии с Положением Банка России от 5 января 1998 г. № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» все организации, предприятия, учреждения обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах. Денежная наличность сдается непосредственно в кассы учреждений банков или на договорных условиях инкассаторским службам для последующего зачисления на счета этих предприятий.

Налично-денежную эмиссию ¾ выпуск наличных денег в обращение и обратный процесс ¾ изъятие денег из обращения следует рассматривать как ограниченные только часами работы банковской системы непрерывные разнонаправленные потоки, различающиеся по интенсивности. Эмиссия (изъятие) определяется как разность сумм (сальдо оборотом) по выпуску и изъятию денег из обращения за определенный период времени на дату окончания периода, т. е. прирост (уменьшение) соответствующей денежной массы.

При организации налично-денежной эмиссии используются следующие основные агрегаты аналитических счетов банковского сектора и основные агрегаты аналитических счетов органов денежно-кредитного регулирования.

Денежная масса М2 (по методологии денежного обзора) ¾ наличные деньги в обращении М0, остатки средств резидентов Российской Федерации (предприятий, организаций (кроме кредитных), физических лиц-предпринимателей и населения) на расчетных, текущих, депозитных и иных счетах до востребования (в том числе счетах для расчетов с использованием пластиковых карт), открытых в кредитных организациях в валюте Российской Федерации, их срочные депозиты в валюте Российской Федерации и все депозиты в иностранной валюте;

Наличные деньги в обращении М0 ¾ выпущенные в обращение Банком России наличные деньги за исключением сумм наличности, находящейся в кассах Банка России и кредитных организаций.

Резервные деньги ¾ выпущенные в обращение Банком России наличные деньги, остатки на счетах обязательных резервов, депонируемых кредитными организациями в Банке России, на корреспондентских счетах, и остатки других средств кредитных организаций (включая банки с отозванной лицензией) на счетах в Банке России, вложения кредитных организаций в облигации Банка России, а также депозиты до востребования нефинансовых предприятий и организаций, обслуживающихся в Банке России в соответствии с действующим законодательством.

Выпуск наличных денег в обращение складывается из нескольких этапов:

¨ составление прогноза потребности в наличной денежной массе для бесперебойного совершения расчетов;

¨ изготовление денежных знаков и их защита от подделок;

¨ организация резервных фондов денежной наличности;

¨ транспортировка денежной наличности в регионы;

¨ собственно выпуск денег в обращение.

Составление прогноза потребности в наличной денежной массе для бесперебойного совершения расчетов базируется на прогнозе кассовых оборотов на квартал в областях, краях, республиках и в целом по Российской Федерации. На основе прогноза кассовых оборотов определяется:

¨ объем поступления наличных денег;

¨ источники поступления наличных денег в кассы коммерческих банков;

¨ направления выдачи наличных денег;

¨ собственно потребность в выпуске или изъятии наличных денег из обращения.

Прогноз кассовых оборотов составляется кредитными организациями ежеквартально по источникам поступлений и направлениям выдачи средств (см. Приложение 1).

После составления кредитной организацией прогнозных расчетов по приходу и расходу наличных денег итог сообщается в РКЦ, в котором открыт корреспондентский счет, за 14 дней до начала прогнозируемого периода.

Расчетно-кассовые центры используют расчеты для составления прогнозов по подкреплению оборотной кассы. В случае превышения расхода над приходом осуществляется выпуск наличных денег в оборот, при превышении прихода над расходом ¾ их изъятие.

Расчетно-кассовые центры обобщают информацию и за 7 дней до начала квартала сообщают в территориальное учреждение Банка России, в котором, соответственно, обобщается информация, поступившая от РКЦ. На этой основе составляется прогноз кассовых оборотов и эмиссионный результат соответствующего региона, которые учитываются при составлении планов подкрепления наличными деньгами резервных фондов РКЦ.

Структурные подразделения центрального аппарата Банка России обобщают прогнозы кассовых оборотов, поступившие от территориальных учреждений, и с учетом направлений государственной денежно-кредитной политики, темпов инфляции, мер по стабилизации денежного обращения составляют сводный расчет потребности в наличных деньгах.

На основе этих прогнозов формируется заказ предприятиям ГПО «Гознак» на изготовление денежных знаков с указанием количества и покупюрного строения.

ГПО «Гознак», в состав которого входят Ленинградская и Краснокамская бумажные фабрики, Московская, Пермская и Ряжская печатные фабрики, Московская типография, Московский и Ленинградский монетные дворы, находится в подчинении Министерства финансов Российской Федерации. Поэтому все взаимоотношения Банка России с этим государственным производственным объединением по вопросам изготовления денежных знаков строятся на договорной основе, а сама изготовленная на предприятиях «Гознака» «продукция» оплачивается Банком России с учетом всех производственных затрат по ценам, утвержденным ГПО «Гознак» и согласованным с Банком России.

Затем билеты упаковываются в пачки в соответствии с Правилами упаковки, приема, выдачи, пересчета и хранения банкнот Банка России для вывоза с предприятий ГПО «Гознак» в Центральное хранилище Банка России и его филиалы.

Следующим этапом выпуска наличных денег в обращение является организация резервных фондов денежной наличности. Резервные фонды ¾ это запас банкнот и монеты для последующего выпуска их в хозяйственный оборот через оборотные кассы. Денежные знаки, находящиеся в резервных фондах, не считаются деньгами, выпущенными в оборот.

Для обеспечения бесперебойного подкрепления денежной наличностью соответствующих РКЦ создаются региональные резервные фонды, которые находятся в исключительном ведении Банка России и совершают все операции по распоряжению Департамента эмиссионно-кассовых операций.

Транспортировка денежной наличности в регионы является следующим этапом выпуска наличных денег в хозяйственный оборот. Правильная организация транспортировки имеет для нашей страны особое значение в связи с огромной территорией и неравномерностью территориального распределения денежных потоков.

Распоряжение на доставку наличности в соответствующие регионы страны выписывается Департаментом эмиссионно-кассовых операций после определения прогноза потребности в денежной наличности по регионам.

Доставка наличных денег с ГПО «Гознак» происходит:

¨ через филиал Центрального хранилища Банка России;

¨ через региональные резервные фонды Банка России;

¨ непосредственно в территориальные учреждения Банка России.

Собственно выпуск наличных денег в хозяйственный оборот осуществляется в дальнейшем при выдаче подкреплений операционным кассам коммерческих банков. РКЦ Банка России обязаны удовлетворять потребность коммерческих банков в необходимой сумме и купюрном составе, удобном коммерческому банку для кассового обслуживания своих клиентов. Но для своевременной выдачи подкреплений операционным кассам коммерческих банков необходимым является, во-первых, представление заявки на получение подкрепления и, во-вторых, наличие соответствующей суммы на корреспондентском счете коммерческого банка в данном РКЦ.

Заявки на получение подкрепления операционной кассы коммерческого банка составляются на основе таких критериев, как объем денежной наличности, возможности банка по хранению и перевозке наличности.

Для приема от коммерческих банков излишней наличности также необходима предварительная заявка на сдачу наличных денег в РКЦ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2036; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.200.180 (0.026 с.)